Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ'

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕРВИС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Сергеева Татьяна Николаевна

Работа посвящена осмыслению роли и значимости электронных сервисов в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Авторы исследуют предпосылки и нормативно-правовую основу цифровизации основных процессов и предлагают идею создания специализированного электронного сервиса оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. В технические характеристики электронного сервиса предлагается включение базовых функций, таких как календарь событий, личный кабинет участника, портал обратной связи с функцией FAQ, контакты. Также рассматривается проектирование специфических функций, имплементируемых в электронный сервис и обеспечивающих проведение экспертной оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций с разведением ролей субъектов - участников этой процедуры. Авторы предлагают включение основных инструментов оценки - модель оценки, опрос руководителей образовательных организаций, представителей органов управления образованием о деятельности педагогической ассоциации и анкетирование самих участников профессиональной педагогической ассоциации. В качестве дополнительных инструментов оценки деятельности педагогических ассоциаций предлагается размещение на электронном сервисе отзывов о деятельности ассоциации писем и поддержки от социальных партнеров ассоциаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Сергеева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC SERVICE FOR EVALUATION OF PERFORMANCE OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ASSOCIATIONS

The work is devoted to understanding the role and importance of electronic services in the socio-economic development of the Russian Federation. The authors investigate the prerequisites and regulatory framework for digitalization of the main processes and propose the idea of creating a specialized electronic service for assessing the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations. In the technical characteristics of the electronic service, it is proposed to include basic functions, such as a calendar of events, a participant's personal account, a feedback portal with the FAQ function, contacts. It also examines the design of specific functions implemented in an electronic service and providing an expert assessment of the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations with the division of the roles of the subjects participating in this procedure. The authors propose the main assessment tools - an assessment model, a survey of the heads of educational organizations, representatives of education authorities about the activities of the pedagogical association and a questionnaire survey of the members of the professional pedagogical associations. As optional tools for assessing the activities of pedagogical associations, it is proposed to post on the electronic service feedback on the activities of the association of letters and support from the social partners of the associations.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ»

10. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф, Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. -2021. - Т.9. - №1. - С. 4.

11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. - М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд. - 64 с.

12. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №2. - С. 4.

13. Ханова Т.Г. Педагогические условия развития детской игры // Нижегородское образование. - 2015. - №3. - С. 152-155.

14. Ханова Т.Г., Вьюшкина Е.Е. Особенности воспитания навыков безопасного поведения в быту у старших дошкольников // Карельский научный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 18-21.

Педагогика

УДК 37.072

кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Сергеева Татьяна Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ

Аннотация. Работа посвящена осмыслению роли и значимости электронных сервисов в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Авторы исследуют предпосылки и нормативно-правовую основу цифровизации основных процессов и предлагают идею создания специализированного электронного сервиса оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. В технические характеристики электронного сервиса предлагается включение базовых функций, таких как календарь событий, личный кабинет участника, портал обратной связи с функцией FAQ, контакты. Также рассматривается проектирование специфических функций, имплементируемых в электронный сервис и обеспечивающих проведение экспертной оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций с разведением ролей субъектов - участников этой процедуры. Авторы предлагают включение основных инструментов оценки - модель оценки, опрос руководителей образовательных организаций, представителей органов управления образованием о деятельности педагогической ассоциации и анкетирование самих участников профессиональной педагогической ассоциации. В качестве дополнительных инструментов оценки деятельности педагогических ассоциаций предлагается размещение на электронном сервисе отзывов о деятельности ассоциации писем и поддержки от социальных партнеров ассоциаций.

Ключевые слова: электронный сервис, профессиональные педагогические ассоциации, оценка эффективности деятельности.

Annotation. The work is devoted to understanding the role and importance of electronic services in the socioeconomic development of the Russian Federation. The authors investigate the prerequisites and regulatory framework for digitalization of the main processes and propose the idea of creating a specialized electronic service for assessing the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations. In the technical characteristics of the electronic service, it is proposed to include basic functions, such as a calendar of events, a participant's personal account, a feedback portal with the FAQ function, contacts. It also examines the design of specific functions implemented in an electronic service and providing an expert assessment of the effectiveness of the activities of professional pedagogical associations with the division of the roles of the subjects participating in this procedure. The authors propose the main assessment tools - an assessment model, a survey of the heads of educational organizations, representatives of education authorities about the activities of the pedagogical association and a questionnaire survey of the members of the professional pedagogical associations. As optional tools for assessing the activities of pedagogical associations, it is proposed to post on the electronic service feedback on the activities of the association of letters and support from the social partners of the associations.

