Научная статья на тему 'Опыт участия СССР / РФ в миротворческой деятельности'

Опыт участия СССР / РФ в миротворческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1505
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEACEKEEPING ACTIVITY / ОПЕРАЦИЯ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА / UN PEACEKEEPING OPERATION / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / ОПЫТ / EXPERIENCE / ВОЕННЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ / MILITARY OBSERVER / ПЕРЕМИРИЕ / ARMISTICE / ВОЕННАЯ ДОКТРИНА / MILITARY DOCTRINE / КОНТИНГЕНТ СИЛ ООН / UN CONTINGENT / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ARMED CONFLICT / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / POLITICAL INSTABILITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Криворучко А. А.

В статье освещаются вопросы, связанные с анализом опыта участия СССР / РФ в миротворческой деятельности. Заслуживает внимания идея совместного миротворчества России и НАТО. В статье подвергается анализу концепция: конфликт в Косово высветил проблему влияния России на решение международных вопросов. У России есть все возможности оставаться центром силы мирового значения и оказывать влияние на решение вопросов, представляющих для нее геополитический интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of the USSR / RF in the peacekeeping activity

In this article the following questions are elucidated: analysis of experience USSR/RF participation in peacekeeping operation. The following conception is underwent: Kosovo conflict made a problem of Russian influence for solving international questions. Russia possesses capability to be a center of international significance and to render assistance to solve question, which are introduced for her geopolitical interest.

Текст научной работы на тему «Опыт участия СССР / РФ в миротворческой деятельности»

УДК 355.4

А. А. Криворучко

кандидат исторических наук, ведущий инженер Главного научно-исследовательского вычислительного центра Управления делами Президента РФ; e-mail: krivalexsakyra-1111 @yandex.ru

ОПЫТ УЧАСТИЯ СССР / РФ В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье освещаются вопросы, связанные с анализом опыта участия СССР / РФ в миротворческой деятельности.

Заслуживает внимания идея совместного миротворчества России и НАТО. В статье подвергается анализу концепция: конфликт в Косово высветил проблему влияния России на решение международных вопросов. У России есть все возможности оставаться центром силы мирового значения и оказывать влияние на решение вопросов, представляющих для нее геополитический интерес.

Ключевые слова: миротворческая деятельность; операция ООН по поддержанию мира; геополитика; опыт; военный наблюдатель; перемирие; военная доктрина; контингент сил ООН; вооруженный конфликт; политическая нестабильность.

Krivoruchko A. A.

PhD (History), Leading Engineer of the Main (Scientific-) Research Calculating

and Computing Center;

e-mail: krivalexsakyra-1111@yandex.ru

EXPERIENCE OF THE USSR / RF IN THE PEACEKEEPING ACTIVITY

In this article the following questions are elucidated: analysis of experience USSR/RF participation in peacekeeping operation.

The following conception is underwent: Kosovo conflict made a problem of Russian influence for solving international questions. Russia possesses capability to be a center of international significance and to render assistance to solve question, which are introduced for her geopolitical interest.

Key words: peacekeeping activity; UN peacekeeping operation; geopolitics; experience; military observer; armistice; military doctrine; UN contingent; armed conflict; political instability.

Анализ опыта участия СССР / РФ в миротворческой деятельности позволяет утверждать: первоначально Советский Союз не разделял западного подхода, рассматривавшего миротворчество ООН как один из способов управления и контроля над определенными

стадиями международных конфликтов. СССР исходил из другого теоретического посыла: причины конфликтов лежат в противоречиях между капиталистической и социалистической системами, а управлять международными отношениями с помощью миротворческих сил бессмысленно.

Понятие «операции ООН по поддержанию мира» подвергалось жесточайшей критике со стороны советского военно-политического руководства. Однако в связи с потеплением отношений между СССР и США в 1970-е гг. отмечалось признание допустимости собственного участия в форме направления наблюдателей и частичного участия в финансировании миротворческих операций [Брынкина 2007].

Участие СССР в операциях ООН по поддержанию мира началось в октябре 1973 г., когда на Ближний Восток была направлена первая группа военных наблюдателей ООН для контроля прекращения огня между египетскими, сирийскими и израильскими вооруженными силами.

