Далее стоило бы приступить к разработке специального Федерального закона «Об общественной безопасности в Российской Федерации». В отличие от Концепции, такой закон позволит нормативно закрепить по -нятийный аппарат, принципы, цели, правовые механизмы обеспечения общественной безопасности и т. д. Его принятие если не поставит окончательную точку в научных спорах по рассматриваемой проблеме, то создаст прочный правовой фундамент для будущих разработок в сфере общественной безопасности [3].
Список литературы
Агабалаев М. И. Развитие теории и практики административно-правового режима обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Люберцы, - 2013. - С. 14.
Васильев Ф. П., Дульцев М. В., Тарабрин С. В., Дугенец Д. А. О проекте Федерального закона «Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» //Административное право и процесс. - 2011. - № 2. - С. 24-26.
Гирько С. И. О Концепции общественной безопасности в Российской Федерации до 2020 года и перспективах развития законодательства в сфере обеспечения общественной безопасности // Аналитический вестник Совета Федерации. 2013. - N° 18 (502).
Коротченков Д. А. Организация административно-правовой охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Хабаровск, 2006. - С. 11.
Концепция национальной безопасности. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300. соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утратила силу // Собрание законодательства РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.
Концепция общественной безопасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kremlin.ru/acts/19653.
Сапожников А. И. Административно-правовой режим общественной безопасности: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Москва.
- 2006.
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // РГ. 19 мая 2009.
Сведения об авторе
Чапчиков Сергей Юрьевич, к. ю. н., доцент кафедры «Теория государства и права», Юго-Западный государственный университет, г. Курск, тел. 9612651620, e-mail: [email protected]
Chapchikov S. Yu., PhD, associate professor of the chair «Theory of State and Law», South- West State University, phone: 9612651620, e-mail: [email protected]
УДК 070.1
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК «ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ»
MASS MEDIA AS «THE FORTH POWER»
В. Устинова
O. V. Ustinova
Ключевые слова: общество, духовно-нравственное развитие общества, ценности, социализация,
средства массовой информации Key words: society, spiritual and moral development of society, values, socialization, media
Наиболее значимую роль в навязывании негативных стереотипов поведения и в установлении новой «шкалы дозволенного» играют средства массовой информации, сила влияния которых соизмерима с институтом семьи и педагогическим воздействием. В статье анализируется процесс активного воздействия средств массовой информации на духовно-нравственные установки общества, результатом которого является деградация духовно-нравственного развития общества.
The most significant role in imposing negative stereotypes of behavior and mouth-ment of a new «scale permitted» media play, the power of influence which is commensurate with the institution of the family and educational impact. The article analyzes the process of active media exposure on the spiritual and moral principles of society, resulting in a degradation of the spiritual and moral development of society.
Духовно-нравственное развитие общества в условиях социальных изменений может протекать вполне успешно, если рассматривать человека как высшую ценность, а идеи антропоцентризма и гуманизма — основой общественных процессов. Переход к прогрессивному информационному обществу не исключает, что средства массовой информации могут стать доминирующим агентом социализации личности, тем более что важным атрибутом информационного общества выступает так называемое «информационное сознание», которое является продуктом нарастающей информатизации и лежит в основе глобального информационного пространства. Нельзя не согласиться на с Л. Г. Исаевой, что средства массовой информации «являются наиболее доступным и влиятельным механизмом формирования личности» [1].
Изучение роли средств массовой информации в современном обществе призвано пролить свет на вопрос трансформации имеющих место в обществе практик и ценностных установок через призму возможности обеспечения внутреннего роста конкретных индивидов с учетом полиструктурности духовной жизни.
Нельзя не согласиться с тезисом И. С. Кон о том, что влияние средств массовой информации ограничено имеющими место механизмами индивидуального и группового преобразования данных, включающими в себя
Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 4, 2014
отбор, оценку и интерпретацию сообщаемой информации [2]. К. В. Рубчинский отмечает, что средства массо -вой информации обеспечивают косвенное общение, имеющее одностороннее воздействие (за исключением се -ти Интернет), а следовательно «без непосредственного личностного контакта это общение носит преимущественно односторонний характер, но эта форма имеет немалое значение для расширения пространственно -временных рамок бытия личности, обогащения всей системы ее отношений с миром» [3]. Таким образом, следует признать роль средств массовой информации в изменении свойств души индивида: нравственные аспекты человеческого бытия становятся более значимыми, нежели материальные [4].
Принимая за основу альтернативную точку зрения, согласно которой масс-медиа выступают активным субъектом воздействия на уровень духовно-нравственного развития общества, ученые рассматривают средства массовой информации как «четвертую власть».
