Научная статья на тему 'Сущность эпистемического подхода как основы развития познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка'

Сущность эпистемического подхода как основы развития познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИСТЕМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭПИСТЕМА / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Жанна Геннадьевна

В статье рассматриваются ключевые положения эпистемического подхода к развитию познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Жанна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность эпистемического подхода как основы развития познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка»

2. ЛатышевЛ.К., СеменовА.Л. Перевод: Теория, практика и методика преподавания: учебник для студ. перевод. фак. высш. учеб. заведений. -М. : Академия, 2007. - C. 62-63.

3. Угольков В.В. Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - С. 4-5.

4. Gillespie J. The integration of CALL tools into the Modern Languages Curriculum: a case study // CALL & TELL in Theory and Practice: the Proceedings of EUROCALL. - 1994. - P. 143-156.

5. Information and Communications Technology for Language Teachers (ICT4LT). Режим доступа:

http://www. ict4lt. org/en/index. htm (18.01.2009).

6. MarHa-Jose Varela Salinas. How New Technologies Improve Translation Pedagogy // Translation Journal. Режим доступа: http:// translation) ournal. net/j ournal/42technology. htm (18.01.2009).

7. SANAKO Lab100 STS User’s Guide. Режим

доступа: http://www. linkom.ru/Manuals/

Manual%20Lab 100sts.pdf (18.01.2009).

8. Talbot G. Looking up in anger: translation practice in the CALL lab // ReCALL. - 1996. - №28. -P 20-23.

УДК 378: 802/809

Ж.Г. Симонова

СУЩНОСТЬ ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО ПОДХОДА КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-КУЛЬТУРОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются ключевые положения эпистемического подхода к развитию познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка.

Ключевые слова: эпистемический подход, познавательная активность, эпистема, глобальное образование, культура, индивидуальный образовательный продукт.

Одна из отличительных особенностей высшего профессионального образования в России заключается в предоставлении преподавателю свободы в выборе формы сотрудничества со студентами. В силу этой возможности преподаватель наделяется полномочиями выработать определенный подход к изучению преподаваемой им дисциплины, принимая во внимание индивидуальные учебные возможности и потребности студентов, познавательные интересы и их готовность к активному овладению предметом.

В своих трудах ведущие психологи и педагоги (Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, Ю.Н. Кулюткин, Е.К. Осипова, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов, В.А. Якунин и др.) рассматривают студентов как особую категорию, характеризующуюся социальной активностью, высоким образовательным уровнем и ярко выраженной познавательной мотивацией.

К сожалению, опыт преподавания иностранного языка студентам-культурологам свидетельствует о недостаточном уровне их познавательной активности, что делает образовательный процесс неэффективным.

Поскольку сегодня знание иностранного языка на международном уровне рассматривается как неотъемлемый компонент современного специалиста, показатель его образованности, перед преподавателем стоит задача обеспечить соответствующий уровень языковой подготовки студентов-культурологов, что, в свою очередь, предполагает выработку вариативного подхода к формированию и развитию их познавательной активности.

Цель данной статьи - раскрыть сущность понятия эпистемический подход, а также осветить основные положения эпистемического подхода к развитию познавательной активности студентов-куль-турологов на занятиях по иностранному языку.

В настоящее время имеет право на существование большое множество подходов к обучению той или иной дисциплине. Что касается практики преподавания иностранного языка, то в качестве приоритетного выступает личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя и др.), обеспечивающий самоопределение и самореализацию студента в процессе овладения иностранным языком, а также возникшие на его основе проблемный (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов) и контекстный подход (А.А. Вербицкий).

К сожалению, ни один из вышеперечисленных подходов в чистом виде не может быть использован при организации процесса изучения иностранного языка с целью решения проблемы формирования и развития познавательной активности студентов-культурологов.

Неадекватность контекстного подхода к формированию и развитию познавательной активности студентов-культурологов на практических занятиях по иностранному языку объясняется неоднородностью познавательных потребностей и интересов студентов, а также уровнем их языковой подготовки и узостью гуманитарного образования некоторых студентов. Погружение студентов в иноязычный контекст будущей профессиональной деятельности приведет: во-первых, к потере интереса у студентов с низким уровнем языковой подготовки к изучению иностранного языка; во-вторых, снизит интерес к изучению иностранного языка у студентов, не планирующих связывать свою будущую профессиональную деятельность с иностранным языком.

