тивно задаваемым социокультурным опытом.
Субъективный опыт студента — это приоритетная, интегративная, социокультурная система качеств личности, включающая в себя жизненные, образовательные и профессиональные модели. Как структурная целостность субъ ективный опыт представляет собой совокупность знаний, умений личности, детерминированных этими моделями, выполняющих мотивирующую, операциональную, корректирующую и оценочную функции. В формировании личностно-профессиональной идентичности наиболее важной выступает корректирующая функция, так как она позволяет личности выступать субъектом осваиваемой деятельности при активном использовании видоизмененных и обогащенных имеющихся знаний, умений и навыков.
Важнейшим средством реализации субъектной включенности в формирование профессионально-личностной идентичности сотрудника МВД и будущего педагога является психолого-педагоги-ческое сопровождение процесса профессиональной подготовки. Оно понимается как создание разносторонних условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, взаимодействие педагогов и психологов с курсантами и студента-
ми педагогического вуза, которое направлено на разрешение возникающих проблем развития личности. Предполагаются также диагностика существа проблемы, ее причин и выбор наиболее эффективных способов решения. С этой целью эффективно применение и использование в образовательно-воспитательном процессе школы милиции и педагогического вуза психолого-педагогических консультаций, психотренингов, направленных на развитие и коррекцию профессионально важных качеств, формирование профессиональной идентичности и т. д. Процесс воспитания в школе милиции нацелен на обеспечение социально-профес-сионального становления будущего сотрудника МВД и будущего педагога, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении.
Опыт по использованию разработанной нами модели позволяет утверждать, что и курсанты школы милиции, и студенты педагогического вуза начинают выступать не только объектами, но и субъектами учебно-профессиональной деятельности, которые способны самостоятельно осуществлять интеграцию личностных и профессиональных качеств в процессе формирования профессиональной идентичности.
Поступила 07.09.06.
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. В. Лузина, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)
Автором представлена модель формирования познавательной активности у студентов экономического факультета вуза. В основу модели легла теория контекстного обучения. Результатом ее успешного внедрения в учебный процесс должен стать высокий уровень сформированности познавательной активности студентов.
Наибольшую актуальность в сфере нально ориентированные технологии, на-
высшего образования в настоящее вре- правленные на формирование личности
мя имеют инновационные профессио- профессионала, развитие у обучаемого
© X В. Лузина, 2006 167
способности к инновационной деятельности, накопление профессионального опыта, переориентацию приоритетов на процесс самообучения.
Профессионально ориентированная технология в системе высшего профессионального образования рассматривается учеными как система психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и студентов с учетом их способностей и склонностей, нацеленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей деятельности и профессионально важным качествам специалистов. Профессионально ориентированный подход к образованию осуществляется в контексте будущей профессиональной деятельности и предполагает овладение полем профессиональной активности. Знакомство с данным полем позволяет увидеть панораму профессиональной деятельности, ощутить личностные перспективы, осуществить прогноз; наглядно представить возможные варианты воплощения замыслов в результатах профессиональной деятельности, определить стратегию профессиональноличностного поведения после прохождения того или иного этапа обучения.
Познавательная активность в студенческом возрасте обусловлена социально-андрагогической спецификой обучения. Необходимость непрерывного обновления системы знаний связана с постоянным появлением в жизни взрослого человека проблем, решение которых требует от него дополнительного, часто самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, опыта деятельности, смены установок.
И. А. Колесниковой представлена классификация приобретаемых студентами знаний. Автор выделяет знания фундаментальные, прикладные, опережающие, сопровождающие, компенсирующие, корректирующие, развивающие, поддерживающие, дополняющие1.
Контекстный подход к обучению, технология которого была разработана
А. А. Вербицким, предполагает переход знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, с предметов, на которые направлена активность студента, в средства решения задач профессиональной деятельности2.
При разработке модели формирования познавательной активности нами учитывалась необходимость «встроенности» образования в содержание жизнедеятельности студента, что ставит его в активную позицию субъекта обучения.
Применительно к образованию свойство субъектности у взрослого человека выражается в способности самостоятельно формировать информационный запрос; возможности выбора модели обучения; осознанном принятии позиции в процессе обучения; опоре на способность к эмоционально-волевой, физиологической, мотивационно-потребностной саморегуляции в сфере образования; в стремлении и возможности привнести содержание своего жизненного опыта в содержание обучения.
