ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34.06 DOI 10.24411/2687-0185-2020-10024
© Н.Л. Денисов, 2020
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ВОПРОСЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Николай Леонидович Денисов,
доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: DenisovNL@yandex.ru
Аннотация. В рамках данной статьи автор указывает, что в настоящее время у сотрудников органов внутренних дел не достаточно полно и четко сформировалось представление об уголовно-правовой характеристики коррупционных преступлений. При этом имеются заблуждения относительно криминальности некоторых видов поведения, влекущих уголовную ответственность. Это приводит к значительному количеству привлекаемых сотрудников органов внутренних к ответственности за коррупционные преступления. Анализируются факторы, способствующие данным обстоятельствам. Делаются выводы о необходимости увеличения педагогического воздействия на обучающихся учебные заведения — будущих практических сотрудников МВД России. На основе формально-логического и социологического методов формулируются предложения по совершенствованию педагогической деятельности в рассматриваемой сфере. Целями статьи является выявление и демонстрация проблем в формировании антикоррупционного поведения на этапе получения высшего образования, а также определение основных направлений устранения установленных проблем.
Ключевые слова: коррупция, образование в вузах МВД России, педагогическое воздействие, уголовное право, предупреждение преступлений, ошибки в квалификации.
ISSUES OF STUDYING THE CRIMINAL LAW CHARACTERISTICS OF CORRUPTION CRIMES BY CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
Nikolai Leonidovich Denisov,
Associate Professor Department of Criminal Law Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya
Candidate of Law, Associate Professor E-mail: DenisovNL@yandex.ru
Abstract. In the framework of this article, the author points out that at present, the employees of the internal affairs bodies have not fully and clearly formed an idea of the criminal law characteristics of corruption crimes. At the same time, there are misconceptions regarding the criminality of certain types of behavior that entail criminal liability. This leads to a significant number of employees of internal organs being held accountable for corruption crimes. The factors contributing to these circumstances are analyzed. Conclusions are drawn about the need to increase the pedagogical impact on students of educational institutions — future practitioners of the Ministry of Internal Affairs of Russia. On the basis of the formal-logical and sociological methods, proposals are formulated to improve pedagogical activity in this field. The objectives of the article are to identify and demonstrate problems in the formation of anti-corruption behavior at the stage of higher education, as well as to identify the main directions for eliminating established problems.
Keywords: corruption, education at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, pedagogical impact, criminal law, crime prevention, errors in qualifications
Otation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Денисов Н.Л. Вопросы изучения курсантами и слушателями образовательных организаций системы МВД России уголовно-правовой характеристики коррупционных преступлений. Криминологический журнал. 2020;(2):21-5.
Постановка проблемы. Официальная статистика показывает, что сотрудники органов внутренних дел России составляют существенную долю лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений. При этом значительное количество данных преступлений носит характер небольшой или средней тяжести. А сами привлекаемые к ответственности сотрудники порой не предполагают устойчивой направленности в до криминальном поведении. Причинами совершения ими преступлений было, в том числе, и заблуждение относительно противоправности их поведения.
Анализ последних исследований и публикаций. Следует отметить, что проводимые исследования по проблеме преступного поведения сотрудников органов внутренних [1,2] как правило рассматривали причины коррупционного поведения исключительно исходя из специфики условий деятельности сотрудников органов внутренних дел. Как в нашей стране, так и за рубежом подвергались критическому осмыслению и влияние служебных традиций на противодействие правонарушений [3,4]. При это не уделялось достаточного внимания именно правовой грамотности сотрудников относительно понимания противоправности их поведения.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Данное обстоятельство определяет необходимость исследования влияния правильного понимания уголовно-правовой характеристики коррупционных преступлений на преступное поведение сотрудников правоохранительных органов. Полагаем, что одним из направлений решения данной проблемы является надлежащая организация педагогической деятельности в учебных заведений МВД России
Формулирование целей статьи. В соответствии с указанными пробелами возникла необходимость и в изучении влияния понимания уголовно-правовой характеристики коррупционных преступлений на преступное поведение сотрудников органов внутренних дел и решение данной проблемы в рамках образовательной деятельности учебных заведений МВД России, и прежде всего, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Изложение основного материала. При анализе ситуации следует исходить из того, что призна-
ки и перечень статей Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), устанавливающих ответственность за преступления коррупционной направленности, нормативно закреплены в перечне 23 Указания Генпрокуратуры России № 35/11, МВД России № 1 от 24 января 2020 года «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:
1. Наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ.
2. Связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей.
3. Обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц).
4. Совершение преступления только с прямым умыслом. Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.
Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий: ст. 141.1, 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 200.5, 201.1, 204, 204.1, 204.2, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1,
291.2 УК РФ.