Рассматривая проблемный подход, необходимо подчеркнуть, что «не может быть проблемного обучения в чистом виде, отменяющего все существующие типы обучения» [4]. Добывание знаний посредством постоянного поиска и решения проблем - процесс весьма трудоемкий, требующий проявления определенных морально-волевых усилий и может привести к снижению познавательной мотивации, познавательного интереса и познавательной активности.

Личностно-ориентированный подход, несомненно, обладает рядом преимуществ в силу приоритета личности студента в учебном процессе. Однако независимость действий, определенная доля свободы в управление познавательной деятельностью, в выборе способов самостоятельного добывания знаний и принятии решений учебных задач могут вызвать определенные трудности у студентов, изучающих иностранный язык как дополнительную специальность и свести на нет потребность студентов в овладении иностранным языком и культурой.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о назревшей необходимости в выработке нового подхода к формированию и развитию познавательной активности студентов-культурологов на практических занятиях по иностранному языку.

Анализ литературы позволяет говорить о внедрении в глобальное образование эпистемичес-кого подхода.

Опираясь на основные требования к новому подходу, который должен быть ориентирован на личность студента, его мотивы, в том числе и профессиональные, познавательные потребности, интересы и цели, его ценностные ориентации, инициативу, способствовать развитию его творческого потенциала - словом, обеспечить эффективное развитие личности студента и его познавательной активности, были сформулированы ключевые положения эпистемического подхода к развитию познавательной активности студентов-куль-турологов на занятиях по иностранному языку:

1. Эпистемический подход - подход к изучению иностранного языка состоящий в освоении эпис-тем, ведущий к формированию объемного видения проблем, глобального мышления и выработке субъективного характера знаний посредством компаративного анализа фактов родной, иностранной и мировой культур. Структурной единицей эпистемического подхода является эпистема.

Термин эпистема впервые был употреблен французским философом, социологом и культурологом М. Фуко в книге «Слова и вещи». Автор выделяет три эпистемы - три «синхронные среза археологической почвы», определяющие неосознаваемые человеком нормы его деятельности, три способа означения, специфика которых задает мыслительное своеобразие определенной эпохи -Возрождения, классического рационализма, современности.

Исходя из понимания того, что эпистема обусловливает межкультурные различия, вслед за М. Фуко, мы предлагаем выделить для рассмотрения в рамках каждой осваиваемой эпистемы три «среза культуры»: родная культура, иностранная культура и мировая культура.

Культура «сегодня понимается как обобщенное цивилизационное пространство, т.е. как продукт человеческой мысли и деятельности. К культуре относятся опыт и нормы, определяющие и регламентирующие человеческую жизнь, отношения людей к новому и иному, идеям, мировоззренческим системам и социальным формам» [1]. Именно поэтому эпистемический подход, по-нашему мнению, позволит, не теряя национальную самоидентификацию, приобрести знания о культуре иностранной и мировой.

Известно, что в сознании каждого индивида существуют стереотипы иного социума, иной культуры, зачастую препятствующие «установлению взаимопонимания между коммуниканта-

ми» [2]. Организация учебного процесса на основе эпистемического подхода позволит, по нашему мнению, рассматривать любую тему на примере родной, иностранной и мировой культуры, провести сравнительно-сопоставительный анализ, развить способности понимания иной культуры, понимания характера, мышления, действий представителей «чужой» культуры, разрушить имеющиеся стереотипы, а также предрассудки и предубеждения относительно той или иной культуры, воспитывать студентов в духе толерантности и эмпатии.

Эпистемический подход позволит, на наш взгляд, приобрести студентам-культурологам более четкие представления о ценностях, актуальных для изучаемой культуры. Возможность приобретения умений представлять события, артефакты родной культуры, проводить сопоставительный анализ, бесспорно, позволит расширить культурологический кругозор студентов; очевидная ссылка осваиваемого учебного материала на практическую значимость в будущей профессиональной деятельности студентов-культурологов, положительным образом повлияет на формирование у них потребности в активном изучении иностранного языка и культуры.

Проведенный анализ трактовок понятия «эпи-стема», позволяет нам понимать «эпистему», как проблемно-познавательную тему, в рамках которой информация предъявляется дозировано и является достаточной для: 1) формирования знаний, умений и навыков, позволяющих понимать и порождать иноязычное высказывание в соответствии с определенной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; 2) формирования знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять речевое и неречевое общение с носителями изучаемого языка в соответствии с их национально-культурными особенностями; 3) формирования картины мира, расширения общегуманитарного и профессионального кругозора; 4) формирования объемного видения конкретной проблемы, а также субъективного ее понимания студентами, в силу мультивариантно-го наполнения содержания эпистемы.