Основными показателями, характеризующими позицию субъекта в процессе обучения, являются осознанность информационного запроса; ангажированность; способность к саморефлексии по поводу содержания, процесса, результатов обучения; критичность мышления; открытость и децентрированность мышления; интерпретативная культура; самостоятельность в достижении образовательных результатов; умение учиться в системе межсубъектных отношений.
При формировании познавательной активности у студентов необходимо учитывать то, что дело приходится иметь с группой. Наиболее благоприятные возможности для достижения профессио-нально-личностной компетентности в вузе появляются в условиях становления совокупного субъекта образовательного процесса.
По мнению И. А. Колесниковой, в современной образовательной практике встречаются следующие совокупные субъекты: групповой, корпоративный, фронтальный, интегративный, сетевой3.
Познавательная активность является частью профессиональной познавательной активности. Как отмечает В. А. Сла-стенин, главную цель высшего образования составляют профессионально-лично-стное развитие и саморазвитие специалиста. Он должен стать активным субъектом, быть готовым доопределять задачи, принимать на себя ответственность за их решение, раздвигать рамки деятельности4.
В процессе разработки системы формирования познавательной активности мы учитывали, что студенты должны иметь общее ценностно-смысловое поле; опыт, приобретенный в совместной деятельности; сходные эмоциональные состояния; единство или согласованность цели.
При моделировании системы формирования познавательной активности у студентов мы опирались на логику проектирования педагогических систем, представленную О. Е. Ломакиной, и на следующие принципы педагогического проектирования: полноты; человеческих приоритетов; интердисциплинарности; оптимизации; независимости; реализуемости; диагностируемое™; завершенности; конструктивной целостности5.
Моделирование системы включает в себя 4 этапа: инициирующий, основополагающий, прагматический, заключительный.
Характеризуя понятие «педагогическая система», все авторы выделяют такой ее признак, как единство компонентов. В то же время подходы ученых к раскрытию сущности данного понятия различны. Так, И. Н. Гофманом под педагогической системой понимается совокупность форм, методов, видов деятельности, их содержание, которые согласуются между собой и опираются на самостоятельность, инициативу и активность образовательного коллектива. В. С. Ханчин указывает, что система — это комплекс элементов, состав и взаимосвязь которых призваны обеспечить реализацию образовательных целей. Ф. Ф. Королев называ-
ет системой диалектико-противоречивое единство множества компонентов, сторон, связей, отношений, взаимодействие которых является условием существования и развития системы в целом и отдельных ее компонентов6.
С учетом вышеизложенного система формирования познавательной активности представлена нами в виде структурной модели, в основу построения которой лег контекстный подход, разработанный А. А. Вербицким (рисунок).
Параметрами данной модели выступают ее цель, задачи, принципы соответствующей деятельности; содержание и формы организации учебно-познавательного процесса; методы и средства обучения.
Целью является формирование познавательной активности будущих экономистов.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач. Основные из них таковы: вооружение студентов системой теоретических знаний о познавательной активности, путях и способах ее повышения; выработка у студентов умений и навыков самостоятельного формирования познавательной активности; формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к познавательной деятельности; формирование мотивационной сферы личности студентов; организация самостоятельной работы студентов; внедрение в учебный процесс форм, методов и приемов, способствующих развитию познавательной активности студентов; стимулирование познавательной деятельности студентов; всемерное развитие научно-методической работы в вузе, усиление внимания к пси-холого-педагогической и методической подготовке преподавателей и т. д.
В своем исследовании мы руководствовались принципами активизации учебно-познавательной деятельности студентов, выделенными на основе анализа работ С. С. Кукушина, В. Г. Ката-шева, В. Г. Мануйлова, И. И. Федорова, М. М. Благовещенской, А. А. Вербицкого и др.: целостности, научности, опти-
Цель — формирование познавательной активности будущих экономистов
Принципы:
— целостности;
— научности;
— оптимальности;
— связи теории с практикой;
— активности и сознательности;
— индивидуального подхода;
— проблемности;
— профессиональной направленности обучения;
— сотворчества педагога и студента;
— уважения к личности студента в сочетании с разумной требовательностью к ней и др.
