Миротворчество во внешней политике Канады
УДК 327
МИРОТВОРЧЕСТВО ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КАНАДЫ
© 2013 г. Е.В. Исраелян
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН), г. Москва, Российская Федерация
В статье рассматривается вклад Канады в развитие миротворчества, проанализированы особенности ее политики в годы “холодной войны” и выявлены новые тенденции, характерные для канадского миротворчества на современном этапе.
Ключевые слова: Канада; внешняя политика Канады; миротворчество; миростроительство
This article highlights Canadian contribution into peacekeeping, the peculiarities of the country’s policy in the Cold War period and the current trends in Canada’s peace building.
Key words: Canada; Canadian foreign policy; peacekeeping; peace building
Миротворчество - одно из немногих направлений внешней политики, пользующихся многолетней и устойчивой поддержкой канадцев. Это подтверждают многочисленные опросы общественного мнения: канадцы воспринимают свою страну как “мирное королевство” и считают обязанностью делиться благополучием с теми, кто находится в конфликтной ситуации. Миротворчество отражает приверженность Канады социальным ценностям сотрудничества, толерантности, доброй воли. Кроме того, оно выступает в качестве элемента, обеспечивающего национальное единство в двуязычной, мно-
Исраэлян Евгения Викторовна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН), г. Москва, Российская Федерация.
44
Канадский ежегодник
Выпуск 17 - 2013
гонациональной стране - особенно существенно то, что миротворчество популярно как среди англо- так и франкоканадцев.
Хорошей иллюстрацией к вышесказанному является рекламная телевизионная кампания 2000 г. крупнейшего в Канаде производителя пива Молсон. Ее главными темами были патриотизм, гордость за свою страну и ирония над стереотипами, свойственными каждому народу. Оригинальный и эмоциональный ролик вышел под названием “Я - канадец” (“I Am Canadian”). Он представлял собой выступление простого канадского парня Джо о самобытности и традициях своей страны. Вот небольшой отрывок из рекламного обращения: “Эй, я не дровосек и не торговец мехом... Я не живу в иглу (куполообразное жилище канадских эскимосов, сложенное из снежных блоков), не ем китовый жир, у меня нет собачьей упряжки... Моей страной управляет премьер-министр, а не президент. Я говорю на английском и французском языках, а не на американском [диалекте. -Е.И.]... Я могу с гордостью прикрепить флаг моей страны к рюкзаку. Я верю в поддержание мира, а не в полицейский режим, в многообразие, а не ассимиляцию. Бобер - действительно благородное и прекрасное животное... Канада - вторая по величине страна в мире. Первая нация в хоккее! и лучшая часть Северной Америки! Меня зовут Джо! И я - канадец!” [10] Ролик, отразивший аитиамерикан-ские и националистические настроения канадцев, приобрел исключительную популярность, в стране, а Молсон была награждена престижной премией Gold Quill award за высокие достижения в области массовых коммуникаций. Примечательно, что в качестве одного из символов канадской идентичности было использовано миротворчество.
Немного истории
Напомним общеизвестные факты: Именно Канаде принадлежала сама идея создания и использования сил по поддержанию мира в ходе Суэцкого кризиса 1956 г. , за которую знаменитый канадский дипломат, впоследствии премьер-министр Канады Л.Пирсон был награжден Нобелевской премией мира. Его имя носит Международный центр по подготовке миротворцев, открытый в 1994 г. на бывшей военной базе в Новой Шотландии Наряду с практической деятельностью в “горячих точках”, Канада играет немаловажную роль в поиске путей контролирования, “умиротворения” и разрешения
45
Миротворчество во внешней политике Канады
конфликтов. Многие рекомендации и подходы, предложенные Канадой, были внедрены в практику ООН, позволив пригасить конфликты на юге Африки, в Никарагуа, в Камбодже, Анголе и других странах.
