Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION EDUCATION / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / ADMINISTRATIVE AND LEGAL METHODS / ANTI-CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соломатина Екатерина Александровна

Регулирование образовательной деятельности МВД России строится, в том числе, и на соблюдении антикоррупционной государственной политики. Антикоррупционные методы воздействия на законность выполнения сотрудниками органов внутренних дел своих полномочий реализуется посредством исполнения общего и специального антикоррупционного законодательства. Административно-правовые методы применимы для выполнения антикоррупционных задач посредством управляющего воздействия. Проблема целесообразности использования административно-правых методов по отдельности и в комплексе чрезвычайно актуальна. От правильности применения рассматриваемых методов зависит эффективность работы сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соломатина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL METHODS IN THE SYSTEM OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION AS A MEANS OF COUNTERING CORRUPTION IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

Regulation of educational activities of the Ministry of internal Affairs of Russia is based, among other things, on compliance with the anti-corruption state policy. Anti-corruption methods of influencing the legality of the exercise of their powers by employees of internal Affairs bodies are implemented through the implementation of General and special anti-corruption legislation. Administrative and legal methods are applicable for performing anti-corruption tasks by means of controlling influence. The issue of the appropriateness of the use of administrative law techniques individually and in combination is extremely important. The effectiveness of the work of internal Affairs officers depends on the correct application of these methods.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 342.95 DOI 10.24411/2687-0185-2020-10027

ББК 67.401.14

© Екатерина Александровна Соломатина, 2020 Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Екатерина Александровна Соломатина,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: katesolo@yandex.ru

Аннотация. Регулирование образовательной деятельности МВД России строится, в том числе, и на соблюдении антикоррупционной государственной политики. Антикоррупционные методы воздействия на законность выполнения сотрудниками органов внутренних дел своих полномочий реализуется посредством исполнения общего и специального антикоррупционного законодательства. Административно-правовые методы применимы для выполнения антикоррупционных задач посредством управляющего воздействия. Проблема целесообразности использования административно-правых методов по отдельности и в комплексе чрезвычайно актуальна. От правильности применения рассматриваемых методов зависит эффективность работы сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: антикоррупционное образование, образовательные организации Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внутренних дел, административно-правовые методы, противодействие коррупции.

THE IMPORTANCE OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL METHODS IN THE SYSTEM OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION AS A MEANS OF COUNTERING CORRUPTION IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

Ekaterina Alexsandrovna Solomatina,

associate Professor of administrative law The Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia of V.Ya. Kikotya

candidate of legal Sciences, associate Professor E-mail: katesolo@yandex.ru

Abstract. Regulation of educational activities of the Ministry of internal Affairs of Russia is based, among other things, on compliance with the anti-corruption state policy. Anti-corruption methods of influencing the legality of the exercise of their powers by employees of internal Affairs bodies are implemented through the implementation of General and special anti-corruption legislation. Administrative and legal methods are applicable for performing anti-corruption tasks by means of controlling influence. The issue of the appropriateness of the use of administrative law techniques individually and in combination is extremely important. The effectiveness of the work of internal Affairs officers depends on the correct application of these methods.

Keywords: anti-corruption education, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, internal Affairs agencies, administrative and legal methods, anti-corruption.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Соломатина Екатерина Александровна. Значение административно-правовых методов в системе антикоррупционного образования как средства противодействия коррупции в органах внутренних дел. Криминологический журнал. 2020;(2):36-40.

Образовательные организации системы МВД России входят в состав органов внутренних дел одновременно с другими структурными единицами, созданными для выполнения задач МВД России и указанными в Указе Президента РФ от 21.12.2016

№ 6991. К образовательным организациям МВД

1 Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 26.12.2016. № 52 (Часть V). Ст. 7614.

России относятся: Академия управления МВД России, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, филиалы дополнительного профессионального образования, университеты, академии, институты, суворовские военные училища, кадетский корпус, школы служебно-розыскного собаководства МВД России1.

Нормативное правовое регулирование антикоррупционного образования как средства противодействия коррупции в органах внутренних дел имеет свою специфику и, прежде всего, оно строится на принципе сочетания и взаимодействия административно-правовых норм общего надведомственного и ведомственного уровней. То есть, образовательные учреждения МВД, с одной стороны, будут участниками правоотношений в рамках проводимой общей антикоррупционной политики государства, и, с другой стороны, самостоятельными участниками правоотношений в сфере обучения сотрудников органов внутренних дел и формирования кадрового резерва для МВД России, профессиональная деятельность которых будет связана с неукоснительным соблюдением законодательства в системе органов внутренних дел.

