Научная статья на тему 'Реализация политики регионализации образования в деятельности университета'

Реализация политики регионализации образования в деятельности университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТРЕТЬЯ ФУНКЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА / INNOVATION AND EDUCATION COMPLEX / RESEARCH AND EDUCATION CLUSTER / KEY UNIVERSITY / BOARD OFTRUSTEES / REGIONALIZATION OF EDUCATION / THE THIRD MISSION OF A UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенок Сергей Михайлович

Стратегической целью Сургутского государственного университета является его трансформация в университет нового типа, поддерживающий и обеспечивающий инновационное экономическое развитие региона посредством концентрации интеллектуального потенциала, создания современной научно-образовательной инфраструктуры и их приближения к потребностям регионального бизнеса. Такая модернизация определена политикой правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры, в соответствии с которой сфера образования рассматривается как важнейший ресурс развития региона. Это предполагает совершенствование модели «третьей роли вуза» служения обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косенок Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE POLICY OF REGIONALIZATION OF EDUCATION IN THE ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

The strategic objective of Surgut State University is its transformation into a new type of university, supporting and providing innovative economic development of the region through concentration ofintellectual potential, modern scientific and educational infrastructure which meet the requirements of regional business. Such modernization is determined by the policy of the Government of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Yugra, according to which education sector is regarded as the most important resource for the development of the region. This determines the necessity to improve the model of the third mission of a university Community Service.

Текст научной работы на тему «Реализация политики регионализации образования в деятельности университета»

Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. Социально-экономический и политический статус округа определяется тем существенным вкладом, который он, как крупнейший нефтедобывающий район государства и мира, вносит в рост экономики страны и в обеспечение её энергетической безопасности. Основными задачами, стоящими перед системой высшего образования региона в соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития округа до 2030 года, являются: формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; наращивание кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; рост научных исследований. Однако решение данных задач невозможно, если в центре внимания в вузах не будут стоять вопросы воспитания личности, ориентированной на знание потребностей региона, осознающей и принимающей эти потребности, а также готовой удовлетворять их. В этой связи актуально утверждение В.С. Елагиной: «В качестве основной функции региональной системы образования можно выделить функцию содействия развитию личности с социально значимыми качествами с учётом образовательных запросов региона, его социально-экономических возможностей, демографических условий, культурно-исторических традиций, а также перспективных потребностей как самой личности, так и общества, государства» [11, с. 26]. Особую значимость проблема взращивания личности приобретает в регионах с интенсивной миграцией населения, к которым относится Югра. В данном аспекте ведущее направление политики правительства Югры - создание условий для превращения автономного округа из территории временного пребывания граждан в территорию постоянного места жительства, повышение качества жизни населения в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной -продолжает оставаться актуальной.

Большая роль в этом процессе отводится университетам, которые становятся центрами установления интеграционных связей между образовательными, научно-исследовательскими, общественными, производственными и властными структурами. Такое видение роли университета в региональном развитии определяет стратегию совершенствования инфраструктуры инновационной деятельности. В этой связи разработана и принята концепция создания в Сургуте крупного научно-образовательного центра, объединяющего консорциумы по прорывным направлениям науки. В разработке концепции активное участие приняли сотрудники СурГУ. Многие идеи, ставшие основой для проектирования будущего кампуса, уже реализуются, они стали фундаментом для разработки программы развития университета на период до 2025 года. В настоящее время совместно с Департаментом экономического развития автономного округа согласован проект технического задания на разработку организационно-правовой, финансово-экономической и архитектурно-планировочной модели создания инфраструктуры кампуса.

Сценарий модернизации образовательной политики СурГУ определяется темпами динамичного развития округа. Так, при основании университета в 1993 г. в условиях быстроменяющейся обстановки в России и интенсивного появления новых производств строго научный прогноз потребностей в специалистах определённого профиля в округе был невозможен. Требовалось прежде всего удержать молодёжь в городе, регионе и готовить выпускников, имеющих хороший уровень научной, технической подготовки, способных к быстрому освоению новых технологий и производств. Сегодня университет проводит социологические исследования, направленные на выявление потребностей экономики Югры в квалифицированных кадрах.