Канадские “голубые каски” принимали участие во всех без исключения миротворческих миссиях ООН с 1947 по 1992 г. В ряде случаев подразделения Канады составляли основу или значительную часть миротворческих сил. В годы “холодной войны” Оттава предоставила в общей сложности 10% всего миротворческого персонала ООН, выделяя на эти цели около 3,5% общего бюджета международных операций по поддержанию мира (ОПМ) [6, 16]. Правительство направляет в горячие точки военный персонал (для выполнения боевых, тыловых и разведывательных задач, а также военных наблюдателей), гражданских специалистов (по проведению выборов, полицейских, связистов, членов Красного Креста и других гуманитарных организаций). Канадцы успешно работали и в основных структурах ООН, занимающихся ОПМ - Специальном комитете по операциям по поддержанию мира и в Департаменте операций по поддержанию мира (ДОПМ).
Важно отметить, что Канада нередко выступала инициатором ОПМ. Она была первой страной, предложившей в конце 1991 г. ввести силы по поддержанию мира в бывшую Югославию (СООНО
1992- 1995 гг.). Канадцы незамедлительно отреагировали на военный переворот на Гаити в сентябре 1991 г., высказавшись за многостороннюю операцию под флагом ООН (МООНГ 1993-1996 г.) и взяв на себя командование ею. После завершения этой международной миссии Оттава оставила там своей контингент, продолжив его финансирование, а также командование находившимися там военнослужащими и специалистами ООН. Руководству Канады принадлежала также инициатива проведения международной гуманитарной акции по оказанию помощи руандийским беженцам в Заире в октябре-ноябре 1996 г., которая, правда, была быстро завершена под предлогом того, что большая часть беженцев была возвращена в Руанду.
В связи с последними из упомянутых событий широкую международную известность получили действия канадских военных во главе с генералом Р. Даллером (R. Dallaire) в Руанде (МООНПР,
1993- 1996 гг.). Начавшийся в апреле 1994 г. геноцид представителей народности хуту, пришедших к власти в Руанде, против этнического
46
Канадский ежегодник
Выпуск 17 - 2013
меньшинства тутси и умеренных хуту, унес сотни тысяч жизней. Обращения Р. Даллера в ООН с требованием об увеличении числа миротворцев, не увенчались успехом, напротив, контингент был сокращен. Создание Р. Даллерем имеющимися в его распоряжении подразделениями специальных зон безопасности для укрытия преследуемых жителей помогло спасти некоторую часть населения. После ухода в отставку Р. Даллер выпустил книгу “Рукопожатие с дьяволом” [9], где изложил собственные взгляды на трагические события 1994 г. Книга была экранизирована и стала настоящим шоком для аудитории. Руандийский сюжет оказался одной из наиболее печальных страниц в истории миротворчества и привлек внимание международного сообщества к неспособности ООН адекватно и оперативно действовать в условиях гуманитарного кризиса.
Внося весомый вклад в урегулирование конфликтов, Канада опирается на собственные интересы - обеспечение национальной и глобальной безопасности, возможность получения дивидендов в канадоамериканских отношениях, повышение авторитета в мире, развитие торгово-экономического сотрудничества. Специалисты по вопросам миротворчества Дж. Кулон и М. Лежуа приводят два примера, показывающие конкретные выгоды от участия Канады в ОПМ. Во-первых, подписание президентом США Л. Джонсоном канадоамериканского автопакта в 1963 г. на достаточно благоприятных для Канады условиях было для нее своего рода “поощрением” за согласие послать миротворческий контингент на Кипр (ВСООНК, март 1964 г. - настоящее время). Во-вторых, решение Ж. Кретьена направить канадские “голубые каски” для урегулирования конфликта между Эфиопией и Эритреей (МООНЭЭ, 2000-2008 гг.), принятое по личной просьбе тогдашнего президента Алжира, председателя Организации Африканского единства А. Бутефлика, также дало ощутимые результаты. Объем канадо-алжирской торговли вырос с 600 млн. долл. в 2000 г. до 4 млрд. долл. в 2007 г. [7, 50]
Особенности политики
В политике Оттавы в области миротворчества можно выделить три характерные черты. Как и в других сферах международной жизни, в первую очередь, обращает на себя внимание интеллектуальная направленность деятельности, способность изобретать оригинальные идеи, подходы и концепции. Министерство иностранных дел, тор-
47
Миротворчество во внешней политике Канады
говли и развития Канады проводит ряд программ, нацеленных на повышение эффективности миротворческих акций на Африканском континенте, на разработку международных стандартов и рекомендаций по усовершенствованию методов управления и планирования, на интеграцию интересов женщин, детей и гражданского населения в пост-конфликтное миростроительство. Многие из результатов исследований получили высокую оценку мирового сообщества или стали нормами международного права.
