Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1317
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пивоварова Ирина Валерьевна, Балюк Наталья Алексеевна, Черепанова Вера Никандровна, Сафронов Константин Юрьевич

Характерной особенностью развития современного российского общества является интенсивное преобразование информационной среды. Переход от полностью контролируемых средств массовой информации, которые были инструментом формирования единой советской идеологии, к информационной «свободе» зародил множество проблем. Это, прежде всего, незащищенность общества от непроверенной информации, использование общественного мнения для лоббирования интересов отдельных социальных групп, нагнетания ощущения тех или иных глобальных проблем для манипулирования аудиторией. Сложившаяся ситуация отягощается тем, что в России нет специального законодательства, регулирующего PR. В статье анализируются проблемы правового регулирования PR-деятельности и предлагаются направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пивоварова Ирина Валерьевна, Балюк Наталья Алексеевна, Черепанова Вера Никандровна, Сафронов Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF LEGAL REGULATION OF PR-ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

It is stated, that the specific feature of the modern Russian society development is the intensive transformation of the information media. A transition from the fully controlled mass media which served as a tool of formation of the single soviet ideology to the information «freedom» has caused a great number of problems. Among these, first of all, the non-protection of the society against the unproved information, use of public opinion for lobbying of interests of separate social groups, forcing the sense of these or those global problems for the auditorium manipulation. The currently formed situation is burdened by the absence of a special legislation in Russia regulating PR. The article analyzes the problems of legal regulation of PR activity and proposes the ways how to solve them.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 316

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE SPECIFIC FEATURES OF LEGAL REGULATION OF PR-ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

И. В. Пивоварова, Н. А. Балюк, В. Н. Черепанова, К. Ю. Сафронов

I. V. Pivovarova, N. A. Balyuk, V. N. Cherepanova, K. Yu. Safronov

Ключевые слова: правовое регулирование; PR-деятельность; информационное право; средства массовой информации Key words: legal regulation, PR-activity, information law, mass media

Характерной особенностью развития современного российского общества является интенсивное преобразование информационной среды. Переход от полностью контролируемых средств массовой информации, которые были инструментом формирования единой советской идеологии, к информационной «свободе» зародил множество проблем. Это, прежде всего, незащищенность общества от непроверенной информации, использование общественного мнения для лоббирования интересов отдельных социальных групп, нагнетания ощущения тех или иных глобальных проблем для манипулирования аудиторией. Сложившаяся ситуация отягощается тем, что в России нет специального законодательства, регулирующего PR. В статье анализируются проблемы правового регулирования PR-деятельности и предлагаются направления их решения.

It is stated, that the specific feature of the modern Russian society development is the intensive transformation of the information media. A transition from the fully controlled mass media which served as a tool of formation of the single soviet ideology to the information «freedom» has caused a great number of problems. Among these, first of all, the non-protection of the society against the unproved information, use of public opinion for lobbying of interests of separate social groups, forcing the sense of these or those global problems for the auditorium manipulation. The currently formed situation is burdened by the absence of a special legislation in Russia regulating PR. The article analyzes the problems of legal regulation of PR activity and proposes the ways how to solve them.

Вступление России в глобальное информационное общество определяет основные цели, задачи и направления развития информационного законодательства. Важной частью информационного законодательства является законодательство о массовых коммуникациях и связях с общественностью. Значимость исследований правового регулирования связей с общественностью в условиях информационного общества диктуется возрастающей необходимостью обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства [1]. Общественность уже осознала не только положительный эффект от использования информации, но и негативный, поэтому наука и практика ищут пути сочетания принципа открытости информации с необходимостью правового ограничения.

Немногочисленные российские научные работы, посвященные проблемам правового регулирования PR, представляют собой в основном критико-интерпретирующие исследования отечественного и зарубежного опыта в этой сфере. Среди современных работ в этой сфере можно назвать труды А. В. Минба-леева, А. Н. Чумикова, О. В. Устиновой, С. В. Дейнеко и др. [2-10,13].

Исследование научных работ отечественных ученых по вопросам правового регулирования PR-деятельности в Российской Федерации позволяет сгруппировать существующие в этой сфере проблемы в следующие блоки:

1. Отсутствие законодательно очерченного единого определения связей с общественностью для всех сфер деятельности, в которых они применяются.

