Научная статья на тему 'Отдельные вопросы правового положения лиц, осуществляющих служебную (трудовую) деятельность в системе МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов'

Отдельные вопросы правового положения лиц, осуществляющих служебную (трудовую) деятельность в системе МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / МЧС РОССИИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПРОХОДЯЩИЕ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В МЧС РОССИИ / СОТРУДНИКИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ И РАБОТНИКИ МЧС РОССИИ / ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОТОКОЛЫ К НИМ / HUMANITARIAN OPERATIONS / MILITARY PERSONNEL SERVING UNDER CONTRACT IN THE EMERCOM OF RUSSIA / EMPLOYEES OF THE FEDERAL ANTI-FIRE SERVICE OF THE STATE FIRE SERVICE / FEDERAL CIVIL SERVANTS AND EMPLOYEES OF THE EMERCOM OF RUSSIA / HUMANITARIAN ACTIVITIES / ARMED CONFLICT / GENEVA CONVENTIONS AND ADDITIONAL PROTOCOLS THERETO / EMERCOM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров В. А., Корчуков А. А.

Рассмотрены и проанализированы отдельные положения федерального законодательства, а также Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним в отношении различных категорий лиц, осуществляющих служебную или трудовую деятельность в системе МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов. Анализу была подвергнута правовая основа деятельности в указанных условиях военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России. В результате анализа сформулированы выводы, которые помогут разобраться в правовом положении названных лиц при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ISSUES OF LEGAL STATUS OF PERSONS, PERFORMING THE SERVICE (LABOR) ACTIVITIES IN THE EMERCOM OF RUSSIA WHEN CONDUCTING HUMANITARIAN OPERATIONS IN SITUATIONS OF ARMED CONFLICT

The article considers and analyzes certain provisions of the Federal legislation, as well as the Geneva conventions and additional protocols to them in relation to various categories of persons engaged in official or labor activity in the system of the EMERCOM of Russia during humanitarian operations in armed conflicts. An analysis was made of the legal basis of activities in these conditions military men passing military service under the contract in the EMERCOM of Russia, employees of the Federal fire service of State fire service, Federal state civil servants and employees of EMERCOM of Russia. As a result of the analysis, conclusions are formulated that will help to understand the legal situation of these persons during humanitarian operations in armed conflicts.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы правового положения лиц, осуществляющих служебную (трудовую) деятельность в системе МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СЛУЖЕБНУЮ (ТРУДОВУЮ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

В.А. Винокуров, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации; А.А. Корчуков.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрены и проанализированы отдельные положения федерального законодательства, а также Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним в отношении различных категорий лиц, осуществляющих служебную или трудовую деятельность в системе МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов. Анализу была подвергнута правовая основа деятельности в указанных условиях военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России.

В результате анализа сформулированы выводы, которые помогут разобраться в правовом положении названных лиц при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов.

Ключевые слова: гуманитарные операции, гуманитарная деятельность, вооруженный конфликт, МЧС России, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в МЧС России, сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральные государственные гражданские служащие и работники МЧС России, Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним

CERTAIN ISSUES OF LEGAL STATUS OF PERSONS, PERFORMING THE SERVICE (LABOR) ACTIVITIES IN THE EMERCOM OF RUSSIA WHEN CONDUCTING HUMANITARIAN OPERATIONS IN SITUATIONS OF ARMED CONFLICT

V.A. Vinokurov; A.A. Korchukov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article considers and analyzes certain provisions of the Federal legislation, as well as the Geneva conventions and additional protocols to them in relation to various categories of persons engaged in official or labor activity in the system of the EMERCOM of Russia during humanitarian operations in armed conflicts. An analysis was made of the legal basis of activities

in these conditions military men passing military service under the contract in the EMERCOM of Russia, employees of the Federal fire service of State fire service, Federal state civil servants and employees of EMERCOM of Russia.

As a result of the analysis, conclusions are formulated that will help to understand the legal situation of these persons during humanitarian operations in armed conflicts.