В настоящее время экономика автономного округа продолжает зависеть от импорта научно-технических и инженерных кадров из других регионов, что определяет

важность формирования молодого поколения специалистов, для которых главной ценностью является процветание родного края. Стратегической задачей, которую нужно незамедлительно решать, является укрепление системы инженерного образования. Ответом на данный вызов стала разработка ряда образовательных программ подготовки бакалавров на основе международных стандартов CDIO. С целью присоединения к Всемирной инициативе налажено сотрудничество со специалистами Национального исследовательского Томского политехнического университета. В октябре 2017 г. в СурГУ состоится конференция «Всемирная инициатива CDIO в российском образовательном пространстве». Таким образом, в университете активно используются достоинства стратегического партнёрства с научными центрами и вузами страны.

Положительной тенденцией является формирование научно-образовательных кластеров, ядром которых становятся институты университета. Они обеспечивают реализацию принципов непрерывного образования, нацеленных на постоянное совершенствование профессиональных знаний и профессиональной квалификации в течение всей жизни. В качестве примера функционирования такого кластера можно привести деятельность Медицинского института, вокруг которого сложилась система довузовской, вузовской и послевузовской подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.

Для системы высшего образования округа следует назвать перспективной модель образовательных кластеров «школа - колледж - вуз - предприятие». Её эффективность демонстрирует взаимодействие преподавателей Политехнического института СурГУ с педагогическим коллективом и учащимися СОШ № 7 г. Сургута, на базе которой сформирован ресурсный центр технологического образования, объединивший образовательные учреждения разного уровня и предприятия Сургута. Одним из результатов деятельности кластера стало успешное

участие школьников города в чемпионатах Junior Skills. Ещё одно важнейшее направление работы учёных университета - вовлечение школьников в проектную и исследовательскую деятельность, что проявляется, в частности, в реализации на территории округа проекта российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее». При активном участии специалистов СурГУ создан Сургутский Центр развития талантов ребёнка, который в 2016 г. вошел в национальный реестр «Ведущие научные организации России».

Направления научных исследований СурГУ являются ответом на запросы экономики региона [12]. В настоящее время научно-исследовательская сфера Югры сориентирована на достижение высоких результатов в таких приоритетных областях, как математически интенсивные технологии эффективной добычи нефти; новые методы повышения нефтеотдачи; новые технологии нефтехимии и нефтегазохимии; геологическое моделирование, промысловая геофизика; переработка и хранение продуктов нефти и газа; а также технологии жизнеобеспечения: здравоохранение, экология, информационные и телекоммуникационные технологии, технологии энергосбережения.

Необходимость интенсивного развития научных исследований в вузе обусловила расширение взаимосвязей с учёными РАН, крупных научных центров страны. Так, взаимодействие Политехнического института с Федеральным научным центром «Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук», Российским федеральным ядерным центром - Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики, Тюменским филиалом Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН оказало воздействие на научные результаты университета в области суперкомпьютерного моделирования в нефтегазовом секторе. В тематике проектов Научного центра междис-

циплинарных исследований СурГУ отражены потребности региона, в центре его внимания - исследование явления параметрического резонанса внутри нефтяного пласта, моделирование и управление разделением фаз в слабо сжимаемых вязких теплопроводящих жидкостях, численное моделирование взаимодействия высокоэнергетических пучков заряженных частиц с веществом, моделирование термодинамики органов человека в условиях стационарности и нестационарности, аналитические и вычислительные задачи нелинейной математической физики.

Продолжается укрепление связей с предприятиями и организациями города, что, как известно, усиливает «синергийность социального партнёрства» [13, с. 118]. Эффективная работа обеспечивается попечительским советом университета, в состав которого входят представители крупных хозяйствующих субъектов города (ОАО «Сургутнефтегаз», АО «Тюменьэнерго», ООО «Газпром переработка», ООО «Газпром трансгаз Сургут», филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Западной Сибири и др.), руководители администрации г. Сургута, депутаты федерального, областного и окружного законодательных собраний, думы города. Взаимодействие гражданских институтов с целью повышения качества высшего образования, а также взаимосвязи науки и производства способствует становлению единого образовательного пространства Югры.

