Научная статья на тему 'Оказание гуманитарной помощи мчс России как механизм снижения конфликтности в мире'

Оказание гуманитарной помощи мчс России как механизм снижения конфликтности в мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1495
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / HUMANITARIAN ASSISTANCE / ИНТЕРЕСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / INTERESTS OF NATIONAL SECURITY / МЧС РОССИИ / EMERCOM OF RUSSIA / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / POLITICAL ISSUES / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / FEDERAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Микрюков Владимир Олегович

В статье приводятся направления активизации политики России в области гуманитарной деятельности. На их основе показана роль МЧС России при формировании и доставке гуманитарной помощи за рубеж. Автор предлагает пути использования гуманитарной помощи для снижения конфликтности в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERCOM HUMANITARIAN ASSISTANCE AS THE WAY OF DECREASING CONFLICTS IN THE WORLD

The article presents the orientation of Russian policy activization in the field of humanitarian activity. The role of the Ministry of Emergency Situations of Russia in organization and delivering humanitarian supplies abroad is shown on the basis of such orientation of Russian policy. The author of the article suggests the ways of using humanitarian assistance for decreasing the conflicts in the world

Текст научной работы на тему «Оказание гуманитарной помощи мчс России как механизм снижения конфликтности в мире»

ФУНДАМЕНТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

УДК 341.7

В.О. Микрюков

ОКАЗАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ МЧС РОССИИ КАК МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ В МИРЕ

В статье приводятся направления активизации политики России в области гуманитарной деятельности. На их основе показана роль МЧС России при формировании и доставке гуманитарной помощи за рубеж. Автор предлагает пути использования гуманитарной помощи для снижения конфликтности в мире.

Ключевые слова: гуманитарная помощь, интересы национальной безопасности, МЧС России, политические проблемы, федеральные органы исполнительной власти.

V. Mikrjukov

EMERCOM HUMANITARIAN ASSISTANCE AS THE WAY OF DECREASING CONFLICTS IN THE WORLD

The article presents the orientation of Russian policy activization in the field of humanitarian activity. The role of the Ministry of Emergency Situations of Russia in organization and delivering humanitarian supplies abroad is shown on the basis of such orientation of Russian policy. The author of the article suggests the ways of using humanitarian assistance for decreasing the conflicts in the world.

Keywords: humanitarian assistance, interests of national security, EMERCOM of Russia, political issues, federal authorities.

МЧС России уже давно и довольно успешно осуществляет доставку гуманитарной помощи в различные страны. Однако при реализации этого направления были выявлены проблемы, которые усложняют деятельность сотрудников министерства при реализации поставленных Правительством РФ задач. В данной статье сделана попытка разобраться с комплексом этих проблем, поскольку есть чёткая убеждённость, что они мешают осуществлению благих дел и, в какой-то степени, вредят имиджу России как государства-миротворца.

Известно, что после распада СССР Россия стала его правопреемницей. Перестав быть сверхдержавой с глобальными сверхзадачами, реализация которых требовала колоссального перенапряжения ресурсов и сил в огромных масштабах, Россия постепенно находит путь к новой для неё роли в мире - крупной региональной державы, которая всё-таки не мыслит себя вне основных глобальных процессов [1]. К началу 2012 года многим в мире стало понятно, что Россия стремится к дальнейшей постепенной интеграции в мировую политику и экономику и готова влиять на политические процессы в мире.

Одним из направлений международной политики России стало оказание гуманитарной помощи. Заметим, что вплоть до последнего времени Россия не только не имела достаточных финансово-экономических ресурсов для ведения эффективной гуманитарно-миротворческой деятельности за рубежом, но и проявляла крайне ограниченный политический интерес к реальному участию в урегулировании конфликтов и постконфликтном восстановлении в зонах, не связанных с «жизненно важными» интересами национальной безопасности (в основном за пределами СНГ) [1]. В то

же время важными ресурсами в этой области, сохранившимися у России ещё с послевоенного периода, остаются её постоянное членство в СБ ООН и последовательное, принципиальное противодействие применению силы в межгосударственных конфликтах, особенно в отсутствие соответствующего манданта со стороны Совета Безопасности ООН (будь то в бывшей Югославии, Ираке, Ливане, Ливии или Сирии).

В этом контексте новыми перспективными направлениями активизации гуманитарной составляющей политики России представляются следующие.

