Научная статья на тему 'Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие современного общества'

Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
175
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MASS MEDIA / SOCIETY / SOCIALIZATION / PUBLIC VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дейнеко Станислав Владимирович

Представлены результаты социологического исследования роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA INFLUENCE UPON THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE MODERN SOCIETY

The results of sociological research on the role of the media in the spiritual and moral development of modern society.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие современного общества»

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

УДК 316.7

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

MASS MEDIA INFLUENCE UPON THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT

OF THE MODERN SOCIETY

С. В. Дейнеко S. V. Deineko

Ключевые слова: средства массовой информации, общество, социализация, общественные ценности Key words: mass media, society, socialization, public values

Представлены результаты социологического исследования роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества.

The results of sociological research on the role of the media in the spiritual and moral development of modern

society.

В современных условиях пристальное внимание исследователей привлекает проблема духовного развития личности. Актуальным становится поиск адекватных инструментов для формирования и развития объединяющих индивидов ценностей и традиций. В этой связи исследование средств массовой информации как социетального инструмента, обеспечивающего духовно-нравственное общественное развитие, приобретает особую значимость.

Средства массовой информации являются чрезвычайно значимым институтом социализации, способным трансформировать ценностные ориентации как отдельной личности, так и общества в целом. В то же время, нельзя не согласиться с мнением И. С. Кон о том, что «влияние средств массовой информации ограничено имеющими место механизмами индивидуального и группового преобразования данных, включающими в себя отбор, оценку и интерпретацию сообщаемой информации» [1]. К. В. Рубчинский отмечает, что средства массовой информации, обеспечивая косвенное общение, имеют одностороннее воздействие. Следовательно, «без непосредственного личностного контакта это общение носит преимущественно односторонний характер и имеет немалое значение для расширения пространственно-временных рамок бытия личности, обогащения всей системы ее отношений с миром» [2].

Признание роли средств массовой информации в качестве фактора духовно-нравственного развития общества требует учета этого обстоятельства при реализации региональной стратегии социального развития.

В общероссийском реестре средств массовой информации по состоянию на 01.01.2012 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 89 1 73 средств массовой информации: из них печатных — 65 596 (73,6 %), электронных — 15 694 (17,6 %), сетевых — 6 220 (7,0 %), информационных агентств — 1 663

(1,9 %) [3] (рис. 1).

Рис. 1. Структура зарегистрированных средств массовой информации в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2012 г.

Наблюдается положительная динамика количества средств массовой информации по сравнению с 2011 г., когда было зарегистрировано 6 435 новых медиа, в том числе 4 193 (65,2 %) печатных, 1 053 (16,4 %) электронных, 1 028 (16,0 %) сетевых, 161 (2,5 %) информационных агентств.

Широкое распространение получают традиционные средства массовой информации и новые, свойственные эпохе информатизации (см. рис. 1). Изменение в структуре средств массовой информации меняет подходы к получению данных, что приводит к изменению скорости их распространения, обусловливая либерализацию ценностей и их универсализацию.

Нельзя не отметить еще одну тенденцию, сопряженную с децентрализацией информационных потоков, во многом обусловленную нарастающей конкуренцией в информационном пространстве, а также появлением и ускоренным ростом популярности средств передачи информации от пользователя к пользователю (социальные сети, Интернет-блоги, форумы и т. п.). Наряду со значительным количеством позитивных моментов, в описанной тенденции есть один значительный недостаток: подобный подход затрудняет проведение единой национальной или региональной информационной политики по целому ряду направлений. Например, еще в 90-х годах повышение цен на федеральные издания привело к смещению интереса существенной части населения в пользу областных, районных и городских газет [4]. В дополнение к этому, региональные средства массовой информации часто принимают на себя функции национальных, предлагая читателям материалы, относящиеся к международным и федеральным событиям. Как отмечают Н. А. Скобелина и А. С. Суховой, средства массовой информации «зачастую искажают информацию, используя методы дезинформации, подтасовки фактов, семантического манипулирования и др.» [5], что обусловливает потребность в тщательном контроле за их деятельностью. Очевидно, что описанные тенденции диктуют потребность в постоянном мониторинге сложившейся ситуации на региональном уровне.