Задачи:
— вооружение студентов системой теоретических знаний, а также знаниями о познавательной активности, путях и способах ее повышения;
— выработка у студентов умений и навыков самостоятельного формирования познавательной активности;
— формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к познавательной деятельности;
— формирование мотивационной сферы личности студентов, направленной на удовлетворение своих познавательных потребностей;
— целесообразная организация самостоятельной работы студентов;
— внедрение в учебный процесс форм, методов и приемов, способствующих развитию познавательной активности студентов;
— стимулирование познавательной деятельности студентов;
— всемерное развитие научно-методической работы в вузе, усиление внимания к психолого-педагогической и методической подготовке преподавателей и т. д.
Содержание работы
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА овладение студентами соответствующими теоретическими знаниями и информацией о сущности познавательной активности, ее месте и роли в системе профессиональной подготовки, путях и средствах повышения ее уровня и др.__
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА формирование у студентов умений и навыков выполнения самостоятельной работы и самостоятельного формирования познавательной активности
ЛИЧНОСТНАЯ ПОДГОТОВКА формирование потребности и готовности студентов к активному и сознательному обучению в вузе
Спецкурс «Самостоятельная работа студентов и методика ее организации»
Организационные формы обучения
— общие: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная;
— внешние: лекция, семинар, учебная конференция, лабораторная работа, дискуссия, консультация, факультативные занятия, познавательная игра, самостоятельная работа, экскурсии, учебная и производственная практика;
— внутренние: вводное занятие, занятие по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, практическое занятие, занятие по обобщению и систематизации знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков и др.
Методы обучения
— методы проблемного изложения: лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация, проблемная лекция, лекция-диалог и др.;
— частично-поисковые методы: имитационные игровые и неигровые методы;
— исследовательские: научно-исследовательская работа, курсовое и дипломное проектирование, производственная практика;
— методы преподавания: лекция, рассказ, объяснение, беседа, показ (демонстрация);
— методы учения: слушание-осмысливание, упражнения, самостоятельное изучение учебных пособий, первоисточников и других материалов, моделирование и т. д.
Средства обучения
— Г осударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;
— учебные планы и учебные программы;
— графические: рисунки, схемы, диаграммы, таблицы и др.;
— технические: проекционная и звукозаписывающая аппаратура, аудио- и видеозаписи;
— учебники и учебные пособия;
— устройства для контроля знаний и умений: диагностические материалы, компьютерные обучающие программы;
— познавательные задачи и задания;
— учебные кинофильмы, диафильмы, телепередачи и др.
Результат — достаточно высокий уровень сформированности познавательной активности студентов
Модель системы формирования познавательной активности студентов экономического факультета вуза
мальпости, связи теории с практикой, активности и сознательности, индивидуального подхода, проблемносте, профессиональной направленности обучения и др.
Исходными данными при проектировании модели выступили образовательные и профессиональные стандарты с учетом целей и содержания обучения.
Были проанализированы требования Государственного стандарта высшего профессионального образования к подготовке специалистов по специальностям 080108 — Финансы и кредити 080109 — Бухгалтерский учет, анализ и аудит. В результате было установлено, что специалисты этих профилей должны обладать
способностью к ведению исследовательской работы; уметь выявлять и преодолевать проблемы в незнакомых условиях; обладать навыками критического анализа, сформированностью абстрактного и логического мышления, способностью адаптироваться к новому, а также уметь решать нестандартные задачи, прогнозировать экономические процессы в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений.
Таким образом, Государственный образовательный стандарт определяет достаточно высокий уровень сформированное™ познавательной активности.
Формированию познавательной активности в большей степени способствует использование активных методов обучения. В данном случае формировать познавательную активность можно безотносительно к содержанию изучаемой дисциплины.
Особое внимание в ходе формирования познавательной активности у студентов экономического факультета уделяется выбору оптимальных форм и методов обучения и воспитания. Учитывается, что формы организации учебно-познавательной деятельности студентов должны быть адекватны формам профессиональной деятельности специалиста.
В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия «организационная форма обучения». Вслед за С. А. Смирновым под формой обучения мы понимаем способ организации деятельности обучающихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения7.
