Научная статья на тему 'Виды преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел'

Виды преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
560
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатов Александр Николаевич

Учитывая общественную опасность и масштабность криминальных форм проявления коррупции, противодействие ее проявлениям в органах внутренних дел является одной из первостепенных задач. В свою очередь, это требует четкого определения объекта превентивного воздействия конкретных видов преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, имеющих как непосредственно коррупционный характер, так и направленных на реализацию и обеспечение преступной коррупционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел»

УДК 343.9

Игнатов Александр Николаевич

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Крымский филиал

Краснодарского университета МВД России aleksandrignatov@mail.ru

Aleksandr N. Ignatov

Doctor of Law, Professor,

Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Crimean branch of the Krasnodar University the Ministry of Internal Affairs of Russia aleksandrignatov@mail.ru

Виды преступлений коррупционной

направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел

Types of corruption

crimes committed by employees

of internal affairs officers

Аннотация. Учитывая общественную опасность и масштабность криминальных форм проявления коррупции, противодействие ее проявлениям в органах внутренних дел является одной из первостепенных задач. В свою очередь, это требует четкого определения объекта превентивного воздействия - конкретных видов преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, имеющих как непосредственно коррупционный характер, так и направленных на реализацию и обеспечение преступной коррупционной деятельности.

Ключевые слова: коррупция, использование служебного положения, преступление, сотрудники органов внутренних дел.

Annotation. Given the public danger and the scale of criminal forms of corruption, counteracting its manifestations in the internal affairs officers is one of the primary tasks. In turn, this requires a clear definition of the object of preventive impact - types of corruption-related crimes committed by employees of the internal affairs officers, which are both directly of a corruption nature and aimed at the implementation and maintenance of criminal corruption activities.

Keywords: corruption, use of official position, crime, internal affairs officers.

Статья 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение данных деяний, от имени или в интересах юридического лица. Несмотря на юридическую определенность, за указанным законодательным определением коррупции кроется широкий спектр коррупционных проявлений.

В публичных общественных отношениях всегда одна из сторон наделена властными полномочиями и эту сторону следует признавать субъек-

том властных полномочий. Субъект властных п олномочий доминирует над остальными участниками публичных общественных отношений (физические и юридические лица), по средствам делегированных государству либо органу местного самоуправления народом и населением полномочий, части своих прав и свобод. Реализация функций органов публичной власти осуществляется по средствам наличия аппарата принуждения. Деятельность публичной власти и ее субъектов должна базировать на принципе «разрешено то, что прописано в законе, что не прописано - то запрещено». В реальности коррупция в органах публичной власти - явление системное. Основным фактором системности коррупции в органах публичной власти является ее целостность и взаимосвязь с другими системами и обществом как метасистемой, выражающаяся в ее негативном влиянии на них и на сами органы публичной власти, в том числе [4].

Традиционно для российского управленческого аппарата, независимо от иерархического уровня, характерны такие проявления коррупции, как:

- получение за свою служебную деятельность или в связи с ней, за покровительство или попустительство по службе незаконного вознаграждения в виде денег, иных материальных ценностей и услуг, в том числе в завуалированной форме путем выплаты незаконных премий, комиссионных, явно завышенных гонораров, оплаты самому должностному лицу или членам его семьи якобы выполнявшейся работы, поездок под деловым предлогом за границу, приобретения недвижимости за границей, открытия для них счетов в иностранных банках, выдачи беспроцентных долгосрочных кредитов;

- совместительство в коммерческих структурах, подконтрольных государственному или муниципальному служащему или заинтересованных в сотрудничестве с ним;

- организация коммерческих структур должностными лицами, использующими при этом свой статус, участие в руководстве этими структурами, обеспечение им привилегированного положения;

- использование служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий в целях приобретения их в частную собственность или завладения значительным числом акций самим чиновником, близкими ему лицами или иными частными лицами, в чьих интересах действует должностное лицо;

- незаконная передача из корыстных или иных побуждений коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных нужд;

- использование не предусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества;

- использование в личных или групповых целях предоставленных для служебной деятельности помещений, средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств и другого государственного или муниципального имущества;

- «бюрократический рэкет» при регистрации уставов и других учредительных документов, создаваемых организацией, лицензировании соответствующей деятельности, оформлении таможенных документов, получении кредитов и т.д. [1, с. 13].