Первое направление - упрочение её позиций в области международного чрезвычайного гуманитарного реагирования (оказания экстренной гуманитарной помощи, организации срочных спасательно-эвакуационных операций, гуманитарного разминирования), где она уже играет заметную роль. МЧС России ежегодно оказывает такую помощь десяткам государств. Так, в ходе выполнения гуманитарных операций по оказанию помощи иностранным государствам только в период с 12 по 16 марта 2012 года были проведены гуманитарные операции на двусторонней основе и гуманитарные операции по оказанию помощи в счёт взносов Российской Федерации в фонды международных организаций. Кроме того, во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 28 февраля 2012 г., Правительства Российской Федерации от 1 и 11 марта 2012 г. была осуществлена гуманитарная операция на двусторонней основе по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, пострадавшему в результате внутреннего конфликта. С этой целью 12 марта в Дамаск двумя самолётами Ил-76 МЧС России доставлены грузы гуманитарной помощи, предоставленные Росрезервом (палатки, одеяла, комплекты посуды, наборы полевой складной кухни, консервы детского питания, сахар и консервы - общим весом 78,39 т) [2].

Второе направление - выход России за рамки чрезвычайного гуманитарного реагирования и переход к более активному выполнению базовых ремонтно-восстановительных работ (причём не только в качестве субподрядчика зарубежных доноров и программ, но и самостоятельно - на двусторонней основе и в сотрудничестве с признанными международными и региональными организациями), а в перспективе - и более масштабных задач по восстановлению, прежде всего, социально-экономической, а при необходимости - административной и других структур в посткон-фликтых странах и районах мира. Это положит начало созданию полноценного потенциала участия в так называемых операциях по «восстановлению мира» (peace-building). Такой опыт у МЧС России тоже имеется. Так, после событий 8 августа 2008 года были направлены гуманитарные грузы в Южную Осетию. Уже с 12 августа 2008 года в целях организации работ по ликвидации последствий вооружённого конфликта на территории Южной Осетии, оказания помощи пострадавшему населению и обеспечению выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения приступил к работе федеральный оперативный штаб под руководством министра МЧС России С.К. Шойгу.

Были решены вопросы помощи беженцам, оказания медицинской помощи, доставки гуманитарной помощи (авиацией и наземным транспортом), решены задачи по восстановлению жизнеобеспечения (обеспечение подачи воды, электричества, восстановление связи и работы медицинских учреждений и др.), сформированы бригады для проведения ремонтных работ. Был проделан колоссальный объём работ, население Южной Осетии по достоинству оценило труд сотрудников МЧС России и других министерств и ведомств.

Другим направлением стало осуществление гуманитарного сотрудничества в вопросах ликвидации ЧС мирного и военного времени. Так, в 2000 г. Россия направила небольшой контингент в помощь Миссии ООН в Сьерра-Леоне. В 2001 г., по заявлению министра финансов РФ А. Кудрина, РФ предоставила 472 млн долл. в помощь беднейшим развивающимся странам мира и списала до 415 млн долл. их долгов [1]. Параллельно она сама стала всё более активно участвовать в оказании чрезвычайной гуманитарно-спасательной помощи зарубежным странам, пострадавшим как от последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, так и от вооружённых конфликтов. Наиболее значительным проявлением такой солидарности со стороны РФ стало участие в начале 2005 г. в кампании по ликвидации последствий цунами (декабрь 2004 г.), принёсшего страшные разрушения странам Юго-Восточной и Южной Азии. Российское правительство приняло решение выделить более 300 млн долл. на помощь пострадавшим от цунами, а самолёты МЧС и Министерства обороны доставили в регион десятки тонн гуманитарной помощи, включая медикаменты, продовольствие, медицинское и другое оборудование. В пострадавшие районы были также направлены российские спасатели и медики.

Можно сказать, что этот пример стал поворотным с точки зрения гуманитарной роли России за рубежом, так как никогда ранее ни Россия, ни Советский Союз не направляли в зону бедствия гуманитарную помощь в таком объёме (который, кстати, превысил вклад ряда развитых западных стран). В целом только за 2005 г. МЧС России совместно с Росрезервом провели 29 гуманитарных операций [3]. В 2009 году на двусторонней основе помощь была оказана в ходе 12 гуманитарных операций, а также проведена экстренная эвакуация 246 российских граждан и граждан СНГ (Украина, Молдова, Казахстан и Белоруссия) из зоны палестино-израильского конфликта [4].

