Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
206
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пилипенко Любовь Митрофановна, Фарахутдинов Шамиль Фаритович, Дейнеко Станислав Владимирович

Средства массовой информации являются чрезвычайно значимым институтом социализации, способным трансформировать общественные ценности. В статье представлены результаты социологического исследования роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пилипенко Любовь Митрофановна, Фарахутдинов Шамиль Фаритович, Дейнеко Станислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE SOCIETY: STATE AND PROBLEMS

It is proved that mass media is the most significant institution of socialization capable to transform public values. The paper presents the results of social research of the role of mass media information in spiritual-moral development of the contemporary society.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ»

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. Ж 4, 2014

ли — 32,3 %, влияние рекламы и СМИ — 6,2 %, система образования — 17,2 %, друзья и знакомые — 18,2 %, рейтинг учебного заведения — 12,1 %, территориальное расположение вуза — 14,0 %.

условиях рыночной экономики сделать такой выбор достаточно сложно. Дело в том, что количество профессий в современном мире измеряется тысячами, это множество весьма динамично. Повседневная практика показывает: если специальность выбрана в соответствии с интересами, способностями и наклонностями личности и потребностями общества, то труд становится источником радости, творческого вдохновения и приносит максимальную пользу человеку.

Существенным фактором, формирующим мотив выбора профессии, является престиж профессии, кото -рый респонденты чаще всего связывают не с содержанием труда, а с рейтингом профессии в обществе и материальным обеспечением. К сожалению, с выбором профессии определились 40 % респондентов, что свидетельствует о низком уровне работы по профориентации в образовательных учреждениях города и неготовности к осознанному профессиональному самоопределению старшеклассников. В данном случае необходима разработка и внедрение социальных программ в образовательный процесс, предусматривающих создание информаци -онного пространства о мире профессий, учреждениях профессионального образования, оказание психологической поддержки молодых людей в выборе профессии.

Таким образом, школьная молодежь достаточно практична, стремится в большинстве ситуаций полагаться на себя, ориентирована на более успешное будущее (что, по сути, характерно для данной возрастной категории), склонна к максимальной реализации своего потенциала для достижения успехов в жизни. Список литературы

Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности: (опыт комплекс. анализа). - М.: Ин-т человека РАН, Независ. инт граждан.об-ва, 2002.

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, упражнения, эксперименты. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 704 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Пер. с англ. С. Меленевской. - СПб.: Питер Пресс, 2008. - 607 с.

Современный словарь иностранных слов. - М., 1992. - С. 582.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

Шлапак Н. А. Категория «жизненные планы» // Философские науки. - 1974. - № 5. - С. 139-142.

Осипова Л. Б., Энвери Л. А. Жизненные стратегии современной молодежи // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 4(4) - С. 106-109.

Хайруллина Н. Г. Свободное время: оценка и мнение тюменцев // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2011. - № 1. - С. 63-66.

Сведения об авторах

Осипова Любовь Борисовна, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89224217401, e-mail: LEV1026@yandex.ru

Прыкина Людмила Васильевна, учитель истории, МБОУ СОШ №5, г. Лянтор, тел. 89226565965, e-mail: LEV1026@yandex.ru Osipova L. B., Candidate of Science in Sociology, associate professor of the chair «Marketing and Municipal Management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89224217401, e-mail: LEV1026@yandex.ru

Prykina L. V., teacher of history, a secondary school in the settlement of Lyantor, Tyumen region, phone: 89226565965, e-mail: LEV1026@yandex.ru

УДК 316.4

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE SOCIETY: STATE AND PROBLEMS

М. Пилипенко, Ш. Ф. Фарахутдинов, С. В. Дейнеко

L. M. Pilipenko, Sh. F. Farahutdinov, S. V. Deineko

Ключевые слова: общество, духовно-нравственное развитие общества, ценности, социализация, средства массовой информации Key words: society, spiritual-moral development of society, values, socialization, mass media

Средства массовой информации являются чрезвычайно значимым институтом социализации, способным трансформировать общественные ценности. В статье представлены результаты социологического исследования роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества.

