УДК 378.0.3
Крылов Дмитрий Александрович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», [email protected], Йошкар-Ола
Лаврентьев Сергей Юрьевич
Соискатель кафедры теории и методики технологии и профессионального образования ГОУ ВПО «Марийский государственный университет)), Йошкар-Ола
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Krilov Dmitri Aleksandrovich
The candidate of Pedagogic Science, docent of the chair of theories and technology methods and vocational training techniques at Mari State University, [email protected], Yoshkar-Ola
Lavrentiev Sergei Yurievich
The post-graduate of the chair of theories and technology methods and vocational training techniques at Mari State University, Yoshkar-Ola
MODELLING OF PROCESS OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND BUSINESS IN THE CONDITIONS OF THE HIGHER
VOCATIONAL TRAINING
Исследование вопросов формирования познавательной активности студентов вуза продиктовано современными социальными и экономическими реалиями. Современные условия интеграции российского общества в мировое экономическое, культурное, образовательное пространство, гуманизация профессионального образования в целом и высшего педагогического в частности, характеризуются стремительным ростом объема научной информации во всех отраслях знания, где активизация познавательной деятельности, непрекращающийся личностный рост будущего учителя, занимают одно из ведущих мест.
Одним из путей повышения эффективности подготовки будущих педагогов, в том числе учителей технологии и предпринимательства, на современном этапе - целенаправленное формирование их познавательной активности и самостоятельности, так как работа в условиях рынка требует конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, готовностью к непрерывному поиску, целеустремлённостью, глубокими знаниями в избранной сфере деятельности. Достичь всего этого невозможно без активного, заинтересованного, творческого отношения индивида, без прочных теоретических знаний, умений, практических навыков, значимых в будущей профессиональной деятельности педагога.
Следовательно, повышение уровня познавательной активности и самостоятельности будущих учителей технологии и предпринимательства, формирование их как субъектов профессионально - творческой деятельности является одной из актуальных проблем современной педагогической теории и практики.
Тем не менее, в существующей практике организации процесса профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, по мнению ученых, уделяется недостаточное внимание усилению познавательной активности студентов в обучении [5; 7], уровень способностей выпускников к самостоятельному развитию познавательной активности не в полной мере соответствуют современным требованиям и потребностям общества, экономики, образовательной области «Технология» и самого выпускника.
Таким образом, противоречие между социальным заказом системе профессионально - педагогического образования, предъявляемым к уровню подготовки современного специалиста, в том числе к уровню его познавательной активности и реальным состоянием подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, не в полной мере обеспечивающей выполнение этих требований в силу недостаточной теоретико - методологической и методической разработанности проблемы, предопределило необходимость разработки и экспериментальной проверки модели формирования познавательной активности студентов вуза.
Использование метода педагогического моделирования является одним из перспективных путей решения данной проблемы и предполагает построение такой системы, которая функционировала бы аналогично исследуемому процессу. В этом случае педагогическое моделирование выступает как метод теоретико-познавательного процесса, «при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система...» [7].
Непосредственно модель (от лат. modus - мера, образец, норма) в широком понимании представляет собой мысленно реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект, может замещать его таким образом, что ее изучение дает нам новую информацию о данном объекте [6].
Разрабатывая модель формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства, мы также приняли во внимание определение, данное Е. В. Романовым, который под педагогической моделью понимает «обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отражает и реп-резентует существенные структурно - функциональные связи объекта педагогического исследования, представлен в требуемой наглядной форме и способен давать новое знание об объекте моделирования» [7].
Рисунок 1 - Модель формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства
На основе анализа специальной литературы и результатов констатирующего эксперимента нами была разработана и апробирована модель формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства, направленная на поэтапное решение проблемы исследования и представленная взаимосвязанными и взаимодополняющими компонентами: цель, задачи, подходы, принципы построения модели, содержание, этапы, педагогические условия формирования предметной компетентности, методы, формы и средства реализации педагогических условий, результат (рисунок 1).
В процессе разработки педагогической модели формирования познавательной активности мы учитывали, что у студентов должны иметься: общее ценностно-смысловое поле, опыт, приобретенный в совместной деятельности, сходные эмоциональные состояния, единство или согласованность цели, осознанное объединение усилий людей, каждый из которых владеет уникальным объемом знаний, умений, навыков, переживаний.