Не меньшую распространенность среди служебных публичных лиц получили такие проявления коррупции, как:

- использование служебного положения для воздействия на средства массовой информации с целью получения личной и корпоративной выгоды;

- лоббирование при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных групп;

- использование служебного положения для перекачки государственных средств в коммерческие структуры и обналичивания денег [11, с. 54];

- учреждение органами исполнительной власти коммерческих структур, различных фондов;

- вознаграждение за получение выгодных контрактов,

- установление неправомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

- устройство на работу родственников, друзей, знакомых [8, с. 20-21].

Кроме того, в юридической литературе к коррупционным проявлениям в деятельности государственных служащих, которые по своему сущностному содержанию носят характер коррупционного правонарушения, но не легитимированы в качестве таковых, отнесены:

- использование государственным служащим своих служебных полномочий при решении разнообразных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;

- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении на государственную службу и продвижении по государственной службе;

- неправомерное предпочтение физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности;

- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;

- нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и пр. [9; 10; 12; 13, с. 310-325; 14].

Как можем видеть, коррупция проявляется в самых разнообразных сферах властно-публичных отношений, а субъектами коррупционных проявлений, в частности, коррупционных преступлений как наиболее опасной формы проявления коррупции являются практически все носители властных (в широком понимании) полномочий. К сожалению, коррупция не чужда и правоохранительным органам, в том числе, органам внутренних дел - наиболее многочисленному и многофункциональному в правоохранительной сфере органу.

Выделение отдельных видов преступности по критерию субъекта преступлений является устоявшимся в криминологии методологическим

приемом. Личность преступника является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения, что позволяет выделять отдельные виды преступлений исходя из субъективных характеристик лиц, их совершающих [2, с. 7]. Определение субъекта преступления в качестве основы выделения преступлений, совершаемых работниками правоохранительных органов как отдельного вида преступле-ний,способствует дальнейшему целенаправленному изучению данной категории преступников, позволяет объективно познать суть данного явления, рассмотреть и проанализировать специфику совершаемых ими преступлений, а также дифференцировать меры противодействия [3].

Сотрудник органов внутренних дел в рамках закона наделен специфическими полномочиями, имеет соответствующие знания материального и процессуального законодательства, а также специальные навыки (в том числе, оперативно-разыскной деятельности) и умения, которые могут быть использованы как при совершении преступления, так и при сокрытии следов преступления и т.д., что существенно повышает общественную опасность преступлений, совершаемых данной категорией лиц и крайне отрицательно сказывается на эффективности деятельности по минимизации уровня преступности в целом [5, с. 5]. Учитывая общественную опасность и масштабность криминальных форм проявления коррупции, противодействие ее проявлениям в органах внутренних дел является одной из первостепенных задач. В свою очередь, это требует четкого определения объекта превентивного воздействия - круга преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, имеющих как непосредственно коррупционный характер, так и направленных на реализацию и обеспечение преступной коррупционной деятельности [7, с. 131-134], а также конкретных их видов.

Законодательного закрепления понятия «коррупционная преступность» и «коррупционные преступления» в законодательных актах России, к сожалению, нет, однако следует отметить, что Генеральной прокуратурой РФ и МВД РФ утвержден перечень статей (Перечень № 23) Уголовного кодекса РФ (далее, УК РФ), (Указание Генпрокуратуры России N 870/11, МВД России № 1 от 27.12.2017 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых приформировании статистической отчетности»), используемый при формировании статистической отчетности и содержащий статьи УК РФ, предусматривающие преступления коррупционной направленности, согласно которому к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:

1) наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического ли-

ца, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;

2) связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

3) обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

4) совершение преступления только с прямым умыслом.

