Научная статья на тему 'Возможности применения эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании'

Возможности применения эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭПИСТЕМА / СОВРЕМЕННОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭПИСТЕМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / EDUCATIONAL EPISTEME / EDUCATIONAL POTENTIAL / EPISTEMIC APPROACH / MODERN FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабенкова О.С.

Целью данной статьи является рассмотрение возможностей применения эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании. Автор детально раскрывает содержание понятий «эпистемический подход» и «эпистема», уделяет особое внимание многоаспектности данного феномена и указывает его социокультурную, педагогическую и философскую составляющие. В статье подчёркивается необходимость организации процесса профессионального иноязычного образования на основе образовательных эпистем. Автором предложены некоторые положения реализации эпистемического подхода в ходе профессионального иноязычного образования. Выделяются также требования, предъявляемые преподавателям и обучающимся, в процессе применения эпистемического подхода на занятиях по иностранному языку. В соответствии с концепцией исследования эпистемический подход способствует всестороннему развитию личности обучающегося, повышению уровня социокультурной подготовки, а также увеличению образовательного потенциала иноязычного образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабенкова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF USE OF THE EPISTEMIC APPROACH IN MODERN PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The article is dedicated to way of how the epistemic approach can be introduced into modern professional foreign language education. The author reveals contents of notions “epistemic approach” and “episteme”, focusing on the complexity of these phenomena and pointing out their pedagogical, sociocultural and philosophic aspects. The author underlines the importance of foreign language acquisition on the basis of educational epistemes. The article contains some theses of the implementation of the epistemic approach in professional foreign language education and its educational potential. The author also singles out requirements, established for teachers and students when the epistemic approach is used in foreign language classes. The researcher suggests that the epistemic approach widens the educational potential of professional foreign language education, expands students’ worldview and contributes to their over-all personal development.

Текст научной работы на тему «Возможности применения эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании»

и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществления военно-патриотического воспитания граждан, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий видами спорта из числа видов спорта, признанных в установленном порядке в РФ, в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе [4].

В воспитании у учащейся молодёжи правовой культуры, высоких качеств гражданина России, патриотизма огромное значение имеет раскрытие сущности и содержания «Национальной доктрины образования РФ до 2025 г.», одной из основополагающих государственных документов, устанавливающих приоритеты государственной политики, стратегию и основные направления его развития. Стратегические цели образования в этой доктрине тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая: преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основ для устойчивого социально-экономического и духовного развития России [5; 6].

Основными целями и задачами образования, определёнными настоящей доктриной, являются:

- историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развития национальной культуры;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающие права и свободы личности и обладающие высокой нравственностью;

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

Библиографический список

- формирование у детей и молодёжи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; и др.

Законодательство - одно из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Основной задачей школы является пропаганда государственных норм права человека и народов, формирование у школьников уважения к правовым нормам, правовой грамотности подростков и молодежи.

Внедрение правовых норм в реальную учебно-воспитательную деятельность старших школьников достигается развитием их правового сознания и принудительной силой закона с помощью государственных правоохранительных органов.

Школа, как центр учебно-воспитательной деятельности, должна формировать необходимые правовые знания по военно-патриотическому воспитанию на уроках и во внеурочной работе с детьми.

Если исходить из того, что обучение - ведущая сфера жизни школьников, то следует рассматривать повышение его эффективности как один из факторов формирования у них прочной нравственно-правовой основы.

Урок является самым эффективным средством военно-патриотического воспитания старшеклассников, как и ряд исследователей, мы считаем, что в содержание обучения заложены большие возможности по формированию у них правовой культуры, правового сознания, нравственно-правовых чувств и правового мышления.

Правовые нормы выполняют в жизни будущих защитников родины ряд важнейших социальных функций: регулирующую, образовательную, воспитательную и защитно-охранительную.

1. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Москва, 1999.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. 17 марта 2008.

3. Об обороне. Федеральный закон с изменениями от 04.06.2014.

4. Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года.

5. Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 года. Инновации в образовании. Специализированный образовательный портал. Available at: http://sinncom.ru/

6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, 2011.

References

1. Gasanov Z.T. Pedagogika mezhnacional'nogo obscheniya. Moskva, 1999.

2. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda. 17 marta 2008.