Keywords: humanitarian operations, humanitarian activities, armed conflict, EMERCOM of Russia, military personnel serving under contract in the EMERCOM of Russia, employees of the federal anti-fire service of the State fire service, federal civil servants and employees of the EMERCOM of Russia, Geneva conventions and additional protocols thereto

Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 8681, определены основные задачи, функции и полномочия МЧС России.

Одной из основных задач названного Министерства определено осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации (подпункт 5 пункта 7). Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России предусмотрено создание российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Следует отметить, что первоначально принципиальное согласие на создание национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования было дано Президентом Российской Федерации в 1994 году2. В соответствии с указанным решением главы государства Правительством Российской Федерации в 1995 году было издано постановление, которым поручалось МЧС России создать названный корпус3. Этим же постановлением определялся состав российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования (Корпус), в который в настоящее время входят:

- оперативная группа от центрального аппарата МЧС России;

- государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России;

- центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России;

- агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях;

- оперативный неснижаемый аэромобильный резерв чрезвычайного гуманитарного реагирования;

- 179 спасательный центр МЧС России.

По представленным в Государственном докладе «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году» данным, в 2018 году МЧС России в рамках международного сотрудничества было проведено 28 гуманитарных операций. В общей сложности помощь оказана 19 странам, доставлено более 31 тысячи тонн гуманитарных грузов. На двусторонней основе осуществлено 15 международных операций, в общей сложности доставлено более 5,5 тысяч тонн гуманитарных грузов, из них: шесть гуманитарных операций (Сирийская Арабская Республика, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Республика Индонезия, Украина); шесть санитарно-авиационных эвакуаций (Приднестровье, Королевство Саудовская Аравия, Социалистическая Республика Вьетнам, Федеративная Республика Германия, Турецкая Республика, Исламская Республика

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 28. Ст. 2882.

2 Об организации участия Российской Федерации в оказании международной гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях: Распоряжение Президента Российской Федерации от 8 ноября 1994 года № 573-рп // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 29. Ст. 3026.

3 О российском национальном корпусе чрезвычайного гуманитарного реагирования: постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 года № 1010 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 43. Ст. 4077.

Пакистан); одно тушение пожара (Республика Абхазия); одно оказание содействия в разминировании территории от взрывоопасных предметов (Республика Южная Осетия) и одна эвакуация (Республика Ирак)4.

Нередко гуманитарное реагирование в рамках международного сотрудничества проводится в тех странах и на тех территориях, где возникают и развиваются вооруженные конфликты. Подтверждением подобному ходу развития событий могут служить соглашения, заключаемые на межправительственном уровне о взаимодействии в проведении гуманитарных операций при возникновении кризисных ситуаций. В большинстве подобных соглашений под гуманитарной операцией понимаются мероприятия, проводимые в целях реагирования на кризисную ситуацию или потенциальную угрозу, а кризисная ситуация, в свою очередь, определяется как «ситуация, при которой вследствие крайнего ухудшения политической обстановки либо вооруженного конфликта (выделено авторами), стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий и катастроф, а также в иных подобных случаях возникает угроза жизни и здоровью граждан одного из государств»5.

Гуманитарную деятельность в рамках российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования осуществляют физические лица, занимающие определенные должности в указанных выше составляющих Корпуса или осуществляющие трудовую деятельность в качестве рабочих.

Следует отметить, что в МЧС России отсутствует отдельный документ, определяющий категории лиц, осуществляющих служебную деятельность или трудовую функцию как в Министерстве, так и в органах и организациях, подчиненных или подведомственных Министерству. Однако по отдельным правовым актам, изданным как Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, так и министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, известно, что в МЧС России трудятся физические лица, входящие практически во все существующие в Российской Федерации категории лиц, осуществляющие служебную (трудовую) функцию. Это военнослужащие, сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральные государственные гражданские служащие, работники (то есть те, кто занимает должности, не относящиеся к должностям государственной или муниципальной службы, или выполняет работу по профессии). Подтверждение такому широкому спектру лиц, выполняющих функции, возложенные на МЧС России, находим в приказе данного Министерства, которым утверждаются категории военнослужащих, сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России, имеющих право на продовольственное обеспечение, в том числе в период нахождения в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций6.