Также, в порядке исключения, в качестве таковых признаются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения указанными лицами выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

Сотрудники органов внутренних дел являются лицами, занимающими должности в органах внутренних дел, т.е. являются должностными лицами. При этом сотрудники органов внутренних дел как должностные лица, в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ, могут иметь данный статус в связи с осуществлением функций представителя власти, а также в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций

Что касается связи преступного деяния со служебным положением субъекта, то использование лицом, в том числе, сотрудником органов внутренних дел своего служебного положения охватывает:

1) использование служебным лицом любых фактических возможностей, которые вытекают из полномочий, присущих ему в связи с занимаемой должностью, профессиональной либо трудовой деятельностью;

2) использование служебным лицом атрибутов служебного лица (служебное удостоверение, форменная одежда и т.п.);

3) использование служебным лицом специальных средств, огнестрельного оружия и прочих орудий и технических средств, доступ к которым служебное лицо имеет, в связи с осуществлением им служебной деятельности (занимаемой должностью, профессиональной либо трудовой деятельностью);

4) использование служебным лицом соответствующих знаний, умений и навыков, а также информации, которыми служебное лицо владеет, в связи с осуществлением им служебной деятель-

ности (занимаемой должностью, профессиональной либо трудовой деятельностью) [6].

Именно такой подход к пониманию использования лицом своего служебного положения наиболее полно, на наш взгляд, отражает уголовно-правовую и криминологическую сущность категории, так называемых «служебных» преступлений. А в части уголовно-правовой и криминологической оценки преступных коррупционных деяний сотрудников органов внутренних дел позволяет относить к данной категории преступлений в ряде случаев такие деяния, совершаемые с использованием служебного положения и имеющие корыстную направленность, коррупционный характер которых признан на международном уровне, как, например, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ), угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ), принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ) и пр.

Совокупность установленных выше признаков позволяет, на наш взгляд, определить круг преступных деяний, которые следует отнести к категории преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, и выделить следующие группы (в соответствии с критериями, определенными Перечнем № 23) преступлений, ответственность за которые предусмотрена УК РФ:

1) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности без дополнительных условий:

- нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ч. 1 ст. 1411 УК РФ);

- оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ч. 1, 2 ст. 184 УК РФ);

- коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);

- посредничество в коммерческом подкупе (ст. 2041 УК РФ);

- мелкий коммерческий подкуп (ст. 2042 УК РФ);

- контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких

животных и водных биологических ресурсов (п. «а» ч. 2 ст. 2261 УК РФ);

- контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (п. «б» ч. 2 ст. 2291 УК РФ);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

- получение взятки (ст. 290 УК РФ);

- дача взятки (ст. 291 УК РФ);

- посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ);

- мелкое взяточничество (ст. 2912 УК РФ);

2) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности, при наличии определенных условий:

а) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности, при установлении факта коррупционной направленности основного преступления:

- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ);

- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК РФ);

- приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ);

- организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ч. 3 ст. 210 УК РФ);

б) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности, в соответствии с международными актами при установлении факта коррупционной направленности преступного деяния:

- воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ч. 3 ст. 294 УК РФ);

- посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ);

- угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ);

- принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ);

- заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод ст. 307 УК РФ;

- подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ);

в) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности, при установлении факта совершения преступного деяния с корыстным мотивом:

- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (п. «а», «б» ч. 2, ч. 3 ст. 141 УК РФ);

- фальсификация избирательных документов, документов референдума (ч. 2, 3 ст. 142 УК РФ);

- незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ч. 2 ст. 258.1 УК РФ);

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ);

- внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 2853 УК РФ);

- превышение должностных полномочий (ч. 1, 2, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ);

- служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

- привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела (ч. 3 ст. 299 УК РФ);

- фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности (ч. 2, 4 ст. 303 УК РФ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при установлении факта совершения преступного деяния должностным лицом (сотрудником органов внутренних дел):

- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (п. «в» ч. 3, ч. 4 ст. 226 УК РФ);

- контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия

массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ч. 3 ст. 2261 УК РФ);

- нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2 ст. 2282 УК РФ);

- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (п. «в» ч. 2 ст. 229 УК РФ);

- контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ч. 3, 4 ст. 2291 УК РФ);

д) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при установлении факта совершения преступного деяния должностным лицом (сотрудником органов внутренних дел) и с корыстным мотивом:

- незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 3, 4 ст. 183 УК РФ);

- незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (п. «б» ч. 3 ст. 228.1 (дата возбуждения уголовного дела 01.01.2013), п. «б» ч. 4 ст. 2281 УК РФ);

- незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (п. «б» ч. 2 ст. 2284 УК РФ);

- незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ч. 3 ст. 256 УК РФ);

- незаконная охота, совершенная лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2 ст. 258 УК РФ);

- незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в

Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ч. 3 ст. 258.1 УК РФ);

- незаконная рубка лесных насаждений п. «в» ч. 2, ч. 3 ст. 260 УК РФ;

- фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности (ч. 1, 3 ст. 303 УК РФ);

- организация незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ);

- фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 3222 УК РФ);

- фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 3223 УК РФ);

е) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при установлении факта совершения преступного деяния должностным лицом (сотрудником органов внутренних дел) с использованием своего служебного положения:

- мошенничество (ч. 3-7 ст. 159 УК РФ);

- мошенничество в сфере кредитования (ч. 3, 4 ст. 1591 УК РФ);

- мошенничество при получении выплат (ч. 3, 4 ст. 1592 УК РФ);

- мошенничество с использованием платежных карт (ч. 3, 4 ст. 1593 УК РФ);

- мошенничество в сфере страхования (ч. 3, 4 ст. 1595 УК РФ);

- мошенничество в сфере компьютерной информации (ч. 3, 4 ст. 1596 УК РФ);

- присвоение или растрата (ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ);

- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ч. 3, 4 ст. 229 УК РФ);

Литература:

1. Волженкин Б.В. Коррупция: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». СПб., 1998. 44 с.

2. Игнатов А.Н. Понятие общеуголовной преступности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 1(39). С. 6-11.

ж) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при установлении факта совершения преступного деяния должностным лицом (сотрудником органов внутр енних дел) с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом:

- нез а конные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или п ерес ы л к а растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ч. 5 ст. 2281 УК РФ);

з) преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при установлении факта совершения преступного деяния связанного с подготовкой, в том числе, мнимой, условий для получения должностным лицом (сотрудником органов внутренних дел) выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного представления такой выгоды:

- мошенничество (ст. 159 УК РФ);

- мошенничество в сфере кредитования (ст. 1591 УК РФ);

- мошенничество при получении выплат (ст. 1592 УК РФ);

- мошенничество с использованием платежных карт (ст. 1593 УК РФ);

- мошенничество в сфере страхования (ст. 1595 УК РФ);

- мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 1596 УК РФ);

- воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ);

- принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ).

Таким образом, проведенный с учетом специфики субъекта преступления и уголовно-правовых характеристик соответствующих деяний анализ действующих форм статистической отчетности позволил определить конкретные виды преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел.

Literature:

1. Volzhenkin B.V. Corruption: A series of "Modern standards in criminal law and criminal procédure." SPb., 1998. 44 p.

2. Ignatov A.N. The concept of common crime // Bulletin of the Krasnodar University Ministry of Internai Affairs of Russia. 2018. № 1(39). P. 6-11.

3. Игнатов А.Н. Типология сотрудников правоохранительных органов, совершающих насильственные преступления // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 20. С. 92-97.

4. Игнатов А.Н. Коррупция в органах публичной власти как системное явление / А.Н. Игнатов, А.А. Кашкаров // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Российская криминологическая ассоциация. 2015. С. 163-164.

5. Игнатов А.Н. Криминологическая характеристика и предупреждение незаконного насилия в органах внутренних дел : науч.-практ. пособие / А.Н. Игнатов, А. А. Кашкаров. Краснодар, 2017. 152 с.

