Научная статья на тему 'Оценка уровня беговой подготовленности юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне'

Оценка уровня беговой подготовленности юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИАТЛОН / ЮНЫЕ ТРИАТЛОНИСТЫ / НАЧАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В ТРИАТЛОНЕ / БЕГОВАЯ ПОДГОТОВКА / TRIATHLON / YOUNG TRIATHLETES / INITIAL SPECIALIZATION IN TRIATHLON / RUNNING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петров Николай Юрьевич

В статье рассматривается проблема беговой подготовки юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне. Выявлены основные направления беговой подготовки триатлонистов и группы тренировочных средств соответствующей направленности. Представлены тренировочные средства, наиболее полно соответствующие уровню подготовленности юных триатлонистов. Полученные на данном этапе исследования результаты являются основой для дальнейшей разработки технологии подготовки юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петров Николай Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of level of running training of young athletes at the stage of initial specialization in triathlon

The article deals with the problem of running training of the young athletes at the initial specialization stage in triathlon. The main directions of running training of triathletes and group of training tools of the corresponding orientation are revealed. There were presented the training tools most fully consistent with the level of preparedness of the young triathletes. The results obtained at this stage of the research are the basis for the further development of the technology of training young athletes at the initial specialization stage in triathlon.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня беговой подготовленности юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне»

Евраз Урал. Ф. П.7.3.7. Д. 17. 11 л.

3. О порядке направления персонала в учебные центры РФ для подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки : положение утвержденное приказом Управляющего директора ОАО «ЕВРАЗ НТМК» от 29.02.2016. № 121 // ЦПП Евраз Урал. Ф. П.7.3.8. Д. 18. 7 л.

4. Стандарт предприятия "Система менеджмента. Управление персоналом" от 18 апреля 2013 № 102 // ЦПП Евраз Урал. 2013 г. № СТП 102 -63 М.

REFERENCES

1. EVRAZ NTMK (2016), About the Council for training and advanced training of personnel, TSPP Evraz Ural. F. P.7.3.6. D. 16. 21 l.

2. EVRAZ NTMK (2012), About preparation and advanced training of the personnel, TSPP Evraz Ural. F. P.7.3.7. D. 17. 11 l.

3. EVRAZ NTMK (2016), About the order of the direction of the personnel in the training centers of the Russian Federation for preparation, retraining, advanced training and training, TSPP Evraz Ural. F. P.7.3.8. D. 18. 7 l.

4. EVRAZ NTMK (2013), The plant standard Management System. Personnel management, TSPP Evraz Ural № STP 102 -63 M.

Контактная информация: podakatr@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.05.2019

УДК 796.093.613

ОЦЕНКА УРОВНЯ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ТРИАТЛОНЕ

Николай Юрьевич Петров, аспирант, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В статье рассматривается проблема беговой подготовки юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне. Выявлены основные направления беговой подготовки триатлонистов и группы тренировочных средств соответствующей направленности. Представлены тренировочные средства, наиболее полно соответствующие уровню подготовленности юных триатлонистов. Полученные на данном этапе исследования результаты являются основой для дальнейшей разработки технологии подготовки юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне.

Ключевые слова: триатлон, юные триатлонисты, начальная специализация в триатлоне, беговая подготовка.

ASSESSMENT OF LEVEL OF RUNNING TRAINING OF YOUNG ATHLETES AT THE STAGE OF INITIAL SPECIALIZATION IN TRIATHLON

Nikolay Yuryevich Petrov, the post-graduate student, The Volgograd State Physical Education Academy

Annotation

The article deals with the problem of running training of the young athletes at the initial specialization stage in triathlon. The main directions of running training of triathletes and group of training tools of the corresponding orientation are revealed. There were presented the training tools most fully consistent with the level of preparedness of the young triathletes. The results obtained at this stage of the research are the basis for the further development of the technology of training young athletes at the initial specialization stage in triathlon.

Keywords: triathlon, young triathletes, initial specialization in triathlon, running training.

ВВЕДЕНИЕ

Беговой этап в триатлоне один из самых важных, на данном этапе спортсмен может значительно упрочить свое преимущество или напротив сократить отрыв от лидеров. Для

этого этапа характерно [1]:

- бег является завершающем этапом триатлона и выполняется спортсменом в состоянии выраженного утомления, что требует экономизации техники, а также специальной морально-волевой подготовки;

- при повышенной температуре окружающей среды дополнительным фактором риска становится вероятность обезвоживания организма спортсмена, солнечного и теплового удара;

- для техники бега характерна большая изменчивость длины шага в зависимости от рельефа, типа и состояния покрытия трассы.

ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данного этапа исследования являлась оценка уровня беговой подготовленности юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Выявить основные направления беговой подготовки триатлонистов и группы тренировочных средств соответствующей направленности.

2. Провести сравнительный анализ уровня беговой подготовленности триатлонистов и бегунов на средние и длинные дистанции на этапе начальной специализации.

3. Произвести отбор тренировочных средств, наиболее полно соответствующих уровню беговой подготовленности юных триатлонистов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; метод инструментального контроля и диагностики (с помощью телеметрического устройства Forerunner 735XT); метод графического анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В результате анализа различной научно-методической литературы и программ подготовки по триатлону нами выявлен ряд положений подтверждающих необходимость совершенствования методики беговой подготовки юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне [1, 2, 3 ,4, 5, 6, 7]:

- большинство юных спортсменов переходят на этап начальной специализации в триатлоне, пройдя начальную подготовку в плавании, следовательно да данном этапе в подготовку включаются средства из других видов спорта, составляющих соревновательное упражнение (бег, езда на велосипеде);

- на данном этапе особое внимание следует уделять развитию основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости, что на данном этапе также проще сделать при помощи средств беговой подготовки;

- результат в триатлоне на этом уровне спортивной подготовленности в основном зависит от общей выносливости.

Однако уже в юношеском возрасте результаты на укороченных соревновательных дистанциях (плавание - 0,3 км, велогонка - 8 км и бег - 2 км) в плавании и беге взаимосвязаны меньше, чем в плавании и велогонке, что вызывает необходимость начала применения специализированных средств и методов развития выносливости в плавании и беге [6]. Поскольку юные триатлонисты как правило изначально проходят плавательную подготовку, то планирование беговой подготовки представляется нам наиболее актуальным вопросом на данном этапе многолетней подготовки.

Таким образом, на этапе начальной специализации в рамках многолетнего тренировочного процесса триатлонистов актуальными становятся несколько аспектов построения и организации тренировки юных спортсменов: подбор адекватных средств беговой подготовки; встраивание данных средств в общую схему тренировочного процесса триатлонистов; дозировка тренировочной нагрузки с учетом всех ее видов; избегание антагонистических отношений между тренировочными эффектами (в тренировке, в микроцикле и т.д.)

при использовании нагрузок различной направленности.

На наш взгляд применительно к триатлону необходимо выделение нескольких направлений тренирующих воздействий (таблица 1).

Таблица 1 - Основные направления подготовки триатлонистов и группы тренировочных

Направление подготовки Группа тренировочных средств Обобщенная мера нагрузки

ТФП Моделирование соревновательной деятельности км

А-1(П) Плавание в аэробном режиме развивающем (Интенсивность 60-80%) км

А-1(В) Велогонка в аэробном режиме развивающем (Интенсивность 60-80%) км

А-1(Б) Бег в аэробном режиме развивающем (Интенсивность 60-80%) км

А-2(П) Плавание в аэробном режиме восстановительном (Интенсивность 40-60%) км

А-2(В) Велогонка в аэробном режиме восстановительном (Интенсивность 40-60%) км

А-2(Б) Бег в аэробном режиме восстановительном (Интенсивность 40-60%) км

Ан(П) Плавание в анаэробном режиме (Интенсивность 95-100%) км

Ан(В) Велогонка в анаэробном режиме (Интенсивность 95-100%) км

Ан(Б) Бег в анаэробном режиме (Интенсивность 95-100%) км

С-1(П) Плавание в смешанном режиме (Интенсивность 90-95%) км

С-1(В) Велогонка в смешанном режиме (Интенсивность 90-95%) км

С-1(Б) Бег в смешанном режиме (Интенсивность 90-95%) км

С-2(П) Плавание в смешанном режиме (Интенсивность 80-90%) км

С-2(В) Велогонка в смешанном режиме (Интенсивность 80-90%) км

С-2(Б) Бег в смешанном режиме (Интенсивность 80-90%) км

СП(П) Специальные силовые упражнения км

СП(В) Специальные силовые упражнения км

СП(Б) Специальные силовые упражнения км

ОФП Общеподготовительные упражнения Ч

Примечание: «ТФП» - специальная технико-физическая и тактико-физическая подготовка; «А-1» - специальная аэробная подготовка («П» - плавание, «В» - велогонка, «Б» - бег); «А-2» - специальная аэробная подготовка («П» - плавание, «В» - велогонка, «Б» - бег); «Ан» - специальная анаэробная подготовка («П» - плавание, «В» - велогонка, «Б» - бег); «С-1» - специальная аэробно-анаэробная (смешанная) подготовка («П» - плавание, «В» - велогонка, «Б» - бег); «С-2» - специальная аэробно-анаэробная (смешанная) подготовка («П» - плавание, «В» - велогонка, «Б» - бег); «СП» - специальная силовая подготовка («П» - плавание, «В» - велогонка, «Б» - бег); «ОФП» - общая физическая и техническая подготовка

