Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
чрезвычайные ситуации / техногенные пожары / общественная безопасность / нормативно-правовые документы.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасенко В.А., Гармышев В.В., Гармышев Я.В., Астраханцева А.Ю., Фатыхов Р.Р.

В статье проанализировано правовое регулирование общественных отношений в области техносферной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного генезиса на уровне федерального законодательства и нормативно-правовых актов регионального характера. Обусловленность данного исследования заключается в необходимости совершенствования отраслевого законодательства для регулирования и координирования работы органов власти, занимающиеся гражданской обороной, противопожарной защитой, предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Анализ действующего законодательства в контексте криминологических показателей последствий хозяйственной деятельности человека на примере отдельных элементов безопасности позволил уточнить отдельные его положения, относящиеся к оценке нормативной системы противодействии ситуациям, связанных с обеспечение пожарной безопасности и опасности от других видов чрезвычайных ситуаций. Отмечается, что характеристикой общественных отношений в области их правового регулирования является высокая их степень неопределённости, предопределяемая условиями объективного характера, недооценки последствий осуществления хозяйственной деятельности. Основное внимание уделено роли документов в реализации деятельности МЧС России в Республике Бурятия. Проанализирована эффективность нормативно-правовых актов в области противодействия чрезвычайным ситуациям, охарактеризованы постулаты в области экологии региона, высказаны предложения о необходимости изменения некоторых базовых положений теории и практики правотворческой деятельности в области обеспечения стандартов безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тарасенко В.А., Гармышев В.В., Гармышев Я.В., Астраханцева А.Ю., Фатыхов Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

ТАРАСЕНКО Василий Анатольевич,

Начальник кафедры профессиональной подготовки Восточно-Сибирского института МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

ГАРМЫШЕВ Владимир Викторович,

Доцент Иркутского национального исследовательского технического университета,

е-mail: mail@law-books.ru

ГАРМЫШЕВ Ярослав Владимирович,

Доцент кафедры уголовного права и криминологии Института юстиции Байкальского государственного университета,

е-mail: mail@law-books.ru

АСТРАХАНЦЕВА Александра Юрьевна,

Аспирант Иркутского национального исследовательского технического университета,

е-mail: mail@law-books.ru

ФАТЫХОВ Рамиль Ринатович,

Доцент кафедры пожарной безопасности Академии гражданской защиты МЧС России, е-mail: mail@law-books.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация. В статье проанализировано правовое регулирование общественных отношений в области техносферной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного генезиса на уровне федерального законодательства и нормативно-правовых актов регионального характера. Обусловленность данного исследования заключается в необходимости совершенствования отраслевого законодательства для регулирования и координирования работы органов власти, занимающиеся гражданской обороной, противопожарной защитой, предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Анализ действующего законодательства в контексте криминологических показателей последствий хозяйственной деятельности человека на примере отдельных элементов безопасности позволил уточнить отдельные его положения, относящиеся к оценке нормативной системы противодействии ситуациям, связанных с обеспечение пожарной безопасности и опасности от других видов чрезвычайных ситуаций. Отмечается, что характеристикой общественных отношений в области их правового регулирования является высокая их степень неопределённости, предопределяемая условиями объективного характера, недооценки последствий осуществления хозяйственной деятельности. Основное внимание уделено роли документов в реализации деятельности МЧС России в Республике Бурятия. Проанализирована эффективность нормативно-правовых актов в области противодействия чрезвычайным ситуациям, охарактеризованы постулаты в области экологии региона, высказаны предложения о необходимости изменения некоторых базовых положений теории и практики правотворческой деятельности в области обеспечения стандартов безопасности.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, техногенные пожары, общественная безопасность, нормативно-правовые документы.

TARASENKO Vasily Anatolevich,

Head of the Department of Professional Training, East Siberian Institute of the

Ministry of Internal Affairs of Russia

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-90-97 NIION: 2018-0076-10/21-243 MOSURED: 77/27-023-2021-10-442 УДК: 656.037.436

GARMYSHEV Vladimir Viktorovich,

Associate Professor of Irkutsk National Research Technical University

GARMYSHEV Yaroslav Vladimirovich,

Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology,

Institute of Justice, Baikal State University

ASTRAKHANTSEVA Alexandra Yurievna,

Postgraduate student of Irkutsk National Research Technical University

FATYKHOV Ramil Rinatovich

Associate Professor of the Department of Fire Safety of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia

