ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
УДК 342.9; 349.2
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МЧС РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
В.А. Винокуров, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации; А.А. Корчуков.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрены и проанализированы отдельные положения федерального законодательства, а также Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним в отношении работников Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов.
Статья является продолжением работы «Отдельные вопросы правового положения лиц, осуществляющих служебную (трудовую) деятельность в системе МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов» [1].
В результате анализа существующих правовых норм сформулированы выводы, которые помогут разобраться в правовом положении работников Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов, а также урегулировать отдельные вопросы, требующие решения.
Ключевые слова: гуманитарные операции, гуманитарная деятельность, вооруженный конфликт, МЧС России, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, работники Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним
INDIVIDUAL ISSUES OF LEGAL STATUS EMPLOYEES OF THE STATE INSPECTION FOR SMALL-SIZE VESSELS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA WHEN CONDUCTING HUMANITARIAN OPERATIONS IN SITUATIONS OF ARMED CONFLICT
V.A. Vinokurov; A.A. Korchukov.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The article considers and analyzes certain provisions of the Federal legislation, as well as the Geneva conventions and additional protocols to them in relation to employees of the state Inspectorate for small-sized objects of the Russian emergencies Ministry when conducting humanitarian operations in armed conflicts.
The article is a continuation of the work published by the same authors, «Certain issues of the legal status of persons performing official (labor) activities in the Russian emergencies Ministry system when conducting humanitarian operations in armed conflicts» [1].
As a result of the analysis of existing legal norms, conclusions are formulated that will help to understand the legal status of employees of The state Inspectorate for small vessels of the EMERCOM of Russia when conducting military operations in armed conflicts, as well as to regulate certain issues that need to be resolved.
Keywords: humanitarian operations, humanitarian activities, armed conflict, EMERCOM of Russia, State Inspectorate for small vessels of EMERCOM of Russia, employees of the State Inspectorate for small vessels of EMERCOM of Russia, Geneva conventions and Additional protocols to them
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 [2], определены основные задачи, функции и полномочия МЧС России, в числе которых - осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации (подпункт 5 пункта 7). Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России предусмотрено создание российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования [3].
По данным, представленным в Государственном докладе «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году», в указанном году МЧС России в рамках международного сотрудничества было проведено 14 гуманитарных операций. Одним из наиболее востребованных видов международной помощи является предоставление противопожарной авиации. Воздушные суда МЧС России участвовали в тушении природных пожаров в Многонациональном Государстве Боливия, Республике Сербия и Республике Абхазия. В рамках защиты интересов российских граждан, находящихся за рубежом, в течение 2019 года осуществлено три этапа гуманитарной операции по эвакуации российских детей, в ходе которой самолетами МЧС России из Республики Ирак в Российскую Федерацию было доставлено 92 ребенка. Продолжалось оказание помощи Республике Южной Осетии по очистке ее территории от взрывоопасных предметов. Отрядом МЧС России в 2019 году обследовано более 22 гектаров юго-осетинской территории и обнаружено 286 взрывоопасных предметов, включая 40 противопехотных и 7 противотанковых мин. При координации МЧС России Российско-Армянским центром гуманитарного реагирования доставлены и переданы грузы гуманитарной помощи в Исламскую Республику Иран и Сирийскую Арабскую Республику. За счет взносов Российской Федерации в фонд Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций гуманитарную помощь получили: Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Уганда, Республика Куба, Республика Никарагуа, Йеменская Республика, Гвинейская Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Народная Республика Бангладеш, Оккупированная Палестинская территория, Переходное Исламское Государство Афганистан и Союз Мьянма. В ближайшее время такую помощь получат: Республика Мозамбик, Республика Зимбабве, Республика Малави, Республика Мадагаскар, Республика Кения.
Завершен второй этап по переоснащению парка грузовых автомобилей Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, используемых для транспортировки гуманитарных грузов автомобилями российского производства. В региональные офисы Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций в Африке и на Ближнем Востоке поставлено 97 автомобилей КамАЗ, 30 прицепов и запасные части к ним.
