потребностей общества. Именно гибкая и индивидуальная траектория нефтегазового образования позволит адаптировать процесс обучения студентов на формирование набора необходимых компетенций.
Литература:
1. Вешнева И.В., Сингатуллин Р.А. Трансформация образования: тенденции, перспективы // Высшее образование в России. - 2016. - № 2 (198). - С 142-147.
2. Бродская Т.А., Зарипова И.М. Профессиональные компетенции: особенности терминологии. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика современного профессионального образования». - Альметьевск: Изд-во Альмет.гос.нефт.ин-та, 2016. - С. 27-30.
3. Загитова Л.Р. Готовность к проектной деятельности как компонент профессиональной компетентности будущего инженера - нефтяника // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. - 2019. - Т. 18. - С. 8-11.
4. Зарипова З.Ф., Загитова Л.Р. Диагностика мотивов выбора профессии у студентов - бакалавров в контексте повышения качества подготовки будущих работников нефтегазовой отрасли // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 5 (130). - С. 141-147.
5. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности. Учеб. Пособие / Под ред. д-ра эконом. наук проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА. - М, 2009. - 389 с.
Педагогика
УДК 37.072
кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы построения модели оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. Описаны особенности конструирования компонентов, диагностических критериев и показателей, процедура оценивания деятельности педагогических ассоциаций.
Ключевые слова: педагогические ассоциации, модель оценки эффективности деятельности педагогических ассоциаций, критерии оценки деятельности ассоциаций.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of constructing a model for assessing the effectiveness of professional pedagogical associations. The features of the design of components, diagnostic criteria and indicators, the procedure for assessing the activities of pedagogical associations are described.
Keywords: pedagogical associations, a model for assessing the effectiveness of the activities of pedagogical associations, criteria for evaluating the activities of associations.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, научный проект № 730000Ф.99.1.БВ10АА00006 «Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» в рамках выполнения государственного задания
№ 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.
Введение. Анализ эффективности деятельности образовательных учреждений показывает, что добиться оптимальных результатов в ходе обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, школьников и студентов возможно только при объединении общих усилий педагогов как в рамках одного образовательного учреждения, так и при взаимодействии нескольких школ, детских садов, вузов.
Таким образом, создание педагогических ассоциаций является одним из средств улучшения качества современного образования.
В России существует большое количество педагогических ассоциаций. Их задачами являются обмен профессиональным опытом, взаимопомощь, совершенствование и самосовершенствование деятельности педагога, диссеминация передового опыта, сопровождение молодых специалистов [1, 3, 4, 8, 12].
Наиболее распространенными ассоциациями являются «территориальные» ассоциации, образованные в рамках одного города, области, региона и т.д. [5] ассоциации предметников, объединение педагогических работников по конкретному принципу (работа с одаренными детьми, участники профессиональных конкурсов) [4]. К особому виду ассоциаций мы относим «сетевые» ассоциации или кластеры, где объединяется большое количество образовательных учреждений и Интернет-ассоциации, предполагающие достаточно свободное участие [6, 12].
Однако практически неизученным остается вопрос об оценке эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций.
Итак, целью нашей статьи является описание особенностей построения модели оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день не существует модели оценки эффективности деятельности педагогических объединений. В процессе конструирования данной модели мы изучили опыт исследователей, описывающих модели оценки эффективности деятельности педагогов. В большинстве работ современных авторов мы обнаруживаем описание мультифакторного, формирующего подхода к оцениванию деятельности педагогов [2, 7, 11, 13].
По мнению Л.Н. Прониной, Е.А. Михайловой, И.В. Янущенковой, оценка эффективности деятельности педагога должна включать в себя исследование предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций [10].
А.К. Ильичев, И.Н. Кравченко выделяют рефлексивные компетенции педагога как важный компонент оценки эффективности профессиональной деятельности [9].
Отметим, что сконструированные нами оценочные показатели эффективности деятельности педагогических ассоциаций сопоставимы с оценкой эффективности деятельности педагогов.
