Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
438
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
охрана труда / МЧС России / правовое регулирование / противопожарная служба / административная ответственность

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармышев В.В., Вецелис О.В., Дубровин Д.В., Тарасенко В.А., Гармышев Я.В.

В статье проведен анализ действующего законодательства и определены основные направления государственной политики в России относительно области охраны труда по вопросам нормативного обеспечения охраны труда, правового регулирования правоотношений, возникающих в результате трудовой деятельности личного состава Федеральной противопожарной службе МЧС России. Установлено, что правовое регулирование мероприятий по охране труда осуществляется всеми видами нормативно-правовых актов: во-первых, реализуются установленные положения Конституции России, во-вторых, все завершается инструкцией по охране труда на рабочем месте в системе Федеральной противопожарной службе МЧС России. При исследовании выявлены законодательные и правоприменительные пробелы, определяющие требования безопасности труда при осуществлении отдельных направлений деятельности, а также определены недостатки в работе по повышению безопасности труда личного состава Федеральной противопожарной службе МЧС России. В статье исследованы виды ответственности, применяемые к личному составу Федеральной противопожарной службе МЧС России за несоблюдение требований в области охраны труда, а также приведены правовые основания их применения. По результатам исследования высказаны предложения, направленные на совершенствование деятельности по вопросам организации и выполнению требований по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службе МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гармышев В.В., Вецелис О.В., Дубровин Д.В., Тарасенко В.А., Гармышев Я.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ»

С©4 ТРУДОВОЕ ПРАВО ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-348-354 ГАРМЫШЕВ Владимир Викторович,

NIION: 2018-0076-3/22-567 кандидат технических наук, доцент кафедры

MOSURED: 77/27-023-2022-3-766 промышленной экологии и безопасности

жизнедеятельности, Иркутский национальный исследовательский технический университет, e-mail: diamant1959@mail.ru

ВЕЦЕЛИС Ольга Викторовна,

магистрант кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, Иркутский национальный исследовательский технический университет,

e-mail: vecelis@inbox.ru

ДУБРОВИН Дмитрий Владимирович,

старший инженер Главного управления МЧС России по Иркутской области, e-mail: dmitrijdubrovin@yandex.ru

ТАРАСЕНКО Василий Анатольевич,

кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры профессиональной подготовки Восточно-Сибирского института МВД России,

e-mail: pantsui@mail.ru

ГАРМЫШЕВ Ярослав Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Института юстиции Байкальского государственного университета,

е-mail: garmyv@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Аннотация. В статье проведен анализ действующего законодательства и определены основные направления государственной политики в России относительно области охраны труда по вопросам нормативного обеспечения охраны труда, правового регулирования правоотношений, возникающих в результате трудовой деятельности личного состава Федеральной противопожарной службе МЧС России. Установлено, что правовое регулирование мероприятий по охране труда осуществляется всеми видами нормативно-правовых актов: во-первых, реализуются установленные положения Конституции России, во-вторых, все завершается инструкцией по охране труда на рабочем месте в системе Федеральной противопожарной службе МЧС России. При исследовании выявлены законодательные и правоприменительные пробелы, определяющие требования безопасности труда при осуществлении отдельных направлений деятельности, а также определены недостатки в работе по повышению безопасности труда личного состава Федеральной противопожарной службе МЧС России.

В статье исследованы виды ответственности, применяемые к личному составу Федеральной противопожарной службе МЧС России за несоблюдение требований в области охраны труда, а также приведены правовые основания их применения. По результатам исследования высказаны предложения, направленные на совершенствование деятельности по вопросам организации и выполнению требований по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службе МЧС России.