4 О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году: Государственный доклад. М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2019. С. 260.

5 О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о взаимодействии в проведении гуманитарных операций при возникновении кризисных ситуаций: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2324-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 44. Ст. 6552.

6 Об утверждении категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России, имеющих право на продовольственное обеспечение в период несения дежурства, участия в полевых учениях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, нахождения в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, норм и порядка их продовольственного обеспечения: приказ МЧС России от 29 апреля 2013 года № 290 // Российская газета. 2013. 5 июня.

Таким образом, в служебные командировки для решения задач по осуществлению мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию могут направляться (в составе российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования) военнослужащий, федеральный государственный гражданский служащий, сотрудник или работник, проходящий службу или выполняющий трудовую функцию в центральном аппарате МЧС России, а также подведомственных этому Министерству органах и организациях.

В одной из работ, посвященной правовому положению сотрудников МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов, была предпринята попытка нескольких авторов сформулировать тот самый статус, о котором было заявлено в наименовании статьи7. Однако в действительности в указанной статье статус определен не был. На фоне подробных выдержек из нормативных документов были продублированы международные нормы или высказаны весьма очевидные сентенции (например, что «сотрудники МЧС России должны уважаться», что «правовой статус сотрудников МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов определяется не только национальными нормами Российской Федерации, но и Женевскими конвенциями 1949 г. и дополнительными протоколами к ним, а также другими международными нормами и принципами» и т.п. ).

Для реального анализа правового положения лиц, исполняющих служебную (трудовую) деятельность в системе МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов, рассмотрим соответствующие правовые акты и статус этих лиц по категориям и отдельным параметрам.

Военнослужащие, проходящие службу по контракту в МЧС России

В соответствии с Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 12658, указанные спасательные воинские формирования предназначены «для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне»9 спасательные воинские формирования относятся к силам гражданской обороны, на вооружении у которых находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие, а военнослужащим этих формирований выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны. При этом по Федеральному закону «О статусе военнослужащих»10 военнослужащие могут выезжать в служебные командировки за границу, осуществляемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями (абзац восьмой пункта 7 статьи 10). Подтверждением

7 Иванов К.М., Тазиева Д.Д., Дегтярева А.В., Глинская Н.И. Правовой статус сотрудников МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2017. № 4 (37). С. 65-72.

8 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 40. Ст. 5532.

9 Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года, одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года, подписан Президентом Российской Федерации 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 779.

10 Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года, одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года, подписан Президентом Российской Федерации 27 мая 1998 года № 76-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.

направления военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, в служебные командировки за границу может служить, в частности, установленный Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от 7 декабря 2012 года № 75111, порядок оплаты служебных командировок на территории иностранных государств.

Сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России Федеральным законом Российской Федерации «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»12 предусмотрена возможность командирования сотрудника (без его согласия) на срок не более шести месяцев в течение календарного года в другую местность и его временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации пожаров, последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 35). Инструкция об организации служебных командировок военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденная приказом МЧС России от 10 января 2008 года № 313, определяет одной из основных задач командировок осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию.

Федеральные государственные гражданские служащие Федеральный закон «О государственной гражданской службе»14 также предусматривает возможность федерального государственного гражданского служащего выезжать в служебные командировки по договоренности государственных органов Российской Федерации с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями (пункт 7 части 1 статьи 17). Названным Федеральным законом установлено, что порядок и условия командирования федерального государственного гражданского служащего устанавливается актом главы государства. Пунктом 4 порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 года № 813, установлено, что «Срок служебной командировки гражданского служащего определяется представителем нанимателя или уполномоченным им лицом с учетом объема, сложности и других особенностей служебного задания», то есть конкретный срок служебной командировки, в том числе за границу, не установлен.

Работники, включая спасателей Для работников действуют нормы Трудового кодекса Российской Федерации, одна из которых звучит следующим образом: «Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации»15 (часть 2 статьи 166). Постановлением Правительства Российской Федерации

11 Российская газета. 2013. 20 февраля.