3. Ob oborone. Federal'nyj zakon s izmeneniyami ot 04.06.2014.

4. Koncepciya federal'noj sistemy podgotovki grazhdan RF k voennoj sluzhbe na period do 2020 goda.

5. Nacional'naya doktrina obrazovaniya RF na period do 2025 goda. Innovacii vobrazovanii. Specializirovannyj obrazovatel'nyj portal. Available at: http://sinncom.ru/

6. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 26.01.16

УДК 378

Babenkova O.S., postgraduate, Moscow State Pedagogical University; teaching assistant, Department of Foreign Languages and Professional Communication, Kursk State University, (Kursk, Russia), E-mail: oksanatereshchenko08@yandex.ru

THE POSSIBILITY OF USE OF THE EPISTEMIC APPROACH IN MODERN PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE EDUCATION. The article is dedicated to way of how the epistemic approach can be introduced into modern professional foreign language education. The author reveals contents of notions "epistemic approach" and "episteme", focusing on the complexity of these phenomena and pointing out their pedagogical, sociocultural and philosophic aspects. The author underlines the importance of foreign language acquisition on the basis of educational epistemes. The article contains some theses of the implementation of the epistemic approach in professional foreign language education and its educational potential. The author also singles out requirements, established for teachers and students when the epistemic approach is used in foreign language classes. The researcher suggests that the epistemic approach widens the educational potential of professional foreign language education, expands students' worldview and contributes to their over-all personal development.

Key words: educational episteme, educational potential, epistemic approach, modern foreign language professional education.

О.С. Бабенкова, аспирант Московского государственного педагогического университета; ассистент каф. иностранных языков и профессиональной коммуникации, Курский государственный университет, г. Курск, E-mail: oksanatereshchenko08@yandex.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Целью данной статьи является рассмотрение возможностей применения эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании. Автор детально раскрывает содержание понятий «эпистемический подход» и «эпистема», уделяет особое внимание многоаспектности данного феномена и указывает его социокультурную, педагогическую и философскую составляющие. В статье подчёркивается необходимость организации процесса профессионального иноязычного образования на основе образовательных эпистем. Автором предложены некоторые положения реализации эпистемического подхода в ходе профессионального иноязычного образования. Выделяются также требования, предъявляемые преподавателям и обучающимся, в процессе применения эпистемического подхода на занятиях по иностранному языку. В соответствии с концепцией исследования эпистемический подход способствует всестороннему развитию личности обучающегося, повышению уровня социокультурной подготовки, а также увеличению образовательного потенциала иноязычного образования в целом.

Ключевые слова: образовательный потенциал, образовательная эпистема, современное иноязычное профессиональное образование, эпистемический подход.

Концепция модернизации российского образования указывает на то, что современное образование должно «формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции», готовить «квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [1].

Сегодня в мире имеет ценность развитая, образованная и свободная личность, умеющая творить в постоянно меняющихся условиях, что в свою очередь требует развития личности и её способностей к коммуникации, которые позволят успешно функционировать в мировом сообществе. Целью современного образования является всестороннее личностное развитие обучающегося, его познавательных способностей, самостоятельности, стремления к самообразованию.

В современном профессиональном иноязычном образовании особое место отводится выявлению новых подходов, способных увеличить образовательный потенциал дисциплины иностранных язык. Одним из таких подходов является эпистеми-ческий подход.

Эпистемический подход в обучении иностранному языку предусматривает применение «образовательных эпистем» в учебном процессе, то есть проблемных вопросов социокультурного характера, освоение которых способствует развитию личности, эпистемического мышления, овладению знаниями о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, что в некоторой степени и является конечной целью профильного обучения иностранным языкам [2].

Целью данной статьи является рассмотрение образовательных возможностей эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании.

Ведущей целью современного профессионального иноязычного образования является формирование профессиональной компетентности, основанной на интеграции общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Важнейшей задачей иноязычного образования является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей успешность процесса решения профессиональных задач.

Коммуникативная компетенция - «это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности» [3, с. 140], которая основывается на ряде других компетенций:

• лингвистическая компетенция - владение знаниями о системе языка и о функционировании единиц языка в речи, которые помогают понимать чужие мысли и речь и выражать свои в устной и письменной форме;

• социолингвистическая компетенция - умение подобрать языковую единицу и способ выражения в зависимости от условий коммуникации;

• социокультурная компетенция - знания о национально-культурных особенностях, менталитете, особенностях поведения представителей страны изучаемого языка;

• социальная компетенция - желание и умение вступать в коммуникацию с другими людьми, а также способность ориентироваться в ситуации общения;

• стратегическая компетенция - компетенция, позволяющая обучающемуся восполнять пробелы в знании языка (догадаться о значении незнакомых слов и выражений по контексту или ситуации, заменить сложное высказывание более простым и т. д.);

• дискурсивная компетенция - способность обучающегося конструировать и интерпретировать тексты с использованием определенных стратегий [3].

