Научная статья на тему 'Особенности реализации системы научно-исследовательской подготовки в области технических дисциплин в педагогическом вузе'

Особенности реализации системы научно-исследовательской подготовки в области технических дисциплин в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челтыбашев А. А.

В статье рассмотрены особенности реализации системы методологической научно-исследовательской подготовки в процессе изучения общетехнических дисциплин. Приведены результаты реализации данной системы в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челтыбашев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации системы научно-исследовательской подготовки в области технических дисциплин в педагогическом вузе»

ве вербальных и невербальных опор прогнозирования реакции собеседника по выражению его лица.

4. Коммуникативно-прагматические. Основу, которых составляет: а) моделирование вербального и невербального повеления иной культуры в различных ситуациях общения: б) коммуникативные игры с использованием психотехники, которые способствуют развитию внимания, воображения, эмоциональной и образной памяти, быстроты и адекватности реакции и направлены не только на снятие психологических барьеров в общении с носителем языка, но и на формирование навыков ориентировки в ситуации и правильное восприятие личности собеседника: в) психологические тесты.

5. Коммуникативно-творческие включают: а) различные симуляции, которые являются творческими заданиями: б) ролевые игры, включая сопоставительное моделирование и разыгрывание ситуаций общения.

В целом, развитию культурно-языковой интуиции способствует целенаправленная работа по формированию специальных контрольных действий и способности прогнозировать не только свои действия, но партнера по общению.

Список литературы:

1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1965.

2. Гохлернер М.М. Ейгер Г.В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. - 1983. - № 4. - С. 137-142.

3. Климович Е.А. Чувство языка: психологический анализ Беларусь. -2004. - № 3. - С. 30-36.

4. Рубенштейн С.Л. Основы психологии. - СПб., 2002.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

© Челтыбашев А. А.*

Мурманский государственный педагогический университет, г. Мурманск

В статье рассмотрены особенности реализации системы методологической научно-исследовательской подготовки в процессе изучения

* Старший преподаватель кафедры Технологии и дизайна

общетехнических дисциплин. Приведены результаты реализации

данной системы в процессе обучения.

При существующих тенденциях развития высшего образования все больше возрастает потребность в формировании системного типа познания у студентов, без которого немыслим современный специалист в любой области. Это подтвердила в своих исследованиях М.М. Зиновкина придя к выводу, что воспитание многомерной творческой личности в вузе должно реализовываться через оптимальное сочетание фундаментального, гуманитарного и профессионального блоков дисциплин, их взаимопроникновения на основе межпредметных связей, интегрированных курсов, междисциплинарных форм контроля, обеспечивающих формирование целостного сознания на основе системного знания [4, С. 99].

В настоящее время одной из основных задач подготовки выпускников педагогического вуза является формирование системного творческого мышления у студента, а так же способности осознанно и целенаправленно генерировать новые идеи реализуя их в процессе преподавания. Решению творческих задач и заданий студент должен научиться в вузе. При этом подбор задач и заданий для решения должен быть сделан таким образом, чтобы их условия были максимально приближены к реальности, с которой он столкнется в будущей деятельности, и чем ближе задачи, решаемые студентами в ходе обучения к практике, тем выше будет уровень его творческой подготовки. Это способствует повышению познавательной активности. Ведущим стимулом познавательной активности является проблемность. Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы (задачи) не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами, а должен найти новый способ действия [5, С. 109-110]. Поэтому в основу разрабатываемой технологии обучения основаниям методологии исследовательской деятельности была положено проблемное, личностно-ориентированное обучение. Основные положения которого составили педагогические условия обучения основаниям методологии научно-исследовательской деятельности.

В процессе обучения основам методологии научно-исследовательской деятельности необходимо сформировать ряд педагогических умений, которыми должен обладать выпускник. К ним относятся:

1. умение поставить проблему;

2. умение решать нестандартные задачи с использованием ТРИЗа;

3. умение планировать свою деятельность по этапам и фазам;

4. умение критически оценивать результат деятельности;

5. умение работать в коллективе и с коллективом.

Наиболее важным из них является умение искать и формулировать проблему. Поэтому первоначально студентов необходимо обучить ис-

пользованию такой методики, как функционально-стоимостный анализ (ФСА). Она направлена на поиск наиболее «узких» мест в используемой проблеме и применима с некоторыми допущениями к различным видам наук. В ходе проведенного исследования нами была разработана система методологической научно-исследовательской подготовки студентов специальности «Технология и предпринимательство» Мурманского Государственного педагогического университета в области общетехнических дисциплин.

Для реализации разрабатываемой системы подготовки были выбраны следующие предметы и блоки предметов: Техническое творчество, Основы творческо-конструкторской деятельности, Машиноведение, Технологический практикум, Основы конструкции автомобиля, Педагогическая практика, Технология материалов, Слесарная практика. Эти дисциплины служат для поэтапного формирования методологической компетентности студентов в области технических наук.