В процессе оценивания деятельности педагогических работников, профессиональных ассоциаций важным аспектом является проектирование этапов оценочного механизма. Вслед за В.М. Янгировой, Г.В. Ибрагимовой и др. [14] мы определяем следующие этапы конструирования процесса оценивания.
На первом (исследовательском) этапе мы изучили виды педагогических ассоциаций в России и за рубежом, определили цели, направления их деятельности, технологии и формы работы, особенности сетевого взаимодействия. Это послужило основой для выделения диагностических показателей оценки эффективности деятельности ассоциаций.
На втором (проектировочном) этапе нами была создана собственно рабочая модель оценки эффективности деятельности ассоциаций и выделены шкалы для перевода диагностических компонентов в качественные критерии и балльные показатели. Основными диагностическими инструментами модели являются шкалирование при оценке деятельности ассоциации и опросник для руководителя ассоциации.
Третий этап (оценочный) будет предполагать апробацию рабочей модели оценки ассоциаций.
На четвертом (аналитико-коррекционном) этапе будет осуществлена корректировка модели оценки эффективности деятельности педагогических ассоциаций с учетом анализа результатов апробации рабочей модели.
В своем исследовании мы придерживаемся комплексной оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. Опишем оценочные компоненты модели.
Ценностно-целевой компонент включает оценку осознанности, понимания особенностей деятельности ассоциации. В качестве критериев данного показателя мы обозначаем наличие разработанной долгосрочной стратегии ассоциации, наличие представленных на сайте ассоциации уставных документов, конкретный и достижимый характер цели ассоциации, отражение в задачах ассоциации направлений ее деятельности, актуальные, корректно сформулированные направления деятельности ассоциации.
Критериями технологического компонента оценки деятельности ассоциации являются многообразие форм работы ассоциации (традиционные очные формы, выездные и выходные семинары и школы, выставочные, интерактивные, телекоммуникационные, дистанционные и индивидуальные формы работы), наличие инновационных исследований, сайта, указание на источник финансирования (спонсорство, партнерство и иные источники поддержки).
Содержательный компонент оценки, обозначаемый нами как разнообразие направлений деятельности ассоциации, представлен следующими критериями: повышение квалификации, обмен и диссеминация педагогического опыта, содействие профессиональному развитию педагогов (проведение различных конкурсов педагогического мастерства), информационная и консультативная поддержка педагогов, экспертно-аналитическая деятельность, организация научно-образовательных мероприятий для школьников и их семей, координация деятельности педагогических ассоциаций, организация или сопровождение научно-исследовательской и инновационной деятельности педагогов, поднятие престижа педагогической профессии, защита интересов педагогического сообщества.
Важным компонентом оценки эффективности деятельности педагогических ассоциаций является результативный компонент. Он включает в себя объективные количественные показатели, такие как наличие публикаций, индексируемых в разных базах (РИНЦ, ВАК, WoS и Scopus), наличие на сайте постоянно обновляющихся методических разработок, видеоматериалов и т.д., способствующих диссеминации и тиражированию педагогического опыта, увеличение зарегистрированных членов ассоциации не менее, чем на 5% в год, наличие в открытом доступе положительных данных мониторинга степени удовлетворенности членов ассоциации ее деятельностью.
Профессиональная педагогическая ассоциация, как правило, не существует без сетевого взаимодействия. Все чаще мы говорим о кластерах, в которые входят множество самых различных образовательных учреждений. Нам представляется необходимым выделить сетевое партнерство как необходимый компонент оценки эффективности деятельности ассоциаций. В качестве основных показателей мы включаем в данный компонент взаимодействие ассоциации со спонсорами или бизнес-партнерами, с образовательными организациями, с профсоюзами, привлечение к работе ассоциации иностранных и ведущих специалистов.
Разработка балльной школы оценивания осуществлялась следующим образом. Общее количество баллов, которое может получить ассоциация в процессе оценки эффективности своей деятельности - 100. Ценностно-целевой, технологический, результативный компонент оценивается в 20 баллов каждый. Самым весомым в оценке эффективности является содержательный компонент - 30 баллов. Сетевое партнерство оценивается в 10 баллов.
