Научная статья на тему 'Международные операции по поддержанию мира как способ урегулирования политических кризисов и вооруженных конфликтов'

Международные операции по поддержанию мира как способ урегулирования политических кризисов и вооруженных конфликтов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2121
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / PEACEKEEPING OPERATION / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ARMED CONFLICT / ГУМАНИТАРНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ / HUMANITARIAN INTERVENTION / МЕЖДУНАРОДНОЙ СООБЩЕСТВО / INTERNATIONAL COMMUNITY / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MILITARY SECURITY / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ТЕНДЕНЦИЯ / TENDENCY / МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ / PEACEFUL REGULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касюк А.Я., Криворучко А.А.

Статья посвящена международным операциям как способу урегулирования политических кризисов и вооруженных конфликтов. Особое внимание уделяется проблеме миротворческой операции в Косово в контексте внешней политики России. Авторы подробно останавливаются на косовском конфликте как общем кризисе бывшей Югославии, геополитических интересах Российской Федерации на Балканах, международных операциях по поддержанию мира и опыте участия в них СССР / РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Un peacekeeping operations as a method of regulation political crisises and armed conflicts

The article is devoted to UN peacekeeping operations as a method of regulation political crises and armed conflicts as well as to the consideration of the problem of the peacekeeping operation in Kosovo in the context of Russia's foreign policy. The author focuses on the conflict in Kosovo as part of the general crisis in the former Yugoslavia; geopolitical interests of the Russian Federation in the Balkans; international peacekeeping operations and experience in these USSR / RF.

Текст научной работы на тему «Международные операции по поддержанию мира как способ урегулирования политических кризисов и вооруженных конфликтов»

УДК 333.4

А. Я. Касюк, А. А. Криворучко

КасюкА. Я., доктор исторических наук, профессор; директор Института международных отношений и социально-политических наук, МГЛУ; e-mail: imoispn225@mail.ru

Криворучко А. А., кандидат исторических наук; ведущий инженер Главного научно-исследовательского вычислительного центра Управления делами Президента РФ; e-mail: e-mail: krivalexsakyra-1111@yandex.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Статья посвящена международным операциям как способу урегулирования политических кризисов и вооруженных конфликтов. Особое внимание уделяется проблеме миротворческой операции в Косово в контексте внешней политики России. Авторы подробно останавливаются на косовском конфликте как общем кризисе бывшей Югославии, геополитических интересах Российской Федерации на Балканах, международных операциях по поддержанию мира и опыте участия в них СССР / РФ.

Ключевые слова: миротворческая операция; геополитика; вооруженный конфликт; гуманитарная интервенция; международной сообщество; военная безопасность; инфраструктура; тенденция; мирное урегулирование.

Kasyuk A. Ya.

Doctor of Historical Sciences (Dr.habil), Professor, Director of the Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty), MSLU; e-mail: imoispn225@mail.ru

Krivoruchko A. A.

PhD (History), Leading Engineer of the Main (Scientific-)Research Calculating and Computing Center; e-mail: krivalexsakyra-1111@yandex.ru

UN PEACEKEEPING OPERATIONS AS A METHOD OF REGULATION POLITICAL CRISISES AND ARMED CONFLICTS

The article is devoted to UN peacekeeping operations as a method of regulation political crises and armed conflicts as well as to the consideration of the problem of the peacekeeping operation in Kosovo in the context of Russia's foreign policy. The author focuses on - the conflict in Kosovo as part of the general crisis in the former Yugoslavia; geopolitical interests of the Russian Federation in the Balkans; international peacekeeping operations and experience in these USSR / RF.

Key words, peacekeeping operation; geopolitics; armed conflict; humanitarian intervention; the international community; military security; infrastructure; tendency; peaceful regulation.

Создание международной организации по поддержанию мира на завершающем этапе Второй мировой войны свидетельствовало о признании мировым сообществом необходимости урегулирования международных конфликтов мирными средствами. Впервые в истории человечества ООН заложила основы комплексной системы коллективной безопасности, представляющей собой нововведение, в результате которого права и возможности ООН, ее военное оснащение сделали организацию способной противостоять силой попыткам угрозы актам агрессии или другим нарушениям международного мира [Актуальные проблемы... 1982].

