тельной деятельности студентов, а также органичному целостному развитию личности [4]. В свою очередь информационные технологии призваны активизировать личностно-ориентированную познавательную деятельность студентов (повысить уровень мотивации обучения) и способствовать их гармоничному вхождению в информационное пространство.
Список литературы:
1. Засыпкина Е.В. Педагогическое моделирование как фактор перспективы модернизации образования / Наука и инновации XXI века: мат-лы VI открытой окружной конф. молодых ученых. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006.
- С. 340-341.
2. Калганова Е.В. Методы обучения учащихся на уроке как одно из средств формирования их ключевых компетенций / Наука и инновации XXI века: мат-лы V открытой окружной конф. молодых ученых. - Сургут: Изд-во СурГУ 2005. - С. 245-246.
3. Насырова Э.Ф. Педагогическая характеристика модульной технологии обучения / Наука и инновации XXI века: мат-лы VI открытой окружной конф. молодых ученых. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - С. 358-360.
4. Герасимович Е.Е. Междисциплинарная интеграция в современной системе Российского образования / Наука и инновации XXI века: мат-лы VI открытой окружной конф. молодых ученых. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - С. 457.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ © Стаценко Е.Р. ♦
Мурманский государственный педагогический университет,
г. Мурманск
В статье раскрываются дидактические особенности интерактивного обучения, отмечается его роль в формировании профессиональной компетенции будущих педагогов, перечисляются формы, методы и средства интерактивного обучения. Выделен психологический аспект технологии интерактивного обучения и его значение для будущего педагога.
В последнее время интерес учёных и практиков к интерактивному обучению значительно возрос, так как интерактивное обучение предполагает
* Заведующий кафедрой Технологии и дизайна, кандидат педагогических наук, доцент
отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.
Интерактивная модель обучения наиболее эффективна и в дополнительном профессиональном образовании и в неформальном образовании взрослых, так как они имеют большой жизненный и профессиональный опыт.
В настоящее время наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а так же электронных учебников и справочников, работая в режиме он-лайн и т.д. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнёром, а так же делают возможным активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют студентам управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п.
Кроме того, к формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие:
- эвристическая беседа,
- презентации,
- дискуссии,
- «мозговая атака»,
- метод «круглого стола»,
- метод «деловой игры»,
- конкурсы практических работ с их обсуждением,
- ролевые игры,
- тренинги,
- коллективные решения творческих задач,
- кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций),
- практические групповые и индивидуальные упражнения,
- моделирование производственных процессов или ситуаций,
- проектирование бизнес-планов и различных программ,
- групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами,
- обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий; педагогическая студия, встречи с приглашенными специалистами, методы с использованием компьютерной техники.
Кроме этого, следует отметить, что интерактивное обучение основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В связи с эти оно имеет ряд дидактических особенностей:
- участники интерактивного обучения при взаимодействии активизируют и стимулируют друг друга. В процессе интеракции существует возможность соревнования и соперничества, проявление феномена психологического заражения;
- у участников обучения появляется возможность получить опыт использования имеющих знаний в конкретной ситуации;
- при активных методах обучения совместная учебная деятельность превращается в некоторую модель социального общения личности в реальной деятельности. В.Я. Ляудис указывает на то, что в совместной учебной деятельности именно личностные компоненты учебных взаимодействий, а не сами по себе усвоенные студентами знания, оказывают прямое влияние на их внутренний мир и являются главными носителями воспитывающей функции в обучении.
Интерактивные методы обучения создают обстановку, в которой взаимоотношения между преподавателями и студентами придают учебным занятиям не только познавательный, но и воспитательный характер.
Интерактивная модель обучения показывает, что самоопределение будущих педагогов на этапе профессионального образования является достаточно сложным процессом. Большие трудности доставляет ориентировка студента в своем внутреннем мире, в личных качествах, без чего профессиональное самоопределение невозможно, поэтому компетентное руководство процессом самоопределения студентов педагогического Вуза является технологически необходимым.
Подводя итог вышеизложенного, можно констатировать, что применение различных форм и методов интерактивного обучения в Вузе будут способствовать формированию системе ценностных ориентаций, моделированию своего будущего, построению эталонов в виде идеального образа профессионала.
Все перечисленные формы и методы активно применяются на факультете технологии и дизайна при обучении студентов очной и заочной форм обучения.
Список литературы:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: уч. пособие. - СПб.: Питер.
2. Вардонян Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / Под науч. ред. В. А. Сластенина. - М.: МПГУ 2002.
3. Бутенко И. А. Что привлекает студентов в учебном процессе? // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2000. - № 1.
4. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И. Интерактивный семинар: кризис жанра, надежд или поиск перспектив (Электронный ресурс). Режим доступа к ст.: http://charco,narod.ru/tekst/obuch_prep/Grig-Gub_2.htm, свободный.
5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М., 1989.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ © Челтыбашев А. А.*
Мурманский государственный педагогический университет,
г. Мурманск
Рассматриваются общие аспекты технологии обучения методологии научно-исследовательской деятельности студентов специальности «технология и предпринимательство» в процессе изучения общетехнических дисциплин.
Проблема подготовки специалистов соответствующих современным требованиям является основной задачей ВУЗов. При этом необходимо учитывать, что рост знаний опережает внедрение их в образовательный процесс как минимум на 3-5 лет. Поэтому выпускник уже владеет устаревшими знаниями. Особенно заметно это отставание при подготовке специалистов в области техники. Поэтому возникает необходимость не только создавать у обучающихся определенный багаж знаний, но и научить методике самостоятельного получения новой информации и умению ее применять на практике.
Для обучения студентов большинству общетехнических дисциплин в преподавательской практике очень широко используются разнообразные расчетные работы, представляющие собой задачи. В исследованиях М.М. Зиновкиной убедительно доказывается, что задачи, которые решают студенты в процессе обучения, в корне отличаются от реальных творче-
* Старший преподаватель кафедры Технологии и дизайна