Учёные СурГУ участвовали в разработке документов, относящихся к стратегическим направлениям социально-экономического развития города Сургута и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Обсуждается вопрос о возможностях университета стать аналитической площадкой по всем процессам регионального развития, что может выразиться, например, в подготовке экспертно-аналитических заключений по заказам территориальных органов власти и управления. Так, сотрудники Института государства и права СурГУ участвуют в работе Ассоциации коренных малочисленных народов Российской Федерации, Ассоциации му-

ниципальных образований ХМАО - Югры, оказывают правовую поддержку территориальному общественному самоуправлению, общественным советам при департаментах округа, экспертным советам при государственных и муниципальных органах. Специалисты университета активно работают в составе Сургутского территориального отделения Ханты-Мансийского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», на базе юридической клиники университета открыты общественные приёмные Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, общественной организации «Ассоциация юристов России». Сотрудники НИИ экологии Севера выполняют экологические экспертизы проектов для нефтедобывающих компаний, проводят работы по оценке биоразнообразия и качества среды.

Важное направление деятельности университета - воспитание молодых специалистов. Высокая степень самостоятельности студентов в учебной и внеучебной деятельности, креативность и способность к самоуправлению и соуправлению являются не только критериями эффективности воспитательной работы в вузе, но и важным показателем степени готовности выпускника к будущему трудоустройству. Сургут - это сложившийся центр межкультурной коммуникации, что стало одним из условий для разработки в университете Программы по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений среди студентов. Она получила одобрение и высокую оценку на Всероссийском форуме национального единства, который проходил в Перми в 2015 г. Молодёжные проекты направлены на укрепление социальной ответственности студентов, усиливая социальную вовлечённость молодых людей в жизнь округа. Активно развивается волонтёрская деятельность как форма гражданского участия молодёжи в общественно полезных делах: взаимопомощь, благотворительность, просвещение или обсуждение каких-либо

вопросов, касающихся определённых групп общества. В университете есть организации с большим практическим опытом волонтёрской деятельности, например, студенческий экологический отряд, цель которого - улучшение экологической ситуации в городе. Вместе с тем появляются и новые содружества, такие как общественное движение «Кибердружина», созданное Лигой безопасного Интернета. Значимую для общества культурно-просветительскую деятельность ведёт студенческий театр пластики и пантомимы «Гротеск». Университетский театр хорошо известен в стране, в августе 2017 г. он с успехом представил регион и Россию на Всемирном фестивале любительских театров в Монако. Студенческие инициативы поддерживаются в стране: сургутский опыт проведения фестиваля национальных культур «Мы - единый народ» использован при организации I Молодёжного фестиваля национальных культур в Санкт-Петербурге.

Опыт внеучебной работы нашего вуза позволяет считать обоснованным положение Резолюции Всероссийского конгресса проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования о включении критерия «Воспитательная деятельность» в перечень показателей, необходимых для аккредитации вузов, а также в Примерный перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений и в число показателей мониторинга деятельности образовательных организаций.

Заключение

Модель взаимодействия «университет -регион» носит системный характер и проявляется во всех сферах деятельности Сургутского государственного университета: образовательной, научной и социальной - с целью удовлетворения запросов личности, общества, государства. В программы развития университета и его институтов закладываются показатели, ориентированные на показатели федерального конкурса опорных

университетов. В центре внимания - отработка стратегии трансфера знаний, технологий, построение системы коммерциализации научных разработок. В университете поддерживаются молодёжные инициативы. Для города и региона вуз стал событийным центром, где проводятся разнообразные научные, спортивные, развлекательные мероприятия, деловые встречи. Он принимает активное участие в формировании образовательной интеллектуальной региональной среды, необходимой для формирования личности с социально значимыми качествами.

По разработанным Минобрнауки России правилам СурГУ не имеет перспектив для присоединения к проекту создания опорных университетов, поскольку находится в региональном подчинении. Однако есть реальная возможность стать участником проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Для этого, в частности, необходимо соответствовать нормативному критерию «Доля слушателей программ дополнительного профессионального образования», а данный критерий, безусловно, является одной из составляющих третьей роли университета.

Трансформация роли университетов в вопросах регионального развития требует активизации как стратегической функции федеральных и региональных органов власти и управления, так и модернизации форм законодательной и финансовой поддержки региональной системы образования и науки.

