Научная статья на тему 'Вопросы международного сотрудничества в сфере инженерной защиты населения и территорий в современных условиях'

Вопросы международного сотрудничества в сфере инженерной защиты населения и территорий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
269
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы международного сотрудничества в сфере инженерной защиты населения и территорий в современных условиях»

Вопросы международного сотрудничества в сфере инженерной защиты населения и территорий в современных условиях

Шульгин В.Н., к.т.н.,

Академия ГПС МЧС России

В связи с планомерно продолжающимся развитием международного сотрудничества между странами в вопросах защиты населения и территорий (ЗНиТ) от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера одним из наиболее серьезных и значимых направлений является сотрудничество в вопросах инженерной защиты населения и территорий (ИЗНиТ).

Здесь можно выделить ряд направлений, по которым осуществляется данный вид международного сотрудничества, основными из которых являются:

1. Участие России, государств СНГ и других стран в международных научных, научно-практических конференциях с целью обобщения имеющегося опыта действий по ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, в том числе и в сфере ИЗНиТ.

2. Международное сотрудничество в вопросах заключения договоров, соглашений, отражающих вопросы ИЗНиТ.

3. Создание специальных структур, осуществляющих планирование, координацию и непосредственное руководство по всем направлениям, связанным с гражданской защитой (ГЗ) по вопросам ИЗНиТ.

4. Взаимное сотрудничество и непосредственное осуществление мероприятий по ИЗНиТ в ходе проведения международных операций невоенного типа - операций по поддержанию мира и гуманитарных операций.

Остановимся подробнее на рассмотрении вышеизложенных направлений с учетом опыта, накопленного как нашей страной, так и другими странами, в том числе входящими в НАТО.

Исторически сложилось так, что международное сотрудничество в вопросах ИЗНиТ первоначально осуществлялось в ходе развития сотрудничества в вопросах ГЗ и ЗНиТ и международных операциях невоенного типа.

В настоящее время практика привлечения к международным операциям невоенного типа (в том числе гуманитарным миссиям и операциям по поддержанию мира) национальных ресурсов гражданской обороны (ГО) и помощи в чрезвычайных ситуациях получила новый импульс к развитию. Сотрудничество стало действительно в полной мере международным. Естественно, проведение данных операций потребовало их серьезного инженерного обеспечения. Использование вышеперечисленных ресурсов постепенно стало главенствующим в концепции гражданско-военного сотрудничества, уже в рамках ООН. Службе по чрезвычайным ситуациям ООН было поручено изучить возможность использования на постоянной основе соответствующих ресурсов стран - членов ООН. Департамент по гуманитарным вопросам (ДГВ) ООН приступил к реализации проекта использования ресурсов вооруженных сил (ВС) и сил ГО в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Важнейшим является вопрос об инженерном обеспечении мероприятий по ИЗНиТ в чрезвычайных ситуациях невоенного характера.

В настоящее время необходимо разработать критерии использования ВС и сил ГО в чрезвычайных ситуациях, унифицировать требования к подготовке персонала и оперативные стандарты, а также создать банк данных о наличии необходимых ресурсов (финансовых, материальных, инженерно-технических) у стран, пожелавших принять участие в таких международных операциях. Для реализации этих задач в помощь ДГВ ООН была создана Постоянная координационная группа в максимально широком составе. В ее работе приняли участие представители стран, имеющих наибольший опыт гуманитарно-спасательной деятельности (Аргентины, Австрии, Бельгии, Великобрита-

нии, Индонезии, Италии, Кении, Нидерландов, Норвегии, России, США, ФРГ, Швейцарии, Японии и др.).

В 1994 году правительство Норвегии совместно с Департаментом по гуманитарным вопросам ООН организовало Международную конференцию по проблемам использования ресурсов ВС и сил ГО в целях ликвидации последствий ЧС в мирное время. Результатом работы конференции, на которую съехалось 180 высокопоставленных делегатов, представлявших 45 стран и 25 международных организаций, стало принятие так называемых «директив Осло».