Вторая особенность политики - ее гендерная составляющая. Доказано, что женщины и мужчины по -разному понимают проблемы мира, безопасности и разрешения конфликтов. Учет опыта каждой из гендерных групп при формировании подходов к миротворчеству позволяет добиться более устойчивых и долгосрочных результатов. По мнению экспертов, существуют следующие показатели эффективности гендерной политики в данной области: включение гедерно-го компонента в мандат ОПМ; участие в операциях консультантов по гендерным вопросам; соответствующие тренинги для миротворцев; взаимодействие в ходе акций с женскими неправительственными организациями. Канада была первой страной, привлекшей в 1973 г. женщин к выполнению ОПМ (сначала в качестве служащих штабных частей или связи), а в 1988 г. - к участию в боевых действиях артиллерии и пехоты. Канада лидирует также по доле женщин в общей численности ее миротворческих сил: в 2006 г. она заняла по этому показателю (12,8%) 4-ое место среди стран НАТО [11, 373].
Третья особенность связана с формированием канадских миротворческих контингентов, отражая, тем самым, неординарность общего правительственного подхода. Канада, как правило, уступала по количественному составу многим другим государствам-участникам миссий - канадские подразделения были почти всегда небольшими по численности. (Общий высокий показатель численности канадских миротворцев объяснялся большим количеством операций с их участием). Их “козырем” была отличная подготовка и боевой опыт военнослужащих, нередко занимавших командные должности. Так, в первой ОПМ, осуществленной ООН (ОНВУП 1948 г. на Ближнем Востоке) и состоявшей из 600 человек, приняли участие всего 4 канадских офицера. Среди них был генерал Э. Бернс (E.L.M. Burns), назначенный начальником штаба; остальные канадцы возглавили различные комиссии по достижению соглашения о перемирии. Примечательно, что вклад Канады в созданные по инициативе Л. Пирсо-
48
Канадский ежегодник
Выпуск 17 - 2013
на Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН на Ближнем Востоке (ЧВС ООН, 1956-1967 гг.) был также весьма невелик. В развернутой в 1960 г. операции в Конго (ОНУК) - первой крупномасштабной миссии - было задействовано почти 20 тыс. человек, из них лишь 200 канадцев, правда, владевших французским и английским языками и сопровождаемых подразделением авиации. Сходной была и упомянутая выше ситуация в Руанде, куда были направлены только 115 канадских миротворцев [11, 370-371] (общая численность военного персонала была 5500 человек), заслуживших уважение благодаря мужеству и боевым навыкам генерала Даллера. Эта установка - на высокий профессионализм “голубых касок” при их незначительной численности - сохранилась и в наши дни.
Не совсем обычным является и структура канадских подразделений, что особенно характерно для современного этапа миротворчества Канады. Если в годы “холодной войны” они формировались, как и в других странах, в основном из военнослужащих, то сегодня их сердцевиной становятся полицейские части, специализирующиеся на проведении тренингов в зонах конфликтов. Впервые группа канадских полицейских как часть миссии ООН была отправлена в Намибию в 1989 г. С тех пор около 2500 представителей Канадской конной полиции участвовали в 50 ОПМ [4, 52]. Новые моменты в комплектации “голубых касок” отразили эволюцию подхода Канады к проблемам миротворчества, речь о которой пойдет ниже. Свою роль сыграли и большие потери среди канадского персонала ОПМ. По данным на 2012 г., в ОПМ погибли более 120 канадцев, самый высокий показатель среди членов НАТО и пятый - среди всех стран [3].
Сдвиг в структуре миротворчества нашел отражение в новом механизме, созданном в рамках МИДМТ и отвечающем за размещение канадских полицейских за рубежом. В разработку его политики и практическую деятельность вовлечены, кроме МИДМТ, еще одно министерство (Министерство общественной безопасности Public Safety Canada) и два федеральных агентства (КАМР и Королевская конная полиция), что говорит о значении, придаваемом правительством, его работе. Указанные особенности позволяют Канаде оставаться одним из важных игроков в процессе разработки теории, методологии, обмена ресурсами по вопросам урегулирования конфликтов, а также формирования и подготовки соответствующих подразделений.
