Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников в странах БРИКС'

Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников в странах БРИКС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
труд / работник / несовершеннолетние / конвенции / Международная организация труда / labor / employee / minors / conventions / International Labor Organization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестерякова Ирина Владимировна

Введение: в статье рассматриваются вопросы о правовом регулировании труда несовершеннолетних в рамках такого экономического объединения, как БРИКС. Исследуются международные стандарты по этому вопросу, а также национальное законодательство государств — участниц объединения. Цель — выявить общее и особенное в правовом регулировании труда несовершеннолетних работников в рассматриваемых странах. Методологическая основа: всеобщие, общенаучные, формально-юридический, системно-правовой, сравнительно-правовой методы. Результаты: исследован вопрос об особенностях трудовых отношений несовершеннолетних граждан, проведен анализ международных стандартов и национального трудового законодательства. Выводы: анализ международных актов и национальных стандартов стран БРИКС показал, что несмотря на принятие необходимых норм на национальном уровне в отношении труда несовершеннолетних граждан все еще остается нерешенной проблема принудительного детского труда, вовлечение детей в наихудшие формы труда, невозможность детей совмещать работу с получением необходимого школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Legal Regulation of Labor of Underage Workers in the BRICS Countries

Background: the article deals with the issues of legal regulation of underage labor within the framework of such an economic association as BRICS. The article examines international standards on this issue, as well as the national legislation of the BRICS member states. Objective — to identify the general and special features in the legal regulation of the work of underage workers in the countries under consideration. Methodology: general, general scientific, formal-legal, system-legal, comparative-legal. Results: the issue of peculiarities of labor relations of underage citizens was investigated, international standards and national labor legislation were analyzed. Conclusions: the analysis of international acts and national standards of the BRICS countries has shown that despite the adoption of necessary norms at the national level with regard to the labor of underage citizens, the problem of forced child labor, involvement of children in the worst forms of labor, and the inability of children to combine work with the necessary school education still remains unresolved.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников в странах БРИКС»

ИНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА

DOI 10.24412/2227-7315-2023-4-285-291

УДК 349.2

И.В. Шестерякова

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ В СТРАНАХ БРИКС

Введение: в статье рассматриваются вопросы о правовом регулировании труда несовершеннолетних в рамках такого экономического объединения, как БРИКС. Исследуются международные стандарты по этому вопросу, а также национальное законодательство государств — участниц объединения. Цель — выявить общее и особенное в правовом регулировании труда несовершеннолетних работников в рассматриваемых странах. Методологическая основа: всеобщие, общенаучные, формально-юридический, системно-правовой, сравнительно-правовой методы. Результаты: исследован вопрос об особенностях трудовых отношений несовершеннолетних граждан, проведен анализ международных стандартов и национального трудового законодательства. Выводы: анализ международных актов и национальных стандартов стран БРИКС показал, что несмотря на принятие необходимых норм на национальном уровне в отношении труда несовершеннолетних граждан все еще остается нерешенной проблема принудительного детского труда, вовлечение детей в наихудшие формы труда, невозможность детей совмещать работу с получением необходимого школьного образования.

Ключевые слова: труд, работник, несовершеннолетние, конвенции, Международная организация труда.

I.V. Shesteryakova

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF LABOR

OF UNDERAGE WORKERS IN THE BRICS COUNTRIES

Background: the article deals with the issues of legal regulation of underage labor within the framework of such an economic association as BRICS. The article examines international standards on this issue, as well as the national legislation of the BRICS member states. Objective — to identify the general and special features in the legal regulation of the work of underage workers in the countries under consideration. Methodology: general, general scientific, formal-legal, system-legal, comparative-legal. Results: the issue of peculiarities of labor relations of underage citizens was investigated,

© Шестерякова Ирина Владимировна, 2023

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения (Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)) © Shesteryakova Irina Vladimirovna, 2023

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Labor Law and Social Security Law (Kutafin Moscow State Law University (MGUA)) 285

international standards and national labor legislation were analyzed. Conclusions: the analysis of international acts and national standards of the BRICS countries has shown that despite the adoption of necessary norms at the national level with regard to the labor of underage citizens, the problem of forced child labor, involvement of children in the worst forms of labor, and the inability of children to combine work with the necessary school education still remains unresolved.

Keywords: labor, employee, minors, conventions, International Labor Organization.