LEGAL BASES OF THE ORGANIZATION OF PROTECTION OF THE POPULATION AND TERRITORIES OF THE REPUBLIC OF BURYATIA FROM EMERGENCY SITUATIONS

Annotation. The article analyzes the legal regulation of public relations in the field of techno-sphere security, protection of the population and territories from emergencies of various genesis at the level of federal legislation and regulatory legal acts of a regional nature. The conditionality of this study lies in the need to improve sectoral legislation to regulate and coordinate the work of authorities engaged in civil defense, fire protection, prevention and liquidation of the consequences of emergency situations. The analysis of the current legislation in the context of criminological indicators of the consequences of human economic activity on the example of individual security elements made it possible to clarify some of its provisions related to the assessment of the regulatory system for countering situations related to ensuring fire safety and danger from other types of emergencies. It is noted that the characteristic of public relations in the field of their legal regulation is their high degree of uncertainty, predetermined by the conditions of an objective nature, underestimation of the consequences of economic activity. The main attention is paid to the role of documents in the implementation of the activities of the EMERCOM of Russia in the Republic of Buryatia. The effectiveness of regulatory legal acts in the field of emergency response is analyzed, the postulates in the field of ecology of the region are characterized, suggestions are made about the need to change some basic provisions of the theory and practice of law-making activities in the field of ensuring safety standards Key words: emergencies, man-made fires, public safety, regulatory documents

В настоящее время динамика факторов научно-технического прогресса в мире становиться причиной роста числа опасностей на различных объектах правовой охраны общественных отношений, перспективы защиты населения и территорий в вопросах правового регулирования, приобретают особую значимость, где требуется адекватная оценка на нормативном уровне федерального и регионального законодательства всех опасностей и угроз, которые сопровождают процессы развития современного общества [14].

Рядом государственных стандартов и федеральных законов закреплены определения и терминология чрезвычайных ситуаций в России, которые классифицируются на природные, техногенные, биолого-социальные и террористические акты [12].

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного и иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [1; 15].

Установлено [11;16-18;20], что за 2010-2020 гг. ежегодно в среднем на территории России с учетом всех видов чрезвычайных ситуаций происходило: 60,5% техногенного характера, 24,5 природных, 13,7% биолого-социальных и 1,3 террористических актов, в результате которых погибло 2159 человек и около 385 тыс. человек стали пострадавшими, а материальный ущерб составил 34,8 млрд. рублей. Нами за вышеуказанный период определено, что на территории же респу-

блики Бурятия произошло 182 чрезвычайных ситуации, в результате которых погибло 45 человек, пострадало 3420 человек, ущерб составил 7,43 млрд. рублей [11].

Учитывая вышеизложенное, роль нормативно-правовой базы в реализации деятельности МЧС России в Республике Бурятия важна и складывается из законов, указов и постановлений федерального [2-4], и регионального уровней [5 -10]. На основании изучения материалов, представленных в работах [13;18-20], выполнен анализ системы отраслевого законодательства, которое защищает интересы министерств и ведомств субъекта при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, регулирует чрезвычайную обстановку с правовой точки зрения и существует для более эффективной организации мероприятий по ликвидации ее последствий.

В России создана нормативно-правовая база для определения вида и масштабов катастроф [12], где в соответствии с приказом МЧС России от 8 июля 2004г. № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях» [4] каждое происшествие нормируется согласно количеству пострадавших, госпитализированных, единиц поврежденной техники, принесенного ущерба, масштабам зоны поражения и факту возникновения происшествия.

Важно отметить, что с 01 января 2022 года Приказ МЧС России № 329 утратит силу и за место него вступит в силу Приказ МЧС России от 5 июля 2021г. № 429 «Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Произошел ряд изменений в нормативных документах по пожарной безопасности с 1 января 2021 года поменялись правила противопожарного режима, вместе с этим, сразу нужно отметить, что эти изменения небольшие, но, тем не менее, ряд изменений произошёл в разделах, определяющих применения пиротехнической продукции. Ранее требования по применению пиротехники имели место быть в утратившем силу Постановлении Правительства от 22.12.2009 № 1052, позднее после известных трагических событий в городе Перми в клубе «Хромая лошадь». Сегодня эти все требования легли в основу правил противопожарного режима: в помещениях запрещается использовать пиротехнические изделия, кроме первого класса пожарной опасности; добавлен раздел для применения пиротехнических эффектов на сцене, к примеру, при проведении спортивных, концертных мероприятий и так далее. В правила противопожарного режима для простых граждан, для садоводов-огородников тоже есть интересное нововведение, касается в первую очередь применения открытого огня. Законодатель установил запрет на исполь-

зование открытого огня на расстоянии не ближе 50 м от зданий и сооружений.