После Второй мировой войны мировое сообщество столкнулось с локальными войнами и вооруженными конфликтами, которые требовали скорейшего урегулирования, так как представляли потенциальную опасность для региональной и международной безопасности.

Именно тогда возникла новая форма воздействия международного сообщества на урегулирование межгосударственных споров, гражданских войн и вооруженных конфликтов - операции ООН по поддержанию мира. Этот новый миротворческий инструмент предусматривал использование специальных контингентов военнослужащих (военных наблюдателей) и воинских подразделений (миротворческих сил) третьих стран.

В планах послевоенного устройства мира, которые были разработаны союзниками на заключительном этапе Второй мировой войны, важнейшая роль отводилась системе безопасности, основанной на совместном применении силы великими державами. В Уставе ООН, одобренном 24 октября 1945 г. на конференции в Сан-Франциско, была предусмотрена система как мирных, так и принудительных методов урегулирования международных конфликтов.

Отличительной особенностью концепции коллективной безопасности, разработанной ООН, является необходимость сочетания в ее деятельности мирных (политико-дипломатических) и принудительных мер (вплоть до использования вооруженных сил Организации) для поддержания или восстановления международного

мира и безопасности, а также развитие и поощрение сотрудничества государств в экономической, социальной, культурной, экологической и иных областях [Шепова 2003].

На рубеже 1940-1950-х гг. сформировалась система организации миссий ООН и управления ими, были разработаны основные принципы их работы, определен международно-правовой статус. Наметилась тенденция к признанию необходимости участия ООН в разрешении внутренних конфликтов.

К середине 1990-х гг. в ООН была сформирована современная концептуальная основа миротворчества. Понятие миротворчества с учетом современных проявлений этой деятельности подразумевает усилия, направленные на предотвращение или пресечение конфликтов и войн, а также их последствий, в том числе превентивную дипломатию, способствование миру, поддержание мира, принуждение к миру [Шепова 2003].

Миротворчество - это инструмент, который при правильном использовании уже много раз доказывал свою эффективность. Оно относится к международной деятельности. Его следует рассматривать в узком и широком смыслах. Миротворчество в узком смысле -действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны, преимущественно переговорами, посредничеством, примирением и другими невоенными средствами, предусмотренными в главе VI Устава ООН. Миротворчество в широком смысле -действия от превентивной дипломатии до принуждения к миру, в том числе с использованием военной силы [Шепова 2003].

В практике своей миротворческой деятельности как совокупности мер по урегулированию и разрешению конфликтов ООН в годы «холодной войны» использовала различные средства и методы укрепления, поддержания и восстановления международного мира и безопасности. Важное место среди них заняли операции по поддержанию мира (ОПМ) как способ урегулирования политических кризисов и вооруженных конфликтов, явившиеся новаторским изобретением ООН.

Операции по поддержанию мира (англ. peacekeeping operations) предполагают их проведение с использованием военных наблюдателей или многонациональных вооруженных сил, или миротворческих сил государств - членов ООН (по решению Совета Безопасности, в отдельных случаях - Генеральной Ассамблеи), или

государств-членов региональных соглашений (по решению соответствующего органа) [Шепова 2003].

Эти операции должны обеспечивать соблюдение условий прекращения огня и разъединения сил уже после заключения соглашения о перемирии.

Они включают в себя широкий набор акций - от усилий по достижению немедленного прекращения кровопролития и разведению антагонистов до содействия осуществлению договоренностей, достигнутых сторонами в конфликте во имя прочного и долговременного разрешения кризисов [Заемский 2005].

Можно выделить несколько основных этапов в развитии подходов международного сообщества к осуществлению миротворческой деятельности.

В ходе первого этапа (1948-1956) были организованы две операции ООН по поддержанию мира, которые продолжаются до настоящего времени. Первая операция была учреждена в мае 1948 г. на Ближнем Востоке для урегулирования Арабо-израильского конфликта и называлась «Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия» (ОНВУП). Это была наблюдательная миссия, в состав которой входили военные наблюдатели из государств-членов ООН. Вторая операция в составе группы военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане была организована в 1949 г. для наблюдения за линией разграничения между двумя странами в Кашмире.

