Научная статья на тему 'Концептуальные основы модели педагогической деятельности будущего учителя иностранных языков'

Концептуальные основы модели педагогической деятельности будущего учителя иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ / КОНТЕКСТНЫЙ / ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРИНЦИПЫ / COMPETENT / CONTEXTUAL / PROBLEM APPROACHES / PEDAGOGICAL PROCESS / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачева Ольга Викторовна

В статье рассматривается разработка модели подготовки будущего учителя иностранных языков. Модель основана на том, что и преподаватели, и студенты являются активными субъектами образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FUNDAMENTALS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY MODEL OF FUTURE TEACHER OF FOREIGN LANGUAGES

This paper considers the development of training model of future teacher of foreign languages. The model is based on the fact that both teachers and students are active subject of educational process

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы модели педагогической деятельности будущего учителя иностранных языков»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

О. В. УСАЧЕВА

В статье рассматривается разработка модели подготовки будущего учителя иностранных языков. Модель основана на том, что и преподаватели, и студенты являются активными субъектами образовательного процесса.

Ключевые слова компетентностный, контекстный, проблемный подходы; педагогический процесс; принципы.

В качестве концептуальных основ нашей модели обучения будущего учителя иностранных языков мы определяем цель, подходы, принципы. Основополагающей целью является формирование рефлексивных механизмов управленческой педагогической деятельности будущего учителя иностранных языков.

В качестве основных подходов формирования будущего учителя мы определяем компетентно-стный, контекстный, личностно-ориентированный и проблемно-модульный.

Настоящее исследование проводится в рамках компетентностного подхода, предпосылки и цели внедрения которого в Российское образование, а также его специфику применительно к нашему исследованию были рассмотрены в нашей работе.

Анализ научных исследований, проведенных представителями профессиональной школы показал актуальность и целесообразность выбора ком-петентностного подхода в качестве основы для определения содержаний и технологий подготовки учителя иностранных языков (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.).

Использование компетентностного подхода при подготовке специалистов обусловлено социально-экономическими потребностями российской экономики, поскольку в условиях неопределенности рыночной ситуации и всевозрастающей конкуренции специалистов на рынке труда востребованным становится инициативный, профессионально мобильный компетентный специалист, способный к принятию оптимальных управленческих решений [1].

В связи с этим, процесс подготовки учителя иностранных языков к профессиональной деятельности в ходе формирования рефлексивных механизмов управленческой педагогической деятельности учителя должен быть направлен на усвоение необходимых профессиональных знаний и умений в профессиональных ситуациях, смоделированных образовательными технологиями - контекстными, когнитивно-ориентированными, диалоговыми - в ходе учебно-познавательной, квази-профессиональной и профессиональной деятельности, что позволит преодолеть серьезное противоречие современного образования - неадекватность форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся формам профессиональной деятельности специалистов.

Контекстный подход в обучении был разработан в научной школе А. А. Вербицкого. Как и в традиционном обучении учебный профессионально-ориентированный материал предъявляется в виде учебных текстов как знаковых систем и выступает как информация для усвоения. Отличительной особенностью контекстного подхода является то, что за этой информацией, структурированной в виде задач и проблемных ситуаций просматривается будущая профессиональная деятельность.

Задачами современного профессионального образования при контекстном подходе являются:

- перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента, отсюда необходимость деятельностных форм обучения, способствующих проявлению индивидуальных качеств и творческой активности личности;

- переход к новым диалоговым способам межличностного взаимодействия в системах «преподаватель - студент», «студент - студент» на основе взаимопонимания, открытости, доверия (субъект-субъектный характер обучения);

- обеспечение психолого-педагогических условий и форм учебной деятельности, способствующих формированию профессиональных знаний, умений и навыков, социальных качеств личности, являющихся воссозданием предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности.

В контекстном обучении нашли отражения принципы последовательного моделирования в формах учебной деятельности студентов целостного содержания и условий профессиональной деятельности специалистов, связи теории и практики, совместной деятельности, личностнодеятельной активности обучаемого, проблемно-сти, единства обучения и воспитания.

Ведущей формой квазипрофессиональной деятельности является деловая игра, позволяющая задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

Личностно-ориентированный подход (точнее индивидуально-ориентированный, поскольку все подходы развивают и совершенствуют личность обучающегося) представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики (И. А. Зимняя, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Су-хобская и др.).

Одним из важнейших принципов личностноориентированного подхода и современного образования в целом является принцип гуманизации обучения, который способствует созданию условий для свободного развития личности, максимальной реализации ее возможностей в процессе обучения и воспитания современного специалиста, как высококультурного, эрудированного человека с развитыми гражданскими качествами, широкой мировоззренческой культурой и богатым духовным миром на основе органичного восприятия общечеловеческих ценностей.

Фундаментальная идея личностно-ориентированного подхода состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от контроля к саморазвитию, от управления к самоуправлению.

Творчество и исследовательский поиск обучаемого тем не менее требуют направления и поддержки преподавателя, основная задача кото-

рого - помочь студенту в его личностном и профессиональном росте.

Развитие критического мышления обучающихся и их рефлексивных способностей - основная цель проблемно-модульного подхода к обучению.

Ведущей характеристикой данного подхода является гибкость педагогических технологий, понимаемая как способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям.

Проблемный модуль представляет собой логически завершенную единицу учебного материала, построенную на принципах мотивации, модульности, проблемности, когнитивной визуализации, опоры на ошибки, экономии учебного времени и направленную на изучение одного или нескольких фундаментальных понятий учебной дисциплины, необходимых для решения профессионально значимой укрупненной проблемы [2].