С целью выявления роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества провели социологическое исследование. Выборка включала совершеннолетних жителей городов Тюменской области (без автономных округов) — 264 мужчин и 272 женщины (49,3 и 50,7 % соответственно). Относительное большинство респондентов (59,0 %) представлено молодежью — лицами в возрасте до 35 лет (табл. 1).

Таблица 1

Половозрастная структура выборки

Город Всего мужчин В том числе по возрастным группам, чел. % к итогу

% к группе чел. 18-24 25-35 35-45 45 и более

Всего 100 264 86 73 57 48 49,3

Тюмень 61,4 162 57 41 35 29 30,2

Тобольск 15,9 42 13 12 9 8 7,8

Ишим 11,7 31 9 10 6 6 5,8

Ялуторовск 7,2 19 5 6 5 3 3,5

Заводоуковск 3,8 10 2 4 2 2 1,9

Город Всего женщин В том числе по возрастным группам, чел. % к итогу

% к группе чел. 18-24 25-35 35-45 45 и более

Всего 100 272 82 75 63 52 50,7

Тюмень 64,3 175 55 49 36 35 32,6

Тобольск 14,3 39 10 11 11 7 7,3

Ишим 10,3 28 8 7 8 5 5,2

Ялуторовск 6,3 17 5 4 5 3 3,2

Заводоуковск 4,8 13 4 4 3 2 2,4

Результаты опроса показали, что большинство респондентов вне зависимости от возраста обращаются к средствам массовой информации почти ежедневно (67,2 % — «ежедневно», 19,4 % — «несколько раз в неделю»). Информационный аскетизм присущ лишь единицам респондентов, что автор статьи расценивает, как не совсем достоверные результаты, предоставленные участниками опроса неумышленно.

Данный факт нашел подтверждение в анализе ответов респондентов на другие вопросы.

Информационные предпочтения жителей Тюменской области складываются в пользу содержания развлекательного характера (74,6 % респондентов отметили его в качестве приоритетной причины обращения к средствам массовой информации). Единственной возрастной группой, в которой

развлекательный контент отодвинут на второй план, является группа людей в возрасте 35-45 лет, у которых на первом месте — потребность в информации профессионального характера, публицистике, аналитике и новостях

(см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос о характере их информационных предпочтений в порядке убывания частоты упоминания

Возрастные группы

Содержание СМИ Ед. изм. Всего 18-24 25-35 35-45 45 и более Среднее

Развлечения % 74,6 87,5 66,9 72,5 67,0 73,5

Ранг 1 1 1 4 1 1,75

Публицистика и аналитика % 60,1 75,6 58,8 75,8 17,0 56,8

Ранг 2 3 2 2 6 3,25

Новости % 55,6 44,6 53,4 73,3 56,0 56,8

Ранг 3 6 3 3 3 3,75

Профессиональная информация % 54,3 66,7 14,2 83,3 58,0 55,5

Ранг 4 4 6 1 2 3,25

Образовательные ресурсы, % 44,0 54,8 37,8 40,8 39,0 43,1

культура, искусство Ранг 5 5 4 6 4 4,75

Блоги / частная жизнь % 38,4 76,8 17,6 18,3 29,0 35,4

Ранг 6 2 5 7 5 4,75

Прочее % 17,4 8,3 6,8 45,8 14,0 18,7

Ранг 7 7 7 5 7 6,5

Публицистика и профессиональная информация в среднем по категориям имеют одинаковый ранг предпочтительности и делят второе и третье места. При этом в группе молодежи до 25 лет так называемая «авторская» информация, публикуемая в виде статей, авторских программ, а также на персональных страницах в социальных сетях и блогах, имеет столь же высокую значимость, как запрос на развлекательное наполнение информационного пространства. Очевидно, что объединяющим началом (признаком идентичности) респондентов в возрасте до 25 лет является внимание к мнению отдельных людей, обладающих для данной возрастной группы определенным авторитетом. Проанализировать «персональный» состав авторов и публицистов не представляется возможным, однако сфера частной публицистики может и должна быть задействована в деятельности по формированию основ духовно-нравственного развития молодежи как социальной группы, особенно остро нуждающейся в таком воздействии. Следует также обратить внимание на резкое снижение интереса к блогам и частным публикациям со стороны лиц в возрастных группах от 25 лет и старше, для которых подобные средства массовой информации занимают место не выше пятого. Публицистика и аналитика не интересуют лишь возрастную категорию респондентов старше 45 лет