2. Отсутствие единой комплексной системы правового регулирования, наличие множества источников права, регулирующих различные аспекты связей с общественностью.

3. Отсутствие своевременной модернизации системы правового регулирования, адекватной стремительному развитию информационно-телекоммуникационных технологий.

4. Несоблюдение этических норм в сфере связей с общественностью в связи с размытостью законодательства и отсутствием правовых механизмов по обеспечению неукоснительного выполнения «Российского кодекса профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью».

5. Отсутствие системы эффективного правового регулирования рынка информационных и коммуникационных услуг.

6. Отсутствие информационного права как самостоятельной развивающейся отрасли права, которая должна иметь следующие характерные признаки: закономерность развития, предмет и метод, собственный механизм правового регулирования общественных отношений в информационной сфере, ряд специфических способов правового регулирования, интегрированных из других областей знаний.

7. Отсутствие законодательного регулирования связей с общественностью в сети Интернет.

С целью определения эффективности правового регулирования PR-деятельности в Российской Федерации и определения основных направлений ее оптимизации авторами были опрошены 20 специалистов, работающих в сфере PR и рекламы.

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 3, 2015

Стоит отметить, что 75 % экспертов оценили эффективность системы правового регулирования в сфере PR как низкую, 15 % дали среднюю оценку и ни один из экспертов не оценил эффективность как высокую. Большинство экспертов указали, что состояние системы правового регулирования в сфере PR-деятельности мешает им в осуществлении их профессиональных обязанностей (рис. 1).

■ Совсем не мешает

■ Существуют определенные проблемы, но они незначительно влияют на мою работу

Существующие проблемы значительно влияют на мою профессиональную деятельность

Рис. 1. Распределение ответов экспертов на вопрос: «Мешает ли Вам в Вашей профессиональной деятельности недостаточная эффективность системы правового регулирования в сфере PR», чел.

Относительно проблем правового регулирования сферы PR, с которыми респонденты наиболее часто сталкиваются в своей профессиональной деятельности, 25 % экспертов указали судебные процессы с клиентами и конкурентами, в связи с отсутствием очерченного круга правонарушений в деятельности PR; 20 % указали на недобросовестные действия конкурентов в СМИ (черный PR); 55 % отметили недобросовестные действия конкурентов в сети «Интернет» (распространение заведомо ложной информации, фейки, взлом аккаунтов и пр.) (рис. 2).

■ Судебные процессы

■ Недобросовестные действия кон куренто в в С М И

Н едоб росо вестн ые де й ств ия конкурентов в сети «Итернет»

Рис. 2. Распределение ответов экспертов на вопрос: «Укажите, какие проблемы правового регулирования в сфере PR наиболее негативно влияют на Вашу профессиональную деятельность», чел.

Среди проблем правового регулирования в сфере PR-деятельности в качестве наиболее актуальных эксперты определили (в порядке убывания значимости) следующие (табл.).

Оценка экспертами значимости существующих проблем в сфере PR-деятельности

Проблема Балл

Средний балл Ранг

Отсутствие законодательного регулирования связей с общественностью в глобальной сети Интернет 7,8 1

Несоблюдение этических норм в сфере связей с общественностью 7,1 2

Отсутствие системы эффективного правового регулирования рынка информационных и коммуникационных услуг 6,4 3

Необходимость модернизации системы правового регулирования 5,5 4

Отсутствие информационного права как самостоятельной развивающейся отрасли права 4,5 5

Отсутствие единой комплексной системы правового регулирования 2,5 6

Отсутствие единого определения связей с общественностью 1,6 7

Среди необходимых мероприятий по оптимизации правового регулирования PR-деятельности в России эксперты указали:

1. Создание механизма обеспечения информационной безопасности в глобальной сети Интернет, правовой ответственности за недобросовестную деятельность — 50 %.

2. Создание механизма привлечения к ответственности за распространение противоправной информации в сети Интернет — 50 %.

3. Построение системы эффективного правового регулирования рынка информационных и коммуникационных услуг — 35 %.