Спецификой правового регулирования образовательных организаций МВД России будет то, что на граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, в том числе в сфере антикоррупционного законодательства.

Условия и порядок обучения в образовательных организациях МВД России существенным образом

1 Образовательные организации системы МВД России [электронный ресурс ] https://мвд.рф/edu (дата обращения 05.05.2020 г.).

2 Например, Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.12.2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020; Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900 и др.

отличаются от образования в иных государственных органах, в связи с тем, что службе в органах внутренних дел присущи стандартные элементы военизации по аналогии с военнослужащими, ненормированный рабочий день, несение службы в напряженных условиях, с риском для здоровья и жизни, с применением физической силы в отношении правонарушителей, специальных средств и огнестрельного оружия для предотвращения и пресечения преступлений, а также других противоправных действий. Вышеперечисленные особенности накладывают дополнительные задачи для обучающихся в системе МВД России, формируют навыки антикоррупционного поведения.

Формирование антикоррупционного поведения курсантов и слушателей, противодействие коррупции в органах внутренних дел должно основываться на использовании наиболее действенных методов, способных эффективно выявлять и искоренять коррупционные нарушения. Такими методами могут послужить методы управленческой деятельности, т.е. административно-правовые.

Административно-правовые методы в системе антикоррупционного образования сотрудников органов внутренних дел — это способы, приемы практического осуществления антикоррупционной государственной политики и функционирования МВД России. Под ними понимаются способы и приемы практической реализации антикоррупционных задач и функций органов внутренних дел в повседневной их деятельности на основе закрепленных компетенций должностных лиц.

Значение административно-правовых методов в системе антикоррупционного образования как средства противодействия коррупции в органах внутренних дел заключается в том, что с помощью их реализации можно получить представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, на примере деятельности МВД России, как практически осуществляется антикоррупционное законодательство, с помощью использования каких средств и какие из них наиболее выигрышные по отдельности или в комплексе в рамках соблюдения служебной дисциплины должностными лицами.

Административно-правовые методы разнообразны. В равной степени это относится и к соот-

ветствующим методам антикоррупционного образования сотрудников органов внутренних дел, обучающихся в системе МВД России по различным программам.

Среди административно-правовых методов в системе антикоррупционного образования в органах внутренних дел как средства противодействия коррупции можно выделить следующие: методы поощрения, индивидуальная и групповая воспитательная работа, психологические методы, методы принуждения.

Метод поощрения состоит в официальном публичном признании заслуг и успехов в службе сотрудников ОВД посредством применения к ним мер поощрения, предусмотренных действующим законодательством с целью подтверждения добросовестно и ответственно выполнения служебного долга, стимулирование служебной деятельности, повышение ее эффективности.

Основаниями применения мер поощрения являются: добросовестное выполнение сотрудником ОВД служебных обязанностей; достижение высоких результатов в служебной деятельности; успешное выполнение задач повышенной сложности. Меры поощрения разнородны по своему содержанию. Каждая из них, безусловно, имеет положительное моральное воздействие на сотрудника ОВД, к которому применяется 1. Тем не менее, ряд поощрений наряду с моральным имеют и материальное содержание. Предусмотренные в законодательстве меры поощрения условно можно разбить на три группы: меры морального, материального и смешанного характера (например, награждение медалями МВД России; выплата денежной премии; награждение нагрудным знаком «Почетный сотрудник МВД» и др.).

Индивидуальная и групповая воспитательная работа предполагает активное использование личного примера, соревнования, товарищеской критики, поддержки коллектива, воспитательных бесед, обсуждения поведения сотрудника на общем собрании, отчетов сотрудников и руководителей на служебном совещании, инструктивных занятий по

1 Например, Приказ МВД России от 08.11.2018 № 750 «Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

оказанию сотруднику содействия в освоении служебной специальности. Положительное влияние на повышение профессиональной мотивации оказывают проводимые вечера чествования коллег, имеющих высокие служебные показатели, тематические встречи (с ветеранами, деятелями культуры и искусства, представителями гражданского общества и религиозных конфессий), диспуты, дискуссии, викторины, экскурсии, научно-практические конференции и др.