Анализ различных программ спортивной подготовки по триатлону и легкой атлетике [1, 2, 3 ,4, 5] показал, что контрольные нормативы по беговой подготовки на этапе начальной специализации у триатлонистов и легкоатлетов практически не отличаются. А вот сравнительный анализ уровня беговой подготовленности триатлонистов и легкоатлетов на этапе начальной специализации показал превосходство последних в данном компоненте (рисунок 1).

250 200 150 100 50 0

3,35 минз,16 МИ]

50,6 с 49,2 с 48,0 с

9,4 с 8,9 с 9,0 с

н3 ,15 I

Контрольные упражнения

Бег 60 м

Бег 300 м

Бег 1000м

□ Результаты тестирования юных триатлонистов □ Результаты тестирования юных легкоатлетов ■ Нормативы на этапе начальной специализации

Рисунок 1 - Результаты сравнительного анализа уровня беговой подготовленности триатлонистов и

легкоатлетов 12-15 лет

Все выше сказанное свидетельствует о том, что в среднем уровень беговой подготовленности у триатлонистов несколько ниже чем у легкоатлетов, а должные нормы беговой подготовки на данном тренировочном этапе совпадают, поэтому на этапе начальной специализации в триатлоне логичным является заимствование средств беговой подготовки бегунов на средние и длинные дистанции и встраивание их в процесс подготовки юных триатлонистов. Для этого нами был составлен систематизированный фонд тренировочных средств беговой подготовки юных триатлонистов (таблица 2).

Таблица 2 - Фрагмент систематизированного фонда тренировочных средств беговой подготовки юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне_

Направление беговой подготовки Группа тренировочных средств

А-1(Б) Бег в аэробном режиме развивающем (Интенсивность 60-80%)

Соревнования в беге на шоссе и по пересеченной местности на 3-15 км

Темповый бег 2-5км со скоростью анаэробного порога (темп бега равномерный, ЧСС 170-180 уд/мин)

Переменный бег в непрерывном режиме 3-5х1000м (со скоростью близкой к ПАНО, ЧСС 170185) /1000м (ЧСС 150-155 уд/мин)

Бег 3-5х1000м/200м-400м м.б. (со скоростью близкой к ПАНО) (переменно, интервально)

А-2(Б) Бег в аэробном режиме восстановительном (Интенсивность 40-60%)

Непрерывный длительный бег 12-16 км (ЧСС 140-150 уд/мин, концентрация лактата в крови до 2 ммоль/л)

Непрерывный длительный бег 10-15 км (ЧСС 140-150 уд/мин, концентрация лактата в крови до 2 ммоль/л)

Фартлек 10-12 км (ЧСС 140-150 уд/мин, концентрация лактата в крови до 2 ммоль/л), по ходу выполнение 6-10 ускорений по 50-150 м (ЧСС до 170 уд/мин)

Фартлек 6-10 км (ЧСС 140-150 уд/мин,), по ходу выполнение 6-10 ускорений по 100-200 м (ЧСС до 170 уд/мин)

Ан(Б) Бег в анаэробном режиме (Интенсивность 95-100%)

Бег с субмаксимальной скоростью 5-8х400м/400м м.б. (интервально, повторно)

Бег с субмаксимальной скоростью 5-10х200м/200м м.б. (интервально, повторно)

Бег с субмаксимальной скоростью 5-10х150м/100м м.б. (интервально, повторно)

С-1(Б) Бег в смешанном режиме (Интенсивность 90-95%)

Соревнования в беге на 2000, 3000 м

Бег 5-10х400м (ЧСС до 200 уд/мин)/400м м.б. (переменно, интервально, повторно)

Бег 10х200м (ЧСС до 200 уд/мин)/200м м.б. (переменно, интервально, повторно)

С-2(Б) Бег в смешанном режиме (Интенсивность 80-90%)

Бег 3-5 км со скоростью выше анаэробного порога (темп бега равномерный, ЧСС от 170 до 190 уд/мин)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бег 2000 м/400м м.б.+ 1000м /2 серии; (с ЧСС от 170 до 190 уд/мин и концентрацией лактата до 8-10 ммоль/л)

