Научная статья на тему 'Особенности тактики Сухопутных и воздушно-десантных войск в миротворческих операциях ВС РФ'

Особенности тактики Сухопутных и воздушно-десантных войск в миротворческих операциях ВС РФ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
756
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тактика / миротворческие силы / Косово / tactics / peacekeeping forces / Kosovo

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кривенцов Николай Семенович, Габелко Дмитрий Евгеньевич

В статье рассматриваются особенности тактики Сухопутных и Воздушнодесантных войск при проведении миротворческой операции в Косово (Югославия). Материалы для исследования предоставлены генерал-майором запаса Кривенцовым Н.С. (20012003 гг. Командующий Российским воинским контингентом в Косово).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TACTICS OVERLAND AND AIRBORNE TROOPS IN PEACEMAKING OPERATIONS OF ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The summary. In article features of tactics Overland and Airborne troops are considered at carrying out of peacemaking operation in Kosovo (Yugoslavia). Materials for research are given by the major general of a stock Kriventsov N.S. (20012003 the Commander Russian military contingent in Kosovo).

Текст научной работы на тему «Особенности тактики Сухопутных и воздушно-десантных войск в миротворческих операциях ВС РФ»

УДК 355.5 ББК 68.8(2)64

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ СУХОПУТНЫХ И ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК В МИРОТВОРЧЕСКИХ

ОПЕРАЦИЯХ ВС РФ

Кривенцов Николай Семенович, доцент кафедры оперативного искусства Габелко Дмитрий Евгеньевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории военного искусства Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности тактики Сухопутных и Воздушно-десантных войск при проведении миротворческой операции в Косово (Югославия).

Материалы для исследования предоставлены генерал-майором запаса Кривенцовым Н.С. (20012003 гг. Командующий Российским воинским контингентом в Косово). Ключевые слова: тактика, миротворческие силы, Косово.

KRIVENTSOV N.S., the senior lecturer of chair of operative art GABELKO D.E., candidate of historical sciences, the senior teacher of chair of history of military art Air force engineering university (Voronezh)

FEATURES OF TACTICS OVERLAND AND AIRBORNE TROOPS IN PEACEMAKING OPERATIONS OF ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The summary. In article features of tactics Overland and Airborne troops are considered at carrying out of peacemaking operation in Kosovo (Yugoslavia).

Materials for research are given by the major general of a stock Kriventsov N.S. (20012003 the Commander Russian military contingent in Kosovo). Key words: tactics, peacekeeping forces, Kosovo.

89

Реалии сегодняшнего дня показывают, что геополитические изменения последних лет не привели, как прогнозировалось многими политиками и экспертами, к стабильности и спокойствию в мире. Преодолев непосредственную угрозу глобальной ядерной войны, мировое сообщество столкнулось с большой опасностью быть втянутым в стихию многочисленных, непредсказуемых по своим последствиям, трудно контролируемых вооруженных конфликтов на межэтнической, межнациональной и религиозной почве в разных точках земного шара. В этой связи использование вооруженных сил для поддержания международного мира в соответствии с нормами и общепризнанными принципами международного права имеет важное значение для всех цивилизованных государств.

Миротворческие силы (МС) впервые созданы в 1956 г. для наблюдения за перемирием и разъединением египетских и израильских войск. В последующем создавались в 28 миротворческих операциях ООН (8 не завершены). При этом задействовано свыше 650 тыс. военнослужащих и гражданского персонала из различных стран. Основными задачами миротворческих операций является предотвращение, сдерживание и устранение враждебности между государствами или социальными группами внутри них посредством организованного и управляемого вмешательства третьей стороны, заинтересованной в восстановлении и поддержании мира [1].

Самый крупный конфликт, со времен Второй мировой войны в Европе, вспыхнул на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в начале 90х гг. XX в. В состав Югославии входили: Сербия с автономным краем Косово, Хорватия, Словения, Черногория, Македония, а также Босния и Герцеговина. Этот конфликт получил название "этнической войны", а вовлеченными в нее оказались практически все государства, появившиеся в результате распада Федеративной Республики Югославия, но основное внимание международного сообщества оказалось прикованным к событиям в Словении, Сербии и Боснии.