Keywords: electronic service, professional pedagogical associations, performance assessment.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, научный проект № 730000Ф.99.1.БВ10АА00006 «Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» в рамках выполнения государственного задания № 07300081-21-02 от 14.07.2021 г.

Введение. Благодаря достижениям мирового научно-технического прогресса, стремительно меняется социально-экономический ландшафт и образ жизни людей, формируется новое мировоззрение. Как следствие, появился ряд регулятивных документов, закрепляющих научные открытия в качестве основных механизмов развития, как цивилизация в целом, так и отдельных национальных сообществ. В Российской Федерации один из подобных документов - Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», вектором задающий дизайн и дальнейшее формирование цифрового социально-экономического дискурса страны [8]. В рамках Стратегии была инициирована Национальная программа «Цифровая экономика развития Российской Федерации», направленная на постановку и решение ключевых задач цифровизации в России: создание условий для развития общества знаний, повышение благосостояния и качества жизни

людей, повышение степени информированности и цифровой грамотности населения, улучшение доступности и качества государственных услуг для граждан [3]. Преобразования охватывают несколько уровней, которые между собой взаимосвязаны и непосредственно коррелируют различные компоненты гражданской системы -экономические сферы деятельности, платформы и технологии поддержки и реализации деятельности, а также функциональная среда, как условие проектирования платформ и технологий, обеспечения деятельности и развития экономических сфер деятельности.

Прорыв в области цифровых технологий стремительно изменил современный коммуникативный дискурс, позволив создать практически бесконечные пространства для общения разных социальных и профессиональных групп, интегрировать эти пространства, насыщать их разнообразным и интерактивным содержанием. Коваленко Е.Г. подчеркивает, что постоянно проектируются функции управления и пользования цифровыми пространствами, что обеспечивает высокое качество коммуникационных процессов и является фактором устойчивого развития территорий [5].

Цифровые решения благоприятно воздействует на профессиональные сообщества, которые в свою очередь получают импульс к развитию за счет увеличения охвата представителей профессиональных сообществ, совершенствования процессов обработки больших данных, возможности проводить значимые и насыщенные события в дистанционном формате, что составляет основу современных электронных сервисов сопровождения обучения [1]. Очевидным примером эволюции в условиях цифрового прорыва являются профессиональные педагогические ассоциации. Традиционно в регионах формировались большие и малые педагогические сообщества, большинство из которых сейчас представлены в цифровой среде. Такое импульсное развитие профессиональных педагогических сообществ привело к ряду противоречий, например, релевантность результатов деятельности педагогической ассоциации повышению качества образования в регионе; корреляция между количественным составом педагогического сообщества и реальной вовлеченностью педагогов-участников ассоциации в решение актуальных образовательных задач; презентация опыта деятельности в цифровом пространстве и реальное внедрение лучших методических практик в образовательный процесс. Основываясь на этом Нерадовская О.Р. спроектировала, например, систему многокритериального оценивания эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования [4].

Илалтдинова Е.Ю. и Фёдоров А.А. отмечают, что сейчас на передний план выдвигается задача проектирования электронных сервисов, которые способствуют быстрому сбору, систематизации и анализу разнородных данных, а также возможности трансформации презентации этих данных в виде наглядных графических моделей [2]. Электронный сервис оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций позволит снять часть выше обозначенных противоречий, а также выступит агрегатором идей и решений для оптимизации развития профессиональных педагогических ассоциаций и, возможно, ляжет в основу методических рекомендаций по проектированию и реализации деятельности профессиональных педагогических ассоциаций.

Изложение основного материала статьи. Профессиональные педагогические ассоциации в силу своей представленности в социально-экономическом пространстве регионов за счет использования возможностей сети Интернет играют все более значимую роль в развитии региона [9]. Они приобретают большее влияние за счет увеличения охвата педагогов, предоставляя возможность регистрации и участия в деятельности ассоциации дистанционно, наряду с отдельными педагогами в деятельность ассоциации активно включаются представители органов управления образованием, региональные вузы и колледжи, социальные партнёры [6].

В рамках данного исследования определим структуру и функционал электронного сервиса, который поможет описать и систематизировать деятельность профессиональных педагогических ассоциаций и на основе полученных данных сформулировать рекомендации для оптимизации их деятельности.

С формальной позиции электронный сервис - это услуга (в переводе с англ. service) разработанная и реализуемая на основе информационных и коммуникационных технологий, также это определенная цифровая платформа с набором функций [7].

