УДК 342.95 DOI 10.24411/2687-0185-2020-10032
ББК 67.401.14
© Т.В. Шевченко, 2020 Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, И СПОСОБАХ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Татьяна Владимировна Шевченко,
заместитель командира 582 учебного взвода 2 курса международно-правового факультета Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научный руководитель: Соломатина Екатерина Александровна, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат юридическиз наук, доцент
Аннотация. В статье рассматриваются причины антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел на примере их личной профессиональной деформации. Выявляются наиболее значимые проблемы. Ставится вопрос об актуальности поиска комплекса мер, способствующих повешению законности в реализации сотрудниками ОВД своих должностных полномочий. Как обучающийся в образовательной системе МВД России автор предлагает поиск путей совершенствования антикоррупционной политики органов внутренних дел.
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, коррупция, причины коррупционного поведения, преодоление негативных факторов, борьба с коррупцией.
TO THE QUESTION OF THE REASONS THAT CONTRIBUTE TO THE PRESERVATION OF CORRUPT BEHAVIOR OF AN EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES, AND WAYS TO OVERCOME THEM
Tatyana Vladimirovna Shevchenko,
Deputy commander of 582 training platoon 2 courses of the International law faculty The Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia of V.Ya. Kikot
E-mail: [email protected] Scientific supervisor: Ekaterina Solomatina, associate Professor of the Department administrative law Moscow University of the MIA of Russia them. V. J. Kikot , Ph. D., associate Professor
Abstract. The article considers the reasons for anti-corruption behavior of employees of internal Affairs bodies on the example of their personal professional deformation. The most significant problems are identified. The question is raised about the relevance of the search for a set of measures that contribute to the suspension of legality in the implementation of their official powers by police officers. As a student in the educational system of the Ministry of internal Affairs of Russia, the author offers a search for ways to improve the anti-corruption policy of internal Affairs bodies.
Keywords: employees of bodies of internal Affairs, corruption, causes of corruption, the overcoming of negative factors, the fight against corruption.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Шевченко Т.В. К вопросу о причинах, способствующих сохранению коррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел, и способах их преодоления. Криминологический журнал. 2020;(2):56-61.
Отношение сотрудника органов внутренних дел к коррупции как таковой и собственное его поведение на службе в обстановке множества соблаз-
56
нов и рисков в значительной степени определяется его личностными качествами и уровнем образования. Сталкиваясь с давлением в ходе выполнения
№ 2/2020
Криминологический журнал
служебных функций или представляя какое-либо подразделение, сотрудник может выбирать собственную модель поведения в данных обстоятельствах. Однако, если даже не принимать во внимание внешние факторы, в своей совокупности влияющие на состояние коррупции в стране, то стоит рассмотреть личные качества должностного лица органа внутренних дел, связанные с его предрасположенностью к нарушению законности и превышения своих служебных обязанностей.
Любая работа с особыми полномочиями, при которой на исполнителя оказывается сильное давление, может побудить человека к использованию таких полномочий в личных целях. Но эта переменная приобретает другой оттенок, если она накладывается на те черты личности, которые могут представлять риск хотя бы потому, что они уже есть или формируются под внешним воздействием в ходе служебной деятельности. Сотрудник может стать коррумпированным в результате имеющихся порочных страстей (наркомания, азартные игры и т.д.), из-за близких отношений личного свойства, например с информатором или приятелем-теневиком, и из-за множества других причин.
Негативное воздействие внешней среды на профессиональную деформацию сотрудника полиции со временем отражаются на изменении его поведения, образе жизни и возможностью участия в преступном сговоре.
Последние исследования нравственно-психологической характеристики сотрудников органов внутренних дел, совершивших коррупционные деяния, показывают глубокие изменения и деформации их нравственно-психологического облика. Высокая текучесть кадрового состава и некомплект органов внутренних дел стали причинами того, что на службу в ОВД принимаются лица лишь формально удовлетворяющие необходимым требованиям (служба в армии, отсутствие судимости и т. п.) поэтому «облик сотрудника органов внутренних дел» продолжает оставаться, по мнению населения страны, особо коррумпированным звеном государственной службы.
Изучение морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел показывает, что среди сотрудников ОВД проявляются тенденции неудовлетворенности своим социальным статусом.
