педагогических ассоциаций, ляжет в основу методических рекомендаций для ассоциаций, будет способствовать обеспечению качества образования, удовлетворяющего требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации и созданию условий для саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности педагогов.
Литература:
1. Александрова Г.В., Кожевина М.С. Электронные сервисы сопровождения процесса обучения // МНИЖ. - 2014. - №11-4 (30).
2. Илалтдинова Е.Ю., Фёдоров А.А., Фильченкова И.Ф. Типология электронных сервисов в открытом образовательном пространстве // Вестник Мининского университета. - 2017. - №2 (19).
3. Национальная программа «Цифровая экономика развития Российской Федерации» http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
4. Нерадовская О.Р. Многокритериальное оценивание эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2(22). - С. 58-61.
5. Коваленко Е.Г., Мурашова Н.В. Цифровизация и информатизация как факторы устойчивого развития территорий // Вестник НГИЭИ. - 2020. - №10 (113).
6. Седых Е.П., Житкова В.А. Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - № 4. - С. 1.
7. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф, Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. -2021. - Т.9. - №1. - С. 4.
8. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919
9. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №2. - С. 4.
Педагогика
УДК 37.072
кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических сообществ или ассоциаций. Проанализированы представленные в науке и практике подходы к определению критериев и показателей оценки деятельности сообществ. Представлена авторская модель оценки эффективности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций, включающая пять основных критериев и соответствующих им показателей.
Ключевые слова: педагогические ассоциации, профессиональные педагогические сообщества, оценка эффективности деятельности педагогических ассоциаций, критерии оценки, показатели оценки.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of assessing the effectiveness of the activities of professional pedagogical communities or associations. The approaches presented in science and practice to the definition of criteria and indicators for assessing the activities of communities are analyzed. The author's model for assessing the effectiveness of the activity of professional pedagogical associations is presented, which includes five main criteria and the corresponding indicators.
Keywords: pedagogical associations, professional pedagogical communities, evaluation of the effectiveness of the activities of pedagogical associations, evaluation criteria, evaluation indicators.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, научный проект № 730000Ф.99.1.БВ10АА00006 «Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» в рамках выполнения государственного задания
№ 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.
Введение. Согласно статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в структуру системы образования включены, наряду с другими субъектами, «общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования» [7], что стало отправной точкой в создании и распространении разного рода и уровня педагогических сообществ, объединений, ассоциаций и т.д. Создание условий для поддержки и развития педагогических сообществ, формирующих так называемую профессиональную среду, рассматривается сегодня как один из важных путей модернизации современной образовательной системы, совершенствования качества образования, приращения образовательного потенциала и повышения престижа педагогической профессии, что обусловило рост научного интереса к вопросу о специфике деятельности профессиональных педагогических ассоциаций (ППА).
Наблюдаемая сегодня активизация деятельности профессионально-педагогических ассоциаций (сообществ/объединений) имеет ряд причин. Прежде всего, необходимость в практическом приложении современной нормативной документации, правильном понимании ее концептуальных основ и внедрении в
образовательный процесс (реализация ФГОС, разработка программ развития образовательной организации, проектирование рабочей программы воспитания и др.) побуждает педагогов к поиску единомышленников. Кроме того, мотивом участия в деятельности ППА служит потребность педагогов в личностном и профессиональном совершенствовании, повышении педагогической компетентности в контексте непрерывного образования [8; 9]. И наконец, активизация деятельности ППА обусловлена стремлением педагогической общественности к профессиональному общению, сотрудничеству, обсуждению актуальных для всех регионов проблем, обмену инновационным опытом.
Изложение основного материала статьи. Под педагогическим сообществом понимают добровольное формальное или неформальное объединение педагогов одной предметной или проблемной области, направленное на установление сотрудничества в целях совершенствования профессионального мастерства и совместного поиска наиболее эффективных подходов к образовательной деятельности посредством изучения, обобщения и тиражирования лучших педагогических практик [3]. Деятельность ППА направлена на решение следующих задач: расширение профессионального общения, продвижение инновационных педагогических проектов, создание условий для творческого роста педагогов, сопровождение деятельности молодых специалистов, совершенствование и самосовершенствование педагогического мастерства, экспертная оценка и поддержка творческих идей и т.д.
Целью нашего исследования является разработка инструментальной базы оценивания эффективности деятельности ППА.
Первым этапом работы был анализ научных источников и интернет-сайтов существующих в стране профессиональных педагогических сообществ. Второй этап исследования предполагал проектирование собственной модели оценки эффективности деятельности ППА на основе изученных источников.
Анализ интернет-источников свидетельствует о наличии на сегодняшний день большого числа профессиональных педагогических сообществ (региональных, всероссийских и международных), в том числе, сетевых, различающихся по ряду факторов: направление деятельности, функции, территориальный охват, количество участников и др. Так, например, на сайте Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего», созданного на базе Уральского государственного педагогического университета представлена информация о четырех действующих ассоциациях: Ассоциация педагогов дошкольного образования, Ассоциация классных руководителей, Ассоциация молодых педагогов и Ассоциация учителей иностранного языка. Страницы каждого сообщества оформлены в едином стиле, представлены приветственные видеоролики, цели и задачи деятельности, руководители и участники, основные направления деятельности, календарь событий, полезная информация и др. Внутри ассоциаций могут быть выделены более мелкие объединения, например, по направлениям деятельности, что обеспечивает каждому педагогу возможность выбора наиболее подходящего по интересам и условиям функционирования профессионального сообщества, независимо от регионального расположения и должности. Однако, такое многообразие затрудняет оценку эффективности деятельности сообщества, определение единой критериальной базы и надежного инструментария оценки.