Согласно «директивам Осло», функции вооруженных сил и сил ГО в международных операциях по ликвидации последствий ЧС включали:

1. Оценку материального ущерба и числа человеческих жертв.

2. Разведку района бедствия и путей доступа к нему.

3. Мобилизацию персонала, его развертывание под руководством ООН или национального командования для осуществления поисково-спасательных и эвакуационных работ, а также координации и оказания других видов помощи (медицинской, продовольственной, технической и).

4. Инженерно-технические мероприятия и строительные работы.

5. Работы в области связи и коммуникаций.

6. Транспортно-техническое обеспечение.

7. Предоставление вертолетно-самолетного парка для организации «воздушных мостов» и сброса гуманитарных грузов с воздуха.

8. Предотвращение ядерного, биологического и химического загрязнения и экологических катастроф и ликвидации их последствий.

9. Поиск и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и взрыво-опасных предметов (ВОП).

Следует отметить, что принятый в Осло документ был посвящен проблемам использования ресурсов ВС и сил ГО в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций только природного и техногенного характера и только в мирное время.

Однако уже год спустя острая необходимость в активном привлечении ресурсов ВС и сил ГО к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не только природного и техногенного характера потребовала пересмотра «директив Осло». В ноябре 1995 г. Постоянный межведомственный комитет ООН пришел к выводу о том, что независимо от типа чрезвычайных ситуаций и характера гуманитарной операции ООН использование ресурсов ВС и ГО должно координироваться из одного центра. ” В результате в марте 1996 г. в рамках подразделения по ликвидации последствий стихийных бедствий ДГВ ООН был создан Отдел по ВС и ГО. В функции Отдела входила координация использования национальных ресурсов ВС и сил ГО в международных операциях ООН по ликвидации последствий как стихийных бедствий (СБ), так и гуманитарных кризисов неприродного происхождения, то есть к так называемым операциям невоенного типа.

К операциям невоенного типа, в рамках которых осуществляется международное сотрудничество в вопросах ИЗНиТ, относятся в первую очередь операции по поддержанию мира и гуманитарные операции.

Операции по поддержанию мира включают миротворческие операции, предполагающие согласие конфликтующих сторон на присутствие миротворче ского контингента, его беспрепятственность, а также желательное не применение силы, даже в целях самообороны (например, операция ООН на Кипре с 1964 г.), а также операции по силовому умиротворению или насильственному принуждению к миру, не связанные вышеуказанными ограничениями (например, Босния с 1995 г.; Косово с 1999 г.; Афганистан с 2001 г.).

Гуманитарные операции - это операции по оказанию гуманитарной помощи в кризисных зонах, когда решение задач только с помощью внутренних резервов невоз-

можно, либо значительно затруднено, проводится на сугубо безвозмездной основе. Гуманитарные операции подразделяются на: помощь при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях (например, техногенных катастрофах); помощь беженцам и внутренне перемещенным лицам; обеспечение безопасности гуманитарной деятельности (облегчение доступа сотрудников международных гуманитарных организаций и служб к пострадавшему населению; защита, в том числе и инженерная, гуманитарного персонала; оборудование мест временного размещения беженцев, их охрана; охрана, с использованием специальных инженерных средств, колонн беженцев, конвоев, складов гуманитарной помощи, а также морских портов и аэродромов, используемых для ее доставки); техническая поддержка, например в области «гуманитарного разминирования».

Ярким примером международного сотрудничества в вопросах проведения гуманитарной операции, а также инженерного обеспечения мероприятий по ЗНиТ в условиях чрезвычайных ситуаций явилось создание и деятельность в период Балканского кризиса международной группы «Фокус» - единственной гуманитарной организации, автономно работавшей на территории Сербии.

Группа «Фокус» была создана в апреле 1999 г. при участии МЧС России, а также правительств Швейцарии, Греции и с июня 1999 г. - Австрии. На швейцарские средства закупались предметы первой необходимости, за доставку которых в Республику Югославия отвечало МЧС России, а за распределение - греческая сторона. Кроме того, специалисты группы «Фокус» занимались восстановлением систем водоснабжения (г. Нови-Сад), гуманитарным разминированием, поставкой' стройматериалов и восстановлением разрушенных в ходе бомбардировок жилья и т. п. Бюджет группы составлял около 3,5 млн. долларов.