Однако, как показывает практика, эти правила систематически нарушаются в частном секторе республики Бурятии, и число пожаров в частных владениях по причине неосторожного обращения с огнем в процессе сельхозяйственных палов (стерни, соломы, сухой травы) и их меньше не становится. Несмотря на запрет разжигания огня определённым способом, землепользователями на практике часто допускается открытый огонь у себя на участке для сжигания травы и мусора. Полагаем, что должны действовать такие нормативные запреты, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в связи с установлением особого противопожарного режима. В Республике Бурятия такой режим вводится каждый пожароопасный сезон.

На сегодняшний день введены законодательные требования по размещению твердых бытовых отходов, которые касаются не только территории населённых пунктов и территории общего пользования в многоквартирных жилых домах, но и в отношении подвальных, цокольных технических этажей зданий: запрещается использовать под их размещение различные производственные и складские мастерские, хранилища, если это не предусмотрено проектной документацией.

Законодательством применительно к территориям домовладений, закреплены так же требования по устройству шлагбаумов, различных раздвижных ворот и так далее. Данные устройства разрешается применять при условии, что они должны быть автоматически открываться либо смогут в необходимой ситуации обеспечить свободный доступ людей и техники на территорию дома. Однако и этот пункт не соблюдается в республике Бурятия, ввиду желаниями жильцов ограничить сквозной проезд дворовых территорий с целью безопасности детей, но это все сделано фактически в ущерб быстрому реагированию пожарно-спасательных подразделений или иных экстренных служб.

Если анализировать те законодательные изменения за последнее время, которые коснулись правил противопожарного режима они добавлены с учётом ряда неординарных ситуаций, здесь учитывались уже имевшие место пожары и учитывались в техническом аспекте их причины и условия. Тем не менее, в настоящее время они не носят системный и конкретизированный запрет, скорее преследуют принцип «можно всё, но на определённых условиях», как, например, по применению подвальных и цокольных этажей. В частности, законодательно там

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

запрещено размещать мастерские или досуговые комнаты для детей, но при этом, если юридическое лицо или гражданин обратится к экспертам оформить какой-то проект, подтверждающий их условными расчетами о его безопасности, который в дальнейшем уже получит одобрение, то данное помещение уже можно использовать, несмотря на то, данные действия в любых ситуациях запрещены в правилах пожарной безопасности.

Неутешительна ситуация в российских лесных законах и правилах, которые практически каждый год приводят страну к крупным лесным пожарам. В том или ином регионе России начинается обычно массовый рост лесных пожаров примерно в первой половине апреля, республика Бурятия не исключение. Обстановка с природными пожарами также неутешительна, на территории Республики Бурятия на каждую 1 тыс. жителей в среднем приходится 1 природный пожар, данные показатели соответствуют повышенному риску. В среднем в год возникало 928 лесных пожаров в результате которых уничтожалось 206 тыс. га лесных территорий [11]. Таким образом пожары являются фактором экономического, социального и экологического риска.

Уже сейчас можно сказать, что республика Бурятия не готова к очередному пожароопасному сезону. Дело не в каких-либо конкретных бездействиях должностных лиц на местах, которым присуще халатность, а в том, что при современной ситуации готовиться к противодействию пожарам природного и техногенное характера практически невозможно, учитывая определенные обстоятельства. Во-первых, первое обстоятельство предопределено законом о федеральном бюджете, где установлено, что в 2021 году на леса регионам будет выделено примерно 33,5 млрд руб. - это включает в себя, так называемая лесные субвенции, т.е. те деньги, которые Российская Федерация даёт регионам на исполнение переданных полномочий, и деньги нацпроекта «Экология» на приобретение лесной техники и оборудования, а это всего на 1% больше чем в 2020 году, однако по факту нужно по самой скромной оценке, примерно, 100 млрд. руб. в год, т.е. в 3 раза больше, чем в регионы получают сейчас. Разные регионы получают разный уровень финансирования и, например, регионы Сибири и Дальнего Востока получают примерно в 10 раз меньше денег, чем нужно для минимальной необходимой охраны лесов. Разумеется, при таком финансировании сохранить все леса от огня и их тушить своевременно пожары просто не представляется возможным. Во-вторых, изучение вопросов пожаротушения на примере лесного фонда позволяет сделать вывод, что до 2006 года система охраны лесов