Стремление улучшить свой международный имидж и напомнить о том, что, несмотря на переживаемую трансформацию и связанные с ней временные трудности, Россия сохраняет интерес к глобальным процессам и проблемам и может играть определённую, пусть и ограниченную, роль в глобальном масштабе, было продиктовано тем, как российское руководство интерпретировало национальные интересы страны. Однако геостратегические соображения и факторы отнюдь не были единственной движущей силой российского участия в крупных гуманитарных кампаниях и проектах. Даже на его ранних этапах геостратегическая логика сочеталась с реальными проявлениями того, что можно было бы назвать «гуманитарной солидарностью» [1].

Гуманитарная солидарность наиболее заметно проявляется в ходе гуманитарных операций и восстановительных работ в районах, пострадавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф. В таких ситуациях, как правило, значительно проще договориться о международном участии и помощи в ликвидации последствий бедствий, даже если процедуры оперативного согласования такого участия не институционализированы (например, на двустороннем уровне).

Сложнее дело обстоит с зонами вооружённых конфликтов, особенно в период обострения военно-политической и гуманитарной ситуации и сразу после него, когда потребность в гуманитарной помощи резко возрастает, а трудности с её доставкой могут быть непреодолимыми. В таких условиях обеспечение чрезвычайной гуманитарной помощи извне может быть затруднено в силу целого ряда факторов - опасной обстановки и угрозы жизни для гуманитарного персонала, сохранности грузов, отсутствия согласия одной или нескольких конфликтующих сторон на ведение гуманитарных операций и т. д. [5].

Помимо решения первоочередных гуманитарных задач, МЧС выразило готовность организовать обучение сотрудников чрезвычайных служб стран СНГ и других государств. Так, в Акаде-

- 9

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'2

мии гражданской защиты 30 мая 1997 года был сформирован специальный факультет по подготовке иностранных военнослужащих на базе отделения специальной подготовки (ныне факультет по подготовке иностранных специалистов). С 2001 по 2011 год на факультете было подготовлено 357 специалистов высшей категории. Однако только высшим образованием МЧС России не ограничивается. Так, в Афганистане МЧС России выразило готовность организовать обучение афганцев гуманитарно-спасательным навыкам в рамках российского политехнического учебно-практического центра по подготовке водителей, механиков, электриков, пожарных и иного технического персонала [6].

Однако одной из наиболее сложных остаётся сфера гуманитарного разминирования. Эту деятельность МЧС России осуществляет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 января 2000 г. № 62 «Об организации участия Российской Федерации в международных программах, проектах и операциях по гуманитарному разминированию» и Концепцией участия Российской Федерации в содействии международному развитию. При этом всё большая часть таких проектов в последние годы реализуется совместно с Международной организацией гражданской обороны (МОГО), как профильной для МЧС России межправительственной организацией. Россия активно занималась гуманитарным разминированием в Афганистане, Сербии, Никарагуа, Шри-Ланке, Ливане, Южной Осетии и др. странах.

В более широком плане, помимо соображений гуманитарной солидарности, операции МЧС естественным образом несут на себе дополнительную «стратегическую» нагрузку, особенно в тех конфликтных и постконфликтных зонах, где Россия имеет серьёзные интересы, но не может позволить себе даже масштабного миротворческого присутствия, не говоря уже о каком-либо военном вмешательстве. В таких случаях гуманитарные операции позволяют избежать политически нежелательных последствий, одновременно решают задачу обеспечения минимального российского присутствия в регионе и способствуют улучшению имиджа России.

В целом, активизация российского участия в гуманитарно-восстановительных работах в постконфликтных зонах становится новым перспективным направлением внешней политики России. Это развитие обусловлено растущим интересом России к более широкому участию в международных усилиях по ликвидации последствий кризисов и конфликтов, движимым соображениями не только престижа и имиджа, но и реальной гуманитарной солидарности. Одновременно оно даёт России возможность продвигаться в решении ряда стратегических задач в этих регионах в форме «мягкого» присутствия.