Проблемно-модульная технология позволяет:

- интегрировать и дифференцировать содержание обучения посредством группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку учебного курса в полном, сокращенном и углубленном вариантах, осуществлять самостоятельный выбор студентами того или иного варианта курса в зависимости от уровня обученности и индивидуального темпа продвижения по программе;

- использовать проблемные модули в качестве основы для создания педагогических программных средств;

- акцентировать работу преподавателя на консультативно-координирующие функции управления индивидуальной учебной деятельностью обучающихся [2].

В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки учебного материала и оперативного, и эффективного его использования в процессе подготовки учителя иностранных языков к профессиональной деятельности в ходе формирования рефлексивных механизмов управленческой педагогической деятельности учителя является весьма актуальной.

Использование технологии проблемномодульного обучения при подготовке учителя позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что позволяет изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания, с целью оперативного изменения содержания обучения, согласно социальным, экономическим, по-

литическим изменениям, новейшим достижениям научной мысли.

При разработке модели подготовки учителя иностранных языков к профессиональной деятельности в ходе формирования рефлексивных механизмов управленческой педагогической деятельности учителя были учтены выявленные в рамках вышеперечисленных подходов требования, а именно:

- четкость структуры и выраженная профессиональная направленность на актуализацию профессиональных методических умений, необходимых для формирования учителя;

- адаптивность педагогического процесса к

индивидуально-типологическим особенностям

обучающихся, их уровню подготовки и познавательным способностям посредством сочетания различных методов и форм обучения для эффективного развития личности;

- адекватность сущности умений, подвергающихся развитию и совершенствованию;

- обеспечение условий, способствующих совершенствованию профессионально-методических умений студентов;

- реальность и целесообразность с точки зрения практической реализации в вузе.

Модель подготовки учителя иностранных языков к профессиональной деятельности в ходе формирования рефлексивных механизмов управленческой педагогической деятельности учителя строится на основе следующих принципов:

1. Принцип целостности, реализуемый за счет обеспечения целостного представления объекта познания, что достигается специальным структурированием материала. Обучающийся должен иметь опережающее представление о результате своей деятельности. Для этого преподаватель должен до начала процесса обучения построить систему знаний, способов деятельности, систему задач, решать которые должен научиться каждый студент. Преподаватель формулирует цели изучения, которые перевоплощены в познавательные задачи, и способы проверки результатов. Овладение рефлексивными умениями, т. е. умениями строить свою учебную работу, управлять ею, осознавать собственные достоинства и недостатки при ее выполнении. Развитие рефлексии предполагает построение целостной системы, в которой в единстве представлены как предметные знания (понятия, определения, формулы, события, факты и др.), так и знания об организации познавательной деятельности (особенности самостоятельного выбора типа, вида и формы задания в зависимости от личных предпочтений при его выполнении).

2. Принцип проблемности реализуется постановкой и решением профессионально-направленных проблем. Студенты должны работать в условиях разрешения проблемной ситуации, когда предполагается реализация процесса решения некоторой задачи, задания, т. е. необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели. Процесс решения задачи в этой ситуации сводится к правильной идентификации задачи (соответствие тому или иному образцу) и грамотному использованию некоторого алгоритма.

3. Принцип активизации деятельности. Знания, способы деятельности получаются не в готовом виде, а осваиваются каждым обучающимся в результате активной, поэтапной, целенаправленной, систематизированной, структурированной самостоятельной познавательной деятельности.

4. Принцип самообразования предполагает саморазвитие студентов: самостоятельную постановку обучающимися задач и выработку способов их решения, инициативность, самоконтроль качества деятельности, ее анализ, оценку и сравнение результатов с предлагаемыми критериями, рефлексия. Ориентирует на смену ведущего субъекта обучения и замену партнерских обучений на коллегиальные.

5. Принцип профессиональной направленности является основополагающим принципом, определяющим педагогическую обоснованность всех действий по организации и осуществлении учебного процесса. Овладение педагогами на определенном уровне основными мыслительными операциями (анализ, синтез, оценка и др.) является первоочередной составляющей управленческой компетентности. Если учитель не сможет сформулировать и высказать умозаключение, построить логику доказательства того или иного положения, адекватно оценить результаты той или иной работы, спроектировать решение той или иной проблемы, то он не сможет эффективно решать реальные жизненные задачи.

Итак, модель основана на том, что и преподаватели, и студенты являются активными субъектами образовательного процесса. При этом преподаватель выступает в роли субъекта организации образовательного процесса, а студент - в роли субъекта учебной (учебно-профессиональной) деятельности, когда он становится активным участником образовательного процесса, способным оказать на него существенное влияние, перестроить его в соответствии с потребностями своей личности, интересами саморазвития. С этих позиций образование

осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене смыслами, сотрудничестве его участников. Одним из условий обеспечения субъектности позиции студента является восприятие его личности как равноправного партнера, а значит субъекта учебновоспитательного процесса.

Литература

1. Зеер Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

2. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемномодульного обучения. М., 1996.

* * *

CONCEPTUAL FUNDAMENTALS OF

PEDAGOGICAL ACTIVITY MODEL OF FUTURE TEACHER OF FOREIGN LANGUAGES

O. V. Usacheva

This paper considers the development of training model of future teacher of foreign languages. The model is based on the fact that both teachers and students are active subject of educational process.

Key words: competent, contextual, problem approaches, pedagogical process, principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.