Ключевые слова: охрана труда, МЧС России, правовое регулирование, противопожарная служба, административная ответственность.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

GARMYSHEV Vladimir Viktorovich,

PhD, lecturer of the Departments of Industrial Ecology and Life Safety, Irkutsk National Research Technical University

VECELIS Olga Viktorovna,

Master's student of the Departments of Industrial Ecology and Life Safety, Irkutsk National Research Technical University

DUBROVIN Dmitry Vladimirovich,

Senior Engineer of the Main Directorate of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the Irkutsk region

TARASENKO Vasily Anatolyevich,

PhD, Head of the Department of Vocational Training, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

GARMYSHEV Yaroslav Vladimirovich,

PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology Institute of Justice of Baikal State University

FEATURES OF LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF LABOR PROTECTION IN THE UNITS OF THE FEDERAL FIRE SERVICE

EMERCOM OF RUSSIA

Annotation. The article analyzes the current legislation and defines the main directions of state policy in Russia regarding the field of labor protection on the issues of regulatory provision of labor protection, legal regulation of legal relations arising as a result of the work of personnel of the Federal Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. It has been established that the legal regulation of labor protection measures is carried out by all types of regulatory legal acts: firstly, the established provisions of the Constitution of Russia are implemented, and secondly, everything ends with the instructions on labor protection at the workplace in the system of the Federal Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The study identified legislative and law enforcement gaps that determine the requirements for occupational safety in the implementation of certain activities, as well as identified shortcomings in the work to improve the safety of personnel of the Federal Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

The article examines the types of liability applied to the personnel of the Federal Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia for non-compliance with labor protection requirements, and also provides the legal grounds for their application. Based on the results of the study, proposals were made aimed at improving the organization and implementation of labor protection requirements in the units of the Federal Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Key words: labor protection, EMERCOM of Russia, legal regulation, fire service, administrative responsibility

Государственная политика Российской Федерации направлена на создание эффективной системы охраны труда, основной целью которой являются предотвращение и минимизация различного рода воздействий на человека в ходе осуществления трудового процесса. Указом Президента Российской Федерации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 02 июля 2021 г. № 400 в системе нормативных задач в России определено, что должна быть создана и реализована государственная политика, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, выбор данного курса обусловлен объективным влиянием вре-

мени современной ситуации, в том числе и в области соблюдения стандартов трудового законодательства.

Особенности применения норм трудового права в Федеральной противопожарной службе МЧС России (далее - ФПС МЧС России, ФПС) обусловлены контингентом работников, их правовым статусом, а также спецификой выполняемых ими работ.

Условия труда сотрудников ФПС признаны опасными и отнесены к 4 классу. В соответствии с законодательством России [4] опасные условия труда - это такие условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Основные правовые нормы отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, регулируются положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Право работника на безопасное рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором закреплено в статье 21 ТК РФ. Там же отражено право работника на получение полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, а также право на возмещение вреда работнику, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда.

К обязанностям работника, среди прочего, отнесено требование о соблюдении им правил по охране труда и обеспечение безопасности труда.

В свою очередь, работодатель обязан обеспечить безопасность и условия труда, соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда, гарантированные Конституцией РФ [1,2,9,11].

Надо отметить, что охрана труда охватывает практически все отношения между работником и работодателем, вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью и так далее.

Основной целью, стоящей перед законодательством в области охраны труда является создание условий труда, которые соответствуют

приоритетным требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности [5]. Для этого определены основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда при выполнении личным составом ФПС служебных обязанностей установлены Правилами по охране труда в подразделениях ФПС (далее - Правила) [12].

На основе вышеуказанных законодательных норм в каждом подразделении ФПС разрабатываются инструкции по охране труда, которые утверждаются локальным нормативным актом.

Обеспечение безопасных условий труда личного состава возлагается:

- в структурных подразделениях центрального аппарата - на руководителей структурных подразделений центрального аппарата;

- в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации - на начальников главных управлений;

- в учреждениях и организациях - на начальников учреждений и организаций;

- в подразделениях ФПС - на начальников подразделений;

- в караулах (дежурных сменах) - на начальников караулов (дежурных смен);

- при работе на пожаре и проведении аварийно-спасательных работ - на руководителя тушения пожара и на должностных лиц на пожаре, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке;

- при проведении занятий, учений, соревнований - на руководителей занятий, учений, соревнований.