Литература

1. Зуева О.Н, Долганова Ю.С. Тенденции и проблемы развития системы образования в регионе // Известия УрГЭУ. 2012. № 1 (39) С. 173-180. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_18775437_41862771.pdf

2. Ахромеева Т.С, Малинецкий Г.Г., Посошков С.А. Кризис инновационных сред в России // Междисциплинарные проблемы средового подхода к инновационному развитию / Под ред. В.Е. Лепского. М.: Когито-Центр, 2011. С. 23-33.

3. Хасаев Г.Р., Болгова Е.В. Регионализация высшего образования и инновационное развитие экономики российских регионов // Из-

вестия УрГЭУ. 2015. № 1 (57). С. 61-70. URL: http://izvestia.usue.ru/download/57/8.pdf Трошев А.Р, Пелихов Н.В, Реутов Ю.И. Позиционирование университета как научно-образовательного центра инновационного развития региона // Национальные проекты в сфере образования и проблемы регионального развития. Ростов н/Д: Изд-во Ростов. Унта, 2006. С. 10-18.

Балмасова Т.А. Третья миссия университета - новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 48-55. Медушевский Н.А, Перфильева О.В. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2016. № 3(5). С. 19-31. URL: www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/pmorv/ Vestnik_pmorv%203(5)-16.pdf Фирсова А.А, Челнокова О.Ю. Модели взаимодействия университета и региона // Известия Саратовского университета. Серия «Экономика. Управление. Право». 2013. Т. 13. Вып. 4 (2). С. 619-623.

Chatterton P., Goddard J.B. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs // European Journal of Education. 2000. Vol. 35. № 4. P. 475-496. URL: https://www.

researchgate.net/profile/john_Goddard5/ publication/263311385_The_Response_of_ Higher_Education_Institutions_to_Regional_ Needs/links/54e4c64f0cf22703d5bf56df.pdf

9. Мархл М, Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. Научный электронный журнал. 2013. Вып. 1. С. 1-13.

10. V Международный форум вузов // Ректор вуза. 2017. № 7. С. 24-27.

11. ЕлагинаВ.С. Проблемы регионализации в современной образовательной политике // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2015. № 1 (09). С. 24-26. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=23590822

12. Косенок С.М., Литовченко О.Г. Сургутский государственный университет: уверенное движение вперёд // Северный регион: наука, образование, культура. 2015. № 1. С. 8-13.

13. Сотникова О.А, Волкова О.А. Ресурсная интеграция в социальном партнёрстве университета и предприятий региона // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 117-122.

Статья поступила в редакцию 05.04.17.

С доработки 17.07.17; 21.09.17.

Принята к публикации 07.10.17.

IMPLEMENTATION OF THE POLICY OF REGIONALIZATION OF EDUCATION IN THE ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

Sergey M. KOSENOK - Dr. Sci. (Education), Prof., Rector, e-mail: [email protected] Surgut State University, Russia

Address: 1, Lenina prosp., Surgut, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Yugra, Tyumen region, 628412, Russian Federation

Abstract. The strategic objective of Surgut State University is its transformation into a new type of university, supporting and providing innovative economic development of the region through concentration ofintellectual potential, modern scientific and educational infrastructure which meet the requirements of regional business. Such modernization is determined by the policy of the Government of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Yugra, according to which education sector is regarded as the most important resource for the development of the region. This determines the necessity to improve the model of the third mission of a university - Community Service.

Keywords: innovation and education complex, research and education cluster, key university, board oftrustees, regionalization of education, the third mission of a university

Cite as: Kosenok, S.V. (2017). [Implementation of the Policy of Regionalization of Education in the Activities ofthe University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 11 (217), pp. 12-19. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Zueva, O.N., Dolganova, Yu.S. (2012). [Trends and Problems of Development of the Educational System in the Region]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Journal of the Ural State University of Economics]. No. 1 (39), pp. 173-180. Available at: https://elibrary.ru/download/eli-brary_18775437_41862771.pdf (In Russ.)

2. Akhromeeva, T.S., Malinetskii, G.G., Pososhkov, S.A., Lepskiy, V.E. (Ed). (2011). [The Crisis oflnnovation Environment in Russia]. In: Mezhdistsiplinarnye problem sredovogo podkhoda k innovatsionnomu raz-vitiyu [Interdisciplinary Problems ofthe Environmental Approach to Innovation Development]. Moscow: Cogito-Center Publ. Pp. 23-33. (In Russ.)