На этом этапе впервые были апробированы подходы к учреждению миссий по наблюдению за прекращением огня.

Второй этап международного миротворчества (1956-1967) проходил на фоне возрастания напряженности в отношениях двух основных военно-политических блоков - ОВД и НАТО. Политика ядерного сдерживания, проводившаяся двумя сверхдержавами (СССР и США) в отношении друг друга, вынуждала их в ряде случаев искать взаимоприемлемые компромиссы, с тем чтобы предотвратить конфликтные ситуации в регионах, которые в значительной степени могли бы угрожать разрастанием военного конфликта до глобальных размеров.

В этот период впервые были сформированы миротворческие силы ООН с целью прекращения огня и поддержания международного мира. Так, были учреждены Чрезвычайные силы ООН

(ЧВС-1) на Синае, операция ООН в Конго, Силы ООН по сохранению мира на Кипре, а также четыре миссии наблюдателей: в Ливане, Йемене, Доминиканской Республике и на индо-пакистанской границе. В ходе этих операций отрабатывался механизм давления на противоборствующие стороны с целью создания необходимых условий для проведения переговоров, направленных на мирное урегулирование конфликтов [Запарий 2004].

Операция по поддержанию мира в Конго (1960-1964), по сути, была первой ОПМ с элементами принуждения, т. е. прообразом будущих операций по принуждению к миру. Развертывание миротворческих сил по поддержанию мира позволило более активно воздействовать на конфликт, так как они осуществляли не только функции наблюдения, но и разделения враждующих сторон и обеспечения вывода иностранных войск с территорий конфликтующих государств.

Третий этап (1967-1973) характеризовался наиболее ожесточенным соперничеством военно-политических группировок Запада и Востока, что привело к постепенному сворачиванию миротворческой деятельности под эгидой ООН. В течение этого периода не было организовано ни одной новой миротворческой операции.

На четвертом этапе (конец 1973 - начало 1980-х) миротворческая деятельность вновь стала рассматриваться в качестве средства обеспечения контроля развития конфликтных ситуаций. В этот период миротворческие операции предпринимались с согласия вовлеченных сторон, в миротворческих силах задействова-лись контингенты вооруженных сил небольших государств, нейтральных по отношению к конфликту. Целями миротворческих операций стало восстановление спокойствия, содействие прекращению боевых действий в сочетании с осуществлением мер по росту доверия между сторонами конфликта. При учреждении Чрезвычайных вооруженных сил ООН на Ближнем Востоке (ЧВС-2) в 1973 г. были разрешены противоречия по процедуре их создания, контроля и финансирования.

По мере накопления опыта приходило усложнение задач, выполняемых миротворцами: от разъединения участников конфликта до осуществления полицейских функций и оказания гуманитарной помощи.

Пятый этап (конец 1980-х - начало 1990-х), связанный с окончанием холодной войны, характеризовался началом проведения военно-принудительных операций, направленных на принуждение к миру враждующих сторон и урегулирование конфликта. Эти операции получили название «операции по принуждению к миру (ОПрМ)». Контингенты вооруженных сил, привлекавшиеся для их проведения, как правило, помимо сухопутных войск, включали части и подразделения военно-воздушных и военно-морских сил. Они, как и обычные группировки вооруженных сил, имели на вооружении тяжелую военную технику и соответствующее снаряжение, так как мандат операции по принуждению к миру (который должен выдаваться только на основании решения СБ ООН) предусматривает применение силы в необходимом объеме, включая ведение крупномасштабных боевых действий [Военное искусство. 2008].

В ходе таких операций при выполнении задач по поддержанию мира миротворцы по мандату ООН получали право в случае необходимости использовать силу согласно гл. VII Устава ООН.

Операции по принуждению к миру (англ. peace enforcement operations) можно квалифицировать как военные акции в поддержку дипломатических усилий по восстановлению мира между сторонами конфликта, одна или несколько из которых могут не дать согласия на подобное международное вмешательство и между которыми может существовать состояние войны [Шепова 2003].