Показатели оценки эффективности описываются по принципу представленности в деятельности ассоциации: максимально, частично или отсутствуют. В качестве примера опишем оценку компонента деятельности ассоциации Сетевое партнерство.
Таблица 1
Сетевое партнерство - компонент эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций
Компонент Критерий Показатели Баллы
Сетевое партнерство Взаимодействие ассоциации с со спонсорами и бизнес-партнерами Наличие двух и более спонсоров или бизнес-партнеров 2 балла
Наличие одного спонсора или бизнес-партнера 1 балла
Отсутствие спонсоров или бизнес-партнеров 0 баллов
Взаимодействие с образовательными организациями Ассоциация взаимодействует с двумя и более образовательными организациями 2 балла
Ассоциация взаимодействует с одной образовательной организацией 1 балл
Отсутствие взаимодействия с образовательными организациями 0 баллов
Привлечение иностранных специалистов К работе ассоциации привлечены два и более иностранных специалистов 2 балла
К работе ассоциации привлечен один иностранный специалист 1 балл
К работе ассоциации не привлечены иностранные специалисты 0 баллов
Взаимодействие с профсоюзами Ассоциация взаимодействует с профсоюзом, результаты совместной деятельности представлены в информационных ресурсах 2 балла
Ассоциация декларирует взаимодействие с профсоюзом, результаты совместной деятельности не представлены 1 балл
Ассоциация не взаимодействует с профсоюзом 0 баллов
Привлечение ведущих специалистов К работе ассоциации привлечены два и более ведущих специалистов 2 балла
К работе ассоциации привлечён один ведущий специалист 1 балл
К работе ассоциации не привлечены ведущие специалисты 0 баллов
Отметим, что принцип шкалирования показателей при конструировании модели мы использовали единообразный, однако максимальное количество баллов могло быть разным от 5 до 2. Это зависело от сложности показателя. Например, критерий «задачи деятельности ассоциации» укладывается в пятибалльную шкалу, где используются следующие показатели:
- задачи ассоциации отражают все направления деятельности, четко сформулированы, ориентированы на конкретный результат - 5 баллов;
- задачи ассоциации отражают все направления деятельности, четко сформулированы, не ориентированы на конкретный результат - 4 балла;
- задачи ассоциации частично отражают направления деятельности, достаточно четко сформулированы, ориентированы на конкретный результат - 3 балла;
- задачи ассоциации нечетко сформулированы, не отражают все направления деятельности - 2 балла;
- задачи ассоциации не связаны с целями и направлениями деятельности ассоциации - 1 балл;
- задачи ассоциации не обозначены - 0 баллов.
Выводы. Мы отмечаем, что в современных исследованиях практически не проработан аспект оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций.
Итак, в качестве оценочных компонентов модели эффективности деятельности педагогической ассоциации мы выделяем ценностно-целевой, технологический, содержательный, результативный компоненты и сетевое партнерство.
По каждому компоненту определены критерии, показатели их эффективности и указаны баллы оценивания компонента.
Литература:
1. Антонова Л.Н. Развитие педагогических ассоциаций в Московской области: региональная модель // Academia: педагогический журнал Подмосковья. - 2017. - №3. - С. 3-7.
2. Асхадуллина Н.Н., Талышева И.Н. Исследование проблемы комплексной оценки результатов деятельности педагогических работников // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 60-4. - С. 27-31.
3. Бордукова С.Н. Ресурс профессиональных общественных организаций для профессионального развития педагогов Красноярского края // Актуальные вопросы инновационной деятельности в непрерывном образовании. - 2014. - №8. - С. 11-16
4. Васильева М.В. Роль профессиональной ассоциации в реализации концепции развития математического образования в РФ // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2016. - № 3. - С. 61-66.
5. Ватащак И.С. Создание общественно-профессиональной педагогической интернатуры ассоциации молодых педагогов Красноярья // Сборник материалов Х Международной научно-практической конференции: Тенденции развития образования: Кадры решают все? - 2014. - С. 132-136.
