Научная статья на тему 'Методологические предпосылки развития исследовательской деятельности будущих учителей технологии'

Методологические предпосылки развития исследовательской деятельности будущих учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челтыбашев А. А.

В данной статье рассматриваются методологические предпосылки развития исследовательской деятельности у будущих учителей технологии и предпринимательства, в процессе изучения общетехнических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические предпосылки развития исследовательской деятельности будущих учителей технологии»

7. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

8. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. - М.: Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина, 1992. - 15 с.

9. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D 1%84% В0%ББ%В0%Б5%В0%БЛ%010/о81%00%Б8%В1%8Е

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

© Челтыбашев А.А.*

Мурманский государственный педагогический университет, г. Мурманск

В данной статье рассматриваются методологические предпосылки развития исследовательской деятельности у будущих учителей технологии и предпринимательства, в процессе изучения общетехнических дисциплин.

В настоящее время согласно концепции модернизации образования и развития высшей школы требуется уделять больше внимания на каждом временном этапе научно-исследовательской подготовке будущих специалистов. Данная подготовка является одним из обязательных требований двухуровневой системы обучения в ВУЗе (бакалавриат - магистратура), на которую уже идет переход в настоящее время. Это определяет изменение требований к студентам на каждом этапе подготовки, начиная с первого курса до конечного результата представляющего уровень качества продукта деятельности учебного заведения - выпускных квалификационных работ выпускников и требует определенных воздействий, направленных на формирование и поддержание соответствующего уровня их подготовки. В настоящее время научно-исследовательская подготовка во многих педагогических ВУЗах осуществляется в основном в традиционных формах, через курсовые и выпускные квалификационные работы, а также в небольшом количестве через исследовательские работы, разрабатываемые в студенческих лабораториях.

Для создания условий протекания педагогического процесса, таким образом, чтобы обеспечить соответствующую научно-исследовательскую

* Старший преподаватель кафедры Технологии и дизайна

336

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

подготовку всех будущих учителей технологии и предпринимательства необходимо создать условия для формирования ситуации при которой научно-исследовательская деятельность станет неотъемлемым компонентом процесса обучения, как для педагога так и для обучающихся.

Анализ сферы профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства показал, что она охватывает различные составляющие личности будущего специалиста, представляя совокупность различных качеств, на основании которых проектируется содержание профессионального образования. Можно утверждать, что существующая модель профессиональной деятельности дает заказ ВУЗу на подготовку определенных специалистов, на основании чего разрабатывается процесс обучения в виде модели. Созданием подобных моделей в различное время занимались Н.Ф.Талызина и др.

Целью обучения исследовательской деятельности при изучении общетехнических дисциплин заключается не только в том, чтобы привести обучающихся к овладению определенной системой знаний и способов деятельности, но и в том, чтобы на этой основе заложить основы профессионального саморазвития личности обучаемых. Однако без необходимого развития мотивов, потребностей, эмоций, познавательных, творческих и других способностей, инженерного технического мышления затруднено и само овладение системой методологических знаний в области технических наук.

К задачам обучения основам методологии исследовательской деятельности мы относим:

- Овладение технологией целеполагания и организации своей деятельности;

- Обучение принципам и нормам научно-исследовательской деятельности;

- Освоение методики поиска и решения творческих задач на основе рациональных методов (АРИЗ) в различных отраслях знания;

- Овладение методами научно-исследовательской деятельности;

- Повышения мотивации участия в научно-исследовательской деятельности;

- Овладение навыками системного анализа и самоанализа.

В качестве основного принципа используется следующее положение: современный специалист должен владеть не только определенным набором профессиональных и методологических знаний, умений и навыков, но и технологией личностного профессионального саморазвития, на основе современных теорий (ТРТЛ - теория развития творческой личности, авторы Г.С. Альтшуллер, М.И. Верткин) [1].

Подразумевая под методологией упорядочивание деятельности в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической

структурой и процессом ее осуществления - временной структурой нами в своей работе используется наиболее широко применяемый в современном образовании проектно-технологический тип организации деятельности состоящий из трех фаз.

Данный выбор обусловлен тем, что в настоящее время одним из важнейших направлений подготовки учителей является обучение проектной деятельности, при котором процесс обучения представляет собой законченные по своему содержанию структурные единицы. Освоение каждой единицы должно завершаться представлением готового результата в виде проекта. Дополнительным достоинством предлагаемого типа организации деятельности является его четкое вписывание в основную рациональную методику решения творческих задач, а именно в один из элементов ТРИЗа - Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ).

Согласно структуры методологии и рассмотренного типа культуры организации деятельности был определен перечень тех основ методологии, которыми должны овладеть студенты в ходе обучения. К ним мы отнесли:

1. Построение и организацию научно-исследовательской деятельности;

2. Средства и методы научно-исследовательской деятельности;

3. Временная структура деятельности (проект);

4. Самоанализ процесса деятельности и полученных результатов.

Учитывая, что положительное влияние внутренней мотивации личности и интереса к выполняемой работе на результаты научно-исследовательской деятельности в настоящее время подчеркивается многими исследователями различных аспектов творчества (М.М. Зиновкина, А.М. Новиков, и др.), то формирование исследовательской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства основывается также и на положениях о структуре мотивационной сферы личности, путях формирования внутренней мотивации и познавательного интереса студентов [2-4]. Это обусловлено следующим требованием к современному педагогу - он должен уметь организовывать проведение и руководить научно-исследовательскими и творческими проектами школьников.

Для успешного выполнения данной задачи преподавателю необходимо владеть как фундаментальными профессиональными знаниями, так и гибкостью мышления, методикой решения творческих конструкторских, технологических и изобретательских задач, а также обладать способностью в кратчайшие сроки самому находить оптимальные технологические, конструкторские и дизайнерские решения разрабатываемых обучающимися изделий или исследуемых ими процессов, и научить этим методам своих учеников. Этим обусловлена необходимость уделения особого внимания развитию исследовательской деятельности у будущих учителей технологии и предпринимательства с использованием современных технологий и методик.

338

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Список литературы:

1. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. - 1986. - № 3. - С. 10-14.

2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Мн.: Беларусь, 1994. - 479 с.

3. Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. Теория и инновационные креативные педагогические технологии: монография. - М., 2003.

4. Злотин Б. Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. - Кишинев: Лумина, 1989. - 255 с.

5. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

© Шаповалова О.Е.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,

г. Биробиджан

В статье обобщен опыт исследования, выполняемого в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», и посвященного созданию оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях. На примере работы конкретной кафедры показаны возможности и обоснована необходимость интеграции науки и образования при организации сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы восьмого вида.

Во всех сферах современного общества сегодня происходит серьезная переоценка ценностей, изменяется содержание общественного бытия и сознания, соответственно, меняется и образование. Повышенное внимание к внутреннему миру личности в его целостности, нераздельной совокупности интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной составляющих психического развития, побуждает исследователей к интеграции знаний с гуманистическими ценностями, где человеку, как их носителю, дается возможность самореализации.

* Заведующий кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии, доктор психологических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.