Наиболее масштабной гуманитарной операцией в 2019 году можно считать оказание помощи юго-восточным областям Украины. За отчетный период в Донецкую и Луганскую области было направлено 12 автомобильных конвоев, которые перевезли более пяти тысяч тонн гуманитарных грузов. В состав гуманитарных грузов вошли наборы детского питания, пожертвования библиотекам и музеям региона, а также подарки к новогодним праздникам и товары медицинского назначения [4, с. 221-222].
Современные энциклопедии объясняют гуманитарную операцию как «совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени безвозмездных коллективных и (или) индивидуальных действий международных организаций, государственных и общественных организаций различных стран, конфессиональных и иных структур, частных лиц и других участников действий, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, или его эвакуацию из опасной зоны, оказание населению медицинской, социальной и других видов помощи» [5, с. 324]. В российском законодательстве также дается попытка растолковать понятие гуманитарных операций, в частности, как операций, проводимых в целях реагирования на кризисную ситуацию или потенциальную угрозу. В свою очередь, кризисную ситуацию законодатель определяет как ситуацию, «при которой вследствие крайнего ухудшения политической обстановки либо вооруженного конфликта, стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий и катастроф, а также в иных подобных случаях возникает угроза жизни и здоровью граждан одного из государств». Следует отметить, что одним из немногих показательных документов, зафиксировавших толкования указанных понятий, является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2324-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о взаимодействии в проведении гуманитарных операций при возникновении кризисных ситуаций» [6].
Специалисты, рассматривающие в своих работах вопросы, связанные с гуманитарными операциями, не пришли к единому мнению, что следует понимать под понятием гуманитарная операция, иногда именуемой «гуманитарная деятельность». В ряде случаев встречаются ошибочные мнения, по которым чрезвычайное гуманитарное реагирование рассматривается либо только как доставка гуманитарных грузов и помощи населению, а проведение спасательных операций, которые собственно и являются неотъемлемой частью большинства гуманитарных миссий, в данное понятие не включают [7], либо как обычная «безвозмездная помощь нуждающимся группам людей, находящимся в состоянии гуманитарного кризиса вследствие военных действий, природных катаклизмов или гражданского противостояния, направленная на обеспечение условий их физического выживания, беспрепятственного доступа к жилью, питанию, медицинской помощи, образованию, культуре», где спасению также места не нашлось [8, с. 43].
Реальные действия по чрезвычайному гуманитарному реагированию говорят об обратном. В первую очередь осуществляется спасение людей, их доставка в места лечения для восстановления здоровья, сохранение неуничтоженного имущества, а уж затем спасённые и выжившие обеспечиваются медикаментами, водой, едой, вещами и другими необходимыми для жизни предметами.
Вооруженные конфликты проходят не только на суше, но и захватывают водные участки и акватории как морские, так и речные. В настоящее время зоны вооруженных конфликтов существуют на территориях следующих государств, расположенных вблизи морей и океанов: Сирийская Арабская Республика, Украина, Федеративная Республика Сомали, Йеменская Республика, Республика Ирак, Республика Южный Судан, Государство Ливия и другие [9, 10].
В МЧС России вопросы гуманитарной деятельности возложены на лиц, осуществляющих служебную (трудовую) деятельность и состоящих на должностях в подразделениях российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования или осуществляющих трудовую деятельность в качестве рабочих. Несмотря
на то, что в официально опубликованных документах и справочных материалах МЧС России численный состав российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и перечень входящих в него должностных лиц не приводится, рассмотрим возможность участия работников Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России в чрезвычайном гуманитарном реагировании.