Принимая во внимание специфику современного профессионального иноязычного образования, а именно его непосредственную связь с реализацией социокультурного аспекта иноязычного образования, представляется целесообразным выделить в качестве ведущего подхода эпистемический подход.

Эпистемический подход обладает огромным образовательным потенциалом в профессиональном иноязычном образовании и способствует не только развитию коммуникативных и социокультурных умений обучающихся, но и развитию глобального эпистемического мышления.

В рамках данного исследования является значимой концепция И.И. Халеевой, которая считает, что содержание иноязычного образования должно быть основано на усвоении следующих структурных признаков: норм, обычаев; образцов поведения; национального характера; основных характеристик базисной личности; ценностных ориентаций; социальных отношений и др. [4].

Перечисленные категории могут стать основой в процессе профессионального иноязычного образования на основе применения эпистемического подхода, который открывает широкие возможности для развития личности обучающегося. Представляется целесообразным раскрыть содержание профессионального иноязычного образования через содержание образовательных эпистем.

Применительно к современному профессиональному иноязычному образованию образовательная эпистема рассматривается как основная единица данного подхода. Освоение образовательных эпистем предполагает актуализацию языковых способностей обучающихся, их знаний и опыта и завершается созданием и представлением оригинального индивидуального образовательного продукта, который характеризуется элементами новизны и ссылкой на практическую значимость [5]. Эпистема представляет собой комплексное понятие, феномен, включающий в себя педагогические, философские, прагматические и методические аспекты его функционирования в процессе профессионального иноязычного образования.

Процесс профессионального иноязычного образования должен строиться на основе изучения проблемно-познавательных тем. В данной связи образовательная эпистема рассматривается как основа для организации иноязычного общения на основе обсуждения тем, характеризующихся социокультурной направленностью.

Эпистема - это «определённая «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных социокультурных знаний, умений и навыков» [6].

Предпочтение должно отдаваться открытой эпистеме, создающей возможность планирования индивидуальной образовательной траектории каждого отдельного студента. Открытая эпистема представляет собой совокупность проблемно-познавательных тем, определяющихся интересами, потребностями и

индивидуальными особенностями обучающихся, что направляет их на самостоятельный поиск и изучение информации.

Эпистемы могут «разворачиваться», то есть одна эпистема может содержать несколько проблем. Их число зависит в первую очередь от количества часов, отведенных учебной программой на изучение конкретной темы.

Эпистема включает в себя философскую составляющую. М. Фуко, занимавшийся исследованием понятия «эпистема», полагал, что эпистема - это «общее пространство знания», способ фиксирования «бытия порядка», скрытая «от непосредственного наблюдателя» сеть отношений между «словами» и «вещами», которая служит основой для построения кодов восприятия, практики, познания, свойственный какой-либо эпохе, а также для рождения отдельных идей и концепций [7].

Кроме того, большое количество учёных подчёркивает неразрывную связь эпистемического подхода, а, следовательно, и понятия «эпистема» с культурой и определенной культурно-исторической эпохой [8].

Определение эпистемы, приведённое в «Толковом словаре обществоведческих терминов», указывает на связь данного понятия с социокультурным аспектом. Эпистема - «структура знания; мыслительное своеобразие познавательных установок той или иной культурно-исторической эпохи» [8, с. 497].

Более того, с культурологической точки зрения, эпистема -это элемент системы символов и знаков, которые использует общество, для понимания которой необходимо её соотношение с другими текстами. Овладение системой возможно в процессе получения образования, то есть «вхождения в культуру» [6].

Эпистема выступает в качестве содержательной основы современного профессионального иноязычного образования. Освоение эпистемы сопровождается решением следующих задач:

1) формирование знаний, умений и навыков, позволяющих понимать и строить высказывания на иностранном языке в соответствии с ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями;

2) формирование знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с носителем языка, учитывая его национально-культурные особенности;

3) развитие общего и лингвистического кругозора обучающихся.

