Научная статья на тему 'Креативное инженерное образование'

Креативное инженерное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиновкина М., Гареев Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативное инженерное образование»

98

Высшее образование в России • № 6, 2000

М. ЗИНОВКИНА, профессор Р. ГАРЕЕВ, профессор Межвузовский научно-образовательный центр инженерного творчества Московского государственного индустриального университета

Креативное инженерное образование

Новые экономические отношения ведут к смене традиционной образовательной парадигмы. До сих пор традиционное образование в вузе является фактологическим, т.е. предполагает передачу студентам готовых знаний, умений и навыков. Одним из результатов такой репродуктивной деятельности стало не формирование творцов,а потребителей знаний.

Новые взгляды на инженерное образование заключаются в целенаправленном развитии творческого потенциала будущего специалиста. Если человек не развивает данные ему природой творческие способности, он обкрадывает себя. Психологами установлено, что «готовые» знания, факты не способствуют формированию самостоятельности студентов, ослабляют их внутреннюю мотивацию и приводят к невостребованное™ потенциала личности. Что касается учебных задач тренировочного характера, то они не имеют ничего общего с теми проблемами, именно поэтому в учебном процессе приоритетными должны стать формирование творческого инженерного мышления, развитие созидательных способностей соответствующей этим задачам мотивационной сферы.

Репродуктивная схема, на которой

строится традиционное обучение, для этой цели не годится, поскольку не задействована на полную силу мысль. Расширение ядра знаний должно осуществляться студентом самостоятельно, в процессе поисковой (исследовательской) деятельности.

Важной составляющей учебного процесса должно стать изучение студентами способов творческой деятельности, знание ее механизмов и методологии, формирование умений, необходимых для ее деятельности.

При построении такого учебного процесса важно выдержать принцип преемственности. Это можно обеспечить системой непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов (НФТМ), - которая разработана М.М. Зиновкиной. Схематически она выглядит так:

НФТМ

Эта система, включающая в себя все образовательные уровни, является одновременно подсистемой, в рамках под-технического вуза.

Вузовская жизнь

99

В практическом виде система НФТМ предусматривает комплекс творческих заданий и проектов, где приобретение знаний происходит в процессе создания студентом собственного оригинального интеллектуального продукта (идей, гипотез, изобретений, исследований, компьютерных программ и др.) в сотворчестве с преподавателем.

Выполнение столь сложной задачи по развитию творческого потенциала личности студента невозможно обеспечить фрагментарными изменениями сложившейся традиционной системы образования. Требуются радикальные изменения как в схеме познавательной деятельности, так и в содержании, методах, средствах, организационных формах и педагогических условиях обучающей среды с учетом психологических особенностей личности каждого студента. Они должны быть адекватны новым целям и задачам креативной образовательной системы. Эти кардинальные изменения позволят будущему инженеру легко адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Новые образовательные стандарты высшей школы, конечно, декларируют развитие личности, однако существенно ограничивают возможности для реализации этого утверждения. Так, например, инвариантная часть стандарта предусматривает формирование ка-

честв творческой личности, но фактически творческий компонент в ней не отражен. Получается так, что это положение остается на уровне декларации как это реализовать на практике -вот в чем все дело. Нам думается, что в первую очередь креативную, творческую подготовку должны пройти сами преподаватели по основам инженерного творчества и компьютерной интеллектуальной поддержке мышления, а также по овладению креативными педагогическими технологиями. Крайне необходима в этом поддержка со стороны Министерства образования и ректоратов вузов, определяющих образовательную политику.

Креативная технология должна охватывать как социально-гуманитарный цикл дисциплин, так и общенаучный, общетехнический и профилирующий циклы, а также инженерно-производственную подготовку.

Итак, для реализации этих задач в первую очередь требуется создание педагогического корпуса новой формации приверженного идее развития творческой личности, владеющего интеллектуальным инструментарием современной методикой и методологией.. Достойной целью преподавателя должно стать формирование и развитие духовно богатого, творчески мыслящего и действующегоЧеловека.

Реклама в образовательном ракурсе

Кто только не занимается в наши дни . рекламой! С назойливостью, родственной беспределу, она «достает» нас везде и повсюду - со страниц газет и журналов, рекламных изданий, аудиовизуальных средств массовой коммуникации - вплоть до интернета! Порядоч-

ные специалисты и ловкие проходимцы, нюхом чувствующие запах лакомого «куска», разного рода предприниматели и просто люди, желающие подработать - кого только нет на рекламных магистралях, перекрестках и в тупиках дикорастущего рекламного бизнеса!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.