Продолжением развития участия в вопросах инженерного обеспечения и ИЗНиТ, в ходе проведения гуманитарных операций, стала деятельность международных организаций и государственных структур различных стран в ходе операции НАТО в Косово. При этом одно из наиболее заметных и эффективных проявлений в данной сфере -очистка территории края от мин, неразорвавшихся снарядов и бомб силами международной группы по разминированию, в состав которой входили представители МЧС России, в тесном сотрудничестве с Противоминным центром ООН и силами НАТО, выполняющими задачи в Косово.

Все работы по разминированию, проведенные под эгидой Противоминного центра ООН (Сараево, Босния, Герцеговина), производились в соответствии с единой методикой, по единым международным стандартам, в разработке которой немаловажную роль сыграли наши, российские специалисты. В соответствии с данной методикой работы проводились с высоким качеством и должным контролем за ходом их выполнения.

Такой подход предусматривал обязательное наличие следующих компонентов:

1. Проведение курса саперов, наблюдателей (инспекторов), руководящего состава отрядов, медиков и связистов с целью изучения ими принятых Противоминным центром ООН стандартов.

2. Строгое соблюдение стандартов со стороны специалистов по разминированию и операторов по уничтожению ВОП.

3. Соответствующий контроль на всех уровнях процесса разминирования, включая периодические проверки со стороны всех предусмотренных в контракте уровней инспекторов (наблюдателей).

4. Возможность проведения заключительной контрольной проверки на части разминированной территории в случае, если существуют опасения, что после завершения работ остался риск нахождения необнаруженных мин и других боеприпасов, или в случае, когда общий процесс разминирования происходит в условиях, которые приводят к необходимости осуществления дополнительной проверки качества произведен-

ных работ. Такого рода контрольные проверки осуществлялись специально созданным для этих целей в Противоминном центре ООН отрядом контроля качества работ.

По предварительным оценкам, в июне 1999 г. на территории Косово насчитывалось 40 тыс. мин. Только за первый месяц операции в Косово на минах подорвалось более 150 чел. С июля 1999 г. совместными международными усилиями, в лице гражданских и военных специалистов, проводились мероприятия по расчистке от мин и снарядов основных магистралей и крупных населенных пунктов, а также проведена большая работа по маркировке других потенциально опасных районов. Проведение этих работ было особенно важно с учетом того, что среди неразорвавшихся боеприпасов часто попадались кассетные бомбы, буквально наводнившие край в результате военной кампании НАТО против Югославии, а иногда и более серьезные предметы, например неразо-рвавшиеся американские ракеты «воздух - земля».

Со временем удалось организовать сотрудничество и с инженерными подразделениями воинского контингента блока НАТО. Они стали отвечать за «военное разминирование», то есть за очистку от мин и неразорвавшихся снарядов территории вокруг военных баз, а также вдоль стратегически важных дорог и мостов. Основной же объем задач по «гуманитарному разминированию» (по обеспечению безопасного доступа гражданского населения к школам, медицинским учреждениям и своим домам) ложился на плечи международных организаций, работающих под эгидой ООН, в том числе и на международную группу по разминированию.

В целом, совместное международное сотрудничество в данном вопросе имело значительные успехи. Во взаимодействии с саперными подразделениями НАТО удалось очистить от мин и невзорвавшихся боеприпасов более 16 тыс. домов и 1200 школ. Для 20 тыс. школьников были проведены специальные занятия, на которых разъяснялась опасность мин. Несмотря на это, работы по разминированию будут продолжаться еще очень долго.

Немалый опыт работ по разминированию позволил обобщить и выделить ряд особенностей, о которых необходимо помнить.

В ходе современных военных региональных конфликтов, имеющих, как правило, элементы партизанских действий, происходит перемещение больших масс беженцев, в результате чего остается много покинутых населенных пунктов. Отдельные дома активно используются воюющими сторонами в качестве укрытий и огневых точек. Поэтому все покинутые дома должны рассматриваться как объекты для установки мин-ловушек.