Обучение иноязычному общению с помощью средств эпи-стемического подхода также основывается на проведении сравнительно-сопоставительного анализа содержательного наполнения эпистемы, что приводит к развитию способности видеть и понимать чужую культуру, мышление, менталитет, национальный характер и модели поведения, а также развивает наблюдательность и совершенствует культуру общения.

Использование эпистемического подхода в образовательном процессе представляет собой освоение образовательных эпистем, что предполагает актуализацию знаний обучающихся, их опыта, языковых способностей и в итоге должно завершиться представлением оригинального индивидуального образовательного опыта, характеризующегося элементами новизны и практической значимостью в жизни.

В процессе исследования были определены некоторые положения реализации эпистемического подхода в ходе профессионального иноязычного образования:

Библиографический список

• целью является всестороннее развитие учащихся, развитие личности студента, повышение познавательной активности обучающихся;

• весь образовательный процесс «преломляется через личность обучающегося» [9], то есть учитывает его мотивы, инициативу, познавательные потребности, цели, интересы, ценностные ориентации;

• в рамках одной образовательной эпистемы весь учебный материал подаётся дозировано;

• образовательная эпистема должна носить социально ориентированный характер, то есть затрагивать личностные интересы обучающихся и тем самым порождать дискуссию;

• организация образовательного процесса с использованием эпистемического подхода предполагает творческую деятельность, поскольку в результате освоения конкретной образовательной эпистемы обучающиеся должны представить свой индивидуальный опыт образовательного характера [2].

Использование данного подхода требует от преподавателя:

1) способности организации и управления учебной деятельностью обучающихся;

2) подбор актуального аутентичного материала, соответствующего возрасту, интересам, уровню развития и другим индивидуальным особенностям обучающихся;

3) умения постановки проблемы и формирования задач в рамках изучаемой эпистемы;

4) отбор и представление обучающимся социокультурных аналогов в родной, иностранной и мировой культурах;

5) умения планировать самостоятельную и групповую работу обучающихся;

6) умения использовать активные формы обучения (дискуссии, проекты, ролевые игры и т.д.).

Использование эпистемического подхода требует от обучающегося:

1) готовности к самостоятельному освоению образовательных эпистем;

2) способности самостоятельного оценивания альтернативных позиций и осмысления изучаемого материала;

3) способности к поиску решений проблемных ситуаций и задач;

4) возможности сформулировать, выразить и доказать свою точку зрения, мнение по определенному вопросу, отличное от стереотипного.

Образовательная эпистема рассматривается в качестве содержательной основы профессионального иноязычного образования. Обучение иноязычному общению на основе использования образовательных эпистем способствует овладению социокультурными знаниями, формированию социокультурных навыков и развитию социокультурных умений. Процесс обучения иностранному языку на основе эпистемического подхода расширяет социокультурный и общий кругозор обучающихся, а также содействует присвоению системы ценностей родной культуры и более глубокому пониманию ценностей иностранной и мировой культуры.

Таким образом, эпистемический подход основан на использовании образовательных эпистем, которые способствуют выведению образовательного процесса на новый качественный уровень, позволяющий не только развить коммуникативные умения, но и повысить уровень социокультурной подготовки и всесторонне развить личность обучающегося.

1. Концепция модернизации Российского образования. Available at: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884

2. Симонова Ж.Г. Формирование познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2009.

3. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. Москва, 2004.

4. Халеева И.И. Основы теории обучению понимания иноязычной речи. Москва: Высшая школа, 1989.

5. Симонова Ж.Г. Принципы активизации познавательной деятельности студентов в процессе организации самостоятельной работы на основе использования информационных технологий обучения. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009; 2: 418 - 422.

6. Бобро Т. А. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся ССУЗов на основе концепции глобального образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Рязань, 2005.

7. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Fuko_Slova

8. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. Лань, 1999.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Издание 2-е доп., испр. и перераб. Москва: Логос, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Koncepciya modernizaciiRossijskogo obrazovaniya. Available at: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884

2. Simonova Zh.G. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti studentov-kul'turologov v processe izucheniya inostrannogo yazyka na osnove 'epistemicheskogo podhoda. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2009.

3. Schukin A.N. Obuchenie inostrannym yazykam. Teoriya ipraktika. Moskva, 2004.

4. Haleeva I.I. Osnovy teorii obucheniyu ponimaniya inoyazychnoj rechi. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.