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

основывалась на лесхозах - специализированных предприятиях, большая часть денег которых получали за счёт собственной хозяйственной деятельности. Примерно 90% лесных пожаров тушилась именно силами этих специализированных лесохо-зяйственных предприятий. На сегодняшний день система совершенно другая: охрану лесов от огня обеспечивает государственное учреждение, которое целиком зависит от финансирования из федерального бюджета, которое фактически осуществляется по «остаточному» принципу, а своих финансовых источников просто нет. Получается ситуация, при которой обеспечить самофинансирование лесного хозяйства не позволяет законодательство, а федеральным бюджетом не предоставлено реально необходимых средств для работы этих лесохозяйственных организаций, в сферу которых входит противодействие лесным пожарам.

В-третьих, изучение материалов национального проекта «Экология», позволило установить одну из двух главных целей этого правового акта в контексте сохранения лесного фонда: сокращение ущерба от лесных пожаров, однако ущерб считается так при существующем порядке вещей, что чем хуже охраняются леса, тем меньше оказывается ущерб. Все дело в неадекватной законодательной методике подсчета показателей последствий пожаров: если от законодательных нарушений правил пожарной безопасности возник пожар, то ущерб считается он исходя из ставок платы за древесину с использованием повышающих коэффициентов от 50 до 250 в зависимости от категории леса, если не установили конкретный характер правонарушения, с указанием причины или пожар просто списали на молнию, тогда эти повышающие коэффициенты не применяются. Вот и получается ситуация, что, если по группе крупных пожаров просто не стали выяснять реальные причины их возникновения, невозможно было их установить или просто списали их на молнии, сразу улучшается статистика по показателям ущерба от лесных пожаров, т.е. вообще не надо леса нормально охранять, надо просто списывать больше пожаров на молнии и цель нацпроекта «Экология» выполнена.

В-четвертых, на основании методики исчисления расчетного разрешённого официально объёма ежегодной заготовки древесины, установлено, что расчетная лесосека и установленный объём заготовки древесины по конкретным лесным участкам, переданным в аренду, совершенно никак не зависит от того, были на этом участке пожары, не было пожаров и сколько леса было потеряно в результате этих самых пожаров. Сгорела большая площадь леса в лесничестве или на арендном участке, но арендатор или аренда-

торы в этом лесничестве сколько имели право рубить леса по договорам аренды, столько и будут иметь. Реальной заинтересованности в том, чтобы охранять свои леса от огня у данных субъектов права нет. Конечно из общих соображений они не хотели бы, чтобы у них леса горели, но такой серьёзной заинтересованности, которая двигала бы их к тому, чтобы эти пожары реально выявлять на ранних стадиях и тушить, при такой ситуации просто нет.

В-пятых, по действующим нормативным правилам тушения лесных пожаров существует так называемая зона контроля лесных пожаров, в которых леса разрешается не тушить. Есть некоторые формальные условия, которые на практике легко соблюдаются хотя бы на бумаге и в этих зонах контроля решение об отказе от тушения в большинстве случаев принимается автоматом. Эти зоны контроля занимает примерно 45% от общей площади наших лесов, получается, что почти на половине земель на которых расположены леса по правилам пожары разрешается не тушить. Да, там требуется выполнить некоторые формальные действия, написать некоторые формальные бумажки, но это проще и дешевле, чем организовывать тушения таких пожаров. Большая часть катастрофических пожаров приходится как раз на эти зоны контроля и большая часть дыма, которая приходит при пожарных катастрофах в наши города и посёлки приходит как раз от этих пожаров в зоне контроля.