25 июня 1991 г. о своей независимости объявила Словения.

Вооруженный конфликт в Хорватии продолжался несколько месяцев. 19 декабря 1991 г. в районах, населенных сербами, была провозглашена республика Сербская Краина. Конфликт погашен после введения войск ООН в начале 1992 г.

В Сербии конфликт принял еще больший размах. В 1990 г. на территории автономного края Косово, большинство граждан которого этнические албанцы, вспыхнули беспорядки на межнациональной почве. Косово или Косово и Метохия находятся на месте средневековых областей Метохия, Призрен и Косово поле, которые вошли в состав Сербии еще в конце XII в. Вокруг Косово формировалось средневековое Сербское государство. Там располагалась резиденция сербских епископов и столица страны.

Пришедший к власти в Югославии С. Милошевич начал политику по снижению автономного статуса края Косово. Это привело к сопротивлению албанцев, беспорядкам и введению военного положения. К лету 1998 г. Косово захлестнула волна насилия. Люди и оружие почти беспрепятственно перемещались через границу Албании и Косово. Албанцы любой ценой стремились выйти из состава Югославии. Прошли многочисленные демонстрации. Сербские внутренние войска подавляли их силой, неоднократно открывая огонь. Ответственность за беспорядки взяла на себя так называемая Освободительная армия Косово (ОАК). Сербские силы безопасности начали боевые действия против ОАК. Кровопролитные столкновения между ОАК и правительственными войсками продолжались до осени. В начале сентября Милошевич высказался за возможность предоставления краю самоуправления. Но было уже поздно. Вскоре было раскрыто убийство 45 албанцев в селе Рачак. Это преступление приписали сербам, и кризис усилился. В стране продолжались межэтнические столкновения. Над Белградом нависла угроза ударов с воздуха силами НАТО.

24 марта 1999 г. по территории Югославии были нанесены первые ракетнобомбовые удары. Бомбардировки продолжались 78 суток. 10 июня 1999 г. Генеральный секретарь НАТО Х. Солана отдал приказ главнокомандующему вооруженными силами НАТО прекратить бомбардировки. В Косово были введены миротворческие силы.

90

Страны НАТО израсходовали на агрессию против Югославии 10 млрд. долларов, нанесли по Сербии около 10 тыс. бомбовык ударов. Надо отметить, что военные стратеги НАТО ставили задачу опробовать новые методы ведения войны. Они впервые применили и проверили на практике глобальную систему управления войной непосредственно из Пентагона на удаленном театре войны. При этом основные удары были направлены не на уничтожение живой силы, вооружения и военной техники Югославии, а на разрушение ее военных объектов, экономической инфраструктуры и коммуникаций. Эта цель была достигнута. Полностью уничтожена нефтеперерабатывающая промышленность, разрушены все мосты через Дунай. По разным данным, в Югославии погибли от 5 до 10 тыс. человек, включая албанцев. Присутствие натовцев в Косово после июня 1999 г. создало просто тепличные условия для процветания албанского экстремизма, поскольку они "не замечали" убийства сербов, разрушения памятников православной культуры, фактически поощряя создание этнически чистого албанского края.

Западные миротворцы уменьшили сербскую территорию, создав буферную зону со стороны Сербии (5 км), включив в нее районы с преимущественно албанским населением, стремились как можно скорее создать местную администрацию, не связанную никакими обязательствами с федерацией или Сербией, провести скоропалительные выборы местных органов власти. Наконец, именно западные миротворцы открыли границу Косово с Албанией и Македонией для свободного передвижения людских потоков, а заодно наркотиков и оружия. Все это привело к появлению у албанцев чувства безнаказанности. В течение первого года присутствия сил НАТО в крае ситуацию в Косово и Метохии характеризовали повседневный террор, преступления, массовые нарушения прав человека и этническая чистка сербов, мусульман, цыган, горанцев, турок, египтян. ОАК и другие вооруженные албанские банды не были ни разоружены, ни расформированы. Позже многие из них вошли в Косовский защитный корпус (КЗК), созданный при поддержке международных организаций. За год присутствия миротворцев

НАТО в Косово совершено 5 тыс. терактов, более тысячи человек было убито, более 960 похищены и взяты в заложники.