49
Миротворчество во внешней политике Канады
Более чем полувековая история миротворчества показала, что ООН не смогла полностью реализовать свой потенциал мирного разрешения конфликтов. Несмотря на то, что в ходе некоторых операций имелись определенные успехи, конечная цель - политическое урегулирование - в большинстве случаев так и не была достигнута. Интенсивность и растущее число внутригосударственных конфликтов после окончания “холодной войны, изменение их характера, расплывчатый мандат “голубых касок”, необходимость в ряде случаев выполнения ими нетрадиционных задач, увеличившиеся потери среди персонала ОПМ, трудности организационного и финансового характера - все это побудило членов международного сообщества искать новые решения в области обеспечения мира. Процессы и события, происходившие после окончания “холодной войны”, побудили руководства ряда стран, в том числе Канады, внести коррективы в миротворческую деятельность своих стран.
Новые тенденции
Самой заметной тенденцией политики Канады в области миротворчества в конце ХХ - первую декаду ХХ1 в. стало резкое снижение ее участия в ОПМ под флагами ООН. Выше отмечалось, что и в годы “холодной войны” канадские контингенты не были многочисленными, однако были представлены во всех без исключения ОПМ. Иная ситуация сложилась в наши дни. Сильно сократился не только численный состав, но и количество ОПМ, в которых заняты канадцы. Если на пике миротворчества страна направляла в конфликтные зоны от 1 тыс. до 3 тыс. военнослужащих, то в последние годы общий состав ее персонала не превышал 200 человек. В августе 2013 г. в ОПМ ООН служили всего 158 канадцев. Для сравнения приведем данные о размерах контингентов ведущих стран, задействованных в ОПМ: Пакистан - 8262 чел., Бангладеш - 7931 чел., Индия - 7858 человек. В отличие от “золотого века” миротворчества, канадские “голубые каски” присутствовали в 2012 г. только в восьми из шестнадцати ОПМ ООН. Из лидеров миротворчества Канада опустилась в “почетную” середину международных рейтингов [2].
Другая новая тенденция канадского миротворчества может быть обозначена как переход от поддержания мира к миростроительству. Бывший министр иностранных дел Канады Л. Экзуорзи (1996-2000) дал миростроительству следующее определение: “пакет мер, направленных на укрепление мира путем построения устойчивой инфра-
50
Канадский ежегодник
Выпуск 17 - 2013
структуры безопасности человека” [13]. К приоритетам миростроительства Л. Эксуорзи отнес: поддержку качественного управления (становление демократических государственных институтов, гражданского общества и основ рыночной экономики); обеспечение гендерного равенства и прав детей; помощь независимым СМИ, и другие меры.
Миростроительство в понимании политической элиты Канады -сфера, в которой смыкаются интересы укрепления международной безопасности и развития [1]. Оказалось, что успешные программы помощи не всегда отвечали интересам безопасности, и наоборот. Например, образовательный проект мог быть недостаточно результативным в плане подготовки необходимого числа специалистов, т.е. с точки зрения реализации стратегии развития, однако весьма плодотворным в деле снижения социального напряжения между его участниками. В некоторых случаях развитие, сопровождавшееся обострением социально-экономического неравенства, усилением политической борьбы, образованием новых структур и институтов власти, обостряло конфликтные ситуации. Создание единого механизма миростроительства из специально образованных отделов Канадского агентства международного развития, Министерства иностранных дел и коалиции общественных организаций было нацелено на преодоление подобных негативных последствий.