6. Игнатов А.Н. К определению содержания и уголовно-правовой оценке понятия «использование служебного положения» / А.Н. Игнатов,

A.А. Кашкаров, А.А. Венедиктов // Ученые записки Крымского федерального университетаимени

B.И. Вернадского. Юридические науки. 2016. Т. 2 (68). № 1. С. 87-93.

7. Игнатов А.Н. Преступления коррупционной направленности, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел: определение категории /

A.Н. Игнатов, А.З. Хун // Ученые записки Крымского федерального университета имени

B.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5(71). № 2. С. 131-134.

8. Костенников М.В. К вопросу о понятии коррупции в российском праве // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2010. № 1(14). С. 16-21.

9. Кудашкин А.В. Еще раз о правовом понятии коррупции / А.В. Кудашкин, Т.Л. Козлов // Современное право. 2010. № 6. С. 3-8.

10. Куракин А.В. Современные формы проявления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Гражданин и право. 2008. № 2. С. 15-25.

11. Попова В.В. К вопросу о понятиях «коррупция» и «преступления коррупционной направленности» // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 3. С. 52-56.

12. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел : учебное пособие / С.В. Иванцов и др. М. : Московский ун-т МВД России им.

B.Я. Кикотя, 2015. 157 с.

13. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел : учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 639 с.

14. Служебная дисциплина и формирование антикоррупционного поведения сотрудников ОВД : учебное пособие / Под ред. профессора

C.Н. Бочарова и профессора С.В. Иванцова. М. : ДГСК МВД России, 2016. 64 с.

3. Ignatov A.N. Typology of law enforcement officers who commit violent crimes // Criminology: yesterday, today, tomorrow. 2011. № 20. P. 92-97.

4. Ignatov A.N. Corruption in public authorities as a systemic phenomenon / A.N. Ignatov, A.A. Kash-karov // Corruption: the state of opposition and ways to optimize the struggle. Russian Criminological Association. 2015. P. 163-164.

5. Ignatov A.N. Criminological characteristics and the prevention of unlawful violence in the internal affairs officers : scientific and practical grant / A.N. Ignatov, A.A. Kashkarov. Krasnodar, 2017. 152 p.

6. Ignatov A.N. On the legal definition of criminal law evaluation of the concept of «use of official position» / A.N. Ignatov, A.A. Kashkarov, A.A. Vene-diktov // Scientific notes of V.I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. 2016. T 2(68) № 1. Р. 87-93.

7. Ignatov A.N. Crimes of corruption committed by employee of the internal affairs officers: definition of a category / A.N. Ignatov, A.Z. Hun // Scientific notes of V.I. Vernadskycrimean federal university. Juridical science. 2019. T 5(71). № 2. Р. 131-134.

8. Kostennikov M. V. On the issue of the concept of corruption in Russian law // Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Studies of the Officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. № 1(14). P. 16-21.

9. Kudashkin A.V. Once again about the legal concept of corruption / A.V. Kudashkin, T.L. Kozlov // Modern Law. 2010. № 6. P. 3-8.

10. Kurakin A.V. Modern forms of corruption in the civil service of the Russian Federation // Citizen and Law. 2008. № 2. P. 15-25.

11. Popova V.V. On the issue of the concepts of «corruption» and «crimes of corruption» // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 3. P. 52-56.

12. Prevention of corruption in the internal affairs bodies and the formation of anti-corruption behavior of employees and employees of the internal affairs bodies : a tutorial / S.V. Ivantsov et al. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. V.Ya. Kikoty, 2015. 157 p.

13. Prevention of crimes and administrative offenses by internal affairs bodies: a textbook / ed. V.Ya. Kikoty, S. Ya. Lebedeva.3rd ed., Pererab and add. M. : UNITY-DANA, 2017. 639 p.

14. Service discipline and the formation of anticorruption behavior of police officers : a tutorial / ed. Professor S.N. Bocharov and Professor S.V. Ivantsov. M. : DGSK MIA of Russia, 2016. 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.