Расправа шла не только над людьми, но и над памятниками культуры мирового значения. За время "миротворчества" НАТО быии разрушены более 85 средневековых религиозных сооружений и памятников истории и культуры, и это нисколько не взволновало просвещенную Европу. Равно, как и количество беженцев: 350 тыс. неалбанского населения покинули свою родину, зато государственную границу СРЮ пересекли и прибыли в край более 250 тыс. иностранцев, преимущественно граждан Албании и Македонии. Миссия ООН по введению временной администрации в крае не смогла обеспечить личную и имущественную безопасность и равноправие всех граждан, игнорировались законы Республики Сербии и СРЮ, не контролировались международные границы СРЮ с Албанией и Македонией. В результате этих действий (надо полагать, хорошо продуманных) сербов в крае оставалось все меньше: в Призрене в конце 1999 г. их осталось только 11 человек, в столице края Приштине 300 из 40 тыс. человек [2].

После натовских бомбардировок Югославии, которые были очень не популярны в России, начались дискуссии о роли Российской Федерации в Косово. Россия не хотела участвовать в миротворческой операции под командованием НАТО и грозила, что начнет переговоры непосредственно с Белградом. Однако Москва пообещала, что русские войска не войдут в Косово до заключения соглашения с НАТО. Но затем, 11 июня 1999 г., российские силы, входящие в состав СФОР, осуществили молниеносный бросок из Боснии в Косово и заняли стратегически важный объект - аэродром "Пришти-на". 600 км на предельной скорости по горным дорогам Балкан, при соблюдении строжайшей секретности и использованием фактора внезапности, повергли в смущение натовских генералов: "Русских десантников там не может быть!" И все же они совершили это, еще раз доказав на деле, на что способны воздушно-десантные войска. За выполнение этой задачи весь личный состав был представлен к правительственным наградам.

НАТО было застигнуто врасплох, как и некоторые политические деятели в Москве. Министр иностранных дел России И. Иванов назвал этот шаг досадной ошибкой и заявил, что войскам приказано покинуть Косово.

После периода взаимного непонимания и объяснений в Хельсинки начались переговоры, где и была определена роль России в миротворческой операции в Косово. В июне 1999 г. в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 г. и на основании Указа Президента РФ, а также в соответствии с подписанными министрами обороны РФ и США от 18 июня 1999 г. в Хельсинки "Согласованными принципами российского участия в "KFOR"", принято решение о направлении в Косово (СРЮ) воинского контингента ВС РФ.

Российский воинский контингент (РВК) в Косово был сформирован в соответствии с Директивой НТШ ВС РФ от 24 июня 1999 г. на базе 76й, 98й, 106й воздушно-десантных дивизий, частей Московского и Приволжского военных округов.

Возникает вопрос: "Почему именно на базе воздушно-десантных войск формировались основные миротворческие контингенты для действий в миротворческих операциях?" Дело в том, что особенности подготовки личного состава, тактика действий, аэротранспортабельность вооружения и техники частей и подразделений ВДВ позволяют в короткие сроки и на большие расстояния осуществлять переброску войск самолетами военнотранспортной авиации и выполнять задачи в различных условиях, в том числе и при выполнении миротворческих задач.

С 1 ноября 2001 г. РВК переподчинен от ВДВ Сухопутным войскам.

Участие в миротворческих операциях всех национальных контингентов КФОР, в том числе и РВК, основано на оперативном плане НАТО № 10413 операции "Джоинт Гардиан" ("Объединенный стражник"). Основными принципами применения МС являются: беспристрастность и нейтральность, соблюдение законов принимающего государства, уважение обычаев и традиций местного населения, неучастие в боевых действиях, применение оружия только в исключительных случаях.

Предстоящая миротворческая операция была беспрецедентной по своему характеру: театром военных действий являлась территория иностранного государства, местность была гористой. В связи с этим остро вставал вопрос о выборе способов действий, ибо в данном случае принципы применения войсковых сил имели свои особенности.

