Научная статья на тему 'Особенности построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне'

Особенности построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИАТЛОН / ЮНЫЕ ТРИАТЛОНИСТЫ / ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / НАЧАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В ТРИАТЛОНЕ / TRIATHLON / YOUNG TRIATHLETES / BUILDING UP THE TRAINING PROCESS / INITIAL SPECIALIZATION IN TRIATHLON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Николай Юрьевич, Фатьянов Игорь Александрович, Фатьянова Татьяна Евгеньевна

В данной статье рассматривается проблема построения тренировочного процесса юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне. Выявлены ключевые направления подготовки триатлонистов и представлены соответствующие им группы тренировочных средств. Представлена классификация тренировочной нагрузки, ориентированная на применение телеметрического оборудования в процессе подготовки. Полученные на данном этапе исследования результаты являются основой для дальнейшей разработки технологии подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Николай Юрьевич, Фатьянов Игорь Александрович, Фатьянова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of building up the training process of young athletes at the stage of initial specialization in triathlon

In the article, it is told about the organization of occupations by fencing on the wheelchairs at the Moscow special comprehensive correctional boarding school No. 31, features of the disease the cerebral palsy (CP) are considered, the technique of the elementary education to fencing of the disabled children is described, developed especially for the disabled people with the cerebral palsy. The research problem was assessment of the indicators of the special readiness, and control of the physical condition of the children with cerebral palsy, the measurements of two control standards are given.

Текст научной работы на тему «Особенности построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне»

9. Svetlichkina, A.A., and Dorontsev, A.V. (2016), "Morphological changes of cardiovascular system in athletes involved in kayaking and canoeing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.141, No. 11, pp. 168-171.

10. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A., and Dorontsev, A.V. (2018), "Assessment of the impact of occupations adaptive sports on reserve indicators of warmly vascular system at patients with neurotouch relative deafness of the I-II degree", Human. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 4, pp. 117-122.

11. Shearer, A., Hunt, M., Chowdhury, M., and Nicol, L. (2015, October 12), "Effects of a Brief Mindfulness Meditation Intervention on Student Stress and Heart Rate Variability", International Journal of Stress Management. Advance online publication (2015, October 12), http://dx.doi.org/10.1037/a0039814.

Контактная информация: elmira-petina66@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 03.06.2019

УДК 796.093.612

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ТРИАТЛОНЕ

Николай Юрьевич Петров, аспирант, Игорь Александрович Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК); Татьяна Евгеньевна Фатьянова, кандидат биологических наук, доцент, Волжский филиал Волгоградского государственного университета (ВФ ВолГУ),

Волжский

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема построения тренировочного процесса юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне. Выявлены ключевые направления подготовки триатлонистов и представлены соответствующие им группы тренировочных средств. Представлена классификация тренировочной нагрузки, ориентированная на применение телеметрического оборудования в процессе подготовки. Полученные на данном этапе исследования результаты являются основой для дальнейшей разработки технологии подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне.

Ключевые слова: триатлон, юные триатлонисты, построение тренировочного процесса, начальная специализация в триатлоне.

FEATURES OF BUILDING UP THE TRAINING PROCESS OF YOUNG ATHLETES AT THE STAGE OF INITIAL SPECIALIZATION IN TRIATHLON

Nikolay Yuryevich Petrov, the post-graduate student, Igor Aleksandrovich Fatyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Volgograd State Physical Education Academy; Tatyana Evgenyevna Fatyanova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Volzhskiy branch of Volgograd State University

Annotation

This article addresses the problem of building up the training process for the young athletes who specialize in triathlon. It identified the key areas of training the triathletes and presented the corresponding group of training tools. The classification of the training loads, focused on the use of telemetric equipment in the preparation process, is presented. The results obtained at this stage of the research are the basis for the further development of the technology for training young athletes specializing in triathlon.

Keywords: triathlon, young triathletes, building up the training process, initial specialization in triathlon.

ВВЕДЕНИЕ

Достижение наивысших спортивных результатов в триатлоне является следствием методически правильного планирования и грамотного построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапе начальной специализации. Значительное число будущих триатлонистов проходят начальную подготовку в плавании, после чего переходят на этап начальной специализации в триатлоне, где в подготовку включаются средства из других

видов спорта, составляющих основное соревновательное упражнение (бег, езда на велосипеде). В связи с этим построение тренировочного процесса осложняется необходимостью:

- подбора адекватных средств подготовки по всем видам соревновательных локомоций;

- встраивания данных средств в общую схему тренировочного процесса;

- дозировки тренировочной нагрузки с учетом всех ее видов;

- избегания антагонистических отношений между тренировочными эффектами при использовании нагрузок различной направленности.

ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данного этапа исследования являлось выявление ключевых направлений подготовки триатлонистов и групп тренировочных средств соответствующей направленности. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучить существующие теоретические представления о методах и средствах подготовки триатлонистов.

2. Выявить основные направления подготовки триатлонистов и группы тренировочных средств соответствующей направленности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; метод инструментального контроля и диагностики (с помощью телеметрического устройства Forerunner 735XT).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В результате анализа различной научно-методической литературы и программ подготовки по триатлону нами был выявлен ряд положений характеризующих основные особенности подготовки юных триатлонистов на этапе начальной специализации [1, 2, 3 ,4, 5]:

- широкое включение в состав циклов подготовки триатлонистов элементов спортивных дисциплин, входящих в его состав - плавание, бег (длинные дистанции), велоспорт [1];

- для спортсменов, находящихся на этапе начальной специализации, главное внимание должно уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшее расширение технической подготовленности [1, 2, 4];

- на данном этапе особое внимание следует уделять развитию основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости [2];

- результат в триатлоне на этом уровне спортивной подготовленности в большой мере зависит от проявления общей выносливости, имеющей ещё невысокую специализи-рованность в видах, включённых в триатлон. Однако, уже в юношеском возрасте между результатами на укороченных (по отношению к соревнованиям у взрослых спортсменов) дистанциях в плавании и беге наблюдаются взаимосвязи достоверно меньшей силы, чем в плавании и велогонке, что даёт основания для начала применения специализированных средств и методов развития выносливости в плавании и беге [5].

Физические упражнения, которые используются в составе тренировочных заданий для триатлонистов целесообразно разделять на специально-подготовительные и общеподготовительные [3]. Задачами общей подготовки являются:

- формирование общей физической и разносторонней технической подготовленности (в основном на занятиях с начинающими спортсменами);

- подготовка организма к специализированной тренировочной работе (в основном это характерно для подготовительной части тренировочных занятий);

- активизация процессов восстановления после специализированной работы посредством переключения на неспецифическую двигательную деятельность с использованием малых нагрузок контрастной направленности по отношению к основной работе

(данное направление преобладает в подготовке квалифицированных спортсменов и используется в основном в заключительной части тренировочных занятий) [3].

Специально-подготовительные упражнения, используемые в составе тренировочных заданий для триатлонистов, делятся на подводящие и развивающие. Подводящие направлены на освоение техники основного и смежных соревновательных упражнений, а развивающие на совершенствование тех функциональных возможностей и физических качеств, к которым основным и смежными с ним соревновательными упражнениями предъявляются повышенные требования (в последнем случае ориентация на технику основного и смежных соревновательных упражнений менее выражена, хотя и присутствует) [3].

Таким образом, можно выделить три основных направления применения тренирующих воздействий в подготовке триатлонистов:

1. Специальная физическая, техническая и тактическая подготовка с использованием упражнений, моделирующих соревновательную деятельность.

2. Специальная физическая подготовка с использованием развивающих упражнений.

3. Общая физическая и техническая подготовка с использованием общеподготовительных упражнений [3].

Таблица 1 - Ключевые направления подготовки триатлонистов и соответствующие им группы тренировочных средств_

РЕЗУЛЬТАТ В ТРИАТЛОНЕ

ТФП - специальная технико-физическая и тактико-физическая подготовка (моделирование соревновательной деятельности)

Плавание Велогонка Бег

«А-1» - специальная аэробная подготовка: - плавание в аэробном режиме развивающем (интенсивность 60-80%) «А-1» - специальная аэробная подготовка: - велогонка в аэробном режиме развивающем (интенсивность 60-80%) «А-1» - специальная аэробная подготовка: - бег в аэробном режиме развивающем (интенсивность 60-80%)

«А-2» - специальная аэробная подготовка: - плавание в аэробном режиме восстановительном (интенсивность 4060%) «А-2» - специальная аэробная подготовка: - велогонка в аэробном режиме восстановительном (интенсивность 4060%) «А-2» - специальная аэробная подготовка: - бег в аэробном режиме восстановительном (интенсивность 40-60%)

«Ан» - специальная анаэробная подготовка: - плавание в анаэробном режиме (интенсивность 95-100%) «Ан» - специальная анаэробная подготовка: - велогонка в анаэробном режиме (интенсивность 95-100%) «Ан» - специальная анаэробная подготовка: - бег в анаэробном режиме (интенсивность 95-100%)

«С-1» - специальная аэробно-анаэробная (смешанная) подготовка: - плавание в смешанном режиме (интенсивность 90-95%) «С-1» - специальная аэробно-анаэробная (смешанная) подготовка: - велогонка в смешанном режиме (интенсивность 90-95%) «С-1» - специальная аэробно-анаэробная (смешанная) подготовка: - бег в смешанном режиме (интенсивность 90-95%)