Канада финансировала многочисленные проекты, направленные на построение основ устойчивого развития в конфликтных зонах. Среди них: восстановление разрушенной в ходе конфликтов инфраструктуры; гуманитарная помощь; акции по разминированию (Югославия, Камбоджа, Бурунди, Афганистан); помощь в проведении демократических реформ и создании гражданского общества (содействие судебной реформе на Гаити, административным преобразованиям на Шри Ланке, поддержка общественных организаций в секторе Газа, Гватемале, Сальвадоре); обучение способам урегулирования конфликтов и воспитание в духе мира населения “горячих точек”; оплата долгов (части долга Руанды Всемирному Банку), и многие другие. Средства поступали из специально созданного фонда, на работу которого в 1997-1998 гг. и 1998-1999 гг. было выделено по 10 млн. долл. В наши дни Канада продолжает спонсировать миростроительство как через Канадское агентство международного развития, так и через Фонд миростроительства ООН, образованный
51
Миротворчество во внешней политике Канады
в 2006 г. Она входит в шестерку его основных доноров, ассигновав на его нужды 25 млн. долл. в 2006-2010 гг. [12]
Канада была одним из инициаторов и является активной участницей Комиссии ООН по миростроительству, образованной в 2005 г. КМС - главный межправительственный консультативный орган ООН, поддерживающий усилия в пользу мира в странах, переживших конфликты.
Наше исследование показало, что в канадских научных и политических кругах нет единства мнений относительно принципов, приоритетов и участников акций в сфере миростроительства. Наибольшие споры вызывает вопрос о соотношении интересов безопасности и развития. Одна группа ученых рассматривает миростроительство как составную часть стратегии обеспечения безопасности. Основной упор в ней должен быть сделан на установление мира. Задачи развития отодвинуты в этой деятельности на второй план и должны решаться главным образом в рамках программ помощи.
Другое мнение заключается в том, что миростроительство - процесс, который должен происходить в рамках стратегии развития, включающей обеспечение безопасности как один из ее компонентов [5, 59]. Главная цель развития формулируется сторонниками этого подхода как повышение качества жизни и обеспечение благополучия человека. Неся такой позитивный заряд, концепция развития должна стать, по их мнению, центральной для международной деятельности и интегрирована во все ее направления, в том числе в миростроительство. Наиболее отчетливо данная точка зрения выражена Р. Кул-пепером, видным специалистом в области международного развития бывшим президентом канадского исследовательского центра Институт Север-Юг. Он полагает, что глобальная повестка дня будет определяться в первую очередь процессами и событиями в развивающихся странах и рекомендует переосмыслить всю внешнеполитическую стратегию Канады, привести ее в соответствие с целями развития [8, 339-352].
Интересное исследование по вопросам миростроительства было проведено Канадским центром исследований международного развития, специализирующимся по этой проблематике. В работе под названием “Парадоксы миростроительства после 11 сентября” собраны результаты проектов, реализованных в различных странах, и показаны потенциал и сложности миростроительства на местном
52
Канадский ежегодник
Выпуск 17 - 2013
уровне. Авторы не согласны с аналитиками, считающими, что террористические атаки 11 сентября 2001 г., послужившие толчком для развертывания военных операций, одновременно сделали не актуальным миростроительство как подход к улаживанию конфликтов. Оспаривая этот тезис, авторы книги доказывают правомочность миростроительства на примерах продвижения местных инициатив по разоружению, демобилизации комбатантов и их ре-интеграции в мирную жизнь в странах, переживших конфликты. Авторы излагают свою теорию миростроительства, включившись в спор между так называемыми “минималистами” и “максималистами”, по-разному трактующими его цели. Первые рассматривают его главную цель в недопущении рецидива конфликта, вторые - в построении справедливого, стабильного пост-конфликтного общества. Вывод авторов “Парадоксов миростроительства” сводится к следующему: две трактовки не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Первая рассчитана на краткосрочные результаты, вторая - на долгосрочную перспективу. “Сердцевиной” и тех, и других, являются локальные проекты, обеспечивающие демократическое участие населения пост-конфликтных стран в развитии мирных процессов [14, 140142].
Деятельность Канады в области миростроительства, являющаяся важным вкладом в формирование современных моделей урегулирования конфликтов, получила высокую оценку ОЭСР и других многосторонних организаций. Сдвиг в политике Оттавы в пользу миростроительства позволяет Канаде оставаться в рядах стран-миротворцев и в то же время в какой-то степени избежать издержек (финансовых и человеческих потерь) от присоединения к ОПМ. Однако, несмотря на очень значительное сокращение численности канадских “голубых касок”, представляется преждевременным говорить об окончательном отходе Оттавы от миротворчества под эгидой ООН. Даже в условиях экономического кризиса Канада продолжает выделять на эти цели немалые средства и по-прежнему входит в десятку основных доноров ОПМ ООН. В пользу возобновления традиционного миротворчества выступают также и представители экспертных кругов: Р. Пэрис (R. Paris) из Оттавского университета, У. Дорн (W. Dorn) из Королевского военного колледжа Канады, генерал-майор в отставке Л. Маккензи (L. MacKenzie).