При таком подходе средства массовой информации устанавливают систему ценностей, позволяющих индивидам вырабатывать собственную оценку приемлемости или неприемлемости формальных правил, лежащую основе макросоциальной идентичности, отсылающей к вопросам духовно-нравственного развития. Поскольку уважение к закону, то есть к формальной власти, — одно из проявлений духовно-нравственного развития, то просоциальные нормы и ценности в рассматриваемом контексте предстают как «надзаконная» система поведе -ния, вводящая дополнительные внутриличностные и общественно разделяемые регуляторы тех социальных практик, которые законом прямо не запрещены, но вступают в противоречие с духовно-нравственными установками. В этом смысле уместным будет обратиться к Закону «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1, который содержит исключительный перечень запрещенных к распространению по их каналам образцов негативных социальных практик. Если буквально, то под запретом находятся пропаганда терроризма, экстремизма, порнографии, культа насилия и жестокости, производства и распространения наркотиков. Все прочие пороки общества, коих можно насчитать не один десяток, прямо к транслированию средст -вами массовой коммуникации не запрещены. Данная диспозитивная норма права очень часто является предме -том злоупотреблений со стороны телеканалов, прессы и администраторов интернет-сайтов.
Исходя из возможности влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества, можно констатировать, что они действуют в интересах собственников или иных стейкхолдеров. Заинтересованные стороны адресуют средствам массовой информации запрос на специфический контент, содержание и направленность которого нередко способствуют девальвации духовных и нравственных установок общества или отдельных его групп (например, когда необходимость поддержания здорового образа жизни дискредитируется завуалированной пропагандой активного употребления спиртных напитков).
На этом фоне имеет место деградация информационной культуры общества, традиционные институты социализации вытесняются информационным потоком, главная характеристика которого — популярность, как реакция на неудовлетворенность каких-либо ценностей (рисунок).
Рисунок. Схема активного воздействия средств массовой информации на духовно-нравственные установки общества
Достигаемое таким образом снижение уровня духовно-нравственного развития, являющееся основной или побочной целью заинтересованных сторон, запускает рекурсивный механизм девальвации запрашиваемых от средств массовой информации установок. В результате спрос рождает предложение, и в обществе возникает эффект «снежного кома», когда падение норм нравственности и духовности в средствах массовой информации повышает интерес к ним и обусловливает дальнейшее обесценивание транслируемых духовно-нравственных установок. Принимая во внимание уровень развития информационных технологий, авторы считают описанный сценарий вполне реалистичным.
Таким образом, следует считать очевидным признание средств массовой информации активной стороной процесса воздействия на духовные идеалы и нравственные ориентиры общества. Это выводит на передний план необходимость поиска, разработки и адаптации механизмов управления духовно -нравственным развитием общества.
Список литературы
Исаева Л. Г. СМИ как фактор формирования духовной культуры российского общества: дис. канд. филос. наук. - Уфа, 2005. -
148 с.
Кон И. С. Эстафета поколений // Коммунист. - 1987. - № 4. - С. 99-104.
Рубчевский К. В. СМИ и проблема развития личности // Философия и общество. - 2006. - N° 1. - С. 117-131.
Осипова Л. Б., Устинова О. В. Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6 (21).- С. 95-100.
Сведения об авторе
Устинова Оксана Вячеславовна, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456
Ustinova O. V., Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the chair of «Мarketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
УДК 316. 3
ЧЕРЕЗ НООСФЕРОЛОГИЮ — К НООСФЕРНОМУ ВИДЕНИЮ МИРА
THROUGH A NOOSFEROLOGY — TO THE NOOSPHERE VISION OF THE WORLD
А. Беззубцева
N. A. Bezzubtseva
Ключевые слова: ноосфера, техносфера, цивилизация, аксиология, экология Key words: Noosphere, technosphere, civilization, axiology, ecology
статье подчеркивается, что отечественная социология накопила значительный опыт в проведении ноосферных исследований. Осмысление ноосферной динамики и будущего России в эволюционно-синергетических представлениях получает важный методологический инструментарий, обеспечивающий правильный выбор стратегии развития страны.
In the article it is emphasized that the domestic sociology as science has gained up a considerable experience in carrying out noosphere researches. The understanding of noosphere dynamics and Russia future in evolutionary and synergetic representations receives important methodological tools providing a correct selection of the country development strategy.
Картина ноосферной реальности является своеобразным мостиком между социальной проблематикой и ноосферологией (наукой о ноосферном миропостроении). Ноосферный подход формируется в недрах учения о ноосфере. Ноосферология представляет собой междисциплинарную интегративную область научного познания. Она охватывает весь комплекс знаний о ноосфере, законах и тенденциях ее становления и развития, представ -ляется как часть исследования будущего, которая акцентирует внимание на выживании человечества путем развития нравственного гуманизированного и экологизированного разума, прогнозирования безопасного устойчивого будущего посредством становления ноосферного коллективного интеллекта на базе средств инфор -матики.
настоящее время широкое распространение получило учение ноосферологии, осмысливающее единство мира исходя из концепции биосферы и перехода ее в ноосферу. Ноосферология исследует процесс становле -ния и преобразования сферы разума. А. М. Буровский [1] выделяет несколько направлений ноосферологии, каждое из которых базируется на одной из принципиальных, сущностных сторон:
• рассмотрение глобального с позиций естественнонаучной картины мира;
• глобальная эволюция рассматривается как последующие стадии планетогенеза — биогенеза — но-огенеза, закономерно сменяющие друг друга;