Научная статья на тему 'Миротворческий вектор внешнеполитической деятельности современной России'

Миротворческий вектор внешнеполитической деятельности современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
902
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / МИРОТВОРЧЕСТВО / РЕЗЕРВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RUSSIA / FOREIGN POLICY INTERESTS / PEACEKEEPING / RESERVES OF PEACEKEEPING EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Огнева B. B., Тишков C. А.

Отмечается, что Российская Федерация рассматривает международное миротворчество как действенный инструмент предотвращения и урегулирования конфликтов, поддержания мира и миростроителъства в постконфликтных обществах. Россия выступает за формирование многокомпонентных контингентов с привлечением высококвалифицированных международных специалистов. По мнению авторов, векторы российского миротворчества должны быть направлены на все континенты мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The foreign policy peacekeeping vector of the modern Russia

Authors mention that Russian Federation consider international peacekeeping as efficient tool in prevention and resolution pf conflicts, peacekeeping and post conflict peacebuilding. Russia declares for forming of multidimensional contingents of qualified international experts. Authors state that vectors of Russian peacekeeping have to be directed to all continents of world.

Текст научной работы на тему «Миротворческий вектор внешнеполитической деятельности современной России»

3. Ильин М.В., Мелешкина Е.Ю., Мельвиль А.Ю. Формирование новых государств: внешние и внутренние факторы консолидации // Полис. 2010. №3. С. 26-40.

4. Рабочая группа ИС РАН. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. Часть 2. (Особенности жизненных ценностей и устремлений россиян. Демократические ценности в структуре массово сознания россиян)// Полис. 2008. №2. С. 81-104.

5. Рабочая группа ИС РАН. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. Часть 3. (Историческое самосознание и национальный менталитет россиян. Социокультурные аспекты европейской идентичности россиян)// Полис. 2008. №3. С. 9-28.

6. Харитонова О.Г. Генезис демократии (Попытка реконструкции логики транзитологических моделей) // Полис. 1996. №5. С. 70-80.

E.D. Malakhova

In article considers features of perception by the Russian society and ruling elite of process of transformation of political system of the country on the basis of the given regional empirical researches

Key words: democratic transit, консолидационный potential, political system of the country, political elite, regime consolidation, a mode political, valuable orientations.

Получено 20.02.2011 г.

УДК

B.B. Огнева, д-р полит. наук, проф., 8-961-623-94-93, [email protected],

C.А. Тишков, соискатель, 8-920-285-25-16, [email protected] (Россия, Орёл, ОРАГС)

МИРОТВОРЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Отмечается, что Российская Федерация рассматривает международное миротворчество как действенный инструмент предотвращения и урегулирования конфликтов, поддержания мира и миростроительства в постконфликтных обществах. Россия выступает за формирование многокомпонентных контингентов с привлечением высококвалифицированных международных специалистов. По мнению авторов, векторы российского миротворчества должны быть направлены на все континенты мира.

Ключевые слова: Россия, внешнеполитические интересы, миротворчество, резервы эффективности миротворческой деятельности.

Российская Федерация рассматривает международное миротворчество в качестве действенного инструмента предотвращения и

урегулирования вооруженных конфликтов и постконфликтного миростроительства. Свое участие в международной миротворческой

деятельности Россия осуществляет под эгидой ООН и в рамках региональных организаций коллективной безопасности как с помощью политических, дипломатических и экономических средств, так и посредством предоставления персонала для миротворческих операций ООН и коллективных сил региональной безопасности. При этом Россия твердо исходит из того, что санкционировать применение силы в целях принуждения к миру правомочен только Совет Безопасности ООН и рассматривает статью 51 Устава ООН как адекватную и не подлежащую ревизии правовую основу для применения силы в порядке самообороны [1].

Россия успешно участвовала в миротворческих операциях ООН в «дальнем зарубежье» и урегулировании конфликтов у своих границ. Наряду с этим были и негативные моменты, которые особенно ярко проявились в ходе миротворческих операций в Югославии и на Ближнем Востоке, по сути дела служивших прикрытием политики неадекватных акций США и их союзников в отношении СРЮ, Ирака и Ливии. Тем не менее, это не означает утраты смысла миротворчества, но требует дополнительных усилий по укреплению позиций ООН и региональных организаций, занимающихся миротворческой деятельностью. Это требует также усиления роли Российской Федерации внутри этих организаций с целью более активного участия в процессе выработки политических решений и неукоснительного соблюдения всех достигнутых международных договоренностей.