Шестой этап (начало 1990-х гг. - по настоящее время) характеризуется проведением разнообразных операций по поддержанию и принуждению к миру.

В начале 1990-х гг. ликвидация Организации Варшавского договора, крушение системы социализма, распад СССР, конец биполярного устройства мира, начавшийся процесс глобализации привели к дестабилизации международной обстановки, резкому обострению напряженности как внутри отдельных государств, так и между некоторыми из них [Военное искусство. 2008]. В этой связи довольно широкое распространение получили уже известные операции по принуждению к миру.

Примерами таких операций могут служить: Первая операция ООН в Сомали (1992-1993), Вторая операция ООН в Сомали (1993-1995), Операция помощи ООН Руанде (1993-1996),

Операция ООН в Демократической Республике Конго, учрежденная в 1999 г., операция в бывшей Югославии с участием Сил ООН по охране (1992-1995) и операции, учрежденные по мандату ООН, но под руководством НАТО в Боснии и Герцеговине - Силы по выполнению соглашений (1995-1996) и др. [Военное искусство... 2008]. По Уставу ООН в случае использования ее вооруженных сил для поддержания или восстановления международного мира политическое руководства ими осуществляет Совет Безопасности, а стратегическое - Военно-штабной комитет (ВШК) [Устав ООН. Глава VII ст. 47, п. 3].

В конце XX в. самыми распространенными формами военного противоборства стали внутренний вооруженный конфликт, гражданская война и локальный военный конфликт, вызванные разнообразными причинами. В Европе с особой остротой эти проблемы проявились в бывших государствах социализма с федеративным устройством (СССР, Югославия). Распад Советского Союза и Федеративной Республики Югославия привел к возобновлению давних этнических и религиозных конфликтов. В 1989-1992 гг. здесь возникло более 10 этнополитических конфликтов. Отсутствие стабильности наблюдается и на африканском континенте: в южной части примерно в это же время разразилось более 25 новых локальных войн и вооруженных конфликтов [Long WaR... 1999].

Анализ миротворческих операций ООН последних лет наглядно свидетельствует о росте числа военнослужащих, задействованных в ОПМ. Так, если в ноябре 2002 г. в 15 операциях ООН по поддержанию мира было задействовано 44 тыс. военнослужащих и полицейских, то в марте 2004 г. - уже 51,6 тыс. военнослужащих и полицейских (при том же числе операций), а в августе 2005 г. это число возросло до 66 921 чел. при численности полицейского персонала - 14 233 чел. (в 16 операциях). Достаточно сказать, что только в 1995 г. в 25 различных регионах мира произошло 30 крупных вооруженных конфликтов. Причем за год до этого по меньшей мере в 5 из 31 вооруженного конфликта государства использовали свои регулярные вооруженные силы [Ежегодник СИПРИ 1996].

За годы после окончания Второй мировой войны на земном шаре произошло более ста крупных международных конфликтов, в которых, по некоторым подсчетам, погибло около 20 млн чел. Лишь за одно десятилетие, с 1990 по 2000 г., войны

и вооруженные конфликты унесли более 5 млн жизней. В конфликты оказались вовлеченными свыше ста государств, в том числе и крупные державы.

С учреждением первой операции по поддержанию мира под эгидой ООН в 1948 г. и по апрель 2005 г. было проведено 60 миротворческих операций (как с участием военных наблюдателей, так и миротворческих сил) в том числе: с 1948 по 1989 гг. - 16 операций, с 1990 по 2005 гг. - 44. За 56 лет (с начала операций по июль 2004 г.) в миротворческих операциях ООН участвовало около 1 млн военнослужащих, полицейских и гражданского персонала из 130 стран [Военное искусство. 2008].

Действия НАТО при лидирующей роли США под кодовым наименованием «Союзная сила», или «Решительная сила», в автономном крае Косово и Метохия (Союзная Республика Югославия -СРЮ) с 24 марта по 10 июня 1999 г. также относятся к разряду операций по принуждению к миру. В качестве основания для применения силы в отношении СРЮ руководством НАТО было названо «стремление предотвратить гуманитарную катастрофу в Косово», якобы вызванную политикой геноцида, проводимой властями СРЮ по отношению к этническим албанцам [там же].