Эпистема имеет способность разворачиваться, т.е. за одной эпистемой может стоять множество проблем, их число определяется, прежде всего, количеством часов, отведенных на изучение той или иной темы, предусмотренной требованиями программы изучаемой дисциплины.

Эпистема может быть открытой (open episteme) и закрытой (closed episteme). Закрытая эпистема включает проблемно-познавательные темы, не поддающиеся коррегированию. Проблемно-познавательные темы в рамках закрытой эпистемы, как правило, определяются преподавателем и предоставляются студентам уже в готовом виде.

В рамках открытой эпистемы номенклатура проблемно-познавательных тем определяется интересами и потребностями студентов и провоцирует как преподавателя, так и студентов на поиск дополнительной информации.

Например, эпистема: Национальные особенности питания. В рамках этой эпистемы можно рассмотреть следующие темы и проблемы:

- особенности приема пищи на примере родной, иностранной и мировой культуры (что едят представители разных слоев:

* как проходит прием пищи,

* как люди ведут себя за столом в разных ситуациях формального и неформального характера);

- особенности функционирования институтов питания;

- праздничный стол;

- проблема избыточного веса/анорексии;

- диеты и отношение к ним;

- проблема использования генетически модифицированных ингредиентов и консервантов.

2. Целью организации процесса обучения иностранному языку на основе эпистемического подхода является: во-первых, развитие познавательной активности студентов-культурологов; во-вторых, всестороннее развитие личности студента; в-третьих, формирование личности с глобальным мышлением, «способной принимать взвешенные решения» (А.П. Лиферов) и готовой нести ответственность за свои поступки перед обществом, страной и миром в целом сегодня и в будущем.

3. Понимая под познавательной активностью интегральное качество деятельности личности, обусловленное мотивами и интересами обучающегося, характеризующееся проявлением волевых усилий и интеллектуальным напряжением с целью эффективного овладения знаниями, эпистемический подход к развитию познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка предполагает, что весь процесс обучения «преломляется через личность обучающегося» [3], его мотивы, цели, потребности, интересы в процессе вы-

полнения познавательной деятельности на иностранном языке.

4. Эпистемический подход с позиции преподавателя предполагает организацию и управление учебной деятельностью студента по овладению иностранным языком и культурой; определение номенклатуры проблемно-познавательных тем; подбор необходимого актуального и аутентичного материала, раскрывающего различные точки зрения на изучаемую тему; подбор культурно-исторических аналогов, сообразных тематике, а также формулирование проблем и задач в рамках осваиваемой эпистемы; их иерархию; тщательное планирование самостоятельной внеаудиторной работы студентов по усвоению учебного (языкового и речевого) материала; организацию либо «субъект-субъектного равнопартнерского учебного сотрудничества преподавателя и студентов» [3], либо учебного сотрудничества самих студентов в решении учебных (проблемных) задач; подведение итогов проделанной работы (дискуссии, ролевой игры, коллективного проекта и др.).

5. Эпистемический подход к учебному процессу по иностранному языку с позиции студента заключаются в том, что, во-первых, формируется готовность самого студента к познавательной деятельности и его активность; во-вторых, в рамках эпистемического подхода студентам предоставляется возможность для развития умения самостоятельно оценивать альтернативные позиции, самостоятельно мыслить и находить способы решения проблемных задач, брать на себя ответственность за предложенное решение, самостоятельно оценивать полученный результат; в-третьих, организация процесса обучения на основе эпистемического подхода позволяет предотвратить формирование конформного мышления - студенты приобретают знания, носящие субъективный характер.

6. Весь дидактический материал в рамках одной изучаемой темы поделен на дозы. Дозирование информации - прием, к которому мы прибегли, преследуя цель удержать интерес студентов в процессе изучения определенной темы. В силу того, что большинство студентов-культу-рологов определяют свои потребности в изучении иностранного языка как коммуникативные, первый этап в рамках эпистемического подхода к развитию познавательной активности призван удовлетворить коммуникативные потребности.

Процесс обучения иностранному языку на основе эпистемического подхода «является моделью процесса коммуникации» (Е.И. Пассов). На этом этапе представляется возможным создать условия для формирования навыков и развития умений решения коммуникативных речемыслительных задач общебытового характера, также задач, с которыми специалист-культуролог будет сталкиваться в профессиональной деятельности.