Конвенция Международной организации труда № 138 «О минимальном возрасте приема на работу» (Женева, 1973 г.) является одной из основополагающих. Суть ее заключается в том, чтобы установить минимальный возраст приема на работу, гарантии защиты несовершеннолетних работников при приеме на отдельные виды работ, требования к работе для лиц от 13 до 15 лет. Не менее важна и Конвенция МОТ № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (Женева, 1999 г.). Обе конвенции ратифицированы странами БРИКС.

Сегодня эти Конвенции не утратили своей актуальности в силу того, что все больше несовершеннолетних трудоустраиваются на период каникул, а некоторые работают и в течение учебного года. Стратегия экономического развития стран БРИКС до 2025 г.1 в качестве направлений сотрудничества по развитию человеческого потенциала предусматривает обеспечение рабочей силы стран БРИКС современными навыками, в том числе в целях адаптации к Четвертой промышленной революции; решение вопросов занятости, включая возможности внедрения гибких форматов работы, а также содействие формированию достойных условий труда в странах БРИКС.

Нормы Конвенций имеют большое значение, потому что по-прежнему в отдельных странах БРИКС актуальна проблема детского труда, принуждения детей к наихудшим формам труда.

Конвенция МОТ № 138 содержит правило о том, что национальным законодательством может быть предусмотрен конкретный минимальный возраст. Например, в Российской Федерации такой возраст указан в ст. 63 ТК РФ, в которой установлено, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. Лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста пятнадцати лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации»2 внес в ТК РФ изменения, касающиеся приема на работу детей 14 лет и детей-сирот. Так, теперь с пись-

1 См.: Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года. URL: https://bri.cs-russia2020.ru/images/114/81/1148133.pdf (дата обращения: 20.06.2023).

2 См.: Российская газета. 2023. 20 июня.

менного согласия одного из родителей (попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы. Трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, либо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих общее образование и достигших возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы осуществляется с письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя.

Если в прежней редакции для детей указанного возраста требовалось письменное согласие родителей и органов опеки и попечительства, то теперь в отношении детей, имеющих родителей, согласие органов опеки не требуется. Положения российского трудового законодательства соответствуют требованиям международных стандартов, а именно тех, которые указаны в Конвенции № 138. Так, в ряде статей ТК РФ предусмотрены категории работ, на которых запрещено принимать несовершеннолетних работников. Например, ст. 265 ТК РФ запрещает применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания). Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (в ред. от 20 июня 2011 г.)1 был утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет. Запрет также установлен для работы в ночное время, привлечения к сверхурочной работе, направления в командировки, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, вахтовым методом.

Минимальный возраст для приема на работу в Федеративной Республике Бразилии (далее — Бразилия) составляет 16 лет, а минимальный возраст для ученичества составляет 14 лет. Несовершеннолетние, которые работают учениками, обязаны посещать школу и должны предоставить письменное согласие родителей. Закон2 запрещает работникам моложе 18 лет работать во вредных и опасных условиях, в ночное время и на работах, которые могут оказать негативное воздействие на здоровье и психологию несовершеннолетних.

1 См.: СЗ РФ. 2000. № 10, ст. 1131; 2011. № 26, ст. 3803.

2 См.: ILO Committee of Experts, Direct Request, Minimum Age Convention, 1973 (No. 138) Brazil, [online], 2005; available from. URL: http://www.ilo.org/ilolex/english/newcountryframeE.

htm (дата обращения: 20.06.2023). 287

Несмотря на то, что Бразилия ратифицировала Конвенцию № 138, вопрос о возрасте работающих несовершеннолетних остается актуальным. Так, по данным Правительства Бразилии, в 2004 г. в республике в возрасте от 5 до 14 лет работали примерно 7 % мальчиков и 3,3 % девочек. Большинство работающих детей были заняты в сельскохозяйственном секторе (57,8 %), сфере услуг (33,7 %), обрабатывающей промышленности (7,2 %)1. Выборочное обследование бразильских домохозяйств (PNAD) 2019 г. также показало, что в Бразилии работали 1,8 млн детей и подростков, 21 % из которых — это дети от 5 до 13 лет.2

Более того, в Бразилии легализована проституция, однако установлен запрет на вовлечение в занятие проституцией для детей в возрасте от 14 до 18 лет3.

С 2000-х годов в Бразилии наблюдается негативная тенденция — все больше несовершеннолетних работают в теневом секторе экономики, а это означает, что дети привлекаются к рабскому, принудительному труду.

