Научная статья на тему 'К вопросу о педагогических технологиях в учебном процессе'

К вопросу о педагогических технологиях в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьев М. Н.

Преобладание рыночных отношений во всех сферах деятельности общества на рубеже XXI века предполагает жесткую конкурентоспособность, в первую очередь, среди выпускников высших учебных заведений на рынке труда, что обосновывает объективную необходимость в модернизации технологий учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопьев М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о педагогических технологиях в учебном процессе»

витию. Такая работа не только позволяет развить интерес к математике и расширить кругозор студента, но и способствует развитию интеллекта и креативной составляющей будущего дизайнера, что особенно проявляется при составлении портфолио.

Список литературы:

1. Колесникова Л.Ф., Гурченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М.: Педагогика, 2000.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 года // Бюллетень Минобразования, 1002, № 2.

3. Филиппов В. М. Модернизация Российского образования // Вестник образования. - 2003.

4. Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Гуманитариям о математике. - М.: АГАР, 1999.

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ © Прокопьев М.Н/

Сургутский государственный университет, г. Сургут

Преобладание рыночных отношений во всех сферах деятельности общества на рубеже XXI века предполагает жесткую конкурентоспо -собность, в первую очередь, среди выпускников высших учебных заведений на рынке труда, что обосновывает объективную необходимость в модернизации технологий учебного процесса.

На современном этапе развития резко возросли требования к уровню подготовки молодых специалистов, поэтому с целью повышения качества образования в нашей стране широко разрабатываются и внедряются информационные и педагогические технологии по интенсификации образовательного процесса, по повышению качества процессов обучения, чтобы сделать их более производительными. Основой всей огромной работы в этом направлении является педагогический процесс как объект моделирования. В частности, педагогическое моделирование определяется как вид профессиональной деятельности педагога, направленный на преодоление постоянно возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики, включающей в себя такие процессы, как диагностика

* Доцент кафедры Общей врачебной практики, кандидат медицинских наук, доцент

(выявление уровня знаний у студентов), прогнозирование, целеполагание, мониторинг, моделирование, конструирование и программирование [1].

Разработка современных педагогических технологий должна обязательно предполагать развитие способности у студентов к самостоятельному поиску теоретической и практической информации относительно изучаемой дисциплины, определять проблемы и пути рационального их решения, развитие способности критического анализа полученных знаний при осмыслении использования их на практике применительно к будущей профессии по окончании высшего учебного заведения. То есть создавать креативное поле - пространство возможных вариантов творческих решений поставленных перед ними задач. Другими словами - педагогические технологии организации учебного процесса призваны обеспечить высокий уровень компетенции у студентов (такой тип организации знаний, который позволял бы им принимать эффективные решения в определенной области деятельности). В этой связи в основу разработки педагогических технологий должны быть положены «ключевые компетенции» [2], в частности:

1. учебно-исследовательская компетенция (умение учиться самостоятельно);

2. социальная компетенция (умение адаптироваться и существовать в социуме);

3. компетенция саморазвития (умение совершенствовать свои знания);

4. проблемно-прикладная компетенция (умение применить свои знания в зависимости от возникающих проблемных ситуаций);

5. информационная компетенция (умение добывать, анализировать и перерабатывать полученную информацию).

В процессе реализации вышеперечисленных целей и задач учебного процесса в первую очередь активно должны внедряться, несомненно, такие педагогические технологии, как модульная технология обучения, междисциплинарная интеграция и информационные технологии. В частности, модульная технология основана на личностно-деятельностном подходе и предполагает расчленение содержания каждой темы курса на компоненты, являющиеся структурными элементами модульной программы дисциплины и предопределяющиеся ее содержанием. В модульной технологии обучения обеспечивается свобода самореализации студентов, создаются условия для формирования наблюдательности, повышения их заинтересованности в содержании тем модуля [3]. Междисциплинарная интеграция заключается в объединении в одном изучаемом предмете элементов разных учебных дисциплин, связанных общим смыслом и методами преподавания. Ее разработка и внедрение обусловлена необходимостью освоения методологии деятельности и обеспечения ориентации студентов в образовательном пространстве, что, несомненно, должно способствовать интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познава-

тельной деятельности студентов, а также органичному целостному развитию личности [4]. В свою очередь информационные технологии призваны активизировать личностно-ориентированную познавательную деятельность студентов (повысить уровень мотивации обучения) и способствовать их гармоничному вхождению в информационное пространство.

Список литературы:

1. Засыпкина Е.В. Педагогическое моделирование как фактор перспективы модернизации образования / Наука и инновации XXI века: мат-лы VI открытой окружной конф. молодых ученых. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - С. 340-341.

2. Калганова Е.В. Методы обучения учащихся на уроке как одно из средств формирования их ключевых компетенций / Наука и инновации XXI века: мат-лы V открытой окружной конф. молодых ученых. - Сургут: Изд-во СурГУ 2005. - С. 245-246.

3. Насырова Э.Ф. Педагогическая характеристика модульной технологии обучения / Наука и инновации XXI века: мат-лы VI открытой окружной конф. молодых ученых. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - С. 358-360.

4. Герасимович Е.Е. Междисциплинарная интеграция в современной системе Российского образования / Наука и инновации XXI века: мат-лы VI открытой окружной конф. молодых ученых. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - С. 457.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ © Стаценко Е.Р. *

Мурманский государственный педагогический университет,

г. Мурманск

В статье раскрываются дидактические особенности интерактивного обучения, отмечается его роль в формировании профессиональной компетенции будущих педагогов, перечисляются формы, методы и средства интерактивного обучения. Выделен психологический аспект технологии интерактивного обучения и его значение для будущего педагога.

В последнее время интерес учёных и практиков к интерактивному обучению значительно возрос, так как интерактивное обучение предполагает

* Заведующий кафедрой Технологии и дизайна, кандидат педагогических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.