Конечно, России ещё далеко до того, чтобы стать полноценной «гуманитарной державой» или крупным донором в области гуманитарной помощи и социально-экономического развития стран и регионов. Однако уже сейчас она способна предоставлять услуги чрезвычайного гуманитарного реагирования на самом высоком уровне, активно участвовать в гуманитарном разминировании, а российские специалисты могут эффективно работать в качестве подрядчиков и субподрядчиков в рамках международных гуманитарно-восстановительных проектов. Но пока ведущую роль в российских гуманитарно-восстановительных операциях за рубежом играют государственные структуры «силового блока» - в первую очередь МЧС России и Минобороны РФ.

Как показывает практика, такая система может довольно успешно работать на ранних «чрезвычайных» этапах гуманитарного кризиса. В этом смысле Россия сумела создать одну из самых эффективных гуманитарно-спасательных служб в мире - МЧС России. Однако на стадии более долгосрочного восстановления инфраструктуры и экономики, особенно в постконфликтных зонах, главная проблема российского участия носит структурный характер - МЧС России эффективно

именно как служба «чрезвычайного» гуманитарного реагирования, но министерство не предназначено и не может подменить собой весь объём гуманитарно-восстановительной деятельности, особенно в рамках многолетних долгосрочных операций по «восстановлению мира» в постконфликтных зонах. Такие операции плавно трансформируются в программы социально-экономического развития соответствующих стран и районов с перспективой дальнейшего экономического сотрудничества. И здесь у России есть потенциал для развития.

Таким образом, проблема оказания гуманитарной помощи при ЧС различного характера давно перешла из разряда логистических в категорию политических. Полагаем, что без решения следующих проблем осуществление МЧС России своих гуманитарных функций будет значительно осложнено.

Во-первых, на наш взгляд, требуется более активное включение в проблему гуманитарного реагирования различных федеральных органов исполнительной власти (МИД, ФНС, Минздрав-соцразвития, Федеральной таможенной службы и др.), поскольку МЧС России в силу специфичности своих функций не может выполнять комплекс задач по формированию грузов, доставке и международному сопровождению гуманитарной помощи за рубеж. С подобными проблемами сотрудники МЧС России столкнулись при доставке гуманитарной помощи в Косово в 2011 году, когда колонна стояла на границе почти двое суток, а дипломаты России вели затяжные переговоры.

Во-вторых, российским общественным организациям стоило бы более активно включиться в вопросы подготовки и сопровождения гуманитарных грузов, так как их формирование - это не только государственное дело, но и общегражданское. Различные фонды помощи и добровольцы могли бы плотно сотрудничать с МЧС России, помогать в формировании грузов, оказывать финансовую помощь пострадавшему населению и т. д.

В-третьих, следовало бы более детально изучить вопрос формирования отдельной статьи в Фонде национального благосостояния, средства с которой расходовались бы целенаправленно на гуманитарную помощь.

В-четвёртых, российские СМИ явно могли бы более активно участвовать в формировании общественного мнения во время подготовки и осуществления гуманитарных операций МЧС России, пока в этом направлении работа в нашей стране не слишком успешна.

Решение этих и ряда смежных с ними проблем, по мнению автора, будет способствовать улучшению процесса гуманитарного сотрудничества России и других стран. При этом профессиональные действия МЧС России по доставке гуманитарных грузов будут способствовать снижению конфликтности в мире. Тесное же взаимодействие МЧС России с другими федеральными органами исполнительной власти и парламентариями помогут быстрее и чётче решать возникающие политические проблемы.

Литература

1. Степанова Е.А. Гуманитарный потенциал России и восстановление экономики конфликтных зон // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 5. C. 65 - 78.

2. Гуманитарные операции МЧС России за период с 12 по 16 марта // Официальный сайт МЧС России URL: http://www.mchs.gov.ru/activities/?ID=712041 (дата обращения: 22.03.2012).

3. Интервью заместителя руководителя Федерального агентства по государственным резервам (Рос-резерв) В. Гасумянова информационному телеканалу «Вести». 10.08.2006.

4. Итоги международной деятельности МЧС России в 2009 году // Официальный сайт МЧС России URL: http://www.mchs.gov.ru/activities/?ID=56355 (дата обращения: 29.03.2012).

5. Шляков С.А. Гуманитарные операции в практике современного миротворчества (политологический анализ): Автореф. дис. ...канд. полит. наук. М., 2002. 24 с.

6. Ежедневный информационный бюллетень МИД РФ от 09.01.2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.