12 Принят Государственной Думой 13 мая 2016 года, одобрен Советом Федерации 18 мая 2016 года, подписан Президентом Российской Федерации 23 мая 2016 года № 141-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 22. Ст. 3089.

13 Российская газета. 2008. 20 февраля.

14 Принят Государственной Думой 7 июля 2004 года, одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года, подписан Президентом Российской Федерации 27 июля 2004 года № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

15 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 3.

от 13 октября 2008 года № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»16 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, которое определяет особенности порядка направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств. В соответствии с пунктом 4 названного Положения срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения, то есть не ограничен определенным числом дней.

Что касается спасателей, то в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»17 предусмотрена возможность привлечения профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (но не отдельных спасателей) к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Российской Федерации, которое должно осуществляться по решению Правительства Российской Федерации на основе международных договоров Российской Федерации. Это означает, что направление спасателей (в составе аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований) в заграничные командировки для решения задач, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций (в том числе социальных, которые возникают «в результате массовых беспорядков, терроризма, бандитизма, действия организованных преступных групп, межэтнических, межконфессиональных, военных, вооруженных и других социальных конфликтов»18), будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров. При этом вопросы, неурегулированные международным договором, должны решаться в соответствии с нормами российского трудового законодательства.

Таким образом, законодательство Российской Федерации позволяет направить с гуманитарной операцией за границу, где возник вооруженный конфликт, и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, и федеральных государственных гражданских служащих, и работников МЧС России. Однако правила командирования различны для разных категорий лиц, осуществляющих службу и выполняющих работу в МЧС России и подведомственных ему органах и организациях.

В отношении документов, которые должны быть у командированных за границу, следует отметить, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»19 служебный паспорт из интересующих нас категорий выдается военнослужащим, направляемым для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, а также выезжающим в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим. Кроме того, статья 19 указанного Федерального закона предусматривает для военнослужащих дополнительные требования при выезде их за пределы Российской Федерации: необходимо наличие разрешения

16 Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 42. Ст. 4821.

17 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3503.

18 Определение социальной чрезвычайной ситуации, приведенное в Инструкции по составлению «Сведений о деятельности учреждения здравоохранения (медицинского формирования), принимавшего участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденной первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации от 14 сентября 1999 года № 02-23/2-20 // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

19 Принят Государственной Думой 18 июля 1996 года, подписан Президентом Российской Федерации 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4029.

командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года № 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба»20 установлено, что, во-первых, разрешение на выезд из Российской Федерации военнослужащих дается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти (в нашем случае - МЧС России) или уполномоченными ими лицами; во-вторых, выезд военнослужащих, проходящих службу по контракту в МЧС России, из Российской Федерации подлежит согласованию с соответствующими органами Федеральной службы безопасности (ФСБ) Российской Федерации.

В результате анализа нормативных правовых актов, регулирующих вопросы командирования лиц, осуществляющих служебную (трудовую) деятельность в системе МЧС России, за границу для осуществления гуманитарных операций в зоны вооруженных конфликтов, можно сделать следующие выводы:

1) отсутствует единый порядок направления лиц, осуществляющих служебную (трудовую) деятельность в системе МЧС России, что создает сложности в определении прав и обязанностей указанных лиц при выполнении ими единой задачи - осуществления гуманитарной операции за границей в зонах вооруженного конфликта;

2) законодательство предусматривает различные сроки командирования для различных категорий лиц, осуществляющих служебную (трудовую) деятельность в системе МЧС России;

3) служебные паспорта выдаются только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в МЧС России, федеральным государственным служащим и сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России;

4) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, предусмотрены дополнительные ограничения при командировании их за границу в виде согласования с органами ФСБ России.

В этой связи нельзя не отметить, что различие в правовом положении лиц, осуществляющих служебную (трудовую) деятельность в системе МЧС России, создает организационно-правовые сложности уже на первых этапах подготовки к операциям чрезвычайного гуманитарного реагирования в иностранных государствах и значительно увеличивает время доставки гуманитарных грузов и сопровождающих эти грузы специалистов для оказания помощи населению, что, в конечном итоге, оказывает негативное влияние на результат проводимых МЧС России операций за рубежом, а также снижает авторитет нашего государства на международной арене.