3. Khasaev, G.R., Bolgova, E.V. (2015). [Regionalization ofHigher Education and Innovative Development of the Economy ofRussian Regions]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Journal ofthe Ural State University ofEconomics]. No. 1 (57). pp 61-70. Available at: URL: http://izvestia. usue.ru/download/57/8.pdf(In Russ.)

4. Groshev, A.R., Pelikhov, N.V., Reutov, Yu.I. (2006). [Positioning the University as a Research and Education Center for Innovative Development of the Region]. In: Natsional'nye proekty v sfere obrazovaniya i problem regional'nogo razvitiya [National Projects in the Field ofEducation and Problems ofthe Regional Development]. Rostov on Don: Rostov Univ. Publ. Pp. 10-18. (In Russ.)

5. Balmasova, T.A. (2016). [The Third Mission ofUniversity - a New Vector ofDevelopment?]. Vysshee obra-zovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No 8-9, pp. 48-55. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Medushevskii, N.A., Perfil'eva, O.V. (2016). [Interpretation of the Third Mission of Universities at Present Stage]. Vestnik RGGU Seriya Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie [Herald ofRSUH. Series «Political Science. History. International Relationships. Foreign Regional Studies. Oriental Studies»]. No. 3 (5), pp. 19-31. Available at: URL: www.rsuh. ru/upload/main/vestnik/pmorv/Vestnik_pmorv%203(5)-16.pdf (In Russ.)

7. Firsova, A.A., Chelnokova, O.Yu. (2013). [Models ofInteraction Between University and Region]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo [Proceedings of Saratov University. Series Economics. Management. Law]. Vol. 13, No. 4 (2), pp. 619-623. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Chatterton, P., Goddard, J.B. (2000). The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs. European Journal ofEducation. Vol. 35. No. 4, pp. 475-496. Available at: https://www.researchgate.net/ proflle/John_Goddard5/publication/263311385_The_Response_of_Higher_Education_Institutions_to_ Regional_Needs/links/54e4c64f0cf22703d5bf56df.pdf

9. Marhl, V., Pausits, A. (2013). [Third Mission Indicators for New Ranking Methodologies]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek.. Nauchny i elektronnyi zhurnal [Lifelong Education: XXI Century. Scientific online journal ]. No. 1, pp. 1-13. (In Russ., abstract in Eng.)

10. [The 5th International Forum ofUniversities]. (2017). Rektor vuza [Rector ofUniversity]. No. 7, pp. 24-27. (In Russ.)

11. Elagina, V.S. (2015). [Problems of Regionalization in Modern Educational Policy]. Politicheskoe uprav-lenie: nauchnyi informatsionno-obrazovatel'nyi elektronnyi zhurnal [Political Management: Scientific Information-Educational Electronic Journal]. No. 1 (09), pp. 24-26. Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=23590822 (In Russ., abstract in Eng.)

12. Kosenok, S.M., Litovchenko, O.G. (2015). [Surgut State University: Stable Progress]. Severnyi region: nauka, obrazovanie, kul'tura [Northern Region: Science, Education, Culture]. No. 1, pp. 8-13. (In Russ., abstract in Eng.)

13. Sotnikova, O.A., Volkova, O.A. (2016). [Practical Aspects of Resource Integration of University and Regional Enterprises]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12, pp. 117-122. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 05.04.17.

Received after reworking 17.07.17; 21.09.17.

Accepted for publication 07.10.17.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

САЗОНОВ Борис Алексеевич - канд. техн. наук, доцент, ведущий научный сотрудник. E-mail: [email protected]

Федеральный институт развития образования, Москва, Россия Адрес: 129319, Москва, ул. Черняховского д. 9, стр. 1

Аннотация. Обсуждаются основные этапы решения задачи разработки классификации профессиональных образовательных программ в Российской Федерации, особенности современного состояния проблемы и возможные перспективы в этой области. Либерализация государственных образовательных стандартов, расширение самостоятельности образовательных учреждений в вопросах формирования образовательных программ указывают на необходимость разработки для российского образования новой системы классификации. Разрабатываемая система классификации должна стать общей для всех типов профессиональных образовательных программ, включая программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы.