Как уже было отмечено, в структуре указанного корпуса не определено подразделение, которое отвечает за спасательные операции и безопасность на водных объектах при гуманитарном реагировании. Тем не менее МЧС России имеющимися силами и средствами постоянно проводит в Российской Федерации операции по спасению людей на воде. Самыми известными операциями по спасению на воде стали катастрофа вертолета МИ-8 в г. Сочи (1997 год) и крушение теплохода «Булгария» в Республике Татарстан (2011 год) [11].
Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23 декабря 2004 года № 835 утвердило Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по которому работники указанной инспекции осуществляют функции по поиску и спасению людей на водных объектах и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, что зафиксировано в подпунктах 15 и 16 пункта 5 [12]. В дальнейшем приказом МЧС России был утвержден Перечень должностей главных государственных инспекторов по маломерным судам субъектов Российской Федерации, государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанностей, закрепивший обязанности по поиску и спасению людей на водных объектах за работниками МЧС России, занимающими конкретные должности в Государственной инспекции по маломерным судам [13].
В документах МЧС России, касающихся деятельности Государственной инспекции по маломерным судам, отсутствуют указания на то, что работники названной инспекции вправе (или обязаны) принимать участие в гуманитарных операциях за рубежом. Однако если исходить из норм продовольственного обеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 29 апреля 2013 года № 290 [14], то государственные инспекторы по маломерным судам, отнесенные к категории «работники», по буквальному смыслу названного документа, имеют право на продовольственное обеспечение во время ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций на территориях иностранных государств, а, значит, имеют право участвовать в данных операциях.
Таким образом, учитывая акты, проанализированные авторами в статье [1], посвященной отдельным вопросам правового положения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов, а также документы, рассмотренные в настоящей статье, можно сделать вывод, что в служебные командировки для решения задач по осуществлению мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию в составе российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования могут направляться не только указанные выше категории государственных служащих и работников, но и работники Государственной инспекции по маломерным судам, причем на срок, который определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения и который не ограничен определенным числом дней. Подтверждением этому служат и нормы российского трудового законодательства, которые применяются при направлении в командировки, в том числе за границу работников и спасателей, осуществляющих деятельность в органах и организациях системы МЧС России [15, 16].
Обратимся к документам международного права. Как известно, основными международными актами, регулирующими различные вопросы, связанными с вооруженными конфликтами, являются Женевские конвенции, заключенные 12 августа 1949 года, и дополнительные протоколы к ним [17]. В пункте 4 статьи 1 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям под международным вооруженным конфликтом понимаются такие ситуации, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации, а также расистских режимов и осуществления своего права на самоопределение [18].
Дополнительным протоколом II к Женевским конвенциям, в частности пунктом 1 статьи 1, под вооруженным конфликтом немеждународного характера понимается происходящий на территории государства конфликт между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью её территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия [19].
В условиях международного вооруженного конфликта чрезвычайное гуманитарное реагирование возможно только в форме организаций, закрепленных в международно-правовых нормах. Деятельность этих организаций обязательно должна быть признана и осуществляться с согласия стороны, находящейся в конфликте. К таким организациям относятся:
- беспристрастные международные гуманитарные организации - статья 9 первой Женевской конвенции [20];
- постоянные медицинские формирования - статья 12 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям [18];
- гражданские организации гражданской обороны нейтральных государств - статья 61 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям [18].
Для защиты персонала гражданских организаций гражданской обороны и их объектов предпринимаются меры для их опознавания, для чего упомянутые лица в соответствии со статьей 66 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям обязаны носить международный отличительный знак гражданской обороны и удостоверение личности, подтверждающее их статус, а также они имеют право на ношение легкого личного стрелкового оружия [18].
Таким образом, в соответствии с Дополнительным протоколом II к Женевским конвенциям в условиях немеждународного вооруженного конфликта МЧС России может направить свои силы и средства для чрезвычайного гуманитарного реагирования только в составе беспристрастной международной гуманитарной организации или постоянного медицинского формирования. Сотрудники данных организаций будут пользоваться международной защитой и уважением в таком же объеме, что и при конфликте международного характера. Правда, следует отметить, что граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, и граждане какого-либо совоюющего государства не будут рассматриваться в качестве покровительствуемых лиц до тех пор, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся, что предусмотрено статьей 4 четвертой Женевской конвенции [21].