Организационная структура РВК была составлена с учетом выполнения специфических задач, автономности действий подразделений на большом удалении друг от друга. В соответствии с этим, в состав РВК были включены: органы управления штаб РВК; боевые подразделения: 11, 12, 13, 14 тактические группы (ТГр), 27 авиационная группа;

подразделения боевого обеспечения (24 узел связи, разведывательная рота, инженерно-саперная рота, взвод РХБЗ);

подразделения обеспечения (15 группа охраны и обслуживания, ремонтная рота, рота материального обеспечения, рота военной полиции, 21 отдельный медицинский отряд специального назначения);

Общая численность РВК составляла: личного состава 3616 человек; вооружения и техники: БТТ 165 ед., АТТ 579 ед., вертолетов 11 ед.

Перегруппировка РВК осуществлялась воздушным, морским и железнодорожным транспортом. В ходе перегруппировки, общая продолжительность которой составила 38 суток, было задействовано:

44 самолетавылета ВТА; 25 воинских эшелонов; 5 десантных кораблей Черноморского флота, совершивших два морских перехода. Всего перевезено: личного состава 3600 человек; вооружения и военной техники 1050 ед.; вертолетов армейской авиации 11 ед.; грузов 2800 т.

Со станции разгрузки Лесковац (Сербия) и морского порта Салоники (Греция) в базовые районы проведены 22 колонны, протяженность маршрутов которых составила 160360 км. Все марши осуществлены одним суточным переходом по территории Сербии, Греции и Македонии.

В период с 11 по 13 июля 1999 г. введены передовые группы, а с 26 июля по 5 августа 1999 г. главные силы 11 и 13 ТГр в свои зоны ответственности и взятие их под контроль в секторах "Юг" (ФРГ), "Восток" (США), соответственно.

Подразделения 14 ТГр (без 1 парашютноде-сантной роты) с 24 июля по 5 августа 1999 г. осуществили ввод и взятие под контроль зоны ответственности в секторе "Север" (Франция), 1 парашютно-десантная рота вошла в свою зону 18 октября 1999 г.

12 ТГр, из-за блокады дорог жителями албанской национальности в районе г. Ораховац, находились в районе базирования №1 (с. Вреле) и выполняли задачи по охране аэродрома и военного городка "Вреле", тыловой базы снабжения (г. Косово Поле). В дальнейшем 12 ТГр заняла свою зону в секторе "Север".

Участвовать в миротворческой операции совместно с войсками НАТО россиянам пришлось впервые. Следует учитывать, что миротворческие задачи на территории Косово выполняли военнослужащие 36 государств. Общая численность миротворческого контингента составляла более 35 тыс. человек.

В связи с необходимостью устойчивого управления и координации действий РВК, взаимодействия с командованием многонациональных бригад (МНБр) противоборствующими сторонами, организации всестороннего обеспечения и согласования всех вопросов пребывания РВК с военнополитическим руководством сторон были сформированы группа управления при штабе КФОР и группа связи и взаимодействия при штабе РВК. В состав групп были включены офицеры Главных и Центральных управлений МО РФ, офицеры основных управлений, направлений, отделов и служб штаба ВДВ, Сухопутных войск и Московского военного округа.

Командующему РВК и командирам тактических групп приходилось выполнять задачи не только по руководству своими подчиненными, но и быть дипломатами при общении с руководством КФОР, местными руководителями различных уровней и населением. С целью оказания командующему квалифицированной помощи в штат РВК был назначен политический советник, представитель МИД РФ.

Подбор личного состава в группировку осуществлялся из числа военнослужащих контрактной службы.

Боевая подготовка подразделений РВК была организована и проводилась на основании приказов и директив Министра обороны РФ, уставов, наставлений, курсов стрельб и вождения, в также Руководства по действиям подразделений ВС РФ в составе войск ООН и программы доподготовки подразделений миротворческих сил ВДВ и СВ.