Лишь 15-17 % сотрудников ОВД видят реальную перспективу продвижения по службе. Около 20 % опрошенных лиц изъявили желание перейти на другую работу1. Все чаще сотрудники органов внутренних дел рассматривают место службы как инструмент повышения своего благосостояния. Типичным поведением становится использование сотрудниками ОВД преимуществ статуса своей службы. Так, в ходе исследования 60 % осужденных сотрудников органов внутренних дел отметили, что в период службы использовали служебное положение для помощи родственникам, знакомым. Таким образом, если проводить честные опросы и анкетирования сотрудников, то можно наблюдать опасную тенденцию нравственной деформации сотрудников ОВД.
Мировоззренческие позиции значительной части сотрудников ОВД характеризуются неверием в законность, справедливость. Характерным в этой связи является ответ сотрудников ОВД на вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением, что все в нашей стране и в этой жизни продается и покупается». Полностью или частично с этим согласно большинство опрошенных сотрудников органов внутренних дел (83 %); отрицательно ответили лишь 6 % участвующих в опросе, остальные затруднились ответить2.
Невысоко оценивают сотрудники и эффективность борьбы с коррупцией в ОВД. Положительно по этому поводу высказался лишь каждый десятый, при этом 46 % респондентов указали, что борьба с коррупцией в ОВД ведется неэффективно, а 18 % отметили, что борьба коррупционными проявлениями вообще не осуществляется. Как результат этих настроений в успех борьбы с коррупцией в органах внутренних дел верят только чуть более трети лиц, участвовавших в исследовании (32 %); вообще не верят в успешность таких действий 28 % опрошенных, 40 % респондентов затрудняются ответить на этот вопрос3. Неудивительно, что на этом фоне сре-
1 Гапонова Д.А. Нравственно-психологические аспекты как фактор противодействия с коррупцией в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] — URL: https://xn--80aeikni2bc1d.23.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/6759001?year=2020& month=4&day=4 (дата обращения 21.06.2020).
2 Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел: Курс лекций. — М.: ДГСКМВДРоссии, 2011. С. 118.
3 Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России // Российская юстиция. 2010. № 4. С. 45.
ди ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел превалируют явно эгоистические, материальные потребности. Так, одним из основных факторов, влияющих на совершение коррупционных преступлений, по мнению большинства сотрудников ОВД (67 %), является низкая заработная плата1.
Следовательно, можно констатировать, что среди сотрудников органов внутренних дел и внутри их служебной профессиональной ориентации растет настроение правового нигилизма, формирующийся на основании собственных представлений о законности и справедливости. Сложная общая политическая ситуация в стране, низкий уровень социальной защищенности сотрудника ОВД, специфика оперативной обстановки позволяют как основные факторы влиять на внутренную мотивацию отдельных сотрудников ОВД «компенсировать» свои затраченные ресурсы посредством коррупционного элемента.
Избавиться от коррупции невозможно, но это не значит, что с ней не надо бороться. Антикоррупционные механизмы могут быть различными — в зависимости от структуры и размеров организации. Чем сложнее система, тем значительней должны быть задействованы в ней антикоррупционные мероприятия. К мерам, упреждающим коррупционное поведение сотрудников ОВД, можно отнести следующие: повышение функционирования управления собственной безопасности2, необходимость совершенствования механизма работы с обращениями граждан, содержащими сообщения о фактах коррупции сотрудников ОВД, проведение более тщательного отбора кадров, внедрение системы конкурсного замещения руководящих должностей, осуществление контроля за служебной деятельностью сотрудников ОВД и др.
Для того чтобы предотвратить поступление в органы внутренних дел лиц с коррупционным потенциалом, необходимо усовершенствовать по-
1 Соломатина Е.А. Методика преподавания курса «Предупреждение коррупции в ОВД и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и работников ОВД» у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2018. № 2. С. 47.
2 Например, см. Христофоров В.С. Меры обеспечения
собственной безопасности в полицейских подразделениях США // Вестник МВД России. 2000. № 4 — 5. С. 40.
рядок проверки кандидатов на службу. Для этого требуется сбор более полной информации, индивидуальная работа психологов. Если кандидат на службу в органы внутренних дел имеет стаж работы в какой-либо гражданской организации, инспектор отдела кадров должен осуществить сбор характеризующего материала лично. При этом требуется ввести административную либо дисциплинарную ответственность за дачу заведомо ложной характеристики на кандидата, в частности при переводах внутри системы МВД. По окончании срока стажировки в личном деле стажера должна быть характеристика от наставника. Ответственность за дачу заведомо ложной характеристики сократит возможность принятия на службу либо перевод сотрудника, отрицательно зарекомендовавшего себя.