При выборе форм обучения учитывались следующие характеристики вузовской лекционно-практической системы образования: в качестве основы обучения выступает самостоятельная деятельность студента; учебная группа представляет собой центральную форму организации студентов; каждый семестр завершается сдачей экзаменов и зачетов.
Под методом обучения понимается система действий педагога, организу-
ющего практическую и познавательную деятельность обучающегося, которая устойчиво ведет к усвоению содержания образования8. Из всех существующих методов обучения решению проблемы формирования познавательной активности студентов больше всего способствуют методы проблемного изложения; частично-поисковые; исследовательские; методы преподавания; методы учения. В ходе эксперимента использовались методы проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.
Из всех средств обучения для решения проблемы формирования познавательной активности у студентов экономического вуза были выделены следующие: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; учебные планы и учебные программы; графические (рисунки, схемы, диаграммы, таблицы и др.); технические (проекционная и звукозаписывающая аппаратура, аудио- и видеозаписи); учебники и учебные пособия; устройства для контроля знаний и умений (диагностические материалы, компьютерные обучающие программы); познавательные задачи и задания; учебные кинофильмы, диафильмы, телепередачи и др.
Таким образом, автором разработана модель формирования познавательной активности у студентов экономического факультета вуза, в основу которой легла теория контекстного обучения. Результатом ее успешного внедрения в учебный процесс вуза является достаточно высокий уровень сформированности познавательной активности студентов-экономи-стов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Основы андрагогики / под ред. И. А. Колесниковой. М., 2003. С. 44.
* См.: Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М., 1991. С. 35.
5 Основы андрагогики, С, 54.
4 См.; Сластенин В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластенин // Пед. образование и наука. 2004, № 1. С. 43.
5 См.: Ломакина О. Е. Этапы проектирования деятельности / О. Е. Ломакина // Высш. образование в России. 2003. № 3. С. 129.
6 См.: Методологические проблемы развития педагогической науки / под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М., 1985. С. 166.
7 См.: Педагогика: педагогические теории, системы, технологииI под ред. С. А. Смирнова. М., 1999. С. 281.
* См.: Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения/И. Я. Лернер. М., 1976.
Поступила 22.09.06.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ С УЧЕТОМ личностных ОСОБЕННОСТЕЙ ПАЦИЕНТОВ (на примере изучения индивидуальных семантических пространств)
Е. Ю. Устина, старший лаборант кафедры поликлинической терапии и функциональной диагностики, соискатель кафедры психологии МГУ им. 77. 77. Огарева,
К. М. Романов, профессор кафедры психологии МГУ им. 77. 77. Огарева
В современной программе подготовки студентов медицинских специальностей и послевузовской подготовки значительное место уделяется освоению дифференцированного подхода к назначению лечения с учетом личностных особенностей больного. Авторами статьи исследовались особенности влияния соматического заболевания на характер и профиль изменения семантических пространств у терапевтических больных с целью выявления условий формирования у них более адаптивной внутренней картины болезни.
На протяжении жизни нескольких поколений врачей в нашей стране особенностью медицинского образования была его оторванность от психологии.
Пациент рассматривался лишь как биологический объект, а не как человек с его проблемами, страхами, особенностями характера, т. е. всем тем, что составляет неповторимую индивидуальность каждой человеческой личности. Сейчас ситуация меняется: в современной программе подготовки студентов медицинских специальностей и послевузовской подготовки значительное место уделяется освоению дифференцированного подхода к назначению лечения с учетом личностных особенностей больного.
Болезнь оказывает серьезное влияние на человека. Его душевная жизнь и поведение в условиях болезни претерпевают значительные изменения, хотя ме-
©1, Ю. Устина, К. М. Романов, 2006
няются не сами психические процессы, а вызванные наличием болезни условия их протекания. Болезнь при этом выступает в качестве биологической предпосылки, вызывающей изменение привычного образа жизни, отношения к окружающему миру, работе, близким людям, самому себе и, как следствие, переоценку личностных смыслов и изменение сознания больного1.
В 1957 г. А. Р. Лурией был предложен термин «внутренняя картина болезни» (ВКБ). Образование ВКБ является результатом адаптационной реакции человека на изменившиеся условия его существования. Внутренняя картина болезни характеризуется прежде всего интеллектуальной интерпретацией диагноза заболевания, когнитивной оценкой его тяжести и прогноза, а также формированием эмоционального и поведенческого паттерна.