Кроме того, всеми военнослужащими были изучены:

основные данные о стране проведения операции, причинах возникновения конфликта и политических решениях, принятых для его урегулирования;

общая оперативная обстановка в районе проведения миротворческой операции;

задачи миротворческой операции и способы ее проведения;

задачи наблюдательных, контрольно-пропускных постов и способы их выполнения;

порядок патрулирования в дневное и ночное время;

способы выявления вооруженных групп ополчения противоборствующих сторон, опознавания основных образцов вооружения; вопросы безопасности; основы языка страны проведения миротворческой операции;

местные обычаи, национальные особенности и взаимоотношения между различными этническими группами и другие вопросы.

После индивидуальной подготовки личного состава проводилась подготовка в составе отделения, взвода, роты и батальона.

Российские военнослужащие в своих зонах ответственности выполняли следующие задачи: наблюдение и контроль за выполнением соглашений, определенных резолюцией Совета Безопасности ООН;

обеспечение безопасности местного населения;

инженерная разведка и разминирование местности, объектов, уничтожение различных взрывоопасных предметов;

обеспечение пограничного контроля на административной границе Косово и Сербии;

охрана и эксплуатация совместно с другими национальными подразделениями КФОР аэродрома "Приштина";

обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, персонала международного и гражданского присутствия, а также других международных организаций в интересах миротворческих операций;

обеспечение собственной безопасности. Для выполнения миротворческих задач РВК определены районы базирования и три зоны ответственности в четырех секторах МНБр.

В секторе "Центр" (МНБр Великобритании, община Косово поле, в центральной части сектора). В данном секторе находился штаб РВК, рота 12 ТГр, 27 АвГ, 21 ОМО СпН (госпиталь), 15 ГрОиО, 24 УС и другие подразделения. В этом секторе находился аэродром "Приштина" и г. Приштина. Штаб КФОР также находился в секторе "Центр".

В секторе "Юг" (МНБр Германии, община Малишево, в северной части сектора). Совместно с военнослужащими Германии в этом секторе выполняли задачи российские миротворцы 11 ТГр. Подразделения группы были размещены в районах: Малишево, Баня, Киево. Задачи выполнялись на четырех постах контроля, одном сторожевом посту и на пятнадцати маршрутах патрулирования.

В секторе "Восток" (МНБр США, община Косовская Каменица, северовосточная часть сектора). Подразделения 13 ТГр размещены в населенных пунктах: Косовская Каменица, Стре-зовце, Корминьяне. Личный состав группы выполнял задачи на пяти постах контроля, четырех наблюдательных постах, семнадцати маршрутах патрулирования.

В секторе "Север" (МНБр Франция, община Србица, южная часть сектора) подразделения 12 ТГр были размещены в районах: Монастырь Де-вич, Брочна, "форт Баярд" (1,5 км восточнее Марина). Личный состав группы выполнял задачи на трех постах контроля, двух постах наблюдения, десяти маршрутах патрулирования [3].

В системе собственной безопасности выставлялись десять караулов и пятнадцать патрульных групп, ежедневно осуществлялось сопровождение от 3 до 6 колонн автотранспорта со

школьниками и учителями, продовольствием и горючим. В постоянной готовности к немедленным действиям находились девятнадцать резервных групп, 4 вертолета.

Участие российских военнослужащих в этой уникальной по своим масштабам, составу привлекаемых сил и средств международной операции определяет некоторые особенности действий РВК:

прежде всего, отмечается то, что, несмотря на объективные трудности, связанные с использованием разных языков, несовпадение методики и оформления документов и распоряжений, необходимостью их согласования, командующий и штаб РВК в короткий срок смогли организовать и непрерывно поддерживать взаимодействие со штабом КФОР, штабами многонациональных бригад и уверенно управлять подразделениями РВК;

другой особенностью является то, что зоны ответственности тактических групп граничили с зонами ответственности подразделений армий США, Франции, Германии, Великобритании. Это позволило с одинаковыми принципами координировать действия на флангах зон ответственности и эффективно проводить совместные мероприятия. Положительную роль сыграло совместное патрулирование в зоне ответственности и проведением совместных операций: "Рэппин Гардиан III", "Железный кулак I", "Железный кулак II", "Железный кулак III", "Весенний улов I", "Весенний улов II", "Нормандия-Неман" (январь 2001 г. май 2003 г.).