Поскольку военная операция была проведена без санкции СБ ООН, ее следует рассматривать не как миротворческую операцию, а как типичное силовое вмешательство во внутренние дела государства, как агрессию или «гуманитарную интервенцию» -термин, вошедший в оборот с середины 1990-х гг. К сожалению, эта военная акция НАТО не была признана агрессией со стороны ООН, что свидетельствует о наличии двойных стандартов в международной политике [Аннан Кофи 1999].

В последнее время возникли относительно новые источники внешних и внутренних угроз в виде международного терроризма и организованной преступности, наркобизнеса, контрабанды оружия и военной техники, опасности экологических катастроф, которые требуют адекватных реакций международного сообщества. Из-за этого в конце XX - начале XXI в. военно-политические кризисы и вооруженные конфликты продолжают быть бичом для многих народов Азии, Африки, Латинской Америки и ранее относительно стабильной Европы [Военное искусство. 2008].

В целом сегодняшняя миротворческая деятельность ООН с использованием военных наблюдателей и воинских континген-тов государств-членов по своей сложности и масштабам выходит далеко за рамки традиционных операций по поддержанию мира. Помимо традиционных в ходе миротворческих миссий и операций нового поколения решаются следующие задачи: прекращение военных действий между враждующими сторонами, их разведение и установление мира; обеспечение режима безопасности в районе конфликта, поддержание безопасности в портах, аэропортах и на других коммуникациях, обеспечение демилитаризации районов, находящихся под защитой ООН, охрана международного персонала; наблюдение за зонами запрета полетов в зонах безопасности в районе конфликта, осуществление действий по их воспрепятствованию; оказание чрезвычайной и гуманитарной помощи населению в районе конфликта; оказание помощи в демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов; содействие в создании новых (модернизированных) национальных вооруженных сил, полицейских отрядов и других правоохранительных структур; разоружение враждующих сторон, участие и содействие в разминировании и уничтожении мин и неразорвавшихся боеприпасов; оказание помощи беженцам и перемещенным лицам, содействие в возвращении их в места постоянного проживания; содействие в проведении референдумов, конституционных и правовых реформ; оказание помощи в реформировании или создании новых административно-государственных структур; осуществление полного административного правления в районе конфликта; оказание помощи в проведении выборов, наблюдение и контроль за их проведением; контроль соблюдения прав человека и предоставление консультаций по вопросам поощрения этих прав [Военное искусство... 2008].

Таким образом, за годы своей деятельности ООН приобрела не только «положительный багаж» миротворческой деятельности, но и негативный опыт. Однако большинство государств считает, что решение многих проблем современности возможно путем активного использования многосторонних механизмов, разработанных ООН, в том числе и в области поддержания мира. Несмотря на кризисные явления современного миротворчества, которые с особой остротой проявились, в частности, в односторонней акции НАТО в Косово и действиях США в Ираке в обход институтов

ООН, многими государствами поддерживается необходимость

сохранения ООН как ответственной за поддержание мира организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аннан Кофи А. Предотвращение войн и бедствий: глобальный вызов растущих масштабов. Годовой доклад о работе ООН за 1999 год. Нью-Йорк, 1999. 268 с.

Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах / А. В. Усиков [и др.] ; под общ. ред. А. С. Рукшина. М. : Воениздат, 2008. 674 с.

Ежегодник СИПРИ 1996. Вооружение, разоружение и международная безопасность. М. : Наука,1997. 386 с.

Заемский В. Ф. Миротворческая деятельность ООН: теория и практика (опыт, механизмы, перспективы): автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. 30 с.

Запарий Ю. В. Миротворческие операции ООН: становление концепции и ее реализация (середина 1940-х - начало 1970-х гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2004. 28 с.

Морозов Г. И. Актуальные проблемы деятельности международных организаций: теория и практика. М. : Международные отношения, 1982. 351 с.

Устав ООН. Глава VII ст. 47, п. 3. Нью-Йорк, 2007. 179 с.

Шепова Н. Я. Миротворческая деятельность ООН (1945-1989): политические аспекты: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2003. 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.