Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ PR-ИНСТРУМЕНТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА'

ОСОБЕННОСТИ PR-ИНСТРУМЕНТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ PR-ИНСТРУМЕНТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА»

новые ПБУ не применяются на практике. Многие эксперты связывают это с тем, что применение новых ПБУ приведет к усложнению финансовой отчетности, а значит и к увеличению трудоемкости при их составлении. В первую очередь это связано с необходимостью раскрытия в ней большего количества информации для заинтересованных пользователей. Без сомнения, один лишь бухгалтер с таким объемом работ не справится. Для составления полноценного отчета о движении денежных средств ему потребуется помощь работников финансовой службы. Также техническое приближение к МСФО потребует от организации немалых финансовых и трудовых вложений. То есть можно сделать вывод, что для применения современных ПБУ, приближенных к МСФО, необходима полноценный бухгалтерский аппарат, что не всегда возможно для фирмы, особенно для небольших.

Использованные источники:

1. Российская Федерация. Приказы. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]: федеральный закон № 180: одобрено Министерством Финансов 1 июля 2004 г. // Система КонсультантПлюс, 2013

2. Российская Федерация. Приказы. О введение в действие Международных Стандартов Финансовой Отчетности и разъяснений Международных Стандартов Финансовой отчетности на территории Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федеральный закон № 160н в ред 18.07.2012 N 106н: одобрено Министерством Финансов 25 ноября 2011 г. // Система КонсультантПлюс, 2013

3. Справочная система Консультант [Электронный ресурс] http: //www. consultant.ru/

4. Концепция бухгалтерской отчетности. [Текст] учеб. для вузов по спец. «Бух.учет, анализ и аудит» : / Л.Н. Егорова - Новосибирск: НГУЭУ, 2012.

Патутина Н.А., кандидат педагогических наук доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Московского психолого-социального университета

Россия, г.Москва

ОСОБЕННОСТИ PR-ИНСТРУМЕНТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Важным инструментом продвижения услуг на рынке социально-культурного сервиса и туризма является PR (public relation). Эта функция менеджмента направлена на установление и поддержание гармоничных отношений с разнообразными группами общественности, на реализацию программы действий для возникновения общественного понимания и принятия.

Основой работы по связям с общественностью является воздействие на состояние общественного мнения. Большинство акций PR в сфере СКСиТ проводятся с целями:

1) сформировать у потребителей позитивное мнение в отношении компании или производимой услуги;

2) в случае отсутствия общественного мнения сформировать его;

3) формирование и поддержание отношений благосклонности к компании и ее услугам.

Для достижения этих целей компании используют разнообразные РЯ-инструменты, с помощью которых специалисты по РЯ могут влиять на состояние общественного мнения и достигать поставленных целей.

Среди РЯ-инструментов, активно используемых в работе современных туристических компаний, важное место занимает организация рекламных поездок. Такие поездки бывают двух типов: для клиентов и для сотрудников туристских агентств. Первый тип рекламных поездок предполагает участие клиентов в каких-либо акциях, направленных на стимулирование потребителей, например, в лотереях, конкурсах, и в качестве вознаграждения победителю (выигрыш) - дешёвое или бесплатное путешествие. Целью такой акцией является создание хорошего впечатления у клиента как о туристской дестинации, так и о туристской компании. Другой тип рекламных поездок, организуемых для сотрудников туристских агентств, также предполагает почти бесплатную туристическую поездку. Целью такой акции является ознакомление потенциальных агентов с возможностями отдыха и налаживание деловых связей. [3; 4]

Особую роль в РЯ в сфере социально-культурного сервиса и туризма играют специальные мероприятия, выступающие одним из инструментов управления общественным мнением, позволяющим привлечь внимание к новому продукту или уже имеющемуся набору услуг компании. Перечень специальных событий для решения задач РЯ в данной сфере близок к тем событиям, которые применяются в других сферах бизнеса - это презентации, выставки, ярмарки, пресс-конференции, круглые столы. Все это позволяет туристским компаниям и компаниям, реализующим социально-культурную деятельность, представить реализуемые услуги, расширить рынок сбыта, найти новых партнеров, обменяться опытом работы с коллегами.