О тщательности отбора кадров может свидетельствовать практика комплектования московского уголовного розыска в 20-30 гг. ХХ века. Из числа кандидатов принималось не более 10-15%. Подбор кадров осуществлялся весьма принципиально и гласно. Списки кандидатов на службу вывешивались в клубах и цехах с тем, чтобы рабочие и крестьяне могли гласно или анонимно узнать негативные стороны личности поступающих на службу в милиции. Отзывы трудящихся служили основным критерием достоинства принятых на службу мили-ционеров3.
Одним из эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе органов внутренних дел может быть ротация кадров, перераспределение должностных обязанностей, например, каждые 2-3 года, а также установление специальных мер дисциплинарной ответственности для руководителей органов внутренних дел, которые бездействуют в вопросах борьбы с коррупцией среди вверенного личного состава.
Важным направлением в предупреждении и пресечении коррупции в органах внутренних дел являются правильно организованные служебные проверки, поводом для проведения которых в настоящее время являются в основном конкретные сигналы на отдельных сотрудников или ставшие
3 Косицын А.П.,Биленко С.В. Советская милиция: история и современность (1917-1987) / Под ред. A.B. Власова. М.: Юридическа-ялитература,1987. С. 125.
очевидными факты допущенных правонарушений. Целесообразно проводить проверки в инициативном порядке, в частности, тех лиц, которые живут явно не по средствам. Под особым контролем руководителей органов внутренних дел и служб собственной безопасности должны находиться сотрудники, занимающие должности, связанные с распоряжением материально-денежными средствами, выдачей лицензий1.
Кроме того, следует поддержать идею многих авторов о том, необходимо провести на региональном уровне эксперимент: значительно повысить зарплату сотрудникам ОВД при уменьшении их численности. Но они должны взять на себя систему обязательств: навести порядок на рынках, избавить предпринимателей от поборов, граждан — от мздоимства чиновников всех мастей. За нарушение своих обязанностей, проявленную нерадивость следует увольнять без права поступления на государственную службу2.
Для участковых уполномоченных необходимо проведение переаттестаций по итогам работы в течение года, в которых должно учитываться мнение населения обслуживаемого участка.
В качестве показателя работы органов внутренних дел ведущую роль должно играть общественное мнение. Особенно этот показатель важен в оценке работы таких служб как: патрульно-постовой, службы участковых уполномоченных, ГИБДД. Сотрудники данных служб по роду своей деятельности постоянно контактируют с населением. Соответственно, имеет смысл в качестве критерия оценки деятельности указанных подразделений ввести сбор информации у граждан, проживающих и работающих на обслуживаемом участке3.
В развитие осуществляемых действий по оздо-
1 Лештаев А.А., Соломатина Е.А. К вопросу о контроле за деятельностью МВД России /В сборнике: Правопорядок в России: проблемы совершенствования сборник научных статей Всероссийской конференции. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2017. С. 650.
2 Административное право: учебник для бакалавриата, специ-алитета и магистратуры / Под общей редакцией А.В. Зубача. Сер. Бакалавр. Специалист. Магистр. Москва, 2019. С. 367.
3 Денисов Н.Л., Соломатина Е.А. Воспитательная работа как средство профилактики коррупционных проявлений и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел / В сборнике научных статей «Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Редколегия: А.Н. Подчерняев и др. Орел, 2017. С. 27.
ровлению ситуации предлагаем рассмотреть вопрос о принятии, в частности, следующих мер:
• организовать работу по выявлению наиболее острых коррупционных проявлений по всем линиям деятельности органов внутренних дел России, во всех подразделениях, среди личного состава по всей вертикали;
• проводить указанную работу не от случая к случаю, а постоянно, придавая ей как сугубо профессиональный, так и воспитательный, морально-этический характер с профилактическим уклоном;
• разработать и ввести в действие служебные инструкции и другие нормативные предписания, которые обеспечили бы расширение возможностей обнаружения коррумпированных сотрудников, проведение превентивных мер воздействия на ту категорию работников, которые близки к совершению противоправных деяний коррупционного свойства, а также пресечение негативных явлений;
• в основу антикоррупционных мероприятий заложить элементы служебного, материального, морального, общественного воздействия, способные существенным образом изменить в положительную сторону прежде всего мотивацию поведения сотрудников;
• создавать и всемерно усиливать в подразделениях органов внутренних дел России атмосферу осуждения и неприятия проступков коррупционного характера. Для этого желательно стремиться к таким нововведениям и изменениям, которые вели бы к оздоровлению обстановки, утверждали стереотипы порядочности в профессиональном и поведенческом отношении.