Разрабатываемая педагогическая модель также должна соответствовать условиям построения целостного педагогического процесса:
- преобладание субъект-субъектных отношений между педагогами и студентами;
- осуществление в педагогическом процессе деятельности педагогов и студентов по одному и тому же алгоритму: анализ ситуации, планирование, выполнение учебных действий, коррекция, анализ эффективности;
- осуществление субъектами педагогического процесса целостной деятельности, направленной одновременно на освоение содержания образования и преобразовании своей личности как в учебное, так и во внеучебное время;
- комплексное планирование образовательных, развивающих и воспитательных задач;
-направленность целостной деятельности педагогов на организацию содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей жизнедеятельности студентов.
Таким образом, систему совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей к выполнению социальных функций мы представляем в виде структурной модели, в основу построения которой легли теории модульного и контекстного обучения.
Для создания данной модели нами использовались такие параметры, как цель; задачи; принципы построения данной модели; содержание; формы организации учебного процесса и внеаудиторной работы; методы обучения и воспитания.
Центральным системообразующим компонентом данной модели является цель. Целью является организация процесса по формированию познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства, при этом цель выступает как идеальный результат и уровень достижения.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач. Основными из них, на наш взгляд, являются: формирование у будущих учителей технологии и предпринимательства системы познавательной деятельности для приобретения теоретических знаний и личного опыта предусмотренными учебными программами; привитие студентам умений и навыков самостоятельного формирования познавательной активности; проведение диагностики уровня сформированное™ у будущих специалистов познавательной активности; формирование положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности; организация самостоятельной работы студентов; внедрение в учебный процесс форм, методов и приемов, способствующих формированию познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства и т. д.
Нами установлено, что поэтапное решение педагогической проблемы формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства будет эффективным, если методологическую основу модели с учетом всех вышеперечисленных требований, представляют личностно ориентированный, деятельностный и системный подходы.
Реализация выделенных подходов в процессе профессиональной подготовки студентов специальности «Технология и предпринимательство» возможна на основе следующих принципов: обучение на основе интеграции науки с практикой; системности образовательного процесса; целостности; оптимальности; интеграции учебной и профессиональной деятельности; ориентации обучения на личность; проблемности; активности; ориентации на формирование профессионального опыта, принцип осознанной перспективы и др.
Содержание работы по формированию познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства, на наш взгляд, включает в себя три направления: теоретическое, деятельностное и личностное.
Содержание данных направлений реализуется в ходе изучения студентами дисциплин четырех учебных циклов Госстандарта (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины и дисциплины предметной подготовки) которые так или иначе, способствуют формированию познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства, однако наиболее целенаправленно данная работа осуществляется через реализацию спецкурса. Реализация спецкурса «Основы познавательной активности и самостоятельности» позволяет интегрировать, обобщать и актуализировать все знания, умения и навыки студентов необходимых для формирования их познавательной активности.
Особое внимание в ходе формирования познавательной активности у будущих учителей технологии и предпринимательства мы уделяем выбору оптимальных форм и методов обучения. В данном случае критерии выбора этих форм диктуются особенностями и принципами контекстного, личнос-тно-деятельностного и системного подходов.
Для оптимального выбора форм следует учитывать то, что формы организации учебно-познавательной деятельности студентов должны быть адекватны формам профессиональной деятельности специалистов. Но согласно исходным положениям контекстного подхода к обучению «качеством адекватности обладает не какая-то отдельно взятая форма организации деятельности студентов, а вся совокупность форм - традиционных и новых» [2].
Формы организации образовательного процесса вуза в условиях формирования познавательной активности будущих специалистов должны наиболее полно соответствовать познавательной деятельности студентов, способствовать самостоятельному «добыванию» новых знаний и тем самым обеспечивать более полное, глубокое, прочное усвоение знаний и формирование умений применять эти знания в практической деятельности. К таким формам обучения студентов относятся: лекции проблемного изложения; проведение семинаров-диспутов, учебно-деловых игр, лабораторно-практичестсих занятия, конференций-дискуссий; самостоятельная работа студентов с новой литературой и ее целенаправленное использование в ходе учебных занятий; индивидуальные задания, выполнение которых требует применение новых информационных технологий; решение специальных тематических кроссвордов; проведение семинаров, спецкурсов, позволяющих формировать познавательную активность будущих педагогов и некоторые другие.
Решая проблему выбора методов обучения, мы опирались на точку зрения Ю. К. Бабанского, согласно которой выбор методов должен определяться закономерностями и принципами обучения; общими целями и задачами всего обучения и целями и задачами каждого конкретного этапа; содержанием и методами данной науки, данного предмета, данной темы; учебными возможностями обучаемых (возрастными особенностями, особенностями группы обучающихся, уровнем подготовленности); внешними условиями (культурными, производственными и т. п.) и возможностями педагогов.