5. Simonova Zh.G. Principy aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti studentov v processe organizacii samostoyatel'noj raboty na osnove ispol'zovaniya informacionnyh tehnologij obucheniya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2009; 2: 418 - 422.

6. Bobro T.A. Aktivizaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya SSUZov na osnove koncepcii global'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ryazan', 2005.

7. Fuko M. Slova i veschi. Arheologiya gumanitarnyh nauk. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Fuko_Slova

8. Yacenko N.E. Tolkovyjslovar'obschestvovedcheskih terminov. Lan', 1999.

9. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Izdanie 2-e dop., ispr. i pererab. Moskva: Logos, 2005.

Статья поступила в редакцию 28.01.16

УДК 378

Hayrulaeva A.Z., senior teacher, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

Buskaeva L.M., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

INTERACTIVE METHODS TO ENHANCE THE COGNITIVE ACTIVITY OF PUPILS. The article deals with a problem of activ-ization of informative activity of students. The analysis of the ratio of concepts of "cognitive activity", "independence" and "activity". The authors emphasize that the main factor of activization of informative activity of students is subject-practical activities. Practical examples show the role of interactive methods in the development of autonomy and creativity of students. The authors could have defined didactic and educational objectives of the use of interactive methods to enhance the cognitive activity of pupils. The authors conclude that interactive technologies stimulate cognitive activity of learners, a learner becomes a subject of educational activity and actively participates in the cognitive processes, performing problematic, exploratory and creative tasks.

Key words: interactive methods, cognitive activity, activation of cognitive activity, cognitive independence, educational interest.

А.З. Хайрулаева, ст. преподав. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru

Л.М. Бускаева, аспирант Чеченского государственного педагогического университета, г. Грозный,

E-mail: timop2012@mail.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В статье рассматриваются проблемы активизации познавательной деятельности учащихся. Представлен анализ соотношения понятий «познавательная деятельность», «самостоятельность» и «активность». Авторы подчёркивают, что главным фактором активизации познавательной активности школьников является предметно-практическая деятельность. На практических примерах показывается роль интерактивных методов в развитии самостоятельности и творчества обучающихся. Выделены дидактические, воспитывающие и развивающие цели использования интерактивных методов в активизации познавательной деятельности учащихся. Авторы делают вывод, что интерактивные технологии активизируют познавательную активность обучаемых, при этом учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняя проблемные, поисковые и творческие задания.

Ключевые слова: интерактивные методы, познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности, познавательный интерес.

Становление личности в школьные годы происходит, в основном, в учебной деятельности, где познание занимает важное место.

Как подчёркивают исследователи, от того, какое место занимает в ней ученик, зависит не только продуктивность его познания, но и интенсивность развития его личности. Формирование и развитие личности человека неотделимо от деятельности формы его существования, в которой он создает себя [1].

Анализ литературы показал, что существуют различные подходы к определению понятия познавательная деятельность: познавательная деятельность - это сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками (Б.П. Осипов); познавательная деятельность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности, волевых усилий в обучении.

Как подчеркивают исследователи В.Д. Шадриков, Д.И. Фельд-штейн, в деятельности не только проявляется, но и формируется психика, и именно деятельность выступает постоянным субстратом развития личности. Выделяются следующие компоненты функциональной системы деятельности: мотивы, цели, программа, информационная основа, принятие решений, подсистема де-ятельностно важных качеств [2].

При этом подчёркивается, что это деление условно, поскольку все эти блоки взаимосвязаны и взаимопроникающие.

Г.П. Щедровицкий, на основе обобщения множества исследований, выделяет пять составляющих деятельности: задачи; объекты, на которые деятельность направлена; процесс; средства; продукты деятельности [3].

Как показывает анализ литературы, деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями, навыками, при помощи которых учащийся получает образование, является познавательной деятельностью.

Процесс формирования познавательной деятельности невозможен без развития такого качества личности, как познавательная активность. В словарях понятие «активность» рассматривается как активная, энергичная деятельность. Наряду с познавательной деятельностью и познавательной активностью в одном ряду стоит понятие «познавательная самостоятельность».

Самостоятельность - это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. Предоставление ученику познавательной самостоятельности приводит к познавательной активности автоматически. Следует отметить, в этом случае деятельность осуществляется на основе мотивации достижений, а потому всегда сопровождается положительным эмоциональным фоном.

Познавательная самостоятельность может проявляться в выборе элементов познаваемого содержания или их последовательности, отбора способов познания, определении темпа свое-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.