В-шестых, по действующему законодательству в качестве одной из мер по профилактике лесных пожаров допускается осуществление, так называемых контролируемых профилактических выжиганий сухой травы и других горючих материалов. Требования к безопасности такого выжигания устанавливается для разных категорий земли разными документами, для большинства категорий правилами противопожарного режима в Российской Федерации, а для земель лесного фонда правилами пожарной безопасности в лесах. Так вот, требования, которые устанавливаются для лесного фонда в разы ниже, чем для остальных категорий земель, выжигаемый участок должен быть огорожен, отделен минерализованной полосой шириной 1,5 метра, а для земель лесного фонда, но вообще для лесов всего 0,5 метра. Для остальных категорий земель требуется очистка 30-ти метровой прилегающей полосы от всякого горючего хлама, для земель лесного фонда и для лесов это не требуется. В результате получается, что «контролируемые» профилактические выжигания проводятся в лесах и вообще на землях лесного фонда, а часто поблизости от них, без соблюдения реально необходимых мер пожарной безопасности и очень часто это приводит к рас-

пространению огня на огромной территории, служит еще одной важной причиной катастрофических весенних ландшафтных пожаров. Реальной ответственности за такие «контролируемые» выжигания и их последствия у нас по законодательству практически нет.

В-седьмых, следует рассмотреть вопрос о добровольной пожарной охране. Республика Бурятия очень большая по территории, многие населённые пункты находятся слишком далеко от ближайших подразделений Государственной противопожарной службы или специализированных организаций в лесной сфере и без активного участия сельского населения в борьбе с лесными пожарами, но не только лесными, вообще ландшафтами, обеспечить пожарную безопасность невозможно. Чтобы это участие было профессиональным, эффективным и безопасным для людей необходимо развивать добровольную пожарную охрану, но законодательство слишком сильно бюрократизирует эту деятельность, выставляет слишком много сложных и необоснованных требований, не всегда учитывается законодателем системный фактор правового регулирования, а формальный подход, связанный с развитием пожарной охраны, очень сильно дискредитирует в целом саму идею. В результате развитие добровольной пожарной охраны, пожарного добровольчества идёт в республике очень медленно, местами вообще не идёт.

В-восьмых, виды и порядок лесосечных работ - эти правила, определяющие виды и порядок лесосечных работ, устанавливает в качестве одного из способов очистки лесосек сжигание порубочных остатков в валах и кучах. При этом органы управления лесами требует от субъектов правоотношений, чтобы лесосеки были очищены и наказание за не очистку лесосек обычно строже, чем наказание за нарушение правил пожарной безопасности. Поэтому соответствующие участники общественных отношений, почти всегда, очищают лесосеки огневым способом, конечно, по правилам жечь в пожароопасный сезон нельзя, но на практике жгут тогда, когда порубочные остатки легко горят. В результате получается, что возгорание очень часто переходит с выжигаемых, отчищаемых лесосек в прилегающие леса, это тоже служит одной из причин лесных пожаров, по крайней мере в некоторых регионах.

В этой связи на основе вышеуказанных негативных обстоятельствах криминологического и правового характера возникает вопрос об их противодействии средствами правового регулирования. Очевидно, что исправить все причины и условия до начала чрезвычайных ситуаций или даже до середины и даже до конца пожароопасного сезона текущего периода уже не представляется

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

возможным, законотворческий процесс не успевает за текущими и быстро меняющимися криминогенными факторами, особенно когда речь идёт о каких-то профессиональных решениях. Тем не менее, с учетом современного вектора развития общественных отношений важно, чтобы правоприменители, которые видят ежегодные пожарные и чрезвычайные катастрофы понимали от чего они происходят, в чём их реальные проблемы, в том числе в проблемы несовершенства правовых норм. Необходима на сегодняшний день комплексная и системная реализация установленных принципов правового регулирования отраслевого законодательства России в области соблюдения стандартов пожарной безопасности.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс] / Справоч-но-правовая система «Консультант Плюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5295 / (дата обращения: 10.10.2021)

[2] Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_15234 / (дата обращения: 18.10.2021).

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенное характера/ Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_68490. (дата обращения: 18.10.2021).

[4] Приказ МЧС России от 08.07.2004 №329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях». [Электронный ресурс] -Режим доступа https://docs.cntd.ru/ document/902066864 / (дата обращения: 18.10.2021).

[5] Закон Республики Бурятия от 26.01.1999 № 98-11 «О защите населения и территорий Республики Бурятия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». [Электронный ресурс] - Режим доступа https://docs.cntd.ru/ document/473806072 / (дата обращения: 18.10.2021).

[6] Постановление Правительства Республики Бурятия от 04.07.2006 г. № 211 «О мероприятиях по обеспечению общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций на территории Республики Бурятия». [Электронный ресурс] -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Режим доступа https://sad.obr03.ru/gochs/activities/ proekty-npa/postanovleniya-pravitelstva-respubliki-buryatiya / (дата обращения: 18.10.2021).