Вторая Женевская конвенция регулирует отношения, связанные с выполнением гуманитарных функций на прибрежных территориях и море в рамках немеждународного вооруженного конфликта [22].
Благодаря наличию специальных знаний и техники, работники Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России в рамках своей компетенции могут оказывать эффективную помощь на водных акваториях, причем могут это делать продуктивнее, чем иные подразделения, поскольку основные спасательные формирования МЧС России осуществляют свою деятельность, как правило, только на суше.
В соответствии с международно-правовыми нормами государственные инспекторы по маломерным судам, состоящие в штате МЧС России, могут оказывать помощь с учетом следующих особенностей:
- оказание помощи возможно с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте, и в качестве беспристрастной гуманитарной организации, что зафиксировано в статьях 9 и 10 второй Женевской конвенции [22];
- оказывать помощь только личному составу Вооруженных сил, ополчениям и добровольческим отрядам, входящих в состав этих Вооруженных сил; личному составу других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления; лицам, следующим за Вооруженными силами, но не входящим в их состав; членам экипажей судов торгового флота и гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте; населению неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками (как указано в статье 13 второй Женевской конвенции) [22].
При проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов сторонами используются различные технические средства, позволяющие минимизировать потери в живой силе и технике. Одним из таких важных, на взгляд авторов, средств выживания являются госпитальные суда. Нормами международного права определено, что военное госпитальное судно - это судно, построенное или оборудованное державами с целью оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение. Такие суда ни при каких обстоятельствах не могут быть подвергнуты нападению, при условии, что их названия и характеристики сообщены сторонам, находящимся в конфликте, за 10 дней до их использования. Об этом сказано в статье 22 второй Женевской конвенции [22].
По смыслу второй Женевской конвенции под международно-правовой защитой находятся любые суда независимо от их размера и характеристик, госпитальные суда и береговые учреждения, принадлежащие беспристрастным гуманитарным организациям, если они используются исключительно для целей, предусмотренных гуманитарной миссией. Медицинский, госпитальный и духовный персонал данных судов и учреждений также находится под защитой и не может быть объектом нападения даже при условии, что он вооружен для поддержания порядка, самообороны и защиты раненых и больных, а также при наличии на борту судна ручного оружия и боевых припасов, снятых с раненых, больных и потерпевших кораблекрушение.
Следует отметить, что МЧС России не может проводить спасательные операции на водных объектах в полном объеме, поскольку на вооружении отсутствуют госпитальные суда. Наличие госпитальных судов в системе МЧС России позволит поднять уровень оказания помощи не только на территории Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях в сопряженной с вооруженными конфликтами акватории или близи ее, но и при боевых действиях в зарубежных странах, которые сопряжены с большим количеством жертв в первую очередь на воде. Госпитальные суда существуют пока только в системе Министерства обороны Российской Федерации. Но, по мнению авторов, возникла необходимость рассмотреть вопрос приобретения или передачи в качестве эксперимента части данных судов соответствующего класса (типа «река-море») в МЧС России. Передача возможна без перевода их в гражданские суда в связи с тем, что по смыслу Женевских конвенций оказывать помощь и пользоваться защитой будут как военные госпитальные суда, так и принадлежащие беспристрастным гуманитарным организациям, нейтральным государствам и частным лицам. Эксплуатацию данной техники можно было бы поручить Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
В результате проведенного анализа в отношении осуществления работниками Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России гуманитарных операций в зонах вооруженных конфликтов за границей, можно сделать следующие выводы:
1) с организационной точки зрения работники Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России являются единственными специалистами, обладающими
знаниями, навыками и техникой для осуществления задач чрезвычайного гуманитарного реагирования на водных объектах, опыт и знания которых необходимо использовать при проведении гуманитарных миссий;
2) правовое положение работников Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, выполняющих гуманитарные миссии, зависит от их принадлежности к определенной организации, деятельность которой предусмотрена нормами международного гуманитарного права;
3) в случае немеждународного вооруженного конфликта и наличии нормального дипломатического представительства Российской Федерации на территории боевых действий, работники Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, направляющиеся для чрезвычайного гуманитарного реагирования, не пользуются международной защитой и уважением;
4) береговые учреждения, суда и их экипажи пользуются международно-правовой защитой при выполнении гуманитарной миссии и имеют право на ношение оружия и хранение его на эксплуатируемых ими судах;
5) работники Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, находящиеся под международной защитой, совершив действия, которые нанесли ущерб противнику, признаются комбатантами и могут стать объектом нападения и взяты в военный плен;
6) работники Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России не могут оказывать помощь в полном объеме и на должном международно-правовом уровне из-за отсутствия на вооружении МЧС России специальной техники, а именно госпитальных судов соответствующего класса.