Начав с недооценки миротворческих функций ООН, СССР на протяжении четырех с половиной десятилетий существенно меняло свой подход в соответствии с геополитической ситуацией в мире и эволюцией международного миротворчества, равно как и с переменами в политико-идеологических установках советского руководства.

Согласно концепции внешней политики Российской Федерации как правопреемницы Советского Союза ООН является главным центром регулирования международных отношений. Россия считает, что миротворчество является действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов, и выступает за укрепление его правовых основ. Она самостоятельно с учетом ее обязательств по Уставу ООН и другим международным договорам определяет в каждом случае целесообразность своего участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Характер, условия и формы участия Российской Федерации в конкретных операциях по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности определяются международно-правовыми нормами, законодательством Российской Федерации, международными обязательствами, договорами и соглашениями, участницей которых она является.

С начала 1990-х гг. Россия стала принимать участие в проведении миротворческих операций ООН и ОБСЕ. В апреле 1991 г., после окончания войны в Персидском заливе, группа российских военных наблюдателей была направлена в район ирако-кувейтской границы, а в сентябре того же года - в Западную Сахару.

С начала 1992 г. сфера деятельности наших военных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а с января 1994 г. - на Руанду. В октябре 1994 г. была направлена группа наших военных наблюдателей в Грузию, в феврале 1995 г. -в Анголу, в марте 1997 г. - в Гватемалу, в мае 1998 г. - в Сьерра-Леоне, в июле 1999 г. - в Восточный Тимор, в ноябре 1999 г. - в Демократическую Республику Конго [Брынкина 2007].

Основными их задачами являются наблюдение за выполнением соглашений о перемирии и прекращении огня между враждующими сторонами, а также предотвращение путем своего присутствия без права применения силы возможных нарушений, принятых соглашений и договоренностей между конфликтующими сторонами.

Подбор кандидатов в военные наблюдатели ООН на добровольной основе осуществляется из числа офицеров, владеющих иностранными языками (в большинстве миссий ООН это английский), знающих правила ведения ооновских документов и имеющих опыт вождения автомобиля. Особенности службы военного наблюдателя ООН определяют особый порядок отбора и подготовки этих офицеров. Это связано с тем, что от военного наблюдателя требуются качества, позволяющие принимать компромиссные решения в самых неожиданных ситуациях и в кратчайшие сроки. В связи с этим требования, предъявляемые ООН к офицеру-кандидату в военные наблюдатели, очень высоки.

В качестве превентивной меры направляющее правительство обязано обеспечить знание всеми членами предоставляемого национального контингента стандартов поведения персонала ООН. С этой целью все российские миротворцы до выезда за рубеж в места дислокации проходят учебный курс подготовки по этим стандартам.

Являясь членом Совета Безопасности ООН, Россия несет особую ответственность за поддержание международной стабильности и, естественно, в этой роли не может оставаться в стороне от

проведения миротворческих операций под эгидой ООН или других региональных структур. В соответствии с этим основополагающим принципом Вооруженные силы РФ принимают активное участие в международной миротворческой деятельности.

Основными источниками концептуальных и доктринальных положений, регламентирующих участие Вооруженных сил РФ в миротворческой деятельности являются: уставы ООН, СНГ, Концепция урегулирования конфликтов на территории государств -участников СНГ, Закон Российской Федерации «О порядке предоставления военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности», ряд других документов. Возросшая роль международного миротворчества как средства разрешения вооруженных конфликтов нашла свое подтверждение в принятых в 2000 и 2010 гг. Военных доктринах Российской Федерации, где миротворческие операции рассматриваются в качестве одной из форм применения Вооруженных сил Российской Федерации.

В каждом случае все вопросы, связанные с предо ставлени-ем вооруженных сил, в том числе российских, в распоряжение Департамента ООН по миротворческим операциям, оговариваются в специальном меморандуме о взаимопонимании.