Обучение и проверка знаний требований охраны труда личного состава подразделений ФПС проводится в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [10,13].

Обеспечение личного состава подразделений ФПС средствами ин дивидуальной защиты осуществляется в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты [14].

Установленные Правила [12] содержат нормативные требования охраны труда при эксплуатации рабочей зоны, вспомогательного оборудования и инструмента для помещений; труда при эксплуатации и техническом обслуживании пожарной техники; при эксплуатации пожарно-техниче-ского оборудования и вооружения; при организации и осуществлении технологических процессов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

В целых обеспечения безопасности личного состава ФПС при тушении пожаров, в приложении к Правилам приведён перечень веществ и материалов, при тушении которых опасно применять воду и другие огнетушащие вещества на основе воды.

Кроме общих правил, содержащихся в системе МЧС России, утвержден и действует порядок проведения разного вида работ [12]. Данные требования также содержат правила охраны труда при их выполнении.

Не вызывает сомнения тот факт, что выполнение каждого из требуемых мероприятий в области охраны труда в той или иной степени влияет на обеспечение безопасности и сохранение здоровья и жизни личного состава ФПС при тушении пожаров в непригодной для дыхания среде.

Вопросы обеспечения выполнения правил по охране труда также отражены в Боевом уставе подразделений пожарной охраны [16], а также в Уставе подразделений пожарной охраны [17]. Надо отметить, что этими документами лишь определены должностные лица, ответственные за соблюдение требований правил охраны труда при выполнении того или иного вода работ, либо лица, ответственные за осуществление контроля за их выполнением. Непосредственные меры, направленные на недопущение случаев травмирования личного состава ФПС данные документы не содержат.

Отмечается, что законодательно не закреплены требования по охране труда при проведении дознания по делам о пожарах (включая осмотр места пожара), надзорно-профилактических мероприятий на объектах защиты и водных объектах, мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и т.д.

По нашему мнению, отсутствие законодательно закрепленных требований по данным направлениям деятельности обусловлено, во-первых, спецификой работы, а во-вторых, отсутствием профессиональных стандартов, необходимых для выполнения определённых трудовых функций.

При таких условиях руководители территориальных органов МЧС России вынуждены решать вопросы по организации безопасных условий труда по отдельным направлениям деятельности самостоятельно, в то время как специфика работы остаётся единой для всего личного состава ФПС, независимо от региона.

Еще одним недостатком в работе по повышению безопасности труда личного состава ФПС считаем не проведение идентификации опасностей при проведении работ [19] и, как следствие, не доведение до личного состава информации о данных опасностях. В первую очередь это свя-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

зано с отсутствием в ФПС утверждённого порядка идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности труда.

В целях совершенствования деятельности по вопросам организации и выполнению требований по охране труда в подразделениях ФПС считаем целесообразным выполнить следующие мероприятия:

• разработать профессиональные стандарты, необходимые для выполнения трудовых функций личным составом ФПС;

• разработать порядок идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности труда в подразделениях ФПС;

• разработать единые правила по охране труда в подразделениях ФПС, учитывающие общую специфику работы личного состава;

• внедрить в практику повсеместного проведения внутреннего контроля за соблюдением личным составом ФПС требований правил охраны труда;

• возложение персональной ответственности за выполнение мероприятий, направленных на повышение уровня трудовой дисциплины среди сотрудников ФПС и сохранение их жизни и здоровья при осуществлении трудовых обязанностей.

Личный состав федеральной противопожарной службы состоит из сотрудников (лиц рядового и начальствующего состава), военнослужащих, государственных гражданских служащих и работников (лиц, не имеющих специальных или воинских званий). В этой связи на личный состав ФПС могут быть применены лишь ограниченные меры ответственности за нарушение требований в области охраны труда [8].

Государственные гражданские служащие и работники несут административную ответственность, предусмотренную статьёй 5.27 КоАП РФ, на общих основаниях.