Новые явления в политике Канады в области миротворчества, отражают как общие процессы, развивающиеся в складывающемся
53
Миротворчество во внешней политике Канады
полицентричном мире (формирование миротворчества “второго поколения”, ослабление потенциала ООН в сфере урегулирования конфликтов, появление новых игроков в лице региональных организаций и коалиций), так и расстановку политических сил внутри самой Канады. Снижение вклада Канады в ОПМ под эгидой ООН, начавшееся при либералах, резко ускорилось при правительстве С. Харпера. Одновременно набирает обороты другая тенденция -участие Канады в зарубежных военно-политических акциях НАТО, которая нашла проявление в подключении Канады к военным операциям НАТО в Афганистане и Ливии.
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫИсраелян ЕВ. Урегулирование региональных и внутригосударственных конфликтов: инициатива Канады // США * Канада: экономика, политика, культура. 1999. № 6. С. 16-30.
2. Сайт Операции ООН по поддержанию мира. Ranking of Mili-
tary and Police Contributions to UN Operations. As of 31 August 2013. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/2013/
aug13_2.pdf (Дата обращения: 08.09. 2013)
3. Сайт Операции ООН по поддержанию мира. Цифры и факты. Потери. К 31 мая 2012. URL: //http://www.un.org/en/peacekeeping/ fatalities/documents/StatsByNationalityMission_2.pdf (Дата обращения: 06.06. 2013)
4. Badescu Ch. Canada’s continuing engagement with United Nations Peace Operations. // Canadian Foreign Policy, Spring 2010, p. 4561.
5. Bush, K. Towards a Balanced Approach to Rebuilding War-Torn Societies. //Canadian Foreign Policy, Winter 1995.
6. Canada’s Foreign Policy: Principles and Priorities for the Fu-ture.Report of the Special Joint Committee of the Senate and the House of Commons Reviewing Canadian Foreign Policy. November, 1994.
7. Coulon J., Liégeois M. Whatever Happened to Peacekeeping? The Future of a Tradition //Canadian Defence & Foreign Affairs Institute Papers. Calgary, January, 2010.
8. Culpeper, R. “Canada, Hipocrates, and the Developing WorldA Toward a Coherent Foreign Policy for Canada”//. Canada Among Nations
54
Канадский ежегодник
Выпуск 17 - 2013
2006 / Ed. by A. Cooper and D. Rowlands. Ottawa, NPSIA, 2006, p. 339— 352.
9 Dallaire R. hake Hands with the Devil: The Failure of Humanity in Rwanda. Da Capo Press, 2004, 584 p.10. I am Canadian. Canadian Commercial by Molson. URL: http://www.r-
go. ca/canadian_commercial_molson. htm (Дата обращения: 27.05.2013)
11. Rudderham M.A . Canada and United Nations peace operations. Challenges, opportunities, and Canada’s response // International Journal, Spring 2008.
12. Statement by Ambassador J. McNee to the General Assembly Debate on the Report of the Peacebuilding Commission and the Secretary-General’s Report on the Peacebuilding Fund New York, March 21, 2011.
13. Statements and Speeches, October 15, 1996, No. 98/10.
14. The Paradoxes of Peacebuilding Post-9/11. Baranyi (Ed.) Vancouver: UBC Press, 2008. Review by T. Donais // Canadian Foreign Policy, Summer 2009, p. 140-142
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ф.И.О.: Исраелян Евгения Викторовна / Issraelyan Evgenia Viktorovna
Место работы: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН), Москва. Российская Федерация / The Institute for The U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN), Moscow, Russian Federation
Должность: ведущий научный сотрудник
Ученая степень: кандидат исторических наук
Электронная почта: [email protected]
Почтовый адрес: 113162 Москва, Российская Федерация, Городская улица, д. 2, кв.6
55
Миротворчество во внешней политике Канады
Название статьи: Миротворчество во внешней политике Канады / Peacekeeping in Canadian Foreign Policy
56