Научная статья на тему 'Особенности повышения качества подготовки студентов по общетехническим дисциплинам'

Особенности повышения качества подготовки студентов по общетехническим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челтыбашев А. А.

Рассматриваются общие аспекты технологии обучения методологии научно-исследовательской деятельности студентов специальности «технология и предпринимательство» в процессе изучения общетехнических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности повышения качества подготовки студентов по общетехническим дисциплинам»

2. Вардонян Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / Под науч. ред. В. А. Сластенина. - М.: МПГУ 2002.

3. Бутенко И. А. Что привлекает студентов в учебном процессе? // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2000. - № 1.

4. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И. Интерактивный семинар: кризис жанра, надежд или поиск перспектив (Электронный ресурс). Режим доступа к ст.: http://charco,narod.ru/tekst/obuch_prep/Grig-Gub_2.htm, свободный.

5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М., 1989.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

© Челтыбашев А.А/

Мурманский государственный педагогический университет,

г. Мурманск

Рассматриваются общие аспекты технологии обучения методологии научно-исследовательской деятельности студентов специальности «технология и предпринимательство» в процессе изучения общетехнических дисциплин.

Проблема подготовки специалистов соответствующих современным требованиям является основной задачей ВУЗов. При этом необходимо учитывать, что рост знаний опережает внедрение их в образовательный процесс как минимум на 3-5 лет. Поэтому выпускник уже владеет устаревшими знаниями. Особенно заметно это отставание при подготовке специалистов в области техники. Поэтому возникает необходимость не только создавать у обучающихся определенный багаж знаний, но и научить методике самостоятельного получения новой информации и умению ее применять на практике.

Для обучения студентов большинству общетехнических дисциплин в преподавательской практике очень широко используются разнообразные расчетные работы, представляющие собой задачи. В исследованиях М.М. Зиновкиной убедительно доказывается, что задачи, которые решают студенты в процессе обучения, в корне отличаются от реальных творче-

♦ Старший преподаватель кафедры Технологии и дизайна

ских задач, с которыми будущему специалисту предстоит столкнуться в реальной жизни, и это деморализует молодого специалиста. Проводимые учебные исследования зачастую не несут в себе элементов новизны, а лишь являются повторением чужих экспериментов по определенному заранее алгоритму. Поэтому, придя на работу и, решив, заняться организацией исследовательской деятельности молодой педагог вдруг осознает, что он не знает как выбрать достаточно новую проблему, спланировать и провести эксперимент. Еще хуже обстоят дела с разработкой проектов новых конструкций и изделий, которые требуют решения ряда технических и технологических задач. Впервые столкнувшись с настоящей творческой задачей, он получает психическую травму, а неудачные попытки решить несколько задач методом проб и ошибок приводят его к выводу, что способностей у него нет и нечего лезть в творчество, т.е. убивают его интерес к саморазвитию [2].

Для решения данной проблемы в процессе обучения общетехническим и специальным дисциплинам необходимо использовать задания и задачи, направленные на развитие творческого потенциала будущего специалиста и не имеющие однозначного решения. При решении подобных задач и заданий студентам необходимо провести самостоятельный анализ ситуации, сделать отбор методов, выдвинуть предположения и обосновать полученные результаты.

Для эффективного внедрения данной системы учебных исследовательских задач и заданий в образовательный процесс необходимо предварительно обучить студентов методике позволяющей находить решения поставленных задач.

В ходе решения предлагаемых задач и заданий студенты учатся не только проводить мини-исследования, но и критически оценивать процесс и результаты своей деятельности. Рефлексия процесса поиска путей решения проблемы или технического противоречия позволяет студентам корректировать свои действия уменьшая число «тупиковых» умозаключений и совершенствуя свои научно-исследовательские навыки.

Использование проблемных задач и заданий позволяет овладеть обучающимся построением и организацией научно-исследовательской деятельности, средствами и методами научно-исследовательской деятельности, временной структурой деятельности, самоанализом процесса научно-исследовательской деятельности и полученных в ходе ее результатов. Поэтому система заданий должна быть ориентирована на формирование всех этих компонентов. При этом система заданий должна быть ориентированна на практику, т.е. желательно чтобы решаемые задачи являлись реальными и ориентированны на современные технические проблемы.

Наиболее часто процесс обучения выстраивается по принципу от простого к сложному. Использование разноуровневых заданий позволяет по-

высить технологичность учебного процесса. Реализация данного подхода способствует использованию заданий творческого характера с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также более четко оценить уровень усвоения изучаемой дисциплины и эффективность используемой системы обучения.

Использование в процессе обучения студентов общетехническим дисциплинам элементов ФСА (функционально-стоимостного анализа) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) позволило повысить качество подготовки и интерес к решаемым задачам. Наблюдения за ходом решения студентами предлагаемых заданий и анализ данных, полученных в ходе наблюдения, позволили выявить типичные трудности при решении творческих технических задач, которые встречаются у студентов наиболее часто.

К трудностям можно отнести преобладание образного или понятийного плана решения задач, отсутствие тесного взаимодействия между ними. Понятийный путь решения заключается в установлении причинно-следственных отношений между элементами технической системы. Но если он слабо подкреплен живыми представлениями о реальном объекте, то успешность решения будет невелика. Обратный случай, когда имеется образный план, мало связанный с логикой причинно-следственных зависимостей, также сильно затрудняет решение.

Широко распространены ошибки, обусловленные слабым владением языком техники. Студенты на этапе понимания сути поставленной задачи, не могут уяснить ее смысл, так как не способны интерпретировать техническую информацию, содержащуюся в задаче. Поэтому этому компоненту подготовки необходимо уделить внимание при решении задач.

Наиболее часто встречаются ошибки, связанные со стереотипностью или «зашоренностью» мышления. При проведении лабораторных работ или практических работ рассматриваются типовые учебные технические задачи или конкретные примеры из опыта творческой деятельности. Студенты выполняют свое задание по аналогии с приведенными примерами, без учета особенностей рассматриваемой технической системы. Они не стремятся вникнуть в сущность задания и их решение носит поверхностный характер. Поэтому возникают значительные трудности с усвоением учебного материала, т.к. каждое задание носит индивидуальную особенность, позволяющую освоить определенные способы и методы деятельности.

Знание традиционных ошибок студентов в процессе решения творческих технических задач позволяет найти пути по их устранению и корректировке системы подготовки.

Апробирование данной системы заданий позволило повысить качество знаний студентов по общетехническим дисциплинам, что нашло отражение в контрольных срезах на определение уровня остаточных знаний.

Список литературы:

1. Альтшуллер Г. Как делаются открытия: (Мысли о методике научной работы). - Баку, 1960. - 12 с. (рукопись).

2. Зиновкина М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии): монография. - М.: МГИУ 1996. - 283 с.

3. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.

4. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. -М., 1999.

5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975.

6. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учебное пособие / Под ред. М.М. Зиновкиной. -М.: Институт ИНФО, 2003.

7. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. - М., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.