Ключевые слова: классификаторы, профессиональные образовательные программы, профессиональные стандарты, национальная система квалификаций, перечень направлений подготовки, профессий и специальностей, ОКСО, ОКОП, ФГОС-4, Международная стандартная классификация образования

Для цитирования.: Сазонов Б.А. Классификация профессиональных образовательных программ в Российской Федерации: проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 20-30.

Вопросы совершенствования классификации профессиональных образовательных программ в Российской Федерации рассматриваются в статье в контексте проблемы обновления перечней направлений подготовки, профессий и специальностей. Перечни являются важнейшими документами, определяющими структуру подготовки кадров для рынка труда. Задача актуализации перечней обусловливается становлением новой системы квалификаций Российской Федерации, к важнейшим элементам которой можно отнести: Национальную рамку квалификаций Российской Федерации (утверждена приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. №148н в виде документа «Уровни квалификаций в целях разработки профессиональных стандартов»); реестр профессиональных стандартов Минтруда России (http:// profstandart.rosmintrud.ru/

reestr-professionalnyh-standartov); перечень наименований квалификаций и требований к ним (http://nok-nark.ru).

К настоящему времени в реестр Минтруда России включено более 1000 профессиональных стандартов, достаточно полно выражающих позицию профессиональных сообществ и работодателей о современной профессионально-квалификационной структуре занятости на рынке труда [1]. Сопоставление элементов реестра профессиональных стандартов и перечней профессий и специальностей СПО выявляет значительные несоответствия. Для части профессий и специальностей в реестре отсутствуют профессиональные стандарты, и с большой вероятностью можно предположить, что некоторые из них и не будут разрабатываться. Это можно рассматривать как признак того, что соответствующие профессии

и специальности являются устаревшими и необходимо рассмотреть возможность их исключения из перечней. Выявлены профессиональные стандарты, для которых в перечнях нет соответствующих профессий и специальностей, что может служить сигналом к необходимости введения новых специальностей и профессий. Анализ номенклатуры включенных в реестр Минтруда России квалификаций выявляет их несоответствие квалификациям, присваиваемым выпускникам образовательных учреждений в соответствии с перечнями профессий и специальностей, что делает непрозрачным для рынка труда вопрос о том, к выполнению каких трудовых функций подготовлены выпускники вузов и колледжей.

Разработка концептуальных и методологических оснований актуализации перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, установление соответствия между квалификацией в системе образования и квалификацией, очевидной для рынка труда, являются целями исследовательского проекта «Методология и методика разработки современных перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, профессий рабочих и должностей служащих профессионального обучения», по материалам которого подготовлена данная статья. Проект выполняется центром профессионального образования и профессиональных квалификаций Федерального института развития образования в рамках госзадания Минобрнауки России (№ 28.10128.2017/5.1).

В ходе выполнения проекта, имеющего важное практическое значение, предстоит решить ряд задач: проанализировать, дополнить и уточнить таблицы соответствия элементов перечней и профессиональных стандартов и привести перечни в соответствие с реестром профессиональных стандартов Минтруда России; принять решения об открытии при необходимости новых профессий и специальностей, подготовка

по которым будет проводиться с учётом возросшего технологического уровня современного производства; исключить из перечней устаревшие профессии и специальности, не востребованные рынком труда и потребителями образовательных услуг; с учётом имеющегося в российском образовании опыта разработать единую для всех уровней образования систему классификации и кодирования профессиональных образовательных программ, включая программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные образовательные программы [2]; с использованием разработанной системы классификации присвоить коды элементам обновлённых перечней направлений подготовки, специальностей и профессий, утвердить и перевыпустить обновлённые перечни.

Состояние классификации в российском профессиональном образовании

Действующие перечни направлений подготовки, специальностей и профессий были введены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 и от 29 октября 2013 г. № 1199. Обратим внимание на то, что состав элементов перечней в этой редакции остался идентичным составу элементов перечней 2009 г. При формировании действующих перечней была использована предложенная департаментом образовательной политики в области высшего образования новая система классификации, включающая 57 укрупнённых групп профессий, специальностей и направлений подготовки вместо ранее использовавшихся 29. Свои решения разработчики пытались подкрепить ссылками на международные классификаторы. Но в доступной тогда версии Международной стандартной классификации образования (МСКО-2011) предусматривались только 25 расширенных групп, разделяемых на группы - «Образовательные поля». Современная версия МСК0-2013 предусматривает 29 укрупнён-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.