Научная статья на тему 'Некоторые теоретические аспекты использования контекстного подхода как решения проблемы формирования профессиональной компетентности будущего экономиста в области информатики и информационных технологий'

Некоторые теоретические аспекты использования контекстного подхода как решения проблемы формирования профессиональной компетентности будущего экономиста в области информатики и информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чирков С. В.

Формирование профессиональной компетентности экономиста в области информатики и информационных технологий является важной задачей. Одним из путей ее решения является использование технологии контекстного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чирков С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретические аспекты использования контекстного подхода как решения проблемы формирования профессиональной компетентности будущего экономиста в области информатики и информационных технологий»

Результаты эксперимента отслеживались с помощью двух способов: теста Беннета и обучающей диагностики представляющей собой исследовательские учебные задачи и подтвердили эффективность использования разработанной системы подготовки, что видно из табл. 1 и 2. Проведенная статистическая обработка данных, показала достоверность полученных результатов. Поэтому можно утверждать, что разработанная специальная система заданий эффективно обучать студентов специальности «Технология и предпринимательство» основаниям методологии научно - исследовательской деятельности.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Педагогика. - 1990. - № 7. - С. 59-60.

2. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. -191 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.: (Серия «Мастера психологии»);

4. Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. Теория и инновационные креативные педагогические технологии: Монография. -М., 2003.

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА КАК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Чирков С.В/

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

Формирование профессиональной компетентности экономиста в области информатики и информационных технологий является важной задачей. Одним из путей ее решения является использование технологии контекстного обучения.

♦ Аспирант кафедры Информатики и дискретной математики

Недостаточный уровень умений, навыков и способностей работы с информацией на основе современной компьютерной техники у персонала становится препятствием для оптимального и эффективного развития современного общества. Возникает необходимость устранения несоответствия между требованиями, предъявляемыми информационным обществом к условиям жизни и трудовой деятельности и недостаточностью уровня информационной культуры специалистов.

Анализ подготовки студентов экономических специальностей, проведенный автором за время работы на кафедре Автоматизированной обработки информации Экономического Института НГАУ(2007-2008 гг.), а также изучение государственных стандартов по экономическим специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии АПК» указали на низкий уровень профессиональной подготовки специалиста, способного работать в условиях информатизации общества.

Обработка экспериментальных данных по определению уровня информационной культуры студентов первого и второго курсов Экономического Института НГАУ, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии АПК», показала, что применение традиционной методики имеет недостаточную эффективность в плане качественной подготовки студентов в области информатики и информационных технологий. Кроме того, в результате изучения направленности учебной мотивации [3] было установлено, что студенты, обучающиеся по обозначенным выше специальностям, в большинстве своем не видят необходимости изучения информатики для своей будущей профессиональной деятельности. С их точки зрения, изучение информатики не является процессом получения знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач, а имеет абстрактный характер.

В результате выявления низкой эффективности традиционной методики обучения, была осознана необходимость разработки новой эффективной технологии обучения студентов, которая способствует эффективному формированию как предметных знаний, умений и навыков, так и профессионально значимых качеств будущего специалиста экономического профиля. Таким образом, обучение должно ориентироваться на содержание будущей профессиональной деятельности студента, а целью изучения информатики и информационных технологий студентами экономических специальностей вузов должно являться формирование их информационной культуры, знаний, умений и навыков по использованию информационных технологий, в повседневной жизни и профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

На наш взгляд, одним из путей решения этой проблемы является альтернатива традиционного подхода к обучению - контекстное обучение.

Согласно А.А. Вербицкому [2] одной из основных целей профессионального образования является формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности обучаемого в период его обучения. Контекстный подход предполагает овладение обучающимися целостной профессиональной деятельностью. При таком обучении моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, а это обеспечивает условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Технология контекстного обучения обеспечивают творческое развитие личности будущего специалиста.

«Контекстное обучение ориентировано на то, что знания, умения, навыки даются не как предмет, на который должна быть направлена активность студента, а в качестве средства решения задач деятельности специалиста» [4]. «Контекстное обучение рассматривает учение и труд не как разные виды деятельности, а как два этапа развития одной и той же деятельности в генезисе» [1].

К профессионально значимым качествам специалиста экономического профиля можно отнести экономическое мышление, организаторские и коммуникативные способности, предприимчивость, лидерство, самоорганизацию, ответственность. Овладение знаниями, умениями, навыками, а также формирование вышеперечисленных качеств целесообразно осуществлять за счет использования системы профессионально-направленных задач. Таким образом, акцент в процессе обучения необходимо делать на использование проблемных ситуаций и познавательных задач, наполненных профессиональным содержанием.

По мнению автора при проведении занятий по дисциплине «Информационные технологии в экономике» в рамках курса информатики целесообразно применять технологию контекстного обучения.

При использовании методов активизации деятельности обучающихся при подготовке студентов экономических специальностей вуза в области информационных технологий в основе работы преподавателя и студента лежит понятие учебной ситуации как разновидности практических заданий. В ходе анализа ситуаций, деловых и учебных игр, происходит профессиональное становление студента, его формирование как члена будущего коллектива.

Разработку практических заданий для дисциплины «Информационные технологии в экономике» целесообразно производить с учетом специфики специальностей студентов. Таким образом, предполагается разработка учебно-методических комплексов по направлениям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Экономика и управление на предприятии АПК». Это обусловлено различиями дальнейшей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по соответствующим специальностям.

На данный момент автором ведется создание и параллельное внедрение методических разработок, основанных на использовании технологии контекстного обучения, в преподавании студентам экономического института НГАУ дисциплины «Информационные технологии в экономике».

Организацию обучения информационным технологиям на начальном этапе, по мнению автора, следует проводить с помощью моделирования серии специфических учебных проблемных ситуаций. Постепенно необходимо переходить к более сложной - групповой - организации работы студентов, в сочетании с проведением ролевых игр. На заключительном этапе обучения студентов построение практических занятий необходимо осуществлять в форме деловой игры.

По мнению автора, основными проблемами реализации контекстного подхода при разработке методической базы и организации обучения студентов экономических специальностей новым информационным технологиям, с которыми пришлось столкнуться, являются: недостаточный уровень разработок в области применения контекстной технологии обучения информатике и информационным технологиям студентов экономических специальностей; отсутствие у студентов подготовки в области специальных дисциплин, что вносит определенные коррективы в организацию и проведение занятий, а также проектирование комплексов практических заданий.

Подводя итог можно сделать вывод, что важной задачей, требующей решения, является разработка технологии обучения информатике и информационным технологиям, предназначенной для студентов экономических специальностей вузов, способной обеспечить достаточный уровень мотивации к изучению предмета, профессиональную направленность решаемых задач, а так же высокий уровень применения полученных знаний и умений в практической деятельности.

Список литературы:

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А. А. Вербицкий. - М.: Высшая. школа, 1991.

2. Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий / А.А. Вербицкий // Среднее профессиональное образование. - 1998. - № 1. - С. 24-34.

3. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. -2002. - № 2. - С. 42-45.

4. Лаврентьев Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Ч. 2. - Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 2002. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.