«С-2» - специальная аэробно-анаэробная (смешанная) подготовка: - плавание в смешанном режиме (интенсивность 80-90%) «С-2» - специальная аэробно-анаэробная (смешанная) подготовка: - велогонка в смешанном режиме (интенсивность 80-90%) «С-2» - специальная аэробно-анаэробная (смешанная) подготовка: - бег в смешанном режиме (интенсивность 80-90%)

«СП» - специальная силовая подготовка: - специальные силовые упражнения «СП» - специальная силовая подготовка: - специальные силовые упражнения «СП» - специальная силовая подготовка: - специальные силовые упражнения

ОФП - общая физическая и техническая подготовка: общеподготовительные упражнения

В связи с определенной спецификой тренировочного процесса в триатлоне, необходимо выделение ряда частных направлений подготовки (таблица 1).

Таким образом, на основе методических рекомендаций по совершенствованию многолетней подготовки спортивного резерва в легкой атлетике [3] нами предложена классификация направлений подготовки триатлонистов, занимающихся на этапе начальной специализации. Данная классификация позволяет включить в выделенные группы тренировочных средств и учесть в целях управления тренировочным процессом порядка 90% всех моторных действий спортсменов во время проводимых тренировочных занятий.

При этом удается соблюсти главное условие, которое состоит в том, чтобы при минимальном количестве выделяемых направлений тренирующего воздействия тренировочные средства в каждой из выделенных групп имели одинаковую преимущественную направленность при их различной преимущественной направленности в разных группах тренировочных средств [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перспективным направлением дальнейших исследований является разработка автоматизированного фонда тренировочных средств и технологии подготовки юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне, которая будет содержать апробированный алгоритм действий по подбору тренировочных средств, классифицируемых по выделенным нами направлениям подготовки и определению последовательности их применения в макро-, мезо- и микроциклах подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Триатлон: теория и практика тренировки : монография / Е. Н. Данилова, А. Н. Христофоров, Л. И. Вериго [и др.] ; Сиб. федер. ун-т. - Красноярск : [б.и.], 2015. - 244 с.

2. Дубровная, И.Г. Программа спортивной подготовки по триатлону / И.Г. Дубровная, М.М. Горин. - Волгоград : [б.и.], 2017. - 75 с.

3. Методические рекомендации по совершенствованию многолетней подготовки спортивного резерва в легкой атлетике / В.Б. Зеличенок, В.П. Черкашин, И.Н. Мироненко, Э.С. Озолин, Е.Я. Гридасова, А.В. Черкашин, И.А. Фатьянов, Е.В. Иконникова. - Москва : [б.и.], 2016. - 543 с.

4. Легостаев, О.Ю. Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта «триатлон» / О.Ю. Легостаев, С.А. Костицына. - Чайковский : [б.и.], 2018. - 34 с.

5. Структура соревновательного результата у юных российских триатлетов / О.Б. Немцев, М.В. Певнева, Н.А. Немцева, А.М. Доронин, Ю.О. Кучеренко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 158-164.

REFERENCES

1. Danilova, E. N., Khristoforov, A. N. and Verigo L. I. [et al] (2015), Triathlon: theory and practice of training, Siberian Federal University, Krasnoyarsk.

2. Dubrovnaya, I.G. and Gorin, M.M. (2017), Triathlon Sport Training Program, Volgograd.

3. Zelichenok, V.B., Cherkashin, V.P., Mironenko, I.N., Ozolin, Eh.S., Gridasova, E.Ya., Cher-kashin, A.V., Fatyanov, I.A. and Ikonnikova, E.V. (2016), Guidelines for improving the long-term training of sports reserve in athletics, Moscow.

4. Legostaev, O.Yu. and Kostitsyna, S.A. (2018), Additional pre-professional program for the sport "riathlon", Tchaikovsky.

5. Nemtsev, O.B., Pevneva, M.V., Nemtseva, N.A., Doronin,A.M. and Kucherenko, Yu.O. (2016), "The structure of the competitive result of the young Russian triathletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (138), pp. 158-164.

Контактная информация: run.rus.fi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.05.2019

УДК 796.015.62

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И РЕГУЛЯТОРНЫХ МЕХАНИЗМАХ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ В ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ

Татьяна Александровна Погосян, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (ФГБО УВОМГАФК),

Малаховка

Аннотация

Исследование посвящено изучению энергетических и регуляторных возможностей детей обоих полов посредством косвенных методов, в основе которых лежат стандартные методики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.