В апреле 1992 г., впервые в истории миротворческой деятельности России, на основании резолюции № 743 Совета Безопасности ООН и после выполнения необходимых внутригосударственных процедур в бывшую Югославию был направлен российский пехотный батальон численностью 900 человек с задачей разделения сербских и хорватских сил в Хорватии [Валеев 1996]. В январе 1994 г. батальон был усилен личным составом, бронетранспортерами БТР-80, противотанковыми средствами и другим вооружением и военной техникой.

В соответствии с политическим решением российского руководства часть российского контингента в составе сил ООН в феврале 1994 г. была передислоцирована из Сербской Краины в район г. Сараево и преобразована после усиления во второй батальон (численностью до 500 человек). Основной задачей этого батальона было обеспечить разъединение сторон (боснийские сербы и мусульмане) и осуществлять контроль соблюдения соглашения по прекращению огня в Боснии и Герцеговине [Гуськова 1999].

В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО в Боснии и Герцеговине батальон сектора «Сараево» в январе 1996 г. прекратил выполнение миротворческих задач и был выведен на территорию России [Гуськова 1999].

Заслуживает особого внимания идея совместного миротворчества России и НАТО. Немаловажно и то, что Россия и Североатлантический блок уже наработали позитивный опыт совместного сотрудничества в ходе операций по поддержанию мира в Боснии и Косово. Несмотря на отдельные трудности, им удавалось находить компромиссные развязки практических вопросов этих операций [Брынкина 2007].

Россия официально присоединилась к системе резервных соглашений ООН, призванной повысить оперативность развертывания своих операций по поддержанию мира, подписав 5 апреля 2002 г. в Нью-Йорке Меморандум о взаимопонимании между РФ и ООН о вкладе в данную систему. Документ, первый в истории отношений России и международного сообщества, определяет силы и средства, предоставляемые Российской Федерацией Организации Объединенных Наций для проведения миротворческих операций. Это решение является фактическим вкладом России в усилия государств по повышению эффективности реагирования ООН на кризисные ситуации в мире [там же].

Что касается применения советской (российской) военно-транспортной авиации в миротворческих операциях, то здесь отчетливо прослеживаются два этапа: первый - до начала 1990-х гг. (период холодной войны, международное миротворчество под флагом ООН); второй - с начала 1990-х гг. до настоящего времени (ликвидация биполярного устройства мира и расширение практики международного и регионального миротворчества, в том числе и на территории СНГ). На первом этапе, когда в основном проводились традиционные ОПМ под эгидой ООН, сложилась негласная практика неучастия в них стран-членов СБ ООН своими воинскими контингентами. В то время СССР предоставлял свою военно-транспортную авиацию (ВТА) для перебросок миротворческих контингентов других стран в район проведения операции. На втором этапе ВТА стала применяться в миротворческих операциях по двум направлениям: на территории СНГ (под руководством соответствующих органов Содружества) и за его пределами (под эгидой ООН и ряда региональных организаций СБ).

Итак, в конце XX столетия развал мировой системы социализма привел к резкому обострению противоречий, политической нестабильности и конфликтности в различных регионах бывшего социалистического лагеря, которые имели полиэтнический состав населения и стали точкой пересечения геополитических и экономических интересов на глобальном и региональном уровне. Это прежде всего коснулось Югославии, одним из аспектов кризиса в которой стал албанский вопрос, сфокусировавшийся в проблеме Косова [Арбатова 2006].

Истоки косовского конфликта уходят вглубь веков и коренятся в истории борьбы албанского народа за независимость против иноземных захватчиков. Албанский народ сравнительно поздно получил национальное государство, вследствие чего многие земли со значительным албанским большинством были включены в соседние государства. Нынешний косовский конфликт возник прежде всего на почве национального самоопределения, а также религиозных различий, исторических обид, кризиса экономического развития, политической нестабильности, внешнего воздействия других государств. Попытки разобраться в истоках Югославского кризиса и Косовского конфликта, в частности, невозможны без знания истории [Давыдов 1999].

Турция издавна стремилась закрепить свое влияние на Балканах, овладев Косово. Стратегически выгодное положение, благоприятный климат и богатство полезными ископаемыми делали Косово ценной территорией, обладание которой было необходимо для развертывания наступательной политики в западной части европейской Турции. Косово поле (15 июня 1389 г.) стало постоянным эпическим символом сербского сопротивления турецкому завоеванию, символом сербского героизма, надежды на освобождение и возрождение сербского государства, основанного в XII в. Сербское население упорно держалось за землю отцов.