[7] Указ Главы Республики Бурятия от 17.11.2007 № 239 О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Бурятия». [Электронный ресурс] - Режим доступа https://docs.cntd.ru/document/555645734 / (дата обращения: 18.10.2021).

[8] Постановление Правительства Республики Бурятия от 21.08.2013 г. № 450 «Об утверждении Положения о подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения, и территории Республики Бурятия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». [Электронный ресурс] -Режим доступа https://docs.cntd.ru/ document/555645734 / (дата обращения: 18.10.2021).

[9] Постановление Правительства Республики Бурятия от 10.09.2007 № 280 (ред. от

01.05.2020) «О Положении о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». [Электронный ресурс] - Режим доступа https://docs.cntd.ru/document/1200133493 / (дата обращения: 18.10.2021).

[10] Постановление Правительства Республики Бурятия от 15.08.2013 № 444 (ред. от 23.07.2019) «О создании республиканского резерва материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера». [Электронный ресурс] - Режим доступа https://docs.cntd.ru/ document/460177409 / (дата обращения:

18.10.2021).

[11] Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Статистические сборники за 2010-2020 гг. М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010-2020 гг.

[12] Акимов В.А., Лапин В.Л., Радаев Н.Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2004. 327 с.

[13] Акатьев В.А. Производственная безопасность: учеб. пособие / В.А. Акатьев. М.: Изд-во РГТУ. 2011. 820 с.

[14] Бушуев А.Л., Деревцова И.В., Мальцева Ю.А., Терентьева В.Д. Роль информационной безопасности в условиях цифровой экономики / А.Л. Бушуев, И.В. Деревцова, Ю.А. Мальцева, В.Д. Терентьева // Baikal Research Journal. - 2020. - Т.

11. - № 1. - URL: http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=23526

[15] Кравченко И.О. Некоторые современные тенденции уголовно-правовой охраны природы // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. - 2021. - №1. - С. 95-101.

[16] Матюшин Ю.А., Чечетина Т.А. Обстановка с пожарами в Российской Федерации в 2017 году // Пожарная безопасность. 2018. №1. С. 126144.

[17] Матюшин Ю.А, Чечетина Т.А., Гонча-ренко В.С. Обстановка с пожарами в Российской Федерации в 2019 году // Пожарная безопасность.

2020. №1. С. 105-127

[18] Пучков В.А. Акимов В.А. Соколов Ю.И. Катастроф и устойчивое развитие в условиях глобализации: научно-популярное издание. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2013. 340 с.

[19] Тепляшин П.В. Агломеративный подход к оценке степени криминализации субъектов Российской Федерации: методика статистического анализа и криминологическая характеристика // Всероссийский криминологический журнал. -

2021. - Т. 15, № 5. - С. 509-521.

[20] Чебуханов М.А., Чечетина Т.А., Гонча-ренко В.С. Обстановка с пожарами в Российской Федерации в 2020 году // Пожарная безопасность. 2021. №1. С. 81-98.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 21.12.1994 № 68-FZ «O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» [Ele-ktronnyj resurs] / Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus». - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 / (data obrashcheniya: 10.10.2021)

[2] Federal'nyj zakon ot 21.07.1997 № 116-FZ «O promyshlennoj bezopasnosti opasnyh proizvodst-vennyh ob"ektov». [Elektronnyj resurs] / Spravoch-no-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_15234 / (data obrashcheniya: 18.10.2021).

[3] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Fed-eracii ot 21.05.2007 № 304 «O klassifikacii chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennoe haraktera/ Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_68490. (data obrashcheniya: 18.10.2021).

[4] Prikaz MCHS Rossii ot 08.07.2004 № 329 «Ob utverzhdenii kriteriev informacii o chrezvychajnyh situaciyah». [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa https://docs.cntd.ru/document/902066864 / (data obrashcheniya: 18.10.2021).

[5] Zakon Respubliki Buryatiya ot 26.01.1999 № 98-II «O zashchite naseleniya i territorij Respubliki Buryatiya ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera». [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa https://docs.cntd.ru/docu-ment/473806072 / (data obrashcheniya: 18.10.2021).

[6] Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Buryatiya ot 04.07.2006 g. № 211 «O meropriyatiyah po obespecheniyu obshchestvennogo poryadka v usloviyah chrezvychajnyh situacij na territorii Res-publiki Buryatiya». [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa https://sad.obr03.ru/gochs/activities/proek-ty-npa/postanovleniya-pravitelstva-respubliki-buryat-iya / (data obrashcheniya: 18.10.2021).

