УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
И.Б. Кондратенко
В статье представлена модель формирования общекультурных компетенций будущих педагогов в процессе интерактивного обучения в вузе. Определены цели и задачи интерактивного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, конкретизированы методологические подходы и принципы, формы, методы и средства его реализации.
Ключевые слова: интерактивное обучение, общекультурная компетентность, профессиональная подготовка педагога.
Ведущей идеей модернизации профессиональной подготовки отечественных педагогов на современном этапе выступает компетентностный подход, с позиций которого процесс профессиональной подготовки может быть определен как комплексная деятельность, направленная на формирование у будущих педагогов ряда компетенций, образующих в совокупности профессиональную компетентность. Проблемам исследования профессиональной компетентности педагога посвящены работы Е.С.Заир-Бек, Н.В.Кузьминой, А.П.Тряпицыной, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, В.А.Сластенина. На современном этапе развития педагогического образования Е.С.Заир-Бек и А.П.Тряпицына определяют профессиональную компетентность педагога как «интегральную характеристику специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности» [1, с.10].
Первообразной и фундаментальной составляющей профессиональной компетентности педагога являются общекультурные компетенции, которые определяют активную жизненную позицию человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Проблемы формирования общекультурных компетенций на различных уровнях обучения
рассматриваются в исследованиях И.А.Зимней, А.А.Петрова, Н.С.Розова, Ю.Ю.Рыбасовой, М.Г.Синяковой, С.Л.Троянской, А.В.Хуторского. Словарь-справочник современного российского профессионального образования поясняет, что под общекультурными компетенциями понимается «способность успешно действовать при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности» [2]. Именно общекультурные компетенции, обладающие устойчивые характеристиками, определяют способность педагога «решать профессиональные задачи на основе использования информации; коммуникации; социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе» [1, С.10].
В документе «Ключевые компетенции для Европы» указывается, что любая компетенция не сводима только к получению и использованию информации и включает в себя процессы учения, исследования и поиска, организацию мыслительного процесса, общения и сотрудничества, адаптацию и профессиональную практическую деятельность [3]. Все сказанное предполагает создание в процессе профессиональной подготовки будущих учителей дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъекта обучения. В связи с этим, особое значение в формировании общекультурных компетенций будущего учителя приобретает интерактивное обучение, осуществляемое в различных формах совместной деятельности обучающихся, в рамках которых все субъекты образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают учебные проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других участников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. В частности, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» подчеркнуто, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое
использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой.
Понятие «интеракция» (от англ. interaction, лат. inter + activus -взаимодействие) впервые стало использоваться в социологии и социальной психологии. В частности, основоположник теории символического интеракционизма Дж.Мид рассматривал интеракцию как условие развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Анализ методических работ, посвященных применению интерактивного обучения в системе современного образования (Б.Ц.Бадмаев, Е.С.Коротаева, С.С.Кашлев, Т.С.Панина, С.Б.Ступина), позволяет выделить следующие характерные черты данного типа обучения, определяющие его значимость для реализации позиций компетентностного подхода в современном образовании в целом и в профессиональной подготовке будущего педагога в частности:
- наряду с традиционными учебно-познавательными задачами интерактивное обучение позволяет решать коммуникационно-развивающие и социально-ориентационные задачи;
- в отличие от традиционного обучения, логика которого может быть представлена в виде схемы «знания ^ умения ^ навыки», в основу конструирования процесса интерактивного обучения положена логическая схема «формирование нового опыта ^ применение ^ теоретическое осмысление»;
- помимо традиционного вида педагогического взаимодействия «преподаватель
- студент» в системе интерактивного обучения эффективно реализуются такие виды взаимодействия, как «студент ^ группа студентов», «студент ^ электронный образовательный ресурс»;
- в ходе интерактивного обучения существенно расширяется и качественно изменяется ролевой диапазон преподавателя: с позиций информатора и
контролера он переходит на позиции организатора, консультанта, тьютора, супервизора, ментора, модератора, фасилитатора;
- в процессе интерактивного обучения существенно возрастает познавательная активность студента как субъекта обучения: от активности воспроизведения он переходит к активности интерпретации и творческой активности;
- изменяются технологии обучения: они приобретают ярко выраженный деятельностный характер и строятся на принципах диалогичности и контекстности обучения;
- модернизируются методики оценивания образовательных результатов: для оценки уровня сформированности компетенций используются технологии портфолио, case-study, решение профессиональных задач.