6. Воителева Г.В. Профессиональные педагогические сообщества в условиях сетевого взаимодействия как ресурс развития образовательных систем // Сборник материалов научно-практической конференции: Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций с целью повышения доступности образования для категорий граждан, включая лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. - 2015. - С. 4.
7. Воробьева М.А. Оценка деятельности педагога в образовательной организации // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 7. - С. 45-50.
8. Гарбузова А.С. Ассоциация социальных педагогов в контексте стратегических задач развития муниципального образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 55. - С. 365-369.
9. Ильичев А.К., Кравченко И.Н. Оценка эффективности деятельности педагога по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков // Академия профессионального образования. - 2017. - № 5. -С. 71-75.
10. Пронина Л.Н., Михайлова Е.А., Янущенкова И.В. Оценка эффективности деятельности педагога как условие его профессионального роста // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. - 2019. - № 4-2. - С. 24-26.
11. Седых Е.П., Житкова В.А. Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 4.
12. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф, Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. -2021. - Т. 9. - №1.
13. Темняткина О.В., Токменинова Д.В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей // Вопросы образования. - 2018. - № 3. - С. 180-195.
14. Янгирова В.М., Ибрагимова Г.В., Савельева И.А., Кобыскан А.С. Оценка эффективности результатов деятельности персонала образовательной организации // Вестник педагогических наук. - 2021. -№ 5. - С. 30-36.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Зарипова Зульфия Филаритовна
Альметьевский государственный нефтяной институт (г. Альметьевск)
СИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ У СТУДЕНТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО ВУЗА
Аннотация. В статье анализируется понятие «ситуационная задача», раскрывается цель включения ситуационных задач в процесс обучения. Ситуационная задача используется как средство овладения учебным проектированием как процессом поиска решения задач. Представлены типы и характеристика стандартных ситуационных задач. Рассмотрена дидактическая ценность ситуационных математических задач. Выделены этапы решения ситуационных задач. Обосновано применение ситуационных задач в процессе обучения математике в нефтегазовом вузе.
Ключевые слова: проектирование, ситуационная математическая задача, математическая компетентность, этапы решения, умение проектировать решение задачи, типология ситуаций, квазипрофессиональная деятельность.
Annotation. The article analyzes the concept of "situational task", reveals the purpose of including situational tasks in the learning process. The situational problem is used as a means of mastering educational design as a process of finding solutions to problems. The types and characteristics of standard situational tasks are presented. The didactic value of situational mathematical problems is considered. The stages of solving situational problems are highlighted. The application of situational problems in the process of teaching mathematics in an oil and gas university is substantiated.
Keywords: design, situational mathematical problem, mathematical competence, stages of solution, ability to design a problem solution, typology of situations, quasi-professional activity.
Введение. На современном этапе развития нефтегазовой отрасли востребован компетентный специалист высокого профессионального уровня. Многозадачность и неопределенность в решении технических и технологических проблем, умение анализировать данные и на основе анализа принимать решения задают вектор требований к выпускнику нефтегазового вуза. Современные требования нефтегазового производства выдвигают в качестве ведущей цели обучения в вузе развитие способностей к определенным видам деятельности, которые могут быть реализованы на контекстном содержании. По сути, идет речь об универсальных видах деятельности. Одним из видов такой деятельности является проектная деятельность. Развитие способности к проектной деятельности средствами учебных, в том числе математических дисциплин становится одной из значимых целей обучения. Говоря о развитии способности студентов-бакалавров к проектной деятельности, мы подразумеваем, прежде всего, овладение учебным проектированием как процессом поиска способа решения практико-ориентированных учебных задач, включающим в том числе поиск наиболее рационального решения. Специфика учебного проектирования в обучении математическим дисциплинам выражается в том, что осуществление проектирования имеет своей целью овладение математической деятельностью и получение на ее основе новых сочетаний знаний, методов и способов действий, развитие математической компетентности. Основанием для этого является утверждение, о том, что математическая деятельность заключается в создании новых структур [1]. Под умением проектировать решение ситуационной задачи мы понимаем освоенный способ действия, реализованный на основе познания математических объектов. Обучение студентов проектированию решения