В соответствии со статьёй 23.12 КоАП РФ решение о применении мер административного воздействия за впервые допущенное нарушение требований охраны труда государственными гражданскими служащими и работниками принимает государственный инспектор труда. В случае повторного нарушения - судья (ст. 23.1 КоАП РФ). Правовые основания для привлечения личного состава ФПС к дисциплинарной ответственности также различны для каждой из категорий личного состава.

К примеру, применение к сотрудникам дисциплинарного взыскания за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в наруше-

нии требований охраны труда, предусмотрено статьями 48 и 49 [20].

Военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с пунктом 47 [21], работники - в соответствии со статьёй 192 [2].

Надо отметить, что законодательными актами [2,17-21] предусмотрены различные виды дисциплинарных взысканий за нарушение требований в области охраны труда для каждой категории личного состава ФПС: для сотрудников - 6 видов, для военнослужащих - 5, для государственных гражданских служащих - 4, для работников - 3. Общими видами дисциплинарных взысканий для всех категорий будут являться выговор и увольнение. Решение о применении мер дисциплинарного воздействия принимает руководитель.

Кроме административной и дисциплинарной ответственности, личный состав ФПС (не зависимо от категории) может быть привлечён к уголовной ответственности в соответствии со статьёй 143 УК РФ [7]. Данный вид ответственности может быть наложен в случае, если в результате нарушений законодательства об охране труда повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо смерть одного и более лиц и следствием и будет установлена причинная связь в правонарушении. Причинение вреда здоровью или смерти человека, их установление, как правило, не представляет затруднений на практике, однако определение количественных и качественных характеристик, с учетом всех фактических и прогнозируемых факторов вреда объекту преступления в контексте подсчета итогового причиненного материального ущерба представляется весьма трудоемким и длительным процессом, но данный расчет объективно необходим. Сложность так же обуславливается еще наличием факторов - проблемы реконструкции события состава преступления, уничижением некоторых доказательств, противоречивостью полученных

субъективных данных по делу и пр.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[2] Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385 «О Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[4] Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий

труда» (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 № 451-ФЗ) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[5] Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М., Юрист, 2005. - С. 279.

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[7] Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[8] Асланян Р.Г. Понятие и содержание нормативного предписания особенной части уголовного права // Всероссийский криминологический журнал. - 2022. - Т. 16, № 1. - С. 82-90.

[9] Бегишев И.Р. Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники: анализ основных положений // Baikal Research Journal. -2020. - Т. 11, - № 4.

[10] Игнатюк Н.А., Шептулина Н.Н. О государственном управлении охраной труда // Журнал российского права. - 2003. - № 5.

[11] Коропец О.А., Чудиновских М.В. Благополучие работников в условиях негарантированной занятости Индустрии 4.0 // Известия Байкальского государственного университета. - 2021. -Т.31. - № 3 .- С. 321-329.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Приказ Минтруда России от 23.12.2014 №1100н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[13] Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[14] Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[15] Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых прово-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

дятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[16] Приказ МЧС РФ от 9 января 2013 г. № 3 «Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[17] Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[18] Приказ МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[19] ГОСТ 12.0.230.4-2018 ССБТ Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[20] Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

[21] Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 15.01.2022).

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii [Elektron-nyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[2] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii [Elek-tronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

[3] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20.06.2005 № 385 «O Federal'noj protivo-pozharnoj sluzhbe Gosudarstvennoj protivopozhar-noj sluzhby» [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pra-vovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[4] Federal'nyj zakon № 426-FZ ot 28.12.2013 g. «O special'noj ocenke uslovij truda» (v red. Feder-al'nogo zakona ot 27.12.2019 № 451-FZ) [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[5] Kommentarij k Trudovomu Kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / Otv. red. A.M. Kurennoj, S.P. Mavrin, E.B. Hohlov. - M., YUrist, 2005. - S. 279.

[6] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah [Elektronnyj resurs] / Infor-macionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[7] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[8] Aslanyan R.G. Ponyatie i soderzhanie nor-mativnogo predpisaniya osobennoj chasti ugolovnogo prava // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. -2022. - T. 16, № 1. - S. 82-90.