Участие в операциях по поддержанию мира (ОПМ) относится к важнейшим внешне - и внутреннеполитическим функциям нашего государства, поскольку является формой присутствия в регионах мира, представляющих национально-государственный интерес, позволяет накапливать опыт взаимодействия с другими международными партнерами по коалиции, а значит, ведёт к укреплению взаимного доверия. Но, несмотря на то, что в различных официальных концепциях -Национальной безопасности, Внешней политики, Военной доктрине -российское участие в ОПМ называется в числе приоритетных направлений деятельности государства, о последовательном осуществлении этих установок говорить не всегда приходится. Как представляется, России необходима самостоятельная Концепция участия в операциях по поддержанию мира, подготовленная совместными усилиями заинтересованных ведомств с привлечением теоретиков и практиков миротворчества [2]. Такой документ позволит выработать целостную политику и объединить положения о миротворческой деятельности, содержащиеся в различных документах, что обеспечит комплексный и интегрированный подходк миротворчеству [3].

По состоянию на сентябрь 2009 г. Россия участвовала в 10 из 15 миротворческих операциях. Общее число российских военных миротворцев составляло 311 военнослужащих. В 7 миссиях проходили службу 72 военных наблюдателя (3,2 % от численности наблюдателей ООН), в 2 миссии направлены воинские контингенты общей численностью 239 человек (0,3 % от численности воинских подразделений ООН). В настоящее время РФ представляет для участия в миротворческих миссиях в соответствии с Системой резервных соглашений ООН только авиационные группы, не используя возможность направления соединений других родов и видов войск.

Резервы повышения эффективности российского участия в миротворчестве многоплановы. Одним из них является увеличение представительства российских военнослужащих за счет направления медицинских или инженерно-саперных подразделений Министерства обороны РФ, что позволит решать не только военные задачи, но и расширить участие в миростроительных инициативах ООН. При этом можно использовать значительный опыт в предоставлении экстренной помощи в восстановлении пострадавших государств спасателей и медиков МЧС РФ, эффективно работавших на Гаити, и инженерных подразделений Минобороны РФ, участвовавших в восстановлении дорожной инфраструктуры Ливана. Расширение спектра решаемых задач, участие в гуманитарных акциях в ходе миротворческих операций ООН позволит более эффективно реализовать набирающий силу гуманитарно-миротворческий потенциал нашей страны, существенно укрепить авторитет и развить имидж России как государства-миротворца [4].

В 6 миссиях под эгидой ООН в качестве советников участвуют 55 сотрудников МВД РФ, при этом Россия занимает 36 место в списке стран, представляющих полицейский персонал, а доля нашей страны составляет лишь 0,45 %. За время участия в миротворчестве Россией не в полном объеме были заполнены квоты на участие в полицейских компонентах текущих миротворческих операций. Требует усовершенствования и система отбора, подготовки и командирования полицейских специалистов вмиротворческие миссииООН [5].

Практика современного миротворчества показывает, что оперативное развертывание значительных контингентов на начальном этапе миссии позволяет претендовать на представительство в руководстве соответствующей операции. Поэтому в целях обеспечения адекватного представительства РФ в ОПМ, заполнения выделенных квот военного и полицейского персонала необходимо было бы постоянно поддерживать резервы для широкомасштабного развертывания воинских или полицейских контингентов с возможностью их оперативной переброски в различные регионы мира.

Возрастающая роль международных полицейских сил в ОПМ

делает актуальным рассмотрение вопроса о введении, по примеру Испании, Аргентины, Нигерии и ряда других государств, должности полицейского советника в состав Постоянных национальных представительств при ООН. Увеличивающаяся потребность в использовании в миротворческих операциях специалистов в различных областях правоохранительной деятельности ставит на повестку дня вопрос и о создании общенационального координационного центра, возможно, при Совете безопасности Российской Федерации.