It is proved that mass media is the most significant institution of socialization capable to transform public values. The paper presents the results of social research of the role of mass media information in spiritual-moral development of the contemporary society.

результате процессов становления рыночной экономики, гражданского общества, правового государства, активного насаждения демократических ценностей и свобод широкое распространение получили негатив -ные проявления, выражающиеся в падении нравов, обострении социальных противоречий, фрагментации общества, утраты основ национальной идентичности и духовного единства [1]. Целеустремленность сменилась бесцельностью, глубина конфликта поколений продолжает нарастать, традиционные моральные и нравствен-

4, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

ные установки деградируют под воздействием глобализации, а на повестку дня вынесен вопрос о правомерно -сти признания эволюции духовно-нравственных ценностей [2]. Средства массовой информации могут стать доминирующим агентом социализации личности, тем более что важным атрибутом информационного общества выступает так называемое «информационное сознание», которое является продуктом нарастающей информатизации и лежит в основе глобального информационного пространства [3].

целью выявления роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества авторами был проведен социологический опрос жителей городов Тюменской области (без автономных округов), выборка: 264 мужчины и 272 женщины (49,3 и 50,7 % соответственно). Относительное большинство респондентов (59,0 %) представлено молодежью (в возрасте до 35 лет).

На первом этапе исследования выявлялась иерархия ценностей респондентов. Результаты опроса показали, что в числе безусловных ценностных приоритетов жителей Тюменской области находятся достаток (68,3 %), образованность (63 %) и здоровье (63 %). Можно предположить, что многие из перечисленных при -оритетов рассматриваются респондентами как производные от достатка, что в некоторой степени отводит на второй план выводы о меркантильности современного российского общества. Например, образование, здоровье, наличие семьи и детей, уважение, социальный статус индивида. ставятся ими в зависимость от собственно -го благосостояния.

Анализируя ответы респондентов, авторы обращают внимание на девальвацию целого ряда общечеловеческих ценностей, таких как семья, труд, взаимопомощь, ответственность. Полученные результаты соотносятся результатами исследований, проведенных Н. Г. Хайруллиной, О. В. Устиновой, Л. Б. Осиповой [4-7].

наибольшей степени респонденты единодушны в положительной оценке благосостояния, здоровья, образования и деторождения. Консолидация вокруг негативных оценок наблюдается в отношении института брака, труда, веротерпимости и ответственности. Также обращает на себя внимание нарастающая тенденция индивидуализации, проявляющаяся в неготовности оказывать помощь и нежелании ее принимать. Настораживает тот факт, что почти половина населения не рассчитывает на помощь со стороны.

На втором этапе исследования оценивалось восприятие респондентами негативных социальных явлений (ложь, насилие, супружеская неверность и т. д.). В частности, интерес представляла их позиция по вопросу допустимости или недопустимости этих явлений и, как следствие, готовность поступиться моральными принципами при определенных обстоятельствах.

Респонденты проявили единогласие в негативной оценке такого «социального недуга», как оставление детей: не было зафиксировано ни одного варианта ответа «приемлемо» или «скорее приемлемо». В то же время аборты признаются приемлемыми почти половиной опрошенных женщин и мужчин (46,3 и 46,9 % соответственно).

Более половины мужчин считают приемлемыми внебрачные связи, курение, шантаж и угрозы, эгоизм и стяжательство, а женщин — мелкое правонарушение, стяжательство, двойные стандарты, супружеская неверность, сквернословие и курение.

На третьем этапе исследования авторы выявляли факторы, оказывающие наиболее существенное влия -ние на систему ценностей респондентов. Для этого респонденты были разделены на людей с позитивной духовно-нравственной установкой (те, кто «не приемлют негативные социальные практики») и людей с негативной духовно-нравственной установкой (все остальные) (рисунок).