[9] Begishev I.R. Koncepciya razvitiya reg-ulirovaniya otnoshenij v sfere tekhnologij iskusstven-nogo intellekta i robototekhniki: analiz osnovnyh polozhenij // Baikal Research Journal. - 2020. - T. 11, - № 4.

[10] Ignatyuk N.A., SHeptulina N.N. O gosu-darstvennom upravlenii ohranoj truda // ZHurnal rossijskogo prava. - 2003. - № 5.

[11] Koropec O.A., CHudinovskih M.V. Blagopo-luchie rabotnikov v usloviyah negarantirovannoj zan-yatosti Industrii 4.0 // Izvestiya Bajkal'skogo gosu-darstvennogo universiteta. - 2021. - T.31. - № 3 .- S. 321-329.

[12] Prikaz Mintruda Rossii ot 23.12.2014 №1100n «Ob utverzhdenii Pravil po ohrane truda v podrazdeleniyah federal'noj protivopozharnoj sluzhby Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby» [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[13] Postanovlenie Mintruda Rossii i Minobra-zovaniya Rossii ot 13.01.2003 № 1/29 «Ob utverzhdenii Poryadka obucheniya po ohrane i proverki znanij trebovanij ohrany truda rabotnikov organizacij» [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[14] Prikaz Minzdravsocrazvitiya Rossii ot 01.06.2009 № 290n «Ob utverzhdenii Mezho-traslevyh Pravil obespecheniya rabotnikov special'noj odezhdoj, special'noj obuv'yu i drugimi sredstvami individual'noj zashchity» [Elektronnyj resurs] / Infor-macionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[15] Prikaz Minzdravsocrazvitiya Rossii ot 12.04.2011 N 302n «Ob utverzhdenii perechnej vred-nyh i (ili) opasnyh proizvodstvennyh faktorov i rabot, pri vypolnenii kotoryh provodyatsya obyazatel'nye predvaritel'nye i periodicheskie medicinskie osmotry (obsledovaniya), i Poryadka provedeniya obyaza-tel'nyh predvaritel'nyh i periodicheskih medicinskih osmotrov (obsledovanij) rabotnikov, zanyatyh na tyazhelyh rabotah i na rabotah s vrednymi i (ili) opasnymi usloviyami truda» [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portai «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[16] Prikaz MCHS RF ot 9 yanvarya 2013 g. № 3 «Ob utverzhdenii Pravil provedeniya lichnym sosta-vom federal'noj protivopozharnoj sluzhby Gosudarst-vennoj protivopozharnoj sluzhby avarijno-spasa-tel'nyh rabot pri tushenii pozharov s ispol'zovaniem sredstv individual'noj zashchity organov dyhaniya i zreniya v neprigodnoj dlya dyhaniya srede» [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[17] Prikaz MCHS Rossii ot 16 oktyabrya 2017 g. № 444 «Ob utverzhdenii Boevogo ustava podrazdelenij pozharnoj ohrany, opredelyayush-chego poryadok organizacii tusheniya pozharov i pro-

vedeniya avarijno-spasatel'nyh rabot» [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[18] Prikaz MCHS Rossii ot 20.10.2017 № 452 «Ob utverzhdenii Ustava podrazdelenij pozharnoj ohrany» [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravo-voj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[19] GOST 12.0.230.4-2018 SSBT Sistemy upravleniya ohranoj truda. Metody identifikacii opas-nostej na razlichnyh etapah vypolneniya rabot [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[20] Federal'nyj zakon ot 23.05.2016 № 141-FZ «O sluzhbe v federal'noj protivopozharnoj sluzhbe Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossi-jskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] / Informacion-no-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

[21] Ukaz Prezidenta RF ot 10.11.2007 № 1495 «Ob utverzhdenii obshchevoinskih ustavov Vooru-zhennyh Sil Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 15.01.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.