Анализ участия РФ в текущих миротворческих операциях ООН показывает, что в настоящее время ни в одной из операций представители России не занимают ключевых постов Специальных представителей Генерального секретаря (Глав миссий) ООН или их заместителей, Главных военных наблюдателей, командующих силами (войсками) ООН или полицейских комиссаров (главных полицейских наблюдателей) ООН. Это в значительной мере снижает возможность участия в принятии и организации исполнения решений на оперативном уровне, влияния на политику проведения конкретных операций. Данное положение дел отчасти объясняется недостаточным вкладом нашей страны в

представление персонала для текущих операций. Поэтому повышение эффективности российского участия в миротворчестве может быть достигнуто за счет выплаты дополнительных средств сверх ставки взносов в миротворческий фонд ООН, предназначенных для конкретных операций в странах, входящих в круг геополитических интересов России.

Проведение современных многокомпонентных миротворческих операций требует значительных финансовых, материальных и людских ресурсов. Принимаемые СБ резолюции не могут осуществляться только членами Совета, а требуют широкого политического, финансового и военного участия всех государств-членов ООН. В настоящее время широко обсуждается необходимость большего вовлечения в принятие решений государств, которые вносят наибольший вклад в миротворчество и увеличения вклада государств, обладающих особыми полномочиями в плане принятия решений. Таким образом, право вето, предоставленное постоянным членам СБ ООН, предполагает и дополнительные обязанности по вкладу в поддержание мира и безопасности [6].

Как известно, расходы ООН на операции по поддержанию мира финансируются за счет всех государств-членов. Генеральная Ассамблея соотносит ставку взносов для операций по поддержанию мира с экономическим положением государств-членов, при этом «большая пятерка» постоянных членов Совета Безопасности ООН несет большую часть расходов (около 45%) с учетом их особой ответственности за поддержание международного мира и безопасности.

По состоянию на 1 января 2008г. в десятку стран с наибольшими ставками начисленных взносов на операции по поддержанию мира ООН

входили: США-26,22 %, Япония-16,62 %, Германия-8,57 %, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии-7,91 %, Франция-7,51 %, Италия-5,07 %, Китай-3,23 %, Канада-2,97%, Испания-2,96 % и Республика Корея-2,17 %, при этом вклад России составляет 0,8 % [7].

К сожалению не все государства-члены выполняют свои финансовые обязательства перед ООН как по платежам в регулярный бюджет, так и по взносам на миротворческие операции. Наличие задолженности государств перед миротворческим бюджетом означает невыполнение ООН своих финансовых обязательств перед странами, военные контингенты которых участвуют в операциях ООН. Благодаря усилиям заместителя Генерального секретаря ООН по операциям по поддержанию мира Ж.-М. Геэнно, имевшаяся на 31 октября 2007г. беспрецедентная задолженность в 3,5 млрд. долл. несколько снизилась

и по состоянию на 30 сентября 2009 г. сумма причитающихся невыплаченных взносов на операции по поддержанию мира составила приблизительно 2,46 млрд долл. США, при утвержденном бюджете на период с 1 июля 2009 г. по 30 июня 2010 г. приблизительно 7,75 млрд долл. США [8].

Разумеется, решение проблемы дефицита бюджета ООН на миротворческие операции в значительной мере зависит от позиции стран-доноров, важнейшую роль среди которых играют США и Япония, всё чаще увязывающие выделение финансовых средств с политическими требованиями. После окончания «холодной войны» власти США демонстрировали все большее нежелание увеличивать расходы на миротворческие нужды ООН, предпочитая концентрировать средства на обеспечение своего военного присутствия в разных районах мира, поэтому закономерно, что бюджет ООН на миротворческие цели становился все более дефицитным, и положение мало изменилось в начале XXI века [9].

Проблема дефицита финансов для миротворческих целей становится еще более драматичной, если учесть, что 10 основных участников МТО в части представления военного и полицейского персонала (Пакистан, Бангладеш, Индия, Нигерия, Непал, Египет, Руанда, Иордания, Гана, Эфиопия) являются государствами с низким уровнем жизни, на бюджеты которых любые расходы по миротворчеству ложатся тяжким бременем. Дефицит бюджета ООН на миротворческие нужды

при увеличении числа конфликтов служит серьезным препятствием на пути повышения уровня эффективности операций по поддержанию мира в целом [10]. Поэтому Российская Федерация занимает позицию, согласно которой все государства-члены должны выполнять свои уставные обязательства по выплате взносов, не превращая выплату взносов в инструмент политического давления.