Бег 3х2000м/1000-400м м.б. (с ЧСС от 170 до 190 уд/мин и концентрацией лактата до 8-10 ммоль/л) (интервально, повторно)

СП(Б) Специальные силовые упражнения

Бег в гору 5-10х200м /200м м.б. (переменно, интервально, повторно)

Темповый бег 1-2км с преодолением препятствий

Комплексы прыжковых, беговых, и общеразвивающих упражнений, выполняемые в непрерывном режиме круговой тренировки. Количество упражнений в серии 6 до 12, серия выполняется на отрезке 400-500 м, состав упражнений в каждой последующей серии может меняться. Количество серий в комплексе от 2 до 10. Между сериями может выполнятся бег на отрезке от 400 до 1000 м, Общая продолжительность выполнения комплекса от 15 до 60 минут, общий объем от 1 до 5км.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальным направлением последующих исследований является разработка технологии беговой подготовки юных спортсменов на этапе начальной специализации в триатлоне, которая будет включать в себя комплекс взаимосвязанных действий по подбору тренирующих воздействий и определению их последовательности в макро-, мезо- и

микроциклах тренировки. Использование доступной платформы МС Excel может позволить частично автоматизировать процесс планирования беговой подготовки юных триатлонистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Триатлон: теория и практика тренировки : монография / Е.Н. Данилова, А.Н. Христофоров, Л.И. Вериго [и др.] ; Сиб. федер. ун-т. - Красноярск : [б.и.], 2015. - 244 с.

2. Дубровная, И.Г. Программа спортивной подготовки по триатлону / И.Г. Дубровная, М.М. Горин. - Волгоград : [б.и.], 2017. - 75 с.

3. Методические рекомендации по совершенствованию многолетней подготовки спортивного резерва в легкой атлетике / В.Б. Зеличенок, В.П. Черкашин, И.Н. Мироненко, Э.С. Озолин, Е.Я. Гридасова, А.В. Черкашин, И.А. Фатьянов, Е.В. Иконникова. - Москва : [б.и.], 2016. - 543 с.

4. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.В. Ивочкин, Ю.Г. Травин, Г.Н. Королев, Г.Н. Семаева. - М. : Советский спорт, 2004. - 108 с.

5. Легостаев, О. Ю. Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта «триатлон» / О.Ю. Легостаев, С.А. Костицына. - Чайковский : [б.и.], 2018. - 34 с.

6. Структура соревновательного результата у юных российских триатлетов / О.Б. Немцев, М.В. Певнева, Н.А. Немцева, А.М. Доронин, Ю.О. Кучеренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 158-164.

7. Петров, Н.Ю. Планирование беговой подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне / Н.Ю. Петров, И.А. Фатьянов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 270-274.

REFERENCES

1. Danilova, E. N., Khristoforov, A. N. and Verigo L. I. [and others]. (2015), Triathlon: theory and practice of training, Siberian Federal Universitty, Krasnoyarsk.

2. Dubrovnaya, I.G. and Gorin, M.M. (2017), Triathlon Sport Training Program, Volgograd.

3. Zelichenok, V.B., Cherkashin, V.P., Mironenko, I.N., Ozolin, Eh.S., Gridasova, E.Ya., Cher-kashin, A.V., Fatyanov, I.A. and Ikonnikova, E.V. (2016), Guidelines for improving the long-term training of sports reserve in athletics, Moscow.

4. Ivochkin, V. V., Travin, Yu.G., Korolev, G.N. and Semaeva. G.N. (2004), Athletics: medium and long-distance running, walking: An exemplary sports training program for youth sports schools, specialized Olympic schools for children and teenagers, Soviet sport, Moscow.

5. Legostaev, O.Yu. and Kostitsyna, S.A. (2018), Additional pre-professional program for the sport t"riathlon,"Tchaikovsky.

6. Nemcev, O.B., Pevneva, M.V., Nemceva, N.A., Doronin, A.M. and Kucherenko, Yu.O. (2016), "The structure of the competitive result of the young Russian triathletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (138), pp. 158-164.

7. Petrov, N.Y. and Fatyanov, I.A. (2019), "Planning of running training of young athletes specializing in triathlon", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 270-274.

Контактная информация: petrov-yu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2019

УДК 796.332.6

СИСТЕМА ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖЕНСКОМ СТУДЕНЧЕСКОМ МИНИ-ФУТБОЛЕ

Александр Викторович Попов, преподаватель, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва

Аннотация

Исследование проводилось на базе НИУ МГСУ Целью исследования было выявить подход для определения оптимальной системы игры для конкретного контингента занимающихся женским студенческим мини-футболом. Результаты исследования апробированы в первенстве Московских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.