Определяя значение интерактивного обучения для формирования общекультурных компетенций будущих педагогов, следует отметить, что интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и включает обучающихся в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности, что имеет определяющее значение для накопления опыта, осознания и принятия ценностей. Данный факт подтвержден исследованиями К.Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных установок и поведения участников.
Анализ общекультурных компетенций, представленных в Федеральных государственных образовательных стандартах для бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», позволяет выделить группы компетенций, формирование и развитие которых непосредственно зависит от использования интерактивного обучения в организации процесса профессиональной подготовки будущих педагогов: когнитивные (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу; способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способность понимать значение культуры как формы человеческого существования); коммуникативно-деятельностные (способность
логически верно выстраивать устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способность к восприятию информации; способность руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества).
Формирование профессиональной компетентности является сложным процессом, определяемым совокупностью как объективных, так и субъективных факторов. В связи с этим процесс формирования общекультурных компетенций будущего учителя средствами интерактивного обучения может рассматриваться не только как феномен педагогической реальности, но и как объект моделирования. Нами была разработана структурно-функциональная модель формирования общекультурных компетенций будущих учителей средствами интерактивного обучения, которая включает три компонента - теоретико-методологический, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный.
Теоретико-методологический компонент модели содержит характеристику методологических подходов, закономерностей и принципов формирования общекультурных компетенций будущих учителей средствами интерактивного обучения. Важнейшими методологическими подходами к формированию общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения являются системный, деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. С учетом методологических позиций данных подходов были определены как наиболее существенные такие закономерности процесса формирования общекультурных компетенций в процессе интерактивного обучения, как зависимость профессиональной подготовки будущих учителей от общественных условий, а
именно: социальная обусловленность целей, содержания и методов профессиональной подготовки; зависимость процесса формирования общекультурных компетенций от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим его миром; взаимосвязь результатов формирования общекультурных компетенций в процессе интерактивного обучения с активностью самого обучающегося и т.д. Закономерности определяют принципы процесса формирования общекультурных компетенций, которые носят как общедидактический характер (принципы культуросообразности, сознательной активности и самостоятельности обучающихся, контекстности профессиональной подготовки), так и отражают специфику интерактивного обучения (принципы диалогичности обучения, смыслотворчества, свободы выбора, создания ситуации успеха, субъектности, рефлексивности) [4].
Содержательно-деятельностный компонент раскрывает содержание процесса формирования общекультурной компетентности будущего педагога средствами интерактивного обучения, определяет формы, методы и средства интерактивного обучения, необходимые для формирования данных компетенций в процессе профессиональной педагогической подготовки. Данный компонент включает весь объем содержания профессиональной подготовки, направленного на формирование общекультурных компетенций будущих педагогов: содержание учебных программ дисциплин психолого-педагогического цикла, и вариативной части - программ элективных курсов и факультативов, в частности, программы авторского спецкурса «Технологии интерактивного обучения в современном образовании». Отличительной особенностью данного спецкурса является то, что его содержание целенаправленно формирует у будущих педагогов знания о сущности интерактивного обучения, его функция, формах, методах и средствах реализации; носит интегрированный характер, поскольку содержательное наполнение курса представляет собой специальным образом подобранную систему учебных задач, творческих заданий, учебных проектов, тренингов, деловых игр, обеспечивающую формирование общекультурной
компетентности будущих педагогов и способствующую обогащению и систематизации их знаний в области интерактивного обучения, приобретению необходимых умений, профессионально значимых качеств, мотивов и опыта, необходимых для реализации интерактивного обучения в процессе профессиональной деятельности. В содержание курса включены такие темы, как «Дидактические особенности интерактивного обучения», «Характеристика и классификация интерактивных методов обучения», «Интерактивные средства обучения», «Технологии интерактивного обучения», «Особенности организации контроля в системе интерактивного обучения». Интерактивные методы обучения (деловые и ролевые игры, тренинги; групповая дискуссия, диспут, кейс-метод; метод проектов; мозговой штурм), используемые в ходе реализации курса, позволяют осуществить процесс интенсивной межсубъектной коммуникации, направленной на изменение и совершенствование моделей поведения и деятельности будущих педагогов, формирование у них системы профессионально значимых общекультурных компетенций. Немаловажное значение для реализации задач формирования общекультурных компетенций имеют интерактивные средства обучения, «использование которых обеспечивает диалог между участниками учебного процесса и техническими средствами обучения в режиме реального времени» [5, С.180]. К данной группе средств обучения могут быть отнесены интерактивные доски, электронные курсы, мультимедийные учебники и образовательные программы, компьютер. Использование интерактивных средств обучения в процессе профессиональной подготовки будущих учителей обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Таким образом, интерактивные средства обучения реализуют в совокупности информационную, интерактивную и управленческую функции.