В современном мире существует сформировавшийся рынок сбыта, одним из покупателей которого является ООН. В силу специфики

деятельности закупки по линии данной организации предельно децентрализованы. Это сделано для более оперативного реагирования служб снабжения на нужды отдельных проектов и миссий ООН. Пока российские экспортеры не входят в число лидеров по поставкам продукции ООН, к числу которых относятся США, Великобритания, Япония, Бразилия и Панама. Россия участвует в отдельных поставках в рамках оказания гуманитарной помощи, снабжения операций по поддержанию мира, но российским предприятиям вполне по силам конкурировать с иностранными фирмами по целому ряду позиций из закупаемой ООН продукции, включая автомобили, средства связи, обмундирование и вооружение [11].

Наряду с участием в материально-техническом обеспечении миротворческих миссий большое значение для миротворческого вклада государств имеет представление транспортных услуг. У России в этом направлении имеется значительный опыт, подготовленный персонал, необходимые материальные ресурсы и техника.

Таким образом, расширение участия в большем числе проектов в сфере материально-технического обеспечения рынка товаров и услуг для операций ООН российских предприятий, компаний и представителей, увеличение гражданского, военного и полицейского присутствия в зонах конфликтов и бедствий позволит повысить авторитет нашей страны на международной арене, значительно укрепить её позиции в Совете Безопасности ООН.

В целях повышения эффективности миротворческой деятельности под эгидой ООН, Российская Федерация участвует в решении актуальных вопросов реформирования ООН с учетом кардинальных изменений в современной международной обстановке. Россия рассматривает возможность увеличения числа государств - постоянных членов СБ ООН за счет государств Европы, Африки, Азии и Латинской Америки, являющихся наибольшими вкладчиками с точки зрения финансирования или предоставления персонала для операций ООН. В этом отношении совершенно очевидно, что не должно произойти расширение права вето, а правило единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН должно остаться незыблемым и неприкосновенным фундаментом всего здания этой организации. Стремясь к расширению практики взаимодействия постоянных членов Совета Безопасности, Россия должна противостоять наметившейся в последнее время "опасной тенденции" действовать в обход Устава ООН и коллективной воли Совета Безопасности.

Реформирование Совета Безопасности ООН должно

способствовать повышению его демократичности, открытости, более справедливому представительству, эффективности и подотчетности, основанных на принципе уважения равенства государств-членов.

Необходимо отметить, что миротворческое направление в деятельности России в ООН в последние годы все более наполняется конкретным содержанием, корреспондирует с ее национальными интересами в различных регионах мира. Позиция России, как постоянного члена Совета Безопасности ООН, становится более прагматичной. Расширение российского политического участия в разрешении конфликтов может служить обеспечению соответствия международному праву реакции мирового сообщества на конфликты на территории России и на постсоветском пространстве. Кроме этого, расширение участия Российской Федерации в миротворческих операциях может служить сохранению и расширению ее “сферы влияния” как в близлежащем регионе, так и во всем мире, возможности влиять на общественное мнение, способствовать формированию российского патриотизма. [12].

В настоящее время векторы российского миротворчества направлены на все континенты мира. Перед лицом расширения НАТО на Восток российская дипломатия энергично стремится привлечь ООН к усилиям по созданию системы коллективной безопасности в Европе. Россия активно выступает в ООН за урегулирование афганской проблемы на основе национального примирения, на принципах уважения территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела, направляет в миротворческие операции ООН на Африканском континенте российские воинские контингенты, военных наблюдателей и полицейских советников.

В целях дальнейшего повышения эффективности российского участия в миротворчестве требуется усовершенствовать систему отбора и подготовки российских специалистов и советников в миротворческие миссии ООН. Назрела необходимость отбора наиболее опытных участников миротворческих миссий в резерв для участия в конкурсах на замещение ключевых позиций гражданского, военного и полицейского компонентов миссий и лидирующих постов, и соответствующей подготовки данной категории миротворцев. Российским официальным лицам в ООН целесообразно занимать более жесткие позиции при согласовании кандидатов на ключевые позиции миротворческих миссий в целях обеспечения российского представительства.