Индивидуальные беседы в свою очередь подразделяются на: ознакомительные, поддерживающие или корректирующие. Чтобы достичь желаемого результата, проведению таких бесед обычно предшествует психолого-педагогическое наблюдение за сотрудником, изучение характеризующих его документов, обобщение независимых характеристик сотрудника, анализ результатов его служебной деятельности и показателей служебной дисциплины.

В качестве психологических методов укрепления служебной дисциплины и законности наиболее часто применяются: наблюдение, интервью, консультация, психологический анализ документов и результатов деятельности, опрос, обследование, тестирование, социометрия, эксперимент, психологический тренинг, проверка состояния психологической устойчивости и степени психологической совместимости в служебных коллективах, подготовка психологических рекомендаций общего и индивидуального характера. Психологическая работа обычно проводится в формате индивидуальных (с одним сотрудником) и групповых (с двумя и более сотрудниками) психологических мероприятий.

Метод принуждения реализуется в наложении на сотрудников ОВД, нарушивших служебную дисциплину, мер ответственности, предусмотренных законодательством2. Основанием применения дисциплинарных взысканий являются дисциплинарные проступки и правонарушения.

Перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам ОВД, установлен ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской

2 Например, Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный перечень является исчерпывающим и включает в себя: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в ОВД; увольнение со службы в ОВД. Для курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, наряду с перечисленными дисциплинарными взысканиями, предусмотрены: назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения); лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации; отчисление из образовательной организации.

Следовательно, к наиболее характерным признакам административно-правовых методов в системе антикоррупционного образования сотрудников органов внутренних дел можно выделить следующие:

• органически связаны с целевым назначение антикоррупционной государственной политики;

• выражают упорядочивающее воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие контролируемые и защищаемые объекты;

• необходимы в повседневной деятельности сотрудников органов внутренних дел;

• используются руководителями органов внутренних дел в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;

• имеют своим адресатом поведение должностного лица в рамках установленной законом его деятельности;

• позволяет в своей совокупности решать управленческие задачи, стоящие перед МВД России;

• выражают возможность исполнительному аппарату использовать полномочия юридически-властного характера в сфере антикоррупционного законодательства;

• характеризуют правовую форму их непосредственного практического выражения через правовые акты управления;

• выбор конкретного антикоррупционного метода зависит не только от особенностей

организационно-правового статуса руководителей МВД России, но и от особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, административно-правовые методы в системе антикоррупционного образования как средства противодействия коррупции в органах внутренних дел необходимы для широкого практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения целей антикоррупционной политики и обеспечения режима законности.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

2. Федеральный закон РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.12.2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

3. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 26.12.2016. № 52 (Часть V). Ст. 7614.

4. Приказ МВД России от 08.11.2018 № 750 «Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».

6. Образовательные организации системы МВД России [электронный ресурс] https:// мвд.рф/е^ (дата обращения 05.05.2020 г.).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

References

1. Federal Law of the Russian Federation of 07.02.2011 No. 3-FZ "On the Police" // Collected Legislation of the Russian Federation. 02/14/2011. No. 7. Art. 900.

2. Federal Law of the Russian Federation of 30.11.2011 No. 342-FZ "On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. 05.12.2011. No. 49 (part 1). Art. 7020.

3. Decree of the President of the Russian Federation of December 21, 2016 No. 699 "On Approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulations on the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of

the Russian Federation for the Subject of the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. 26.12.2016. No. 52 (Part V). Art. 7614.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 08.11.2018 No. 750 "On approval of the Procedure for establishing incentive payments for special achievements in the service of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus".

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01.02.2018 No. 50 "On approval of the Procedure for organizing service in the internal affairs bodies of the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus".

6. Educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia [electronic resource] https: //mvd.rf/edu (date of treatment 05.05.2020).

Правоведение. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. С.С. Маиляна. 423 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Представлены важнейшие аспекты существования государства и права.

Рассмотрены основы наиболее значимых отраслей российского права — конституционного, гражданского, наследственного, семейного, трудового, административного, налогового, земельного, уголовного, международного, конституционного процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального, уголовного процессуального, таможенного и экологического.

Для обучающихся в высших и средних специальных учебных за-ведениях неюридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.