Что касается исторических претензий косовских албанцев на Косово, то они могут оказаться не менее обоснованными, чем у сербов. Национальное самосознание косовских албанцев (ко-соваров) всегда было предельно обострено в силу определенных политических традиций. Ведь именно в Косово в 1780 г. впервые возникло албанское национальное движение.

В результате победы в Первой Балканской войне (1912-1913), Косово и Метохии отошли к Сербии. Это дало повод Албании

предъявить территориальные претензии к Сербии, а албанцам края - заявить об оккупации Косово Сербией и после 1918 г. начать при поддержке Тираны борьбу за присоединение этих областей к Албании.

С момента создания Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС) (1929-1945) оно было отягощено целым рядом проблем. На территории нового государства оказались многочисленные этнические (немцы, венгры, албанцы, чехи, словаки, румыны и турки) и конфессиональных (христиане, мусульмане, иудеи) группы, не только проживавшие там ранее, но и появившиеся на югославянских землях в результате послевоенного изменения границ. Это вызывало серьезные трения между ними и взаимные претензии и притязания [Язькова 2006].

После образования социалистической Югославии (1945-1992) проблема Косово сразу же стала одной из главных для нового государства. По Конституции 1974 г. Косово и Метохия получили не только внутриреспубликанский, но и общефедеральный статус. Признавалось право каждой нации на самоопределение вплоть до отделения.

После смерти И. Б. Тито (1980) рост межэтнического противоречия, сепаратистские выступления, поддержанные извне, привели в начале 1990-х гг. к серии гражданских войн и распаду Югославии. Длительный период пребывания у власти в Сербии социалистов во главе с С. Милошевичем завершился в 2000 г. после бомбардировок в марте-июне 1999 г. сербских городов авиацией НАТО и ввода в Косово миротворческих сил ООН [Шестаков 2003].

Конфликт в Косово высветил проблему влияния России на решение международных вопросов. Без экономического могущества нашего Отечества говорить о его серьезной, самостоятельной политической роли невозможно. У России есть все возможности оставаться центром силы мирового значения. Россия в силу своего стратегического положения, территории и ресурсов, интеллектуального потенциала и наличия ядерного оружия была и должна оставаться центром силы мирового значения.

Рассматривая геополитические интересы России на Балканах, следует указать прежде всего на ее стремлении получить контроль над черноморскими проливами, который обеспечил бы ей беспрепятственный выход в Средиземное море. Россия заинтересована

в нефте- и газопроводах на Балканах. Однако главный нынешний геополитический интерес здесь - поддержание баланса сил и обеспечение стабильности и безопасности региона [Ляука 1994].

Россия, опираясь на симпатии в обществе к страдающим от турецкого гнета на Балканах, многое сделала для освобождения народов полуострова от османского господства и становления их государственности. Это касается прежде всего Греции, Сербии и Черногории, боровшихся с Турцией в1821-1829 гг. и 18761878 гг., соответственно.

После окончания Второй мировой войны значимость Балкан для Москвы резко возросла: большинство стран региона вошло в социалистический лагерь. В этот период одной из важнейших задач политического руководства СССР стало обеспечение безопасности западных границ страны. Балканам при этом отводилась важная роль, поскольку по территории полуострова пролегла разграничительная линия между южным флангом НАТО и Варшавским договором.

В результате разрыва в 1948 г. отношений с Югославией, в 1961 г. - с Албанией и ухудшения их с начала 1950-х гг. с Грецией, ставшей в 1952 г. членом НАТО, политические и военно-стратегические позиции СССР в Восточном Средиземноморье и на Балканах были существенно ослаблены.

Попытки России перехватить инициативу в разрешении конфликтов в бывшей Югославии мирным путем, а не с применением военной силы с целью принуждения к миру, сталкивались с серьезными финансовыми и иными трудностями в стране, и вызвали противодействие как со стороны Североатлантического альянса, так и исламских государств [Новиков 2003].