Работы по разминированию зданий и сооружений должны тщательно организовываться и проводиться с особым вниманием. При этом задачи по разминированию предусматривают полную очистку здания или сооружения от пола до крыши, а также разминирование построек, относящихся к зданию. Очистка от ВОП никогда не производится только в одной квартире или части здания, в одной комнате или части дома. Один дом или одно здание представляют собой минимальный объем очистки.

Перед началом проведения операций по очистке от ВОП здания (сооружения) осматривается и очищается один или несколько подходов к разминируемому зданию. После этого проверяется на наличие мин полоса вдоль всего периметра здания. Безопасные подходы и полосы вдоль всего периметра должны быть четко обозначены на местности. В зданиях или домах с деревянными полами снимаются все доски с целью проверки пространства под ними. При необходимости организуется выселение всех жителей на расстояние более 100 м от здания, где будет производиться очистка от мин и других ВОП. Здание или сооружение объявляются очищенными только после удаления всех мин и ВОП, остатков амуниции и снаряжения.

При проведении разминирования следует придерживаться также следующих правил.

Группа, занятая выполнением задачи по расчистке одного дома, состоит из двух

квалифицированных саперов, работающих в паре, как одна команда. Ни один другой человек не должен входить в здание до окончания его очистки от ВОП. В больших зданиях может быть задействовано два и более расчетов, между ними должна соблюдаться безопасная дистанция с четко очерченными границами. Как правило, две стены или два этажа должны быть минимальным расстоянием между ними. При проведении очистки подсобных помещений каждое из них рассматривается как отдельная комната дома. Расчетам запрещается приступать к проведению разминирования здания до тех пор, пока не закончено проведение работ по очистке подходов и периметра.

Наружная разведка и вход в здание осуществляется следующим образом. Прежде чем приблизиться к зданию, вся окружающая территория очищается от мин-ловушек и других ВОП. По завершению работ по очистке подходов к зданию и окружающей его территории руководитель группы производит наружную разведку с целью определения оптимального (наиболее безопасного) способа проникновения в здание.

При определении места проникновения в здание следует обратить внимание на следующее. Дверной проем (вход в здание) - всегда считается небезопасным, если дверь не полностью открыта и вход не обозревается как безопасный. Окна тоже располагают прекрасными возможностями для установки мин-ловушек. Особое внимание следует обратить на поверхность грунта снаружи и пол внутри, так как это является классическим методом для установки противопехотных фугасных мин нажимного действия.

Особенно необходимо помнить о том, что если окно является единственным местом входа, то следует предпринять следующие действия: если окно не закреплено и может быть сдвинуто, то операция производится с помощью «кошки» или шеста, желательно из-за укрытия, при этом нельзя находиться напротив оконного проема, так как в качестве мин-ловушек могут быть применены осколочные, направленного действия, противопехотные мины; если окно хорошо закрыто, необходимо разбить стекло, применив некоторые усилия либо тяжелый предмет; если приходится выбирать между хорошо закрытыми окнами и окном, которое приоткрыто, следует выбирать то, которое не открывается; со ставнями и шторами следует обращаться так же, как и с окнами.

Если решено не входить через дверь или окна, то должен быть сделан так называемый «мышиный ход» в стене, крыше или полу. Где возможно, он должен быть сделан с помощью взрывчатки, так этот способ дает не только дистанционный и безопасный метод создания места проникновения, но может также инициировать срабатывание любой мины-ловушки, располагаемой вблизи. При этом следует учитывать сложность проникновения через крышу или потолок здания, поскольку намного труднее заниматься разминированием, спускаясь с лестницы, чем поднимаясь по ней. При организации поиска мин и других взрывоопасных предметов следует придерживаться следующей последовательности: полы и мебель; стены, включая двери, окна, картины, печи, комнаты, встроенные шкафы и т. д.; все электрическое оборудование (включатели, вилки и розетки, электросчетчики и т. д.); потолки; все дымоходы и вентиляционные отверстия (шахты); все водо-, газо- и прочие нагревательные установки; канализация; все ' прочие места, в которых могут разместиться мины-ловушки, взрыватели или взрывные устройства.