Следует отметить, что в российском законодательстве существует множество правовых пробелов по регулированию правоотношений в сфере чрезвычайного гуманитарного реагирования. Для решения данной проблемы следует принять специальный федеральный закон, касающийся всех вопросов оказания гуманитарной помощи нашим государством и получением Российской Федерацией гуманитарной помощи от других государств и международных организаций. Название этого законодательного акта должно быть простым и понятным, например, «О гуманитарной помощи»21.

Основными международными документами, регулирующими различные вопросы, связанные с вооруженными конфликтами, являются Женевские конвенции, заключенные 12 августа 1949 года, и протоколы к ним22.

20 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 52. Ст. 5929.

21 Винокуров В.А., Шманцарь Д.А. О проекте Федерального закона «О гуманитарной помощи» // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2018. № 2 (39). С. 26-37.

22 Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним. М.: Международный комитет Красного Креста, 2015. 320 с.

Дополнительным протоколом I к Женевским конвенциям под международным вооруженным конфликтом понимаются такие ситуации, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации, а также расистских режимов и осуществления своего права на самоопределение (пункт 4 статьи 1)23. Дополнительным протоколом II к Женевским конвенциям под вооруженным конфликтом немеждународного характера понимается происходящий на территории государства конфликт между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью её территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия (пункт 1 статьи 1)24.

Участниками или иначе - субъектами международного гуманитарного права перечисленных выше вооруженных конфликтов, являются, в частности, комбатанты, гражданские лица, наемники, медицинский персонал, духовный персонал, военнослужащие и работники, назначенные для выполнения функций гражданской обороны. При этом принимать непосредственное участие в военных действиях могут только те, кто относится к категории комбатантов. По смыслу Женевских конвенций к комбатантам причисляют все организованные вооруженные силы, группы и подразделения, находящиеся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной, а также лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, кроме медицинского и духовного персонала (пункт 1 и 2 статьи 43 Дополнительного протокола I).

В условиях международного вооруженного конфликта чрезвычайное гуманитарное реагирование возможно только в форме организаций, закрепленных в международно-правовых нормах. Деятельность этих организаций обязательно должна быть признана и осуществляться с согласия стороны, находящейся в конфликте. К таким организациям относятся:

- беспристрастные международные гуманитарные организации (предпринимают действия для защиты раненых и больных, а также санитарного и духовного персонала и для оказания им помощи с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте25);

- постоянные медицинские формирования (находятся под защитой и не могут быть объектом нападения при установленных условиях26);

- гражданские организации гражданской обороны нейтральных государств (к ним относятся учреждения и другие организованные единицы, которые организованы или уполномочены компетентными властями стороны, находящейся в конфликте, выполнять задачи по оповещению, эвакуации, предоставлению убежищ и по их устройству, по спасательным работам и борьбе с пожарами и др.27).

Для защиты персонала гражданских организаций гражданской обороны и их объектов предпринимаются меры для их опознавания. Так, в соответствии со статьей 66 Дополнительного протокола I упомянутые лица обязаны носить международный

23 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) (подписан в г. Женеве 8 июня 1977 года) // Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

24 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) (подписан в г. Женеве 8 июня 1977 года) // Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

25 Статья 9 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (заключена в г. Женеве 12 августа 1949 года) // Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

26 Статья 12 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям.

27 Статья 61 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям.

отличительный знак гражданской обороны и удостоверение личности, подтверждающее их статус. Кроме того, они имеют право на ношение легкого личного стрелкового оружия.

В соответствии с Дополнительным протоколом II к Женевским конвенциям в условиях немеждународного вооруженного конфликта МЧС России может направить свои силы и средства для чрезвычайного гуманитарного реагирования, но только в составе беспристрастной международной гуманитарной организации или постоянного медицинского формирования. Сотрудники данных организаций будут пользоваться международной защитой и уважением в таком же объеме, что и при конфликте международного характера.