Следует особо отметить, что район действий тактических групп находился на значительном удалении от традиционных для Российской армии баз снабжения, поэтому вопросы материально-технического обеспечения решались с учетом конкретных условий расположения подразделений РВК и выполняемыми ими задачами, а также экономической выгоды. Часть запасов доставлялись по воздуху с территории РФ, часть закупалась на месте (горюче-смазочные материалы и скоропортящиеся продукты).

Взаимодействие РВК со штабом КФОР и МНБр осуществлялось на основе двухсторонней договоренности между Правительством РФ и руководством НАТО, Положения о российском воинском контингенте, оперативного плана ВГК

ОВС НАТО в Европе, Соглашения по военным аспектам мирного урегулирования.

В ходе выполнения задач операции в целях взаимодействия были созданы: ОГ МО РФ (г. Брюссель); группа управления при штабе РВК; группа связи и взаимодействия при штабе КФОР;

группы связи и взаимодействия тактических групп при штабах МНБр.

Штаб РВК ежедневно получал информацию о положении частей и подразделений многонациональных бригад, разведывательные сводки, общую обстановку в Косово и конкретно в зоне ответственности РВК. Начальники родов войск и служб получали информацию по своим службам от соответствующих должностных лиц тактических групп.

Таким образом, существовавшая система взаимодействия РВК с МНБр позволяла успешно решать поставленные задачи.

Взаимодействие с конфликтующими сторонами было организовано по следующим направлениям:

с вооруженными частями и подразделениями Сторон;

с полицейскими формированиями Сторон; с гражданской администрацией Сторон. При этом использовались различные формы взаимодействия от личного общения командования РВК, тактических групп, с представителями конфликтующих Сторон после предварительной подготовки встречи офицерами взаимодействия до совместной практической работы со всеми категориями Сторон по выполнению аспектов Соглашения.

Труднее шла работа по выполнению соглашения с албанской стороной. Сыграла свою роль пропагандистская компания албанцев перед прибытием российских военнослужащих. Россияне были представлены как сила, прибывшая с целью оказания помощи сербам. Поэтому первые контакты с представителями албанской стороны характеризовались настороженностью, недоверием, стремлением подчеркнуть, что русские солдаты пришли защищать сербов.

С гражданским и политическим руководством Сторон взаимодействие осуществлялось в форме проведения совместных гражданских

комиссий, встреч, брифингов, организуемых командованием РВК и различными международными организациями.

Исходя из анализа опыта проведения миротворческой операции в Косово, определился ряд особенностей применения миротворческих подразделений.

Во-первых, выполнение задач осуществлялось в условиях отсутствия четко выраженного фронта, на разобщенных направлениях, в отрыве от главных сил, при высокой степени тактической самостоятельности.

Во-вторых, поставленные задачи выполнялись преимущественно нетрадиционными методами, в составе различных отрядов и групп, формируемых по целевому предназначению.

В-третьих, чрезвычайно трудной задачей для командиров в новых условиях явилось налаживание гибкого взаимодействия сил и средств при проведении совместных операций с подразделениями армий других государств.

В-четвертых, при проведении прочесывания населенных пунктов ("зачистки"). Населенный пункт оцеплялся войсками. Спешенный личный состав выдвигался под прикрытием бронегруппы к деревне с одной стороны. На входе в населенный пункт, как правило, его встречал кто-нибудь из местной администрации или старейшины. С ними проводилась беседа о цели прочесывания, предлагалось в течение определенного срока сдать незаконно хранящееся оружие. После этого проводился осмотр зданий и дворов. Найденное оружие и боеприпасы изымались, переписывались адреса. Все подозрительные лица задерживались.

В-пятых, весьма сложным видом действий в особых условиях являлись действия в горах, которые требовали применение подразделений, способных самостоятельно выполнять задачи на разобщенных направлениях.