Исходя из представлений об услуге определяются поставщик и получатель услуги, а также каналы ее предоставления. Более привычным относительно электронного сервиса сейчас является понятие пользователя. Таким образом, мы определяем основных пользователей электронного сервиса оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций, так как назначение роли поставщика и получателя услуг с позиций рыночного подхода не будет соответствовать основной идее -оценке эффективности деятельности. Тем не менее очевидным представляется факт, что один из пользователей является агентом экспертного сообщества (представителем Министерства Просвещения РФ), большая часть пользователей - это представители профессиональных педагогических ассоциаций.

Электронный сервис оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций - это цифровая платформа с набором базовых и специфических функций и компонентов, или, оперируя более современными понятиями, обладающая архитектурой.

Архитектура цифровой платформы предполагает наличие традиционных элементов:

1) главная страница на сайте с основной информацией об оценке эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций - цели, задачах, методиках, привлекаемых экспертах и прочих процедурных особенностях;

2) личный кабинет, с различным функционалом для эксперта и представителей профессиональных педагогических ассоциаций;

3) календарь событий с возможностью перехода на эти события (экспертные, информационные и обучающие вебинара, индивидуальное консультирование, отчетные конференции и прочее);

4) портал обратной связи с функцией FAQ (часто задаваемые вопросы);

5) реестр профессиональных педагогических ассоциаций с возможностью перехода на сайт ассоциации;

6) контакты.

Далее наполнение платформы определяется спецификой процедуры оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. Мы предполагаем, что основным инструментом оценки будет являться модель оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций на основе шкалы оценки по ряду показателей. Также дополнительными инструментами будет являться интерактивный опрос руководителей образовательных организаций, представителей органов управления

образованием о деятельности педагогической ассоциации и анкетирование самих участников профессиональной педагогической ассоциации (методом случайной выборки).

Оценка деятельности профессиональной педагогической ассоциации с использованием модели осуществляется экспертом опосредованно в личном кабинете на электронном сервисе на основе сайта (другого электронного ресурса ассоциации) путем заполнения шкал по пяти основным компонентам оценки: ценностно-целевого, технологического, содержательного, сетевое партнёрство и результативного. Шкалирование производится по критериям и показателям модели в регистре от 0 до 6 баллов. В итоге получается совокупная оценка в баллах. Соответственно в электронный сервис заложены шкалы оценивания в по модели оценки деятельности профессиональных педагогических ассоциаций и функция подсчета и анализа результатов заполнения шкал, а также функция вывода результатов-данных в графическом образе.

Следующий инструмент - опрос руководителей образовательных организаций, представителей органов управления образованием о деятельности педагогической ассоциации - требует возможности размещения данного опроса на электронном сервисе, обеспечения доступа к элементу из личного кабинета участников опроса, а также возможность тайминга процесса. Необходимо также продумать и заложить в сервис функцию автоматического оценивания опроса, возможно целесообразно предложить в опросе набор готовых ответов, которым, в свою очередь, присвоить количественный показатель (балл), то есть также, как и в случае с первым инструментом провести шкалирование. Это существенно сократит время обработки полученных данных, позволит вовлечь в опрос большее количество участников. Однако, в данном инструменте необходимо участие эксперта для сбора и оценки субъективных данных (ответы типа Другое/Ваш вариант ответа) и принятия решения об итоговой сумме баллов.

Третий инструмент - анкетирование самих участников профессиональной педагогической ассоциации в большей степени потребует ручной обработки данных экспертом, так как наряду с вопросами, которые можно будет оценить с помощью баллов, необходимо включить в анкету вопросы-предложения (о проведении событий, об оптимизации процессов внутри ассоциации), вопросы-комментарии (они могут сочетаться с оценкой, но, если участник ставит низкую оценку, он должен иметь возможность ее прокомментировать), вопрос-краткий отзыв.

Дополнительно целесообразно включить функцию приема отзывов о деятельности ассоциации, о проведении отдельных мероприятий, событий, об отдельных представителях ассоциации от всех желающих (это могут быть родители обучающихся, сторонние наблюдатели). Также наличием писем поддержки от социальных партнеров позволит объективно подтвердить оценку по соответствующему компоненту модели (сетевое партнерство).