По данным Международной организации труда4, самый большой уровень безработицы характерен для работников в возрасте от 15 до 24 лет и составляет 13 %. Для занятости работников такого возраста характерны высокий уровень безработицы, текучесть кадров, высокий процент занятости в неформальном секторе экономики, продолжительность рабочего дня не позволяет сочетать работу и учебу, гендерная и этническая дискриминация, маленькая заработная плата. Проблема детского труда актуальна в Бразилии и сегодня. В 2023 г., по данным ЮНИСЕФ, 32 млн детей по-прежнему живут за чертой бедности, это 63 % всех проживающих в стране подростков5. Опрос, проведенный в одном из регионов Бразилии, показал6, что из 8 тыс. детей в возрасте от 6 до 18 лет, обучающихся в этих образовательных учреждениях, 741 ребенок получил разрешение

m

S на работу от своих родителей и опекунов. Результаты показали, что 213 из 569 st участников в возрасте от 7 до 13 лет (37 %), были вынуждены работать, чтобы ~ помогать своей семье, из них 51 (28 %) занимались производством полудрагоцен-f ных украшений. Другие предлагали услуги маникюра, собирали вторсырье или I работали в сфере строительства. Продолжительность работы составляла от двух ! до семи часов в день. Одна деталь привлекла внимание исследователей: из 741 >| респондента 235 ответили, что у них есть братья и сестры младше 14 лет, кото! рые работают дома, то есть остаются вне действия трудового законодательства ! и международных стандартов.

s В Китайской Народной Республике (далее — Китай) законодательно установ-

I лена трудовая правосубъектность граждан с 16 лет на основании Конституции,

г Закона о труде 2018 г. (ст. 15), Закона о защите несовершеннолетних в целях

ä

го -

g

8 1 См.: Incidence and Nature of Child Labor. URL: https://www.dol.gov/sites/dolgov/files/ILAB/

>g child_labor_reports/tda2006/brazil.pdf (дата обращения: 20.06.2023).

S 2 См.: Child labor could affect almost 6 million children in Brazil. URL: https://revistapes-

° quisa.fapesp.br/en/child-labor-could-affect-almost-6-million-children-in-brazil/ (дата обращения:

§ 20.06.2023).

I 3 См.: Government of Brazil, Código Penal Brasil, Lei No. 2,848, modified by Lei No. 9,777

! of 1998; available from. URL: http://www.oas.org/juridico/mla/pt/bra/pt_bra-int-text-cp.pdf (дата § обращения: 20.06.2023).

4 См.: Executive Summary INFORMAL EMPLOYMENT AMONG YOUTH IN BRAZIL. URL: http://ilo.ch/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---ed_emp_msu/documents/publication/ wcms_542021.pdf (дата обращения: 20.06.2023).

5 См.: Brazil has 32 mi kids in poverty, Unicef survey says. URL: //https://agenciabrasil.ebc. com.br/en/geral/noticia/2023-02/unicef-brazil-has-32-million-children-and-adolescents-poverty (дата обращения: 20.06.2023).

6 См.: Child labor could affect almost 6 million children in Brazil. URL: https://revistapes-quisa.fapesp.br/en/child-labor-could-affect-almost-6-million-children-in-brazil/ (дата обращения:

288 20.06.2023).

защиты физического и психического благополучия несовершеннолетних, содействия внедрению системы обязательного образования и поддержки юридических прав несовершеннолетних, а также Закона о запрете детского труда 2002 г., Закона о защите несовершеннолетних 2012 г. (ст. 38)1. Статья 3 указанного Закона предусматривает, что родители или опекуны несовершеннолетних в возрасте до 16 лет должны защищать их физическое и психическое благополучие, обеспечивать их право на получение обязательного образования и не допускать их нелегального трудоустройства. В возрасте до 16 лет можно работать в сфере спорта или артистической профессии. Учреждения или лица, оказывающие услуги по трудоустройству несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, подлежат штрафу органами охраны труда в размере 5 000 юаней за каждого клиента; органы по трудоустройству, оказывающие услуги несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, должны быть лишены лицензии на оказание услуг по трудоустройству органами охраны труда (ст. 7). Установлено, что подростки не могут привлекаться к тяжелому труду (четвертой степени тяжести), на подземных работах, на работах с радиоактивными и легковоспламеняющимися веществами и др. Несмотря на это проблема детского труда актуальная и для Китая. Так, примерно 7 % детей в Китае работают в возрасте от 10 до 15 лет2 при условии строгого законодательства и серьезной ответственности для работодателей. В основном это дети работников-мигрантов, которые вынуждены оказывать помощь семьям, но это также и жертвы похищения детей (похищение и продажа детей за комиссионные, родители продают детей в качестве источника доходов, например акробатические школы), которых привлекают к рабскому труду в сельском хозяйстве и на фабриках.