В качестве вводного курса при обучении методологии научно-исследовательской деятельности был выбран курс по выбору «Техническое творчество», главными достоинствами которого являлись следующие факты:

1. Содержательный компонент дисциплины определяется преподавателем;

2. Предмет изучается на втором курсе, что позволяет начать подготовку фактически с начала освоения общепрофессиональных технических дисциплин в вузе;

3. На занятия в рамках данного курса ходят только те студенты, кто мотивирован на научно-исследовательскую деятельность.

По окончании данного курса студенты должны овладеть основами системного и функционального-стоимостного анализа как средству поиска и анализа исследовательских задач. Обучение ТРИЗу начинается на первом курсе в процессе освоения курса «Основы творческо-конструктор-ской деятельности». На изучаемом со второго курса технологическом практикуме каждый из студентов должен выполнить проект. Это необходимо для развития одного из элементов основ методологической подготовки, а именно овладения технологией разработки проектов, как завершенного цикла продуктивной деятельности, являющейся временной составляющей структуры деятельности. При этом данный курс направлен на овладение практическими методами исследовательской деятельности. Изучение на втором курсе «Основ конструкции автомобиля» способствует развитию системного мышления т.к. автомобиль рассматривается с точки зрения системного анализа. Не менее важным в научно-исследовательской подготовке студентов является изучение цикла дисциплин входящих в блок «Машиноведение». В процессе его изучения у студентов формируется целый ряд составляющих основ методологической подго-

товки, а именно овладение логической структурой деятельности, теоретическими и практическими методами действия при изучении раздела основы конструирования (детали машин), а также совершенствования навыка проектной деятельности как элемента исследовательской деятельности. Также при изучении данного блока студенты изучают законы развития технических систем и учатся прогнозировать развитие технических объектов. Дальнейшее овладение элементами составляющими основы методологии научно-исследовательской деятельности происходит при изучении курса «Технология материалов», где им необходимо выполнить техническое исследование в курсовой работе. В качестве заключительного этапа методологической подготовки является разработка исследовательского проекта и его практическая реализация при прохождении «Технологической практики». Данный проект является исследовательской частью выпускной квалификационной работы студентов специальности «Технология и предпринимательство», специализации «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля». Реализация данной системы научно-исследовательской подготовки студентов позволила повысить качество обучения и методологический уровень выпускников. Уровень роста которого определялся при помощи комплексного исследования, состоящего из определения роста уровня развития технического мышления (табл. 1), анализа выполнения студентами творческо-конструкторских заданий (табл. 2). Данная методика в процессе исследования позволила получить наиболее объективные результаты.

Таблица 1

Уровень развития технического мышления

Уровень развития технического мышления Кол-во студентов Экспериментальная гр. (22 чел.) 2006 г. Кол-во студентов Экспериментальная гр. (22 чел.) 2007 г. Кол-во студентов Экспериментальная гр. (22 чел.) 2008 г.

Низкий 9 (39,1 %) 3 (13,6 %) 1 (4,5 %)

Средний 11 (47,9 %) 11 (50,0 %) 10 (45,5 %)

Высокий 3 (13 %) 8 (36,4 %) 11 (50,0 %)

Таблица 2

Анализ решения творческо-конструкторских заданий

Группы решений Группа Репродуктивные решения без алгоритма и анализа Вариативные решения с признаками алгоритма но без анализа Частично-поисковые с наличием алгоритма и элементов анализа Поисковый с наличием алгоритма, анализа и самоанализа Нет ответа

Экспериментальная группа 2006 г. 10 7 4 0 1

Экспериментальная группа 2007 г. 0 3 11 8 0

Экспериментальная группа 2008 г. 0 2 7 13 0

Результаты эксперимента отслеживались с помощью двух способов: теста Беннета и обучающей диагностики представляющей собой исследовательские учебные задачи и подтвердили эффективность использования разработанной системы подготовки, что видно из табл. 1 и 2. Проведенная статистическая обработка данных, показала достоверность полученных результатов. Поэтому можно утверждать, что разработанная специальная система заданий эффективно обучать студентов специальности «Технология и предпринимательство» основаниям методологии научно - исследовательской деятельности.

Список литературы:

1. Беспалько В. П. О возможностях системного подхода в педагогике // Педагогика. - 1990. - № 7. - С. 59-60.

2. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. -191 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.: (Серия «Мастера психологии»);

4. Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. Теория и инновационные креативные педагогические технологии: Монография. -М., 2003.

5. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА КАК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Чирков С.В.*

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

Формирование профессиональной компетентности экономиста в области информатики и информационных технологий является важной задачей. Одним из путей ее решения является использование технологии контекстного обучения.

* Аспирант кафедры Информатики и дискретной математики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.