Таблица 1

Инструменты оценивания эффективности деятельности профессиональных педагогических

ассоциаций

№ | Инструмент | Функция доступа | Временной интервал

Обязательные инструменты

1 Модель оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций Доступна эксперту из личного кабинета В период проведения экспертизы

2 Опрос руководителей образовательных организаций, представителей органов управления образованием о деятельности педагогической ассоциации Доступна участнику опроса из личного кабинета и эксперту из личного кабинета В период проведения экспертизы

3 Анкетирование участников профессиональной педагогической ассоциации Доступна участнику анкетирования из личного кабинета и эксперту из личного кабинета В период проведения экспертизы

Опциональные инструменты

4 Отзывов о деятельности ассоциации Доступна всем с главной страницы электронного сервиса Перманентно

5 Письма поддержки от социальных партнеров Доступна всем с главной страницы электронного сервиса В период проведения экспертизы

Таким образом, возможно сопряжение ряда процессов - календарь событий - график экспертной оценки деятельности профессиональной педагогической ассоциации - доступ к шкалам из личных кабинетов экспертов - доступ к опросу руководителей образовательных организаций и представителей органов управления образованием - доступ к анкетированию участников профессиональных педагогических ассоциаций - возможность сетевых партнеров прикрепить письма поддержки в заданный временной интервал (период экспертной оценки). Сбор отзывов о деятельности профессиональных педагогических ассоциаций, на наш взгляд, должен осуществляться перманентно. При наличии реестра профессиональных педагогических ассоциаций, функцию «Оставить отзыв» можно провести через выпадающий список ассоциаций и в дальнейшем отфильтровать поступившие отзывы по объекту.

Выводы. Электронный сервис оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций позволит проанализировать и выявить особенности развития профессиональных педагогических ассоциаций разных уровней (международного, но в большей степени федерального и региональной). Мы полагаем, что данный сервис будет выполнять не столько функцию контроля за деятельностью ассоциаций, сколько функцию информационно-аналитической системы с возможность двусторонней корректировки как деятельность ассоциаций, так и экспертной процедуры, и методики. В дальнейшем информация, собранная в процессе экспертной деятельности по оценке эффективности деятельности профессиональных

педагогических ассоциаций, ляжет в основу методических рекомендаций для ассоциаций, будет способствовать обеспечению качества образования, удовлетворяющего требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации и созданию условий для саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности педагогов.

Литература:

1. Александрова Г.В., Кожевина М.С. Электронные сервисы сопровождения процесса обучения // МНИЖ. - 2014. - №11-4 (30).

2. Илалтдинова Е.Ю., Фёдоров А.А., Фильченкова И.Ф. Типология электронных сервисов в открытом образовательном пространстве // Вестник Мининского университета. - 2017. - №2 (19).

3. Национальная программа «Цифровая экономика развития Российской Федерации» http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

4. Нерадовская О.Р. Многокритериальное оценивание эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2(22). - С. 58-61.

5. Коваленко Е.Г., Мурашова Н.В. Цифровизация и информатизация как факторы устойчивого развития территорий // Вестник НГИЭИ. - 2020. - №10 (113).

6. Седых Е.П., Житкова В.А. Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - № 4. - С. 1.

7. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф, Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. -2021. - Т.9. - №1. - С. 4.

8. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

9. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №2. - С. 4.

Педагогика

УДК 37.072

кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических сообществ или ассоциаций. Проанализированы представленные в науке и практике подходы к определению критериев и показателей оценки деятельности сообществ. Представлена авторская модель оценки эффективности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций, включающая пять основных критериев и соответствующих им показателей.

Ключевые слова: педагогические ассоциации, профессиональные педагогические сообщества, оценка эффективности деятельности педагогических ассоциаций, критерии оценки, показатели оценки.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of assessing the effectiveness of the activities of professional pedagogical communities or associations. The approaches presented in science and practice to the definition of criteria and indicators for assessing the activities of communities are analyzed. The author's model for assessing the effectiveness of the activity of professional pedagogical associations is presented, which includes five main criteria and the corresponding indicators.

Keywords: pedagogical associations, professional pedagogical communities, evaluation of the effectiveness of the activities of pedagogical associations, evaluation criteria, evaluation indicators.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, научный проект № 730000Ф.99.1.БВ10АА00006 «Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» в рамках выполнения государственного задания

№ 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.

Введение. Согласно статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в структуру системы образования включены, наряду с другими субъектами, «общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования» [7], что стало отправной точкой в создании и распространении разного рода и уровня педагогических сообществ, объединений, ассоциаций и т.д. Создание условий для поддержки и развития педагогических сообществ, формирующих так называемую профессиональную среду, рассматривается сегодня как один из важных путей модернизации современной образовательной системы, совершенствования качества образования, приращения образовательного потенциала и повышения престижа педагогической профессии, что обусловило рост научного интереса к вопросу о специфике деятельности профессиональных педагогических ассоциаций (ППА).

Наблюдаемая сегодня активизация деятельности профессионально-педагогических ассоциаций (сообществ/объединений) имеет ряд причин. Прежде всего, необходимость в практическом приложении современной нормативной документации, правильном понимании ее концептуальных основ и внедрении в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.