Учитывая основные теоретические положения контекстного, личностно-деятельностного и системного подходов мы выделили группу методов, наиболее способствующих активному усвоению знаний, овладению практическими умениями и формированию навыков, необходимых для осуществления познавательной деятельности.
Это репродуктивные методы: беседа, лекция как метод обучения, рассказ, практические работы репродуктивного характера (алгоритм, лабораторные упражнения, самокритика и др.) и проблемно-поисковые методы: проблемный рассказ, проблемная лекция, проблемная беседа, практические работы проблемно-поискового характера (деловая игра, деловая «корзина», дискуссия, обсуждение вполголоса, форум, мозговая атака, программа саморазвития, Т-группа и др.).
Средствами формирования познавательной активности будущих учителей явились: государственный стандарт высшего профессионального образования, учебно-методические комплексы по изучаемым дисциплинам,
учебники и учебные пособия, технические средства обучения: мультимедиа комплексы, проекционная и звукозаписывающая аппаратура, аудио- и видеозаписи, компьютерные обучающие программы и др.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического материала нами были выделены следующие уровни с формирование) с-ти познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства:
- репродуктивный (низкий) - отличается стремлением обучающегося понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами его применения по образцу, данному преподавателем. У студентов отмечается отсутствие познавательного интереса к углублению знаний, неустойчивость волевых усилий, не умение ставить цели и рефлексировать свою деятельность;
- продуктивный (средний) - отличается стремлением студентов понять смысл изучаемого явления, закона, проникнуть в его сущность, установить связи между предметами и явлениями, применить знания в новых ситуациях. На этом уровне активности студенты проявляет эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос. Имеется относительная устойчивость волевых усилий студента в стремлении его довести начатое дело до конца, несмотря на встречающиеся трудности, преобладает совместное с преподавателем целеполагание и рефлексия;
- креативный (высокий) - характеризуется устойчивым интересом студента к теоретическому осмыслению изучаемых явлений, процессов, к самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в результате учебной деятельности. Это творческий уровень активности, отличающийся глубоким проникновением студентов в сущность явлений и их взаимосвязи, стремлением осуществить перенос знаний в новые ситуации. Этот уровень активности характеризуется проявлением волевых качеств студента, устойчивым познавательным интересом, умением самостоятельно ставить цели и рефлексировать свою деятельность.
Разработанная нами модель имеет целостный характер, так как все компоненты цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства, результат взаимосвязаны и функционируют для достижения единого конечного результата, что в конечном итоге способствует оптимизации, активизации, интенсификации и в целом повышению эффективности формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства.
Библиографический список
1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Бес-палько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М. : Логос, 2009.-336 с.
3. Габдреев, Р. В. Моделирование в познавательной деятельности студентов [Текст] / Р. В. Габдреев. - Казань: изд-во КГУ, 1983. - 109 с.
4. Кирабаев, С. Н. Модели современного гуманитерного образования [Текст] / С. Н. Кирабаев //-Высшее образование в России. -2009. -№ 1. - С. 24-32.
5. Лузина, Т. В. Основные показатели и уровни сформированности познавательной активности студентов экономического факультета [Текст] / Т. В. Лузина // Теория и практика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов: Материалы международной научно-практической конференции. -Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2006. - С. 177-189.
6. Новый иллюстрированый энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. - 912 с.
7. Романов, Е. В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства [Текст] / Е. В. Романов. - Магнитогорск: МаГУ, 2001.-245 с.
8. Рыжов, Н. Ю. Практика создания модели специалиста в различных вузах [Текст] / Н. Ю. Рыжов и др. - М.: Знание, 2005. - 119 с.
УДК 378.6:376.2
Филатова Ирина Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент, директор Института специального образования Уральского государственного педагогического университета, [email protected], Екатеринбург
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
Filatova Jrina Alexandrovna
Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, director of Institute of the vocational education of the Ural state pedagogical university, [email protected], Ekaterinburg
COMPETENCE APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS INVESTIGATING DEONTOLOGICAL TRANING OF SPECIAL
TEACHERS
Новые тенденции в развитии образования - гуманизация и модернизация системы образования, переход к многоуровневому высшему образованию, реализация инновационных образовательных проектов,интеграция и оказание специальных образовательных услуг широкому кругу нуждающихся в них, - актуализируют проблему качества профессиональной подготовки педагого в - де ф екто логов. 36