Для решения изложенных проблем и улучшения деятельности по осуществлению мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации, предлагается внести в Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835, следующие изменения:
- пункт 1 дополнить частью третьей следующего содержания:
«Государственная инспекция по маломерным судам имеет в своем составе госпитальные суда соответствующего класса, а также необходимые базы для их содержания, обслуживания и ремонта»;
- пункт 4 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
«осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации»;
- подпункт 15 пункта 5 изложить в следующей редакции:
«15) участвует в поиске и спасании людей на водных объектах, включая поиск и спасание людей на водных объектах при решении задач чрезвычайного гуманитарного реагирования»;
- пункт 8 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:
«7) по решению министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий участвовать в решении задач чрезвычайного гуманитарного реагирования на территории Российской Федерации и за ее пределами в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях»;
- дополнить новым пунктом 13 следующего содержания:
«13. Для решения задач чрезвычайного гуманитарного реагирования, в том числе в условиях вооруженного конфликта, допускается командирование работника Государственной инспекции по маломерным судам без его согласия на срок не более 6 месяцев в течение календарного года.
Государственному инспектору по маломерным судам, направленному в указанную командировку, может быть изменен режим рабочего времени, на него могут быть возложены дополнительные обязанности без изменения характера его основной работы с установленной в таких случаях оплатой.
Государственный инспектор по маломерным судам, направленный в указанную командировку, входит в состав международных гуманитарных организаций при выполнении задач чрезвычайного гуманитарного реагирования и вправе носить и использовать оружие для собственной защиты в случаях, предусмотренных нормами международного права».
Литература
1. Винокуров В.А., Корчуков А.А. Отдельные вопросы правового положения лиц, осуществляющих служебную (трудовую) деятельность в системе МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2020. № 1. С. 130-140.
2. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента Рос. Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 28. Ст. 2882.
3. О российском национальном корпусе чрезвычайного гуманитарного реагирования: постановление Правительства Рос. Федерации от 13 окт. 1995 г. № 1010 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 43. Ст. 4077.
4. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году: Государственный доклад. М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. 259 с.
5. Гражданская защита: энциклопедия / под общ. ред. С.К. Шойгу. М.: Московская типография № 2, 2006. Т. 1 (А-И). 568 с.
6. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о взаимодействии в проведении гуманитарных операций при возникновении кризисных ситуаций: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 23 окт. 2017 г. № 2324-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 44. Ст. 6552.
7. Смирнова Д.С. Правовой режим гуманитарной помощи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3 (53). С. 174-177.
8. Ипполитов С.С. Гуманитарная деятельность как объект культурологии: определение, изучение, тенденции // Культура и образование. 2018. № 2 (29). С. 36-45.