Оценочно-результативный компонент модели объединяет критерии, уровни развития общекультурных компетенций будущих педагогов, методы, формы и средства контрольно-оценочной деятельности. Сложность оценки общекультурных компетенций заключается в том, что степень их сформированности является результатом освоения целостной образовательной программы. Нами выделены три уровня сформированности общекультурных компетенций: базовый (пороговый), продвинутый и высокий, конкретизированы критерии их сформированности. В структуре мониторинга формирования общекультурной компетенции будущих педагогов в процессе интерактивного обучения нами были выделены три этапа, соответствующие стартовой, промежуточной и итоговой диагностике сформированности общекультурных компетенций. Деятельностный характер компетенций требует использования в ходе мониторинга наряду с традиционными средствами проверки и контроля разноуровневые тестовые задания и задачи по педагогике, решение которых соответствует уровням усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности; игры (ролевые, деловые, имитационные) актуальной социально-педагогической проблематики, моделирующие профессиональные ситуации; разработку и защиту научно -исследовательских проектов по педагогической тематике; рейтинговую оценку знаний, итоговую оценку за практику. Данные, полученные в ходе диагностики, становятся ориентировочной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирования учебных задач и ситуаций в ходе организации интерактивного обучения.
Источники:
1. Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение / Под ред. Г.А.Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2006. 65 с.
2. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н.
Вып. 1. М.: ФИРО, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pgtiperm.ru/page.php?id=68 (дата обращения: 12.08.13).
3. Hutmacher Walo. Key competencies in Europe // European Journal of Education. 1997. Vol. 32. №. 1. Р.45-56.
4. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Мн.: ТетраСистемс. 2013. 224 с.
5. Абдулов Р.М. Использование современных интерактивных средств обучения при развитии исследовательских умений учащихся в обучении физике // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С.180-184.
References:
1. Zair-Bek E.S., Tryapicy'na A.P. Podgotovka specialistov v oblasti obrazovaniya k uchastiyu i ispol'zovaniyu mejdunarodny'h programm ocenki kachestva obrazovaniya dlya vseh: nacional'noe videnie / Pod red. G.A.Bordovskogo. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I.Gercena. 2006. 65 s.
2. Slovar'-spravochnik sovremennogo rossiyskogo professional'nogo obrazovaniya / avtory'-sostaviteli: Blinov V.I., Voloshina I.A., Esenina E.YU., Leybovich A.N., Novikov P.N. Vy'p. 1. M.: FIRO, 2010. [E'lektronny'y resurs]. Rejim dostupa: http://www.pgtiperm.ru/page.php?id=68 (data obrasch'eniya: 12.08.13).
3. Hutmacher Walo. Key competencies in Europe // European Journal of Education. 1997. Vol. 32. №. 1. R.45-56.
4. Kashlev S.S. Interaktivny'e metody' obucheniya. Mn.: TetraSistems. 2013. 224 s.
5. Abdulov R.M. Ispol'zovanie sovremenny'h interaktivny'h sredstv obucheniya pri razvitii issledovatel'skih umeniy uchasch'ihsya v obuchenii fizike // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 5. S.180-184.
Зарегистрирована: 27.01.2014