Преступления, относящиеся к данному перечню при наличии определенных условий: пп. «а» и «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст. 159, ст. 159.1, ст. 159.2, ст. 159.3, ст. 159.4, ст. 159.5, ст. 159.6, чч. 3 и 4 ст. 160, ст. 169, ст. 170, ст. 174, ст. 174.1, ст. 175, ст. 178, ст. 179, чч. 3 и 4 ст. 183, ст. 200.4, ст. 200.6, ст. 201, ст. 202, ч. 3 ст. 210, ст. 210.1, п. «в» ч. 3 ст. 226, ч. 3 ст. 226.1, п. «б» ч. 3, п. «б» ч. 4 и ч. 5 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228.2, п. «б» ч. 2 ст. 228.4, п. «в» ч. 2, ч.ч. 3 и 4 ст. 229, чч. 3 и 4 ст. 229.1, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, чч. 2, 2.1, 3 и 3.1 ст. 258.1, п. «в» ч. 2 и ч. 3 ст. 260, ст. 285, ст. 285.1, ст. 285.2, ст. 285.3, ст. 285.4, чч. 1 и 2 и п. «в» ч. 3 ст. 286, ст. 292, ст. 294, ст. 295, ст. 296, ч. 3 ст. 299, ст. 302, ст. 303, ст. 305, ст. 307, ст. 309, ст. 322.1, ст. 322.2, ст. 322.3 УК РФ.
В качестве важной составляющей предупреждения коррупционного проявлений у будущих сотрудников ОВД, которыми будут выпускники вузов МВД России, в том числе и нашего университета, необходимо акцентировать особое внимание на их правовой грамотности в сфере уголовно-правовой политики противодействия коррупции как в целом, так и в органах внутренних дел. Она позволяет создать четкое представление об объекте противодействия и его отдельных проявлениях, что является залогом качественного формирования нетерпимости к коррупционному поведению у будущих профессиональных сотрудников органов внутренних дел.
Такой подход определен не только методически, но и законодательно различными нормативными правовыми актами. Так, например, в соответствии с пунктом 5 Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы от 30 августа 2018 г. № 1/10044 предусмотрено повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания.
Необходимость наличия полноты и четкости понимания уголовно-правовой характеристики коррупционных преступлений играет важную роль в формировании правосознания и повышения эффективности противодействия такому поведению как
среди граждан, так и среди коллег [5].
Особым фактором, определяющим необходимость глубокого и всестороннего изучения уголовно-правовой характеристики коррупционных преступлений определяет так называемая «случайность» в совершении указанных преступлений сотрудниками внутренних дел.
Согласно статистических данных размещенных на официальном портале Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации преступники чаще всего привлекаются к уголовной ответственности по статьям 290 (до введения статьи 291.2) и 291.2 УК РФ в основном при получении взятки менее 10000 рублей. Так, например, в 2018 году[6] за совершение преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ было осуждено 1251 человек, ст. 291 УК — 1406, а за совершение преступлений, предусмотренных ст. 291.2 УК РФ — 2381. Таким образом, преступления с указанным объемом взятки составляют как минимум 50%. Это справедливо и в отношении такого рода правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел.
Кроме официальных данных на значительность объема мелкого взяточничества указывают и данные из других источников информации. Так исследования, проводимы в СМИ [7] указывают, что в настоящее время в органах внутренних дел получила серьезное распространение система поборов начальства со своих подчиненных мелких сумм.
Причинами такой проблемы, помимо намеренного преступного поведения, является заблуждения у сотрудников относительно не преступности действий лица при получении вознаграждения до 10000 рублей.
В процессе преподавания мной и другими сотрудниками кафедры дисциплин «Уголовное право» и «Практикум по особенностями квалификации отдельных видов преступлений» был сделан вывод, что наиболее типичными заблуждениями относительно не преступности деяний были следующие представления:
1. Если сумма полученных средств или стоимости имущества до 3000 рублей — это разрешенный подарок. Данное убеждение строиться на том основании, что согласно ст. 575 ГК РФ запрещается дарение указанным в данной статье лицам, занимающим
соответствующее положение, обычных подарков стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Следует иметь в виду, что взятка и подарок никак не взаимосвязаны между собой, т.к. предполагают различные ситуации в их получении. При разграничении взятки от подарка необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральный законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (п.7 ст. 12.1) государственный служащий не вправе получать в связи с служебными обязанностями вознаграждения и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, принятые в связи с протокольными и иными представительскими мероприятиями, признаются государственной собственностью, передаются по акту в доход государства и могут быть выкуплены госслужащими в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
2. Подарок начальству взяткой не считается. В данном случае следует иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 290 УК РФ взятка может быть получена за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие), что непосредственно связано с отношениями подчинения.
В п. 5 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» № 24 указывается, что в случае передачи предмета руководству осуществление указанных действий или бездействия «на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем».
3. Если денежные средства или имущество получены после совершения действий в пользу дающего, то уже не считается взяткой. В п. 8 указанного постановления Пленума ВС РФ по этому поводу говорится, что «ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки — до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки».
Указанные заблуждения формируются в рамках
сложившихся общих заблуждений на практике и их распространения в интернете и средствах массовой информации и отсутствия знаний и понимания содержания указанных положений.