После очистки одного участка (предмета) он должен быть отмечен знаком «Безопасно».

Другим важным направлением международного сотрудничества в сфере проведения ИЗНиТ при оказании гуманитарной помощи во время кризиса вокруг Косово стало принятие участия международных организаций в восстановлении хозяйственноэкономической инфраструктуры края, в частности, по наладке систем водо- и энергоснабжения.

В этом направлении инженерами и другими специалистами миссии ООН по делам временной администрации в Косово, совместно со специалистами МЧС России,

инженерными подразделениями контингента НАТО была оказана значительная помощь гражданскому сектору края. Например, был разработан и профинансирован проект по восстановлению старинного акведука, с расчисткой местности вокруг него; установлена цистерна для хранения воды емкостью 7,5 тыс. литров воды; очистка колодцев, в том числе от трупов. Совместно с основной местной энергетической компанией «Электро Косова» была восстановлена система энергоснабжения края.

Помимо совместного участия ряда государств в деятельности международных организаций под эгидой ООН, в сфере оказания помощи в вопросах инженерного обеспечения ЗНиТ от чрезвычайных ситуаций, немаловажную роль играет и такой аспект международного сотрудничества, как направленность политики отдельных государств, в том числе и России, на оказание помощи странам, нуждающимся в ней, непосредственно напрямую. Здесь сотрудничество осуществляется уже не по линии создания международных структур и обеспечения их действий, а заключается в непосредственном взаимодействии с государством, нуждающимся в помощи.

Ярким примером такого сотрудничества, в том числе и в вопросах проведения ИЗНиТ, является помощь России Исламской Республике Афганистан, оказываемой с 2001 года. Непосредственным исполнителем, при ее оказании, является МЧС России.

Во исполнение решений Президента и Правительства РФ в МЧС России была разработана операция по доставке гуманитарной помощи мирному населению Исламского государства Афганистан, пострадавшему вследствие вооруженного конфликта между силами Северного альянса и движения Талибан, а также действий антитеррори-стической группировки сил НАТО. Среди основных целей операции были также вопросы, связанные с решением задач по ИЗН и инженерному обеспечению гуманитарной миссии.

При этом было спланировано и осуществлено: оказание помощи афганской стороне в разминировании территорий города Кабул и других населенных пунктов; ликвидация завалов на южном и северном порталах тоннеля Саланг, восстановление энергоснабжения и подготовка тоннеля для пропуска гуманитарных колонн; восстановление системы управления и без прекращения пропуска колонн, совместными усилиями специалистов «Метростроя», афганской стороны и французских фирм осуществление работ по полному восстановлению тоннеля, включая вентиляцию и энергоснабжение.

Для серьезного наращивания грузопотока помощи, а также для реализации проектов постконфликтной реабилитации страны первостепенно важным являлось именно скорейшее восстановление тоннеля на перевале Саланг, так как он являлся единственной эффективной транспортной артерией, соединяющей северные и южные провинции Афганистана.

Сроки выполнения этой задачи были установлены с 1 января по 1 апреля 2002 г., и поделены на два этапа: ликвидация завалов, возможное разминирование, восстановление энергоснабжения и подготовка тоннеля к пропуску колонн с 1 января по 1 февраля 2002 г.; организация комендантской службы, системы управления и развертывания работ по полному восстановлению тоннеля (в течение января 2002 г.).

Кроме этого, для стабилизации обстановки и развития российско-афганских отношений совместно с МИД России, МО России, Минэкономразвития России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами были выработаны предложения по шагам дальнейшей деятельности, которые включают в себя: расширение российско-афганского сотрудничества в постконфликтный период в вопросах инженерного обеспечения гуманитарной миссии; проведение ремонтно-восстановительных работ в тоннеле на перевале Саланг и мероприятия по поддержанию его пропускной способности; осуществление комплекса мероприятий по расширению технических возможностей переправы в районе населенного пункта Нижний Пяндж в рамках реализации российско-германской договоренности по данному вопросу; дальнейшая деятельность по активизации гуманитарной помощи населению Афганистана через контакты с международ-

ными организациями и структурами ООН; решение о передаче, в рамках военнотехнического сотрудничества, из состава 201 МСД Минобороны России двух единиц инженерной техники - инженерных машин разграждения афганской стороне.