Рисунок. Распределение мнений респондентов относительно приемлемости негативных социальных практик

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 4, 2014

Для респондентов с негативной духовно-нравственной установкой наиболее существенными факторами, оказывающими влияние на их ценностные ориентации, являются влияние средств массовой информации (21,3 %) и влияние общественного мнения (8,6 %). Авторы полагают, что фактор «общественное мнение» от-части целесообразно рассматривать как элемент воздействия средств массовой информации в связи с тем, что последние выступают средством транслирования и распространения ценностных установок среди социальных групп.

заключение можно сделать вывод, что среди ценностных ориентаций респондентов приоритеты отводятся благосостоянию и производным от него образованию и здоровью. Традиционные ценности, такие как семья, вера, труд, взаимопомощь и уважение, перенесены большинством респондентов на второй план, что свидетельствует об «обнищании» духовных начал в развитии современного социума.

структуре ценностей, разделяемых индивидами, в большей степени негативно воспринимаются труд, веротерпимость, брак и ответственность. Также выявлена девальвация института брака и некоторых общекультурных компонентов духовности и нравственности, таких, например, как вера.

Более половины опрошенных считают приемлемыми такие проявления бездуховности, как внебрачные связи, мелкие правонарушения, шантаж, эгоизм, супружеская неверность, сквернословие и т. д. При этом налицо ассимиляция двойных стандартов, характерных для общества с деградирующей нравственностью, проявление которой заключается в неприятии обществом предательства на фоне допустимости супружеской неверности. Общество сознательно или под воздействием сторонних сил претерпевает девальвацию и подмену общечеловеческих ценностей в угоду навязываемым извне стереотипам.

Выявленное нежелание помогать другим и получать помощь говорит о дискредитации общества. Нельзя не согласиться с тем, что духовно развитому обществу свойственны синергия и единство, тогда как отсутствие последнего является признаком его духовной деградации.

Наиболее значимую роль в навязывании негативных стереотипов поведения и в установлении новой «шкалы дозволенного» играют средства массовой информации, сила влияния которых соизмерима с институтом семьи и педагогическим воздействием.

Список литературы

Осипова Л. Б., Устинова О. В. Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6(21). - С. 95-100.

Ustinova O. V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia.Scopus.// LifeSciJ 2014;11(8s):465-468] (ISSN:1097-8135).

Устинова О. В. Соболев С. Е. Роль информационных технологий в жизни общества. Современные тенденции в образовании и науке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 ч. - 2013. - С. 130-131.

Пивоварова И. В., Устинова О. В. Кризис современной семьи: понятие и причины. Современные тенденции в образовании и науке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2013 г.: в 26 ч. - Тамбов, 2013. - С. 119-120.

Устинова О. В., Артюхов А. В. Влияние ценностных ориентаций граждан на их репродуктивное поведение // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2012. - № 4. - С. 56-60.

Устинова О. В., Гарабажий В. А. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. - 2010. - № 4. - С. 203-204.

Хайруллина Н. Г. Опыт изучения этнокультурных процессов Тюменской области. Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах РФ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань, 2014. -338-340.

Садыкова Х. Н. Этнокультурная ситуация в Тюменской области // Социосфера. - 2013. - № 3. - С. 173-176.

Khairullina N. G., Sadykova K. N. Interaction between generations: a sociological approach // World applied sciences journal. - 2014. -т. 31. - № 1. - P. 124-127.

Сведения об авторах

Пилипенко Любовь Митрофановна, к. э. н., доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление и право», Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень, тел. 89097348719

Фарахутдинов Шамиль Фаритович, к. с. н., доцент кафедры «Социология», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)453523

Дейнеко Станислав Владимирович, соискатель кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456

Pilipenko L. M., Candidate of Science in Economics, associate professor of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Architectural University, phone:

Farahutdinov Sh. F., Candidate of Science in Sociology, associate professor of the chair of Sociology, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453523

Deineko S. V. applicant for a scientific degree of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.