В Республике Индии (далее — Индия) — один из самых высоких показателей доли детей в возрасте до 18 лет, вовлеченных в трудовую деятельность3. Это одна из самых острых проблем современной Индии. В соответствии с Конституцией Индии (§ 21 (А) и 24) ребенок в возрасте до четырнадцати лет не может привлекаться к работе. Работа детей до 14 лет строго запрещена в любом учреждении. Нарушение этого правила может повлечь за собой наложение штрафов, а также тюремное заключение в некоторых штатах Индии.

Согласно Закону о детском труде4 трудовая правосубъектность в Индии возникает с 14 лет. Детей в возрасте от 14 до 18 лет нельзя принимать на работу с вредными или опасными условиями труда, на работу, наносящую вред нравственному и физическому развитию5. Особенно стоит отметить, что Закон о работе в шахтах

1 См.: REGULATIONS BANNING CHILD LABOUR, 2002. URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/ i, docs/WEBTEXT/63806/65269/E02CHN01.htm (дата обращения: 20.06.2023). |

2 См.: URL: https://www.chinajustice0bserver.c0m/a/what-is-the-statut0ry-age-t0-w0rk-in-china е (дата обращения: 20.06.2023). U

3 См.: URL: https://vakilsearch.c0m/bl0g/child-lab0ur-law-in-india/ (дата обращения: i 20.06.2023). 44

4 См.: The Child Lab0ur (Prohibiten and Regulati0n) Act, 1986. URL: https://lab0ur.g0v.in/ 1 sites/default/files/act_2.pdf (дата обращения: 20.06.2023). 5)

5 Например, детям до 18 лет запрещено работать в сфере перевозки пассажиров, товаров или 2

почты по железной дороге; собирать золу, расчищать золоотвал или заниматься строительными 33 работами в помещении железной дороги; работать в заведении общественного питания на вок-

зале, если работа связана с перемещением с одной платформы на другую; работать в магазинах

с временной лицензией по продаже хлопушек и фейерверков; на бойне/скотобойне, в автомобильных мастерских и гаражах; в литейных цехах; на предприятиях с обращением с ядовитыми или легковоспламеняющимися веществами или взрывчатыми веществами; заниматься ручным и ткацким производством; трудится в шахтах (подземных и подводных) и угольных

шахтах; в цехах пластиковых изделий и стеклопластика; наниматься домашним работником или прислугой и др. См.: URL: https://www.il0.0rg/wcmsp5/gr0ups/public/---asia/---r0-bangk0k/---sr0-new_delhi/d0cuments/genericd0cument/wcms_486746.pdf (дата обращения: 20.06.2023). 289

запрещает принимать на подземную работу лиц моложе 18 лет1. В действующем законодательстве обращается внимание на то, что ребенок должен в первую очередь получить соответствующий уровень образования. Однако этот же Закон разрешает работать детям до 14 лет, если это не мешает учебе и если это семейный бизнес. В данном случае семьей считаются отец, мать, брат, сестра, сестра и брат отца, сестра и брат матери. Кроме того, детям до 14 лет разрешено, например, работать в сфере спорта, кинематографии и иных зрелищных профессиях. Для работников в возрасте от 14 до 18 лет установлено сокращенное рабочее время — 3 часа в день, запрещено работать с 19:00 до 08:00, привлекать их к сверхурочной работе, им должен быть предоставлен еженедельный отдых не менее одного дня.

Установлены также и особые требования к трудоустройству несовершеннолетних работников. Так, работодатели должны вести специальный реестр о трудоустройстве таких работников, где указывается дата рождения, имя и фамилия, рабочее время и время отдыха, вид выполняемой работы. Кроме того, работодатель должен сообщить инспектору по труду о том, что принимает на работу несовершеннолетнего работника и указать следующую информацию: название компании и ее адрес, данные об управляющем компании, фактическое место исполнения трудовых обязанностей работника. Несмотря на наличие запретов и ограничений, проблема использования детского труда в Индии по-прежнему актуальна.