9. Мировая карта войн. Где и за что сегодня воюет человечество // ru.espreso.tv. URL: https: // ru.espreso.tv/article/ (дата обращения: 03.02.2020).
10. Географическая статистика войн и вооруженных конфликтов XXI века // topwar.ru. URL: https: // topwar.ru (дата обращения: 03.02.2020).
11. Уникальные операции российских спасателей за последние 20 лет // rg.ru. URL: https: // rg.ru/2013/12/27/spasateli-site.html (дата обращения: 22.01.2020).
12. Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: постановление Правительства Рос. Федерации от 23 дек. 2004 г. № 835 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 52. Ст. 5499.
13. Об утверждении Перечня должностей главных государственных инспекторов по маломерным судам субъектов Российской Федерации, государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанностей: приказ МЧС России от 12 марта 2015 г. № 113 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.04.2015).
14. Об утверждении категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы
Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России, имеющих право на продовольственное обеспечение в период несения дежурства, участия в полевых учениях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, нахождения в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, норм и порядка их продовольственного обеспечения: приказ МЧС России от 29 апр. 2013 г. № 290 // Рос. газ. 2013. 5 июня.
15. Трудовой кодекс Рос. Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.
16. Об особенностях направления работников в служебные командировки: постановление Правительства Рос. Федерации от 13 окт. 2008 г. № 749 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 42. Ст. 4821.
17. Женевские конвенции от 12 авг. 1949 г. и доп. протоколы к ним. М.: Международный комитет Красного Креста, 2015. 320 c.
18. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 авг. 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) (подписан в г. Женеве 8 июня 1977 г.). Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
19. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 авг. 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) (подписан в г. Женеве 8 июня 1977 года). Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
20. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (закл. в г. Женеве 12 авг. 1949 г.) (I Женевская конвенция). Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
21. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (закл. в г. Женеве 12 авг. 1949 г.) (IV Женевская конвенция). Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
22. Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (закл. в г. Женеве 12 авг. 1949 г.) (II Женевская конвенция). Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
References
1. Vinokurov V.A., Korchukov A.A. Otdel'nye voprosy pravovogo polozheniya lic, osushchestvlyayushchih sluzhebnuyu (trudovuyu) deyatel'nost' v sisteme MCHS Rossii pri provedenii gumanitarnyh operacij v usloviyah vooruzhennyh konfliktov // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2020. № 1. S. 130-140.
2. Voprosy Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij: Ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 11 iyulya 2004 g. № 868 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2004. № 28. St. 2882.
3. O rossijskom nacional'nom korpuse chrezvychajnogo gumanitarnogo reagirovaniya: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 13 okt. 1995 g. № 1010 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1995. № 43. St. 4077.
4. O sostoyanii zashchity naseleniya i territorij Rossijskoj Federacii ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera v 2019 godu: Gosudarstvennyj doklad. M.: MCHS Rossii. FGBU VNII GOCHS (FC), 2020. 259 s.
5. Grazhdanskaya zashchita: enciklopediya / pod obshch. red. S.K. Shojgu. M.: Moskovskaya tipografiya № 2, 2006. T. 1 (A-I). 568 s.
6. O podpisanii Soglasheniya mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Kipr o vzaimodejstvii v provedenii gumanitarnyh operacij pri vozniknovenii krizisnyh situacij: Rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 23 okt. 2017 g. № 2324 r // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2017. № 44. St. 6552.
7. Smirnova D.S. Pravovoj rezhim gumanitarnoj pomoshchi // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2015. № 3 (53). S. 174-177.
8. Ippolitov S.S. Gumanitarnaya deyatel'nost' kak ob"ekt kul'turologii: opredelenie, izuchenie, tendencii // Kul'tura i obrazovanie. 2018. № 2 (29). S. 36-45.
9. Mirovaya karta vojn. Gde i za chto segodnya voyuet chelovechestvo // ru.espreso.tv. URL: https: // ru.espreso.tv/article/ (data obrashcheniya: 03.02.2020).