7. Номенклатура проблемных задач, носящих личностно, профессионально, социально и глобально ориентированный характер, которые студентам предстоит решать в рамках изучаемой темы отличается актуальностью и призвана провоцировать дискуссии, а значит, не оставит равнодушной даже пассивных студентов. Исходя из того, что успех иноязычной дискуссии напрямую зависит от владения языковым и речевым материалом, а также от степени осведомленности в конкретном вопросе, желание принять участие в дискуссии, быть понятым и отстоять свою точку зрения сподвигнет студентов на активное овладение учебной информацией.

8. Организация процесса обучения иностранному языку на основе эпистемического подхода изначально нацеливает студентов на активную познавательную деятельность, плавно переходящую в творческую, поскольку существует обязательное условие - результатом освоения эписте-мы является создание индивидуального образовательного продукта. Под индивидуальным образовательным продуктом мы понимаем представление результатов освоения эпистемы, в том числе, отражающих субъективное мировоззрение, в творческой форме.

Видами индивидуальных образовательных продуктов, в которых студенты будут представлять свой личный опыт, а также опыт в области изучения иностранного языка, иностранной и мировой культур могут служить реферативные, исследовательские, сценарные, издательские и др. проекты.

Индивидуальный образовательный продукт отличается от творческих заданий тем, что предметное содержание продукта остается свободным (в отличие от творческих заданий, где от студента ожидается воспроизведение заданного предметного содержания, только в творческой форме), а будет иметь место мотивирование его к созданию чего-то нового, собственного, сообразного интересам и потребностям как творческой интерпретации определенного предметного

содержания. Приведем примеры используемых нами установок, ориентирующих студентов на создание индивидуального образовательного продукта:

Из предложенного списка выберите тему, которую Вы бы хотели представить в индивидуальном образовательном продукте. Подготовьте проект в импонирующем Вам виде:

Эталон красоты (мнение представителей различных национальностей)? Стоит ли на кого-то ориентироваться?

Таттуирование - украшение или уродование тела? Какой совет Вы хотели бы дать человеку, планирующему сделать татуировку.

Пластическая хирургия - панацея от старения. За и против.

Диета - путь к красоте или болезни? О чем Вы могли бы предупредить человека, решившего сесть на диету?

Библиографический список

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.

2. Гришаева Л.И. Введение в теорию межкуль-турной коммуникации: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. -М.: Академия, 2006. - 336 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е доп., испр. и пере-раб. - М.: Логос, 2005. - 384 с.

4. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 96 с.

УДК 78

М.Л. Симонян

ПУТИ И МЕТОДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА

К ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

В статье анализируются пути и методы, способствующие активизации профессионального интереса в период обучения в педагогических ВУЗах на музыкальных факультетах, на предметах дирежерско-хорового цикла.

Ключевые слова: музыкально-педагогическая деятельность, воспитание, интерес, предметы дирежерско-хорового цикла.

В последние годы в России заметно возросли требования к образованию и воспитанию молодого поколения. В связи с этим существенное место в нашем обществе уделяется вопросам совершенствования системы высшего образования. В задачу вуза, в период развития науки и техники, входит не только обучение специалиста высшей квалификации и выработка комплекса профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование высоко-интеллектуальной гармонически развитой личности студента. Интерес к творческому становлению личности в целом и в музыкальной педагогике в частности сделал необходимым поиск новых форм и методов развития активности, пытливости, эмоциональности, любознательности сегодняшнего студента.

Подготовка учительских кадров для общеобразовательных школ в педагогическом вузе, а также цели и задачи, будущих учителей музыки на

современном этапе предъявляют высокие требования к профессии учителя.

Следовательно, современное воспитание в -условиях научно-технического прогресса предполагает постоянное совершенствование системы высшего образования. Это обстоятельство требует как улучшение качества учебно-воспитательного процесса и повышение педагогического мастерства, так и более тщательной подготовки молодежи к профессиональной деятельности.

Одно из основных требований сегодня - это, прежде всего хорошая психолого-педагогическая подготовка, которая неразрывно связана с профессиональным интересом.

В процессе подготовки и обучения студентов на музыкальных факультетах в педагогических вузах следует помнить, что учитель музыки должен выполнять не только образовательные функции, но и воспитательные, так как музыка окружает человека с первых лет его жизни, обладает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.