Следует отметить, что в настоящее время в органы внутренних дел активно и в значительном объеме на различные должности принимаются лица, не имеющие юридического образования и с указанными заблуждениями. При этом они не сразу направляются для получения соответствующего профильного образования.
Важной составляющей предупреждения коррупционного поведения у будущих сотрудников правоохранительных органов является работа преподавателей соответствующих учебных заведений. Именно они в первую очередь прививают необходимые знания и ведут направленное воспитательное воздействие, причем это осуществляется не только во время занятий, но и во внеучебное время [8]. При организации педагогической деятельности в таких случаях необходимо акцентировать особое внимание на их деонтологической подготовке [9] и правовой грамотности в сфере уголовно-правовой политики противодействия коррупции. Последняя позволяет создать четкое представление об объекте воздействия и его отдельных проявлениях, что является залогом качественного формирования чувства нетерпимости к коррупционному поведению у будущих профессиональных сотрудников правоохранительных органов.
Выводы из данного исследования и перспективы. Для разрешения приведенных выше проблем представляется необходимым вменить в число обязанностей преподавательского состава высших учебных заведений осуществление воспитательной работы с обучающимися на предмет нетерпимого отношения к любым коррупционным проявлениям. Кроме того, при проведении занятий по дисциплинам уголовно-правового блока обращать особенное внимание на антикоррупционное законодательство и признаки соответствующих составов преступлений. Целесообразным представляется разработка методических рекомендаций для распознания уголовно наказуемого коррупционного поведения, написанных доступным языком для распространения их среди учащихся.
Литература
1. Уткин В.А. Оптимизация противодействия коррупции в правоохранительной деятельности. М., 2017.
2. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел: учебное пособие/Под общей редакцией д.ю.н., проф. С.В. Иванцова. — М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015.
3. Oluyitan F. E. (2017) Research Findings: Motives and Impacts of Oath Taking. In: Combatting Corruption at the Grassroots Level in Nigeria. Palgrave Macmillan, Cham. pp 69-88. https:// doi.org/10.1007/978-3-319-44856-5_4
4. Иванов М.Г. О юридико-культурных основах в организации предупреждения служеб-но-экономических правонарушений // Вестник РУК. 2016. №4. С. 109-112.
5. Денисов Н.Л., Соломатина Е.А. Воспитательная работа как средство профилактики коррупционных проявлений и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел // В сборнике: Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Сборник научных статей. Орел, 2017. С. 23-30.
6. http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_ statistika/2019/F1-svod_vse_sudy-2018.xls (дата обращения 23.04.2020 г.)
7. https://lenta.ru/articles/2018/03/26/mvd/ (дата обращения 3.05.2020 г.)
8. Гребенкина Н.Н. Педагогическое мышление как средство формирования антикоррупционной культуры современного студента в условиях свободного времени // Педагогическое образование и наука. 2019. № 3. С. 99-103.
9. Kaliyabanu K., Aida M. (2018) Deontological Training of Specialists as the Basis for the State Anti-corruption Strategy. In: Erçetin §. (eds) Chaos, Complexity and Leadership 2016. ICCLS 2016. Springer Proceedings in Complexity. Springer, Cham. pp 83-88. https://
doi.org/10.1007/978-3-319-64554-4_7.
References
1. Utkin V. A. Optimization of anti-corruption in law enforcement. M., 2017.
2. Prevention of corruption in the internal affairs bodies and the formation of anti-corruption behavior of employees and employees of internal affairs bodies: a tutorial / Edited by Doctor of Law, prof. S.V. Ivantsov. -M .: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, 2015.
3. Oluyitan F. E. (2017) Research Findings: Motives and Impacts of Oath Taking. In: Combatting Corruption at the Grassroots Level in Nigeria. Palgrave Macmillan, Cham. pp 69-88. https:// doi.org/10.1007/978-3-319-44856-5_4
4. Ivanov M.G. On the legal and cultural foundations in the organization of prevention of service and economic offenses // Bulletin of RUK. 2016. No. 4. S. 109-112.
5. Denisov N.L., Solomatina E.A. Educational work as a means of preventing corruption and the formation of anti-corruption behavior of employees and employees of internal affairs bodies // In the collection: Moral and psychological support of operational and service activities of internal affairs bodies Collection of scientific articles. Oryol, 2017.S. 23-30.
6. http: //www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_ statistika/2019/F1-svod_vse_sudy-2018.xls (access date 04/23/2020)
7. https://lenta.ru/articles/2018/03/26/mvd/ (date of treatment 05/03/2020)
8. Grebenkina N.N. Pedagogical thinking as a means of forming an anti-corruption culture of a modern student in free time // Pedagogical education and science. 2019.No. 3.P. 99-103.
9. Kaliyabanu K., Aida M. (2018) Deontological Training of Specialists as the Basis for the State Anti-corruption Strategy. In: Erçetin §. (eds) Chaos, Complexity and Leadership 2016. ICCLS 2016. Springer Proceedings in Complexity. Springer, Cham. pp 83-88. https:// doi.org/10.1007/978-3-319-64554-4_7.