(6 место).

Среди возможных причин массовой популярности публицистических материалов, распространяемых через Интернет, выделяется интерактивность, то есть возможность принять участие в обсуждении или просто выразить собственное мнение по какому-либо вопросу. Иными словами, прослеживается тенденция, согласно которой получатели информации хотят оказывать воздействие на мнение определенных кругов пользователей, формирующееся по поводу определенной проблемы, явления, события и т. п.

Описанные информационные предпочтения предопределяют выбор носителей средств массовой информации, неуклонно смещающийся в сторону Интернета. Как показал опрос, в разрезе различных категорий информационного наполнения жители Тюменской области выбирают Интернет, который 76 % респондентов используют в качестве носителя досуговой информации, тогда как в целях просвещения — не более 44 % (см. рис. 2).

Применительно к печатным средствам массовой информации можно отметить, что на их долю приходится не более 26 % предпочтений респондентов по сегменту «просвещение», а также 23 % по сегменту профессиональной и специализированной информации. Кроме того, среди опрошенных отсутствует постоянство в выборе средств массовой информации. Анализируя «неразвлекательный

сегмент», можно отметить, что предпочтения жителей Тюменской области изменяются конъюнктурно либо под воздействием мнения ближайшего окружения. Относительное большинство респондентов (47,5 %) указало, что пользуется множеством разных средств массовой информации от случая к случаю или пользуется несколькими источниками достаточно продолжительное время, периодически их меняя (34,0 %). В структуре выборки подобные варианты ответов характерны преимущественно для респондентов не старше 35 лет, тогда как остальные более стабильны или консервативны в выборе средств массовой информации.

1%

□Интернет ■ Радио

□ Интернет ■ Радио

□ Телевидение □ Печатные

0 Телевидение □ Печатные Досуг Работа

Рис. 2. Наиболее часто используемые средства массовой информации в разрезе целей обращения к ним, %

По результатам исследования, можно заключить, что жители Тюменской области непостоянны в выборе СМИ, что делает затруднительным реализацию единой политики, направленной на формирование общественных ценностей и духовности через традиционные средства массовой информации. Доминирование Интернета, а в нем — индивидуально определяемого контента, исключает возможность формирования единого источника. Индивидуализация информации и интерес к мнению отдельно взятых людей могут быть использованы в целях воздействия на духовно-нравственные ценности привлечением к этой работе наиболее популярных представителей Интернет-сообщества.

В качестве негативного аспекта отметим, что на сегодняшний день преимущественное использование средств массовой информации для целей времяпрепровождения (развлечения) определяет в большей степени деструктивный вклад в формирование духовно-нравственных основ, так как развлекательный контент идет зачастую вразрез с нравственными устоями.

Список литературы

1. Кон И. С. Эстафета поколений // Коммунист. - 1987. - № 4. - С. 99.

2. Рубчевский К. В. СМИ и проблема развития личности // Философия и общество. - 2006. -№ 1. - С. 121.

3. Публичный доклад 2011 год. Роскомнадзор. - Москва, 2012. - С.79. / Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.rsoc.ru/docs/docP_817.pdf

4. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 259 с.

5. Скобелина Н. А., Сухова А. С. К вопросу о механизме контроля за деятельностью СМИ. // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2007. - № 4. - С. 56.

Сведения об авторе

Дейнеко Станислав Владимирович, соискатель кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень, тел.: 8(3452)208456

Deineko S. V., applicantfor a scientific degree, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.