По данным последней переписи, проводимой в 2011 г., в Индии — 10,13 млн работающих детей в возрасте от 5 до 14 лет. Особенно это касается таких штатов, как Уттар-Прадеш, Бихар, Раджастхан, Махараштра и Мадхья-Прадеш, в которых процент работающих детей составляют почти 55 % от общей численности работающих детей в Индии2. Детей по-прежнему привлекают к работе в семьях, вынужденных отрабатывать долги, работать в сельском хозяйстве, в качестве прислуги, но самое большое количество детей заняты в неформальном секторе экономики (придорожные кафе, изготовление кирпича, работа со стеклом, алмазная промышленность и т.д.). Как отмечают представители МОТ, в последние годы наметилась положительная тенденция в соблюдении трудовых прав несовершеннолетних.

Конституция Южно-Африканской Републики 1996 г. в ряде статей (28 (1) (е, £)) предусматривает, что каждый ребенок имеет право на защиту от эксплуатации; может отказаться от работы, которая не соответствует его возрасту или опасна для его здоровья (физического или психического), может оказать негативное влияние на духовное или нравственное развитие.

Согласно Закону ЮАР об основных условиях занятости3, трудовая правосубъектность для граждан наступает в возрасте 15 лет. Установлено также, что дети до 18 лет не могут выполнять тяжелую, вредную или опасную работу. Однако предусмотрено, что дети до 15 лет могут заниматься исполнительским искусством, но только с письменного разрешения Министерства труда ЮАР.

1 См.: The Mines Act, 1952. URL: https://labour.gov.in/sites/default/files/theminesact1952. pdf (дата обращения: 20.06.2023).

2 См.: What Does India's Law Say on Child Labour? How to File Complaints? URL: https://www. thequint.com/explainers/child-labour-in-india-what-laws-say-explained#read-more (дата обращения: 20.06.2023).

3 См.: The Basic Conditions of Employment Act. URL: https://www.westerncape.gov.za/general-290 publication/basic-conditions-employment-act (дата обращения: 20.06.2023).

Трудоустройство несовершеннолетних предполагает, что работа не должна мешать получению образования, даже если это домашняя работа, например оказание помощи по ведению домашнего хозяйства, заготовка дров. Тем не менее можно констатировать существование в ЮАР проблемы принудительного детского труда, а также торговли людьми, жертвами которой становятся дети. Так, дети на юге страны подвергаются наихудшим формам детского труда, в том числе коммерческой сексуальной эксплуатации, в результате торговли людьми — принуждению к попрошайничеству и др.1 Южная Африка является местом торговли детьми как из Южной Африки, так и из Африки в целом. В основном это девочки в возрасте от 10 до 14 лет из бедных сельских районов, вовлекаемые в проституцию в крупных городах, включая Кейптаун и Йоханнесбург. Кроме того, детей вербуют для занятия преступной деятельность, например банды используют детей в качестве наблюдения за полицией, перевозки оружия и наркотиков. За последнее время детей все чаще используют в качестве убийц (пандемия обострила эту ситуацию), причем это дети, не достигшие десяти лет, так как в ЮАР уголовная ответственность наступает с десятилетнего возраста. По данным МОТ, с 2021 г. в этом направлении наметились положительные тенденции.

Таким образом, в результате рассмотрения международных трудовых норм и трудового законодательства стран БРИКС сделаем следующие выводы:

все рассматриваемые страны ратифицировали Конвенции МОТ № 138 «О минимальном возрасте приема на работу» (Женева, 1973 г.) и № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (Женева, 1999 г.);

во всех странах БРИКС принято национальное законодательство, которое соответствует международным стандартам как в отношении возраста приема на работу, так и в отношении запрета приема на опасную, вредную, не соответствующую возрасту работу;

во всех странах предусмотрена норма о том, что работа несовершеннолетнего не должна препятствовать получению основного образования;

как показал обзор национального законодательства в Бразилии, Китае, Индии, ЮАР, доля детского труда (от 5 до 14 лет) все еще велика. В Бразилии, Индии и ЮАР среди работающих детей по-прежнему высок процент детей, становящихся жертвами принудительного труда и торговли людьми.

1 См.: South Africa. MODERATE ADVANCEMENT. URL: https://www.dol.gov/sites/dolgov/ files/ILAB/child_labor_reports/tda2021/South-Africa.pdf (дата обращения: 20.06.2023). 291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.