Одним из основных шагов в деле борьбы с коррупцией является совершенствование в этом отношении уголовной политики, главной идеей которой должна быть неотвратимость наказания. Полагаем следует восстановить в полном объеме институт конфискации имущества, полученного преступным путем. К одной из мер профилактического воздействия, влияющих на уровень распространения коррупции в органах внутренних дел, можно отнести
деятельность государственных средств массовой 6.
информации, которая должна быть направлена на формирование у граждан позитивного мнения о деятельности органов государственной власти и управления, включая правоохранительные органы.
Существующая проблема борьбы с коррупцией в органах внутренних дел не может быть решена только внутренними антикоррупционными меха- 7. низмами. Необходимо планомерное проведение комплекса мероприятий, направленных на борьбу с этими опасными преступлениями Министерством внутренних дел, государственными органами, общественностью, средствами массовой информации.
Литература
1. Административное право: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Под общей редакцией А.В. Зубача. Сер. Бакалавр. Специалист. Магистр. Москва,
2019. С. 367. 9.
2. Гапонова Д.А. Нравственно-психологические аспекты как фактор противодействия с коррупцией в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] — URL: https://xn--80aeikni2bc1d.23. xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/6759001?yea r=2020&month=4&day=4 (дата обращения 1. 21.06.2020).
3. Денисов Н.Л., Соломатина Е.А. Воспитательная работа как средство профилактики коррупционных проявлений и формирова- 2. ния антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел
/ В сборнике научных статей «Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Редколегия: А.Н. Подчерняев и др. Орел, 2017. С. 23-30. 3.
4. Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России // Российская юстиция. 2010. № 4. С. 44-47.
5. Косицын А.П.,Биленко С.В. Советская милиция: история и современность (19171987) / Под ред. A.B. Власова. М.: Юриди-ческаялитература,1987. С. 253.
Лештаев А.А., Соломатина Е.А. К вопросу о контроле за деятельностью МВД России /В сборнике: Правопорядок в России: проблемы совершенствования сборник научных статей Всероссийской конференции. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2017. С. 646-651. Соломатина Е.А. Методика преподавания курса «Предупреждение коррупции в ОВД и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и работников ОВД» у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2018. № 2. С. 44-48. Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел: Курс лекций. — М.: ДГСК МВД России, 2011. С. 248. Христофоров В.С. Меры обеспечения собственной безопасности в полицейских подразделениях США // Вестник МВД России. 2000. № 4 — 5. С. 39-48.
References
Administrative law: a textbook for undergraduate, specialist and graduate programs / Edited by A.V. Tooth. Ser. Bachelor. Specialist. Master. Moscow, 2019.P. 367. Gaponova D.A. Moral and psychological aspects as a factor in combating corruption in the internal affairs bodies of the Russian Federation [Electronic resource] - URL: https: //xn--80aeikni2bc1d.23.xn--b1aew.xn--p1ai/ news/item/6759001? Year = 2020 & month = 4 & day = 4 (date of treatment 06.21. Denisov N.L., Solomatina E.A. Educational work as a means of preventing corruption and the formation of anti-corruption behavior of employees and employees of internal affairs bodies / In the collection of scientific articles "Moral and psychological support of operational and service activities of internal affairs bodies. Editorial Board: A.N. Podchernyaev et al. Orel,
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
2017.S. 23-30.
4. Karpovich O.G. Topical issues of combating corruption in Russia // Russian Justice. 2010. No. 4. S. 44-47.
5. A.P. Kositsyn, S.V. Bilenko Soviet militia: history and modernity (1917-1987) / Ed. A.B. Vlasov. Moscow: Legal Literature, 1987. P. 253.
6. Leshtaev A.A., Solomatina E.A. On the issue of control over the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia / In the collection: Legal order in Russia: problems of improvement collection of scientific articles of the All-Russian conference. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya. 2017.S. 646-651.
7. Solomatina E.A. Methods of teaching the
course "Prevention of corruption in the police department and the formation of anti-corruption behavior of police officers and employees" among cadets and students of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Criminal justice: problems of theory and practice. 2018.No. 2.P. 44-48.
8. Formation of skills and abilities of anticorruption behavior among employees and civil servants of internal affairs bodies: Course of lectures. - Moscow: DGSK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011.S. 248.
9. Khristoforov V.S. Measures to ensure their own security in the US police units // Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2000. No. 4 - 5. S. 39-48.
Конституционное право
россии
ДЕВЯТОЕ ИЗДАНИЕ
Конституционное право России. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. 671 с. Гриф МО РФ. Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» (Серия «Dura lex, sed lex»).
Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.
Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.