4. Внедрение механизма по обеспечению неукоснительного выполнения этических принципов PR-деятельности — 25 %.

5. Создание «Информационного кодекса» и информационной отрасли права — 5 %.

Таким образом, система правового регулирования в сфере PR-деятельности в России не эффективна, что негативно отражается на практической работе PR-специалистов.

Наиболее актуальными проблемами правового регулирования в сфере PR-деятельности являются: отсутствие законодательного регулирования связей с общественностью в глобальной сети Интернет, несоблюдение этических норм в сфере связей с общественностью, отсутствие системы эффективного правового регулирования рынка информационных и коммуникационных услуг.

Наиболее перспективными направлениями по оптимизации правового регулирования в сфере PR-деятельности являются: создание механизма обеспечения информационной безопасности и привлечения к ответственности за распространение противоправной информации и недобросовестной деятельности в глобальной сети Интернет.

Список литературы

1. Хайруллина Н. Г. Социокультурное развитие личности: региональный аспект. / Н. Г. Хайруллина // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2014. -№ 6(14). - С. 268-270.

2. Минбалеев А. В. Основы правового регулирования сети Интернет / А. В. Минбалеев // Право и кибербезопасность. - 2014. -№1.-С. 33-39

3. Минбалеев А. В. Правовая сущность массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества: монография / А. В. Минбалеев. - М.: Спутник+, 2012. - 56 с.

4. Минбалеев А. В. Проблемы и перспективы развития правового регулирования связей с общественностью. / А. В. Минбалеев // Реклама и право. - 2013. -№ 2. - С. 54-57.

5. Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд. / А. Н. Чумиков. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 458 с.

6. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью. Теория и практика. / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. - М.: Дело, 2012.

7. Бибик Л. Н., Дейнеко С. В., Устинова О. В. Роль средств массовой информации в современном обществе. / Л. Н. Бибик // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. -№ 24(353). - С. 111-113.

8. Устинова О. В. Средства массовой информации как «четвертая власть» // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -№ 4. - С. 62-64.

9. Шилова Н. Н., Устинова О. В., Дейнеко С. В. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. -2014.-№ 5 (40). - С. 85-87.

10. Устинова О. В., Фарахутдинов Ш. Ф., Дейнеко С. В. Интернет как транслятор негативных социальных практик // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - Т. 6. -№ 6-1 (28). - С. 209-212.

11. Устинова О. В. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества // Общество и человек. -2014. № 2 (8).-С. 132-133.

12. Устинова О. В., Соболев С. Е. Роль современных информационных технологий в жизни общества / О. В. Устинова, С. Е. Соболев / В сб.: Современные тенденции в образовании и науке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции.-2013.-С. 130-131.

13. Шаммазов А. М., Бахтизин Р. Н. Приказано выжить, или способы адаптации государственного университета к рыночной экономике//Университетское управление: практика и анализ. -2001. -№»2. -С. 61-65.

Сведения об авторах

Пивоварова Ирина Валерьевна, к. с. н., доцент, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456, e-mail: pivovarova_irina@mail.ru

Черепанова Вера Никандровна, к. пед. н., доцент, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)456009, e-mail: veranikandrovna@mail.ru

Балюк Наталья Алексеевна, д. и. н., профессор, заведующий кафедрой «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства», Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел. 89224805474, e-mail: n-balyk@mail.ru

Сафронов Константин Юрьевич, аспирант Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, г. Уфа, тел. 89279487830, e-mail: safronovskiy@yandex.ru

Pivovarova I. V., Candidate of Science in Sociology, associate professor, Tyumen State Architectural University, phone: 8(3452)208456, e-mail: pivovarova_irina@mail.ru

Cherepanova V. N., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor of Tyumen State Architectural University, phone: 8(3452)456009, e-mail: veranikandrovna@mail.ru

Balyuk N. A., Doctor of History, Professor, Head of «Service, tourism and hospitality industry», Tyumen State University, phone: 89224805474, e-mail: n-balyk@mail.ru

Safronov K. Yu., graduate Bashkir Academy of public service and administration under the President of the Republic of Baskortostan, Ufa, phone: 89279487830, e-mail: safronovskiy@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.