В силу специфики сферы деятельности компаний наиболее актуальными являются мероприятия, которые отличаются неординарностью идеи, красочностью, интерактивностью. Примером такого мероприятия является праздник «Русская закваска», который проводится с целью продвижения событийного туризма в туристко - рекреационной зоне «Елец». Праздником был охвачен практически весь город, так как на улицах города действовало несколько площадок. На площадке «город мастеров» представлены такие традиционные промыслы, как кружево, резьба по дереву, ковка, керамика и другие ремесла. На «Обжорных рядах» ельчанам и гостям города предлагается отведать такие продукты традиционной русской кухни, как квас, окрошка, блины, пироги. Особенностью праздника является возможность увидеть процесс изготовления практически всех

представленных товаров народных промыслов. Еще одна черта праздника «Русская закваска» - широкое разнообразие мастер-классов, на которых все желающие могут попробовать свои силы в росписи керамических игрушек, рисовании, создании оригами, изготовлении тряпичной куклы. Данное мероприятие, проведенное впервые, вызвав интерес у местных жителей и туристов, стало традиционным, положив начало фестивалю событийного туризма в туристско-рекреационной зоне «Елец» и созданию специального тура «Русская закваска», который приобретает популярность как на отечественном, так и на международном рынке туруслуг. [1]

Актуальной формой организации мероприятий в настоящее время является флешмоб («FlashMob»), что в переводе с английского означает «моментальная толпа». Суть мероприятия состоит в том, что в ходе акции, проводимой в общественном месте, группа людей совершает необычные и абсурдные, с точки зрения сторонних наблюдателей, действия. Важную роль при этом играет креативность идеи - чем акция более необычная и яркая, тем больше она вызывает интерес и лучше запоминается. Эта черта является основной характеристикой флешмоба как инструмента PR, дающего позитивный эмоциональный заряд, привлекающего внимание и создающего доброжелательное отношение к продвигаемому товару или бренду. [6]

В сфере туризма и социально-культурной деятельности флешмоб как инструмент продвижения компании и ее услуг на рынке пока используется не достаточно активно, возможно, в связи со слабой разработанностью технологии организации такой PR-акции. Вместе с этим существует практика успешного применения флешмоба в деятельности туристских компаний. Так, компания TEZ TOUR (литовское подразделение) в Международный день туризма организовала флешмоб в главном зале вылета международного аэропорта Вильнюса. Мероприятие было организовано в 13-00, в то время, когда в зале аэропорта было большое количество пассажиров. Акция состояла в том, что группа людей в форме работников авиакомпании начала исполнять танцевальную композицию в зале аэропорта. Постепенно к танцующим стали присоединяться другие люди, похожие на обычных пассажиров. Акция закончилась так же внезапно, как и началась, заняв всего несколько минут. В целом в мероприятии приняло участие более 100 танцоров. Для пассажиров, находящихся в этот момент в аэропорту такое неожиданное действо оказалось очень привлекательным и вызвало у них положительные эмоции. [5]

Таким образом, говоря об использовании специальных мероприятий в PR-деятельности компаний сферы социально-культурного сервиса и туризма, следует отметить, что факторами их эффективности выступает креативность идеи, неординарность организации, а так же интерактивность, направленная на вовлечение представителей целевой аудитории в участие в действии.

Еще одним инструментом PR, который применяется для решения задач установления отношений с общественностью и управление ими, является работа со средствами массовой информации. В русле этого направления деятельности публикации в газетах и журналах являются достаточно недорогим (в сравнении с другими формами взаимодействия со СМИ) и эффективным инструментом в плане информирования целевых аудиторий о себе и своей деятельности.