Позиция Российской Федерации по отношению к косовскому конфликту в целом и кризису 1998 г. прошла несколько этапов: от внешнеполитической неопределенности 1991-1992 гг., признания факта распада федерации с февраля 1992 г. до показа примера самостоятельности, инициативы в 1999 г. и резкого осуждения натовской бомбардировки Югославии. Активная роль России на Балканах связывалась со способностью мирового сообщества преодолеть новые угрозы международной безопасности и не допустить превращения Косово в одну из наиболее опасных горячих точек на земном шаре.

ООН принадлежит авторство идеи о миротворчестве - использовании средств международного воздействия для решения задач, которые возникали уже после создания ООН; за историю ооновского миротворчества с 1948 г. был не только накоплен гигантский опыт, а также расширен арсенал используемых инструментов, но и произошла смена качества проводимых операций по поддержанию мира (ОПМ); отличительной чертой ОПМ нового поколения стала их многокомпонентность, т. е. расширенный круг определенных мандатом операции задач и соответствующая структура миротворческих миссий.

Миротворчество как совокупность мер, предпринимаемых в интересах сохранения и поддержания международного мира и безопасности, в последние годы окончательно утвердилось в качестве одного из основных инструментов в арсенале мирового сообщества. Оно является абсолютно необходимой функцией мирового сообщества, поскольку очевидно, что без него человечество столкнется с неизбежным распространением и разрастанием конфликтов [Примаков 1998].

Окончание «холодной войны» ознаменовалось не только прекращением межблоковой конфронтации, но и было отмечено возникновением нового поколения конфликтов, связанных с межэтническими, межконфессиональными, политическими, территориальными и иными противоречиями как между государствами, так и внутри них.

Участие России в миротворческих операциях ООН является важнейшим элементом ее внешнеполитического курса, направленного на реализацию геополитических интересов страны. Принятое Москвой политическое решение об активном участии России в вопросах югославского урегулирования сделало крайне необходимым определение ее собственной геополитической стратегии на Балканах [там же].

Таким образом, миротворчество как совокупность мер, предпринимаемых в интересах сохранения и поддержания международного мира и безопасности, в последние годы окончательно утвердилось в качестве одного из основных инструментов в арсенале мирового сообщества

Россия целенаправленно проводит линию на расширение участия страны в операциях по поддержанию мира, поскольку только

так она сможет повысить степень влияния на решение вопросов, представляющих для нее геополитический интерес.

Участие России в миротворческих операциях ООН является важнейшим элементом ее внешнеполитического курса, направленного на реализацию геополитических интересов страны

Характер, условия и формы участия Российской Федерации в конкретных операциях по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности определяются международно-правовыми нормами, законодательством Российской Федерации, международными обязательствами, договорами и соглашениями, участницей которых она является.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арбатова Н. К. Проблема Косово в контексте европейской безопасности // Косовская мина в Европе? М. : Наука, 2006. С. 26-39. Брынкина Я. А. Участие России в миротворческих операциях ООН (конец XX - начало XXI вв.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2007. 32 с. Валев Э.Б. Югославский клубок // География. 1996. № 13. С. 2-18. Гуськова Е. Ю. Динамика косовского кризиса и политика России // Косово: международные аспекты кризиса / под ред. Д. Тренина, Е. Степановой. М. : Просвещение, 1999. С. 32-78. Давыдов Ю. Г. Проблема Косово в российском внутриполитическом аспекте // Косово: международные аспекты кризиса. М. : Наука, 1999. С. 247-280.

Ляука И. В. Эволюция проблемы Косово и ее современное состояние:

автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 1994. 35 с. Новиков С. С. Миротворческая миссия ООН на Балканах в 1991-1998 гг. :

автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владимир, 2003. 30 с. Примаков Е. М. Россия в мировой политике // Канцлер А. М. Горчаков:

200 лет со дня рождения. М. : МИД РФ, 1998. 406 с. Шестаков А. С. Геноцид сербского населения Косово и Метохии во время

Второй мировой войны // Православие. 2003. 16 января. Язькова А. А. Косовский конфликт в балканском политическом контексте // Косово: Международные аспекты кризиса / под ред. Д. Тренина Е. Степановой. М. : Проспект, 2006. С. 151-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.