10. Geograficheskaya statistika vojn i vooruzhennyh konfliktov XXI veka // topwar.ru. URL: https: // topwar.ru (data obrashcheniya: 03.02.2020).
11. Unikal'nye operacii rossijskih spasatelej za poslednie 20 let // rg.ru. URL: https: // rg.ru/2013/12/27/spasateli-site.html (data obrashcheniya: 22.01.2020).
12. Ob utverzhdenii Polozheniya o Gosudarstvennoj inspekcii po malomernym sudam Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 23 dek. 2004 g. № 835 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2004. № 52. St. 5499.
13. Ob utverzhdenii Perechnya dolzhnostej glavnyh gosudarstvennyh inspektorov po malomernym sudam sub"ektov Rossijskoj Federacii, gosudarstvennyh inspektorov po malomernym sudam i ih obyazannostej: prikaz MCHS Rossii ot 12 marta 2015 g. № 113 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 08.04.2015).
14. Ob utverzhdenii kategorij voennosluzhashchih, prohodyashchih voennuyu sluzhbu po kontraktu v MCHS Rossii, sotrudnikov federal'noj protivopozharnoj sluzhby Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby, federal'nyh gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih i rabotnikov MCHS Rossii, imeyushchih pravo na prodovol'stvennoe obespechenie v period neseniya dezhurstva, uchastiya v polevyh ucheniyah, provedeniya avarijno-spasatel'nyh i drugih neotlozhnyh rabot, nahozhdeniya v sluzhebnyh komandirovkah na territoriyah inostrannyh gosudarstv dlya likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij i chrezvychajnyh situacij, norm i poryadka ih prodovol'stvennogo obespecheniya: prikaz MCHS Rossii ot 29 apr. 2013 g. № 290 // Ros. gaz. 2013. 5 iyunya.
15. Trudovoj kodeks Ros. Federacii // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2002. № 1 (ch. I). St. 3.
16. Ob osobennostyah napravleniya rabotnikov v sluzhebnye komandirovki: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 13 okt. 2008 g. № 749 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2008. № 42. St. 4821.
17. Zhenevskie konvencii ot 12 avg. 1949 g. i dop. protokoly k nim. M.: Mezhdunarodnyj komitet Krasnogo Kresta, 2015. 320 c.
18. Dopolnitel'nyj protokol I k Zhenevskim konvenciyam ot 12 avg. 1949 g., kasayushchijsya zashchity zhertv mezhdunarodnyh vooruzhennyh konfliktov (Protokol I) (podpisan v g. Zheneve 8 iyunya 1977 g.). Dostup iz inf.-pravovogo portala «Garant».
19. Dopolnitel'nyj protokol II k Zhenevskim konvenciyam ot 12 avg. 1949 g., kasayushchijsya zashchity zhertv vooruzhennyh konfliktov nemezhdunarodnogo haraktera (Protokol II) (podpisan v g. Zheneve 8 iyunya 1977 goda). Dostup iz inf.-pravovogo portala «Garant».
20. Zhenevskaya konvenciya ob uluchshenii uchasti ranenyh i bol'nyh v dejstvuyushchih armiyah (zakl. v g. Zheneve 12 avg. 1949 g.) (I Zhenevskaya konvenciya). Dostup iz inf.-pravovogo portala «Garant».
21. Zhenevskaya konvenciya o zashchite grazhdanskogo naseleniya vo vremya vojny (zakl. v g. Zheneve 12 avg. 1949 g.) (IV Zhenevskaya konvenciya). Dostup iz inf.-pravovogo portala «Garant».
22. Zhenevskaya konvenciya ob uluchshenii uchasti ranenyh, bol'nyh i lic, poterpevshih korablekrushenie, iz sostava vooruzhennyh sil na more (zakl. v g. Zheneve 12 avg. 1949 g.) (II Zhenevskaya konvenciya). Dostup iz inf.-pravovogo portala «Garant».