Выделяют несколько типов PR-текстов, которые используются для публикаций в СМИ. Наиболее употребительными в практике деятельности современных компаний являются:

пресс - релизы, содержащие сообщение о предстоящих или завершившихся мероприятиях или событиях;

занимательные статьи, особенность которых состоит в том, что они содержат информацию, вызывающую живой интерес у читателей и описывают эмоционально, возможно, с юмором, события, связанные с деятельностью субъекта PR, с использованием продукции (или услуг), что делает публикацию привлекательной для целевой аудитории;

обзорные статьи, которые в основном создаются для профессиональных профильных изданий с целью анализа рынка, определения позиции компании среди конкурентов, для акцентирования внимания на особенностях деятельности компании, или ее продукции, по сравнению с аналогичными показателями конкурентов;

имиджевые статьи, разновидностью которых могут быть биографии, истории компаний - этот вид публикации направлен на создание или поддержание положительного имиджа либо организации, либо лица (например, руководителя компании), такие публикации зачастую содержат факты, не подвергающиеся сомнению, как правило, текст могут сопровождать фотографии, придавая ему более достоверный характер;

авторские статьи, которые публикуются за подписью первого лица компании и представляют его в качестве эксперта в определенной области (чаще всего - в профессиональной). [2]

С целью выявления специфики PR-текстов, используемых компаниями сферы социально-культурной деятельности во взаимодействии со СМИ, был проведен анализ 23 выпусков (номеров) таких журналов, как «Праздник», «Культура и время», «Мир выставок», «Антураж», «Дом культуры» в период с 2009 по 2012 год. Для анализа выбирались публикации, относящиеся по характеру к PR текстам и имеющие узнаваемый субъект PR. В результате было отобрано 272 публикации, отвечающих названным требованиям. Анализ показал, что среди выбранных материалов 97 публикаций (35,7 %) имеют форму пресс-релиза, 95 публикаций (34,9 %) - форму занимательной статьи, 54 публикации (19,8 %) представлены в форме интервью, а 26 имеют формат биографии, что составляет 9,6 %. Как видим - наиболее используемой формой представления PR-информации в прессе о

деятельности компаний социально-культурной сферы выступает пресс-релиз, что связано во многом с большей простотой представления информации в таком формате по сравнению с подготовкой материалов другой формы. Преобладание так же формата занимательной статьи в анализируемых материалах можно отнести к специфике компаний - сфера социально-культурной деятельности позволяет создавать информационные материалы, заинтересовывающие читателей сюжетом, разнообразием ситуаций, яркостью описаний, что делает публикацию интересной и привлекательной.

В статье названы лишь некоторые из инструментов PR, которые активно используются современными компаниями сферы социально-культурного сервиса и туризма. В зависимости от направления деятельности предприятия арсенал таких инструментов расширяется и приобретает специфические черты. Важной тенденцией PR-деятельности компаний в сфере СКСиТ является активизация взаимодействия с разнообразными группами общественности, использование современных коммуникационных технологий в работе по формированию и поддержанию благоприятного имиджа компании.

Использованные источники:

1. Брисов Ю. «Русская закваска» в Ельце //АиФ-Липецк. - 2012. - №20. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.chr.aif.ru/culture/article/47300

2. Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. - СПб.: Питер, 2010.

3. Рутковская Т. Специфика PR в сфере VIP-туризма. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pr-club.com/pr_lib/pr_raboty#204;

4. Степанова Е. PR в туризме. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pr-club.com/pr_lib/pr_raboty/earlier/turizm.shtml

5. http://tourdom.tv/sobytie/fleshmob-v-chest-mezhdunarodnogo-dnya-turizma/

6. http://www.ip-promotion.ru/doc/40

Пекач С.И.

студент специальности «Государственное и муниципальное управление» факультета информационных технологий и управления

Мингазова З.Р., к.полит.н. старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет» ПРОБЛЕМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ДЕТЕЙ В РФ Семья является одной из форм существования человека, в которой закладываются основы его полноценного физического, духовного, интеллектуального, психического развития. Статья 38 Конституции РФ закрепляет, что забота о детях и их воспитание является равным правом и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.