Помимо решения задач, связанных с непосредственным выполнением работ в сфере ИЗНиТ, немаловажную роль в международном сотрудничестве по данному направлению имеет взаимопомощь в вопросах обучения и подготовки квалифицированных кадров.

С мая 1993 г. одним из первых направлений сотрудничества России с МОГО стала подготовка сотрудников МЧС России, подведомственных ему организаций, офицеров войск ГО на курсах повышения квалификации, осуществляемых этой организацией, в том числе и по вопросам инженерной защиты. Начиная с 1994 г. на таких курсах в Швейцарии, Пакистане, Норвегии, Германии и других странах проходят стажировку специалисты МЧС России. В мае 1995 г. МЧС России подписало с МОГО соглашение о создании и деятельности Регионального центра МОГО на базе АГЗ МЧС России.

В этом же году первые группы зарубежных специалистов прошли стажировку в этом центре. Еще одной организацией, выполняющей подобные функции, является Российский Центр подготовки спасателей. За период его существования с 1995 г. всестороннее обучение в нем, в том числе и по вопросам инженерной защиты, прошли десятки спасателей, как из республик СНГ, так и из стран дальнего зарубежья.

Продолжает осуществляться обучение специалистов МЧС по линии других международных государственных и общественных организаций. В частности, например, в рамках сотрудничества с Норвежским Красным Крестом готовятся специалисты по разминированию в постконфликтных районах мира.

В последнее время, как известно, поле международного сотрудничества России в области ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в сфере ИЗНиТ постоянно расширяется. Развитию данного процесса способствует постоянная и целенаправленная деятельность МЧС России в этом вопросе, работа Правительства РФ по налаживанию и всестороннему развитию данного направления деятельности нашего государства.

В частности, в Постановлении Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. № 516 «О проекте типового соглашения между Правительством России и правительствами иностранных государств о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации ЧС» намечены основные приоритеты, каковыми являются: активное участие России в реализации совместного стратегического курса с государствами - участниками СНГ на базе поэтапного объединения отдельных элементов национальных систем противодействия чрезвычайным ситуациям, дальнейшего развития Корпуса сил СНГ в масштабе стран содружества; планомерное продвижение российских интересов в деле сотрудничества с государствами, имеющими опыт и возможности, такими, как США, ФРГ, Францией, Великобританией, Швейцарией и др., а также с международными организациями, выступающими в роли координаторов национальных усилий в международной аварийно-спасательной и гуманитарной деятельности; всестороннее укрепление российских гуманитарных возможностей по реагированию на чрезвычайные ситуации в мире с привлечением передовых отечественных и зарубежных методологий и технологий; развитие современной международной правовой базы международного сотрудничества в контексте коренных внешнеполитических интересов России; расширение возможностей использования иностранных учебных центров для подготовки и совершенствования специалистов МЧС России и РСЧС в целом; взаимное оказание гуманитарной помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, а также населению в зонах всевозможных конфликтов.

Естественно, что столь сложные цели невозможно достичь без теснейшего сотрудничества государств, их глубокой интеграции в международные структуры, резко-

го роста правовых, организационных и экономических возможностей этих структур.

Литература

1. Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л. и др. Международные и национальные организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. - М.; 1996.

2. Владимиров В.А. и др. От МПВО к гражданской защите. Исторический очерк. Под ред. С.К.Шойгу. - М.; 1998.

3. Гребенюк A.M. и др. Методика и технология выполнения работ по гуманитарному разминированию. - М.; 2001.

4. Легошин А.Д., Фалеев М.И. Международные спасательные операции. Особенности проведения и технологий. - М.; 2001.

5. Шульгин В.Н. Инженерная защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебник. - М.; 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.