В целом, как представляется, повышение эффективности российского участия в миротворческой деятельности ООН может быть достигнуто за счет:

- дипломатических усилий по реформированию ООН, сохранению ведущей роли Организации Объединенных Наций в разрешении конфликтов и миростроительстве;

- более активной и принципиальной позиции РФ при рассмотрении вопросов миротворчества и принятии решений и резолюций в СБ ООН;

- полного использования национальных квот во всех

миротворческих организациях и операциях ООН, наряду с улучшением подготовки соответствующих российских специалистов;

- расширения российского присутствия на ключевых постах миротворческих миссий ООН;

- своевременных выплат взносов в регулярный бюджет ООН и на операции ООН по поддержанию мира, выделения дополнительного финансирования для наиболее значимых в геополитическом аспекте операций;

- увеличения объемов предоставления материально-технических ресурсов и услуг для миротворческих операций ООН;

- более активного участия в программах гуманитарной направленности;

- разработки национальной Концепции участия в миротворческих операциях;

- создания общенационального координационного центра по участию в миротворческих операциях при Совете безопасности Российской Федерации.

Список литературы

1. Концепция внешней политики Российской Федерации (12 июля 2008 года, Пр-1440) // Материалы официального сайта Президента РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kremlin.ru.

2. Тузмухамедов Б.Р. Поддержание мира как публичная функция государства// Независимая газета. 2007. 21 марта.

3. Один из проектов российской Концепции миротворчества, подготовленный Межрегиональной общественной организацией ветеранов Миротворческих миссий ООН, был опубликован в конце 90-х годов на сайте организации http://www.geocities.com/ravunpm/ Mirotvorets.html. (Прим. автора)

4. Степанова Е.А. Гуманитарный потенциал России и восстановление экономики конфликтных зон // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №5. С. 65-78.

5. Гридчин A.A. Кадровое обеспечение деятельности международных полицейских сил в условиях экстремальной миграции населения: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2001. 21с.

6. Накашидзе Б.Д. ООН: некоторые аспекты реформирования // Власть. 2005. №6. С.58

7. Ставки взносов на операции по поддержанию мира на 1 января 2007г.-31 декабря 2009г., определены на основе результатов применения к данным о величине ВНД за 1999-2004 гг. методологии, использовавшейся при подготовке шкалы взносов на период 2004-2006 гг. // Сайт ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.

8. Цифры и факты о текущих операциях ООН по поддержанию мира (DPI/1634/Rev. 102)//Сайт ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.

9. Раффетто Ш.Ф. Политика США в отношении миротворческих операций // Мир и согласие. 2004.№1(19). С.28-36.

10. Крупянко И.М. Эволюция миротворческой деятельности ООН в

новой системе международных отношений: опыт операций по

поддержанию мира в Камбодже и на Восточном Тиморе: дисс. ... канд. ист. наук. М, 2008. С.184-185.

11. Карась Р.А. Миротворческие операции с участием российских полицейских сил как средство поддержания международной безопасности: дис. .канд. полит. наук. М., 2001. С.150.

12. Карась Р.А. Миротворческие операции с участием российских полицейских сил как средство поддержания международной безопасности: дисс. .канд. полит. наук. М., 2001. С.63-64

V.V. Ogneva,

S.A. Tishkov

The foreign policy peacekeeping vector of the modern Russia.

Authors mention that Russian Federation consider international peacekeeping as efficient tool in prevention and resolution pf conflicts, peacekeeping and post conflict peacebuilding. Russia declares for forming of multidimensional contingents of qualified international experts. Authors state that vectors of Russian peacekeeping have to be directed to all continents of world.

Key words: Russia, foreign policy interests, peacekeeping, reserves of peacekeeping effectiveness.

Получено 20.02.2011 г.

УДК 32:316.422

Г.Г. Окороков, аспирант, (4872)332418, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ИОСТКОММУНИСТИЧЕСКИХ ТРАНЗИТОВ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ)

Анализируются особенности посткоммунистического межрежимного транзита на примере Польши и России.

Ключевые слова: транзит, демократизация, политическая система.

Проблемы демократии, демократических транзитов, трансформаций политических систем и режимов в новейший период всемирной истории -системообразующая научно-исследовательская сфера современной политологии. Мощный импульс плодотворному моделированию переходных политических процессов и демократических трансформаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.