Но, в то же время следует отметить, что на основании статьи 4 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны28 граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, и граждане какого-либо совоюющего государства не будут рассматриваться в качестве покровительствуемых лиц до тех пор, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся.

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1) с организационной точки зрения сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России являются наиболее мобильной и одновременно обладающей знаниями, навыками и умениями категорией для осуществления задач чрезвычайного гуманитарного реагирования;

2) все категории лиц, осуществляющие трудовую (служебную) деятельность в МЧС России в условиях международных и немеждународных вооруженных конфликтов, пользуются одинаковыми правами и обязанностями;

3) правовое положение лиц, выполняющих гуманитарные миссии, зависит от их принадлежности к определенной организации, деятельность которых предусмотрена нормами международного гуманитарного права;

4) в случае немеждународного вооруженного конфликта и наличии нормального дипломатического представительства Российской Федерации на территории боевых действий лица, направляющиеся для чрезвычайного гуманитарного реагирования, не пользуются международной защитой и уважением;

5) персонал постоянных медицинских формирований и гражданских организаций гражданской обороны нейтральных государств обеспечивается специальными отличительными знаками, удостоверениями личности и личным легким стрелковым оружием;

6) лица, находящиеся под международной защитой, совершив действия, которые нанесли ущерб противнику, признаются комбатантами и могут стать объектом нападения и взяты в военный плен.

Для лучшего восприятия проведенного анализа, послужившего основанием для сформулированных авторами выводов, к статье прилагается таблица с проанализированными параметрами.

28 Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (заключена в г. Женеве 12 августа 1949 года) // Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

Таблица. Проанализированные параметры

Анализируемый параметр Военнослужащие Сотрудники ФПС ГПС Федеральные государственн ые гражданские служащие Работники, в том числе спасатели

1. Право на заграничные командировки Имеется Имеется Имеется Имеется

2. Срок заграничной командировки Общее правило: а) максимальный срок пребывания в командировке не должен превышать 40 суток; б) командировки могут быть продлены, но не более чем на 1 год для выполнения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и для выполнения иных задач в составе созданных временных оперативных подразделений МЧС России Определяется представителем нанимателя с учетом объема, сложности и других особенностей служебного задания Определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей

— Ограничения по Федеральному закону -до 6 месяцев в течение календарного года служебного поручения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Служебный паспорт Выдается Выдается Выдается Не выдается

4. Согласование выезда Осуществляется с органами ФСБ России Не предусмотрено Не предусмотрено Не предусмотрено

5. Право на ношение оружия Имеется Имеется Имеется Имеется

6. Международная защита Предоставляется при соблюдении всех условий, предусмотренных Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним

7. Возможность взятия в плен Предусмотрена Женевскими конвенциями при признании комбатантами

Литература

1. Винокуров В.А., Шманцарь Д.А. О проекте Федерального закона «О гуманитарной помощи» // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2018. № 2 (39). С. 26-37.

2. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году: Государственный доклад. М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2019. 344 с.

3. Иванов К.М., Тазиева Д.Д., Дегтярева А.В., Глинская Н.И. Правовой статус сотрудников МЧС России при проведении гуманитарных операций в условиях вооруженных конфликтов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2017. № 4 (37). С. 65-72.

References

1. Vinokurov V.A., Shmancar' D.A. O proekte Federal'nogo zakona «O gumanitarnoj pomoshchi» // Pravo. Bezopasnost'. CHrezvychajnye situacii. 2018. № 2 (39). S. 26-37.

2. O sostoyanii zashchity naseleniya i territorij Rossijskoj Federacii ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera v 2018 godu: Gosudarstvennyj doklad. M.: MCHS Rossii. FGBU VNII GOCHS (FC), 2019. 344 s.

3. Ivanov K.M., Tazieva D.D., Degtyareva A.V., Glinskaya N.I. Pravovoj status sotrudnikov MCHS Rossii pri provedenii gumanitarnyh operacij v usloviyah vooruzhennyh konfliktov // Pravo. Bezopasnost'. CHrezvychajnye situacii. 2G17. M 4 (37). S. 65-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.