[7] Ukaz Glavy Respubliki Buryatiya ot 17.11.2007 № 239 O komissii po preduprezhdeniyu i likvidacii chrezvychajnyh situacij i obespecheniyu pozharnoj bezopasnosti Respubliki Buryatiya». [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa https://docs.cntd. ru/document/555645734 / (data obrashcheniya: 18.10.2021).

[8] Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Buryatiya ot 21.08.2013 g. № 450 «Ob utverzhdenii Polozheniya o podgotovke i soderzhanii v gotovnosti neobhodimyh sil i sredstv dlya zashchity naseleniya, i territorii Respubliki Buryatiya ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera». [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa https://docs.cntd. ru/document/555645734 / (data obrashcheniya: 18.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Buryatiya ot 10.09.2007 № 280 (red. ot 01.05.2020) «O Polozhenii o rezervnom fonde Pravitel'stva Respub-liki Buryatiya po likvidacii chrezvychajnyh situacij i posledstvij stihijnyh bedstvij». [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa https://docs.cntd.ru/docu-ment/1200133493 / (data obrashcheniya: 18.10.2021).

[10] Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Buryatiya ot 15.08.2013 № 444 (red. ot 23.07.2019) «O sozdanii respublikanskogo rezerva materi-al'no-tekhnicheskih, prodovol'stvennyh, medicinskih i inyh sredstv v celyah grazhdanskoj oborony, pri ugroze vozniknoveniya chrezvychajnyh situacij mezhmunicipal'nogo i regional'nogo haraktera». [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa https://docs.cntd. ru/document/460177409 / (data obrashcheniya: 18.10.2021).

[11] Gosudarstvennyj doklad «O sostoyanii zashchity naseleniya i territorij Rossijskoj Federacii ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» // Statisticheskie sborniki za 2010-2020 gg. M.: MCHS Rossii. FGBU VNII GOCHS (FC), 2010-2020 gg.

[12] Akimov V.A., Lapin V.L., Radaev N.N. Riski v prirode, tekhnosfere, obshchestve i ekonomike. M.: ZAO FID «Delovoj ekspress», 2004. 327 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

[13] Akat'ev V.A. Proizvodstvennaya bezopas-nost': ucheb. posobie / V.A. Akat'ev. М.: Izd-vo RGTU. 2011. 820 s.

[14] Bushuev A.L., Derevcova I.V., Mal'ceva Yu.A., Terent'eva Rol' informacionnoj bezopas-nosti V usloviyah cifrovoj ekonomiki / А^. Bushuev, I.V. Derevcova, Yu.A. Mal'ceva, V.D. Terent'eva // Baikal Research Journal. - 2020. - Т. 11. - № 1. -URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx-?id=23526

[15] Kravchenko 1.О. Nekotorye sovremennye tendencii ugolovno-pravovoj ohrany prirody // Sibir-skie ugolovno-processual'nye i kriminalisticheskie chteniya. - 2021. - №1. - S. 95-101.

[16] Matyushin Yu.A., Chechetina Т.А. Obstano-vka s pozharami V Rossijskoj Federacii V 2017 godu // Pozharnaya bezopasnost'. 2018. №1. S. 126-144.

[17] Matyushin Yu.A, Chechetina Т.А., Goncha-renko V.S. Obstanovka s pozharami V Rossijskoj Federacii V 2019 godu // Pozharnaya bezopasnost'.

2020. №1. S. 105-127

[18] Puchkov V.A. Akimov V.A. Sokolov Yu.I. Katastrof i ustojchivoe razvitie V usloviyah globalizacii: nauchno-populyarnoe izdanie. M.: FGBU VNII GOCHS ^С). 2013. 340 s.

[19] Teplyashin P.V. Aglomerativnyj podhod k ocenke stepeni kriminalizacii sub"ektov Rossijskoj Federacii: metodika statisticheskogo analiza i Ыть nologicheskaya harakteristika // Vserossijskij krimino-logicheskij zhurnal. - 2021. - Т. 15, № 5. - S. 509-521.

[20] Chebuhanov M.A., Chechetina Т.А., Gon-charenko V.S. Obstanovka s pozharami V Rossijskoj Federacii V 2020 godu // Pozharnaya bezopasnost'.

2021. №1. S. 81-98.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.