В-шестых, в результате натовских бомбардировок боеприпасами с сердечником из обедненного урана район выполнения задач подвергался радиоактивному загрязнению.

Практика убедительно продемонстрировала, что выполнять эффективно боевые задачи при проведении миротворческих операций могу только части Сухопутных и воздушно-десантных

войск, обладающие достаточной боевой самостоятельностью и универсальностью, способные успешно решать задачи как автономно, так и во взаимодействии с формированиями других армий.

Несмотря на сложные условия, российские миротворцы смогли многое сделать в Косово. Особенно отличились российские медики. 15 врачей и 13 медсестер несли боевое дежурство в 21 ОМО СпН. Лишь за первые три года работы к ним обратились за помощью 22 тыс. человек, причем не только из числа жителей края сербов, албанцев, цыган, но и миротворцев из других стран. Российскими врачами было сделано более 2 тыс. операций! Если албанцы обращались к российским медикам главным образом оттого, что они хорошо и бесплатно лечат, то сербы прибегали к их помощи просто потому, что у них не было другого выхода: никто другой их и не принял бы. Для них это была единственная возможность получить квалифицированную медицинскую помощь. Гуманитарная миссия медиков РВК неоднократно получала высокую оценку руководства КФОР, администрации ЮНМИК (миссия ООН в Косово), различных международных гуманитарных организаций.

С большим напряжением выполнялись задачи по охране и эксплуатации аэродрома. К примеру, только за август 2002 г. российскими военнослужащими совместно с другими национальными подразделениями КФОР и гражданской администрацией аэродрома обеспечен прием и отправка 760 самолето-рейсов, в том числе: военных 202, ООН 37, коммерческих 531.

Ежедневно россияне сопровождали колонны с грузами, сербских учителей и детей по дороге в школу и на обратном пути, доставляли воду и продовольствие в труднодоступные горные районы, помогали восстанавливать дома, тушить пожары, охранять церкви и монастыри. Не случайно многие сербы воспринимали уход российских миротворцев, как большое личное несчастье, потерю своих защитников: "Уйдут русские - придется уходить и нам", - все чаще говорили они.

Штабом РВК выполнялись задачи по звуковому сопровождению миротворческой деятельности. Было организовано вещание радиопрограммы "Русский час" на 5 радиостанциях с объемом вещания 14 часов в неделю.

За весь период пребывания в Косово военнослужащими РВК:

досмотрено 71655 ед. транспортных средств;

изъято 2435 ед. различного вида оружия и большое количество боеприпасов, около 1 кг наркотических средств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

задержано 478 гражданских лиц за незаконное ношение и хранение оружия, совершение противоправных действий (вооруженные нападения, поджоги, угон чужого скота и т.д.) владение автотранспортом без наличия документов, нарушение комендантского часа, из них около 200 человек передано международной полиции и военной полиции КФОР;

потушено 68 пожаров в различных населенных пунктах;

очищено 47 колодцев.

В мае 2003 г. Президентом РФ было принято решение о выводе РВК из Косово. В конце июля 2003 г. группировка была выведена.

Несмотря на определенные успехи в проведении миротворческой операции силами РВК, был выявлен ряд проблем, требующих решения: необходимо резкое повышение всестороннего обеспечения военнослужащих на передовой, по экипировке, вооружению, связи, разведывательному и информационному сопровождению, системы защиты, питанию, психологической поддержки.

Российский воинский контингент за время пребывания на территории Косово (19992003 гг.) сумел завоевать авторитет - как у командования КФОР и национальных воинских кон-тингентов, сербского населения, так и у жителей албанской национальности. Являясь шестым по численности, он достойно представлял Россию в миротворческих операциях на Балканах, поддерживал ее значимость и влияние на формирование политики в Европе.

Примечания:

1. Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии А.Э. Сердюков. М.: Воениздат, 2007. С.428.

2. История войн от древнего мира до наших дней / А.Г. Мерников, А.А. Спектор. Минск: Харвест, 2007. С.611613.

3. Атлас военной истории / пер. с англ. О.В. Сухаревой. М.: АСТ: Астрель, 2007. С.183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.