Анализ изученных источников позволил прийти к заключению, что проблема оценки деятельности профессиональных педагогически объединений остается дискуссионной и недостаточно изученной, единой модели оценки эффективности деятельности ППА на сегодняшний день не представлено, преимущественно оценивается эффективность профессиональной деятельности педагогов/ руководителей [1; 5] или образовательной организации [2].
Попытка мониторинга и оценки эффективности деятельности профессиональных сетевых сообществ школьных учителей была предпринята 2016 году сетевым изданием «Развитие образования: новости, аналитика, экспертиза» [10]. Специалисты отмечают, что в интернет-сети представлен большой спектр профессиональных сетевых учительских сообществ, отличающихся задачами деятельности, количеством участников, датой основания и другими параметрами. Руководителями ППА могут быть как частные (Пашкова Е.И. - учредитель «Pedsovet.su», Федотова А.В. - «Первая ступенька»), так и юридические (Национальный фонд подготовки кадров - учредитель сообщества «Открытый класс», Хабаровский институт развития образования - «ХабаВики») лица. Так, на сайте приведены примеры некоторых профессиональных сообществ, существующих уже более десяти лет и имеющих огромную аудиторию пользователей (Таблица 1).
Таблица 1
Перечень некоторых российских профессиональных сообществ учителей [10]
Название сообщества Дата основания
«Методисты.ру» 2004
«Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой Pedsovet.su» 2007
«Сеть творческих учителей» 2006
«Открытый класс» 2008
Завуч.инфо» 2008
«Про школу» 2007
«Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» 2011
«Педагогическая планета» 2010
Как указывают авторы публикации, при оценке эффективности деятельности профессиональных сетевых сообществ следует обратить внимание на ряд ключевых параметров: 1) время существования объединения (дата создания); 2) цели и задачи ассоциации; 3) наличие возможности интерактивного общения участников, обмена опытом, консультирования, экспертизы; 4) наличие и обновляемость банка методических разработок; 5) информативность сайта: возможность получить информацию о предстоящих событиях (фестивалях и конкурсах, курсах и т.д.); 6) предоставление сообществом сертификатов, удостоверений, свидетельств об авторстве материалов, др.; 7) условия вступления в ассоциацию, наличие оргвзносов, др.
Итак, представленные показатели можно рассматривать как объективные инструменты оценки эффективности деятельности ППА, однако, требуется их дополнение и корректировка. Так, на наш взгляд, к
значимым параметрам оценки следует отнести такие, как ежегодная динамика числа активных участников сообщества, обновляемость обсуждаемых на форуме проблем, количество экспертных заключений, отзывов и рецензий, рост популярности ассоциации. Полученные данные должны лечь в основу корректировки деятельности ППА.
Модель многокритериального оценивания эффективности деятельности муниципальных профессиональных сообществ педагогов дошкольного образования, включающую критерии и показатели индикаторов оценки ППА на основе собственного экспериментального исследования представила О.Р Нерадовская [4]. Проанализировав отечественные научные исследования в данной области, ею была разработана «многокритериальная карта оценивания эффективности деятельности» профессиональных сообществ, включающая три группы показателей (объективные, субъективные и объективно-субъективные):
1) показатели непосредственных результатов, включающие участие в организационно-методической работе; организацию и проведение конференций, семинаров, конкурсов; освоение программ повышения квалификации/ профессиональной переподготовки; консультирование;
2) показатели процессов, к ним относятся вовлечение в творческую деятельность; совместное управление деятельностью объединения, выработка фасилитирующих установок;
3) показатели конечного эффекта, включают соответствие цели и результатов; удовлетворённость качеством услуг (например, экспертные оценки, рецензии); профессиональная компетентность участников, др. [4].
По мнению О.Р. Нерадовской, данная модель позволяет дать объективную оценку деятельности муниципальных ППА со стороны участников, потребителей услуги и педагогического сообщества на основе метода анкетирования и отнести ППА к соответствующему уровню эффективности: высокому, среднему или низкому, в зависимости от суммы набранных баллов. Данная модель оценки эффективности деятельности ППА, на наш взгляд, может служить мотивационным механизмом совершенствования профессионализма и педагогической компетентности педагогов. Однако, на наш взгляд, не охватывает всех направлений деятельности ППА (публикации, сопровождение молодых специалистов, опытно-экспериментальная деятельность)
На втором этапе нашего исследования авторским коллективом была разработана модель оценки эффективности деятельности ППА, включающая пять компонентов: ценностно-целевой, технологический, содержательный, результативный, сетевое партнерство [6]. Для оценки каждого компонента разработана соответствующие критерии и показатели эффективности, итоговая сумма баллов по показателям равна 100.
Таблица 2
Модель оценки эффективности деятельности ППА
Критерии | Показатели / баллы
Критерий 1. Ценностно-целевой компонент
Наличие разработанной стратегии ассоциации представлена долгосрочная стратегия / стратегический план (на 5 лет) 5
представлена долгосрочная стратегия / стратегический план (на 4 года) 4
представлена среднесрочная стратегия / стратегический план (на 3 года) 3
представлена краткосрочная стратегия / план (на 2 года) 2
представлена краткосрочная стратегия / план (на 1 год) 1
отсутствует разработанная стратегия 0
Наличие на сайте уставных документов ассоциации на сайте представлены уставные документы 2
уставные документы представлены частично 1
уставные документы не представлены на сайте 0
Цели (цель) деятельности ассоциации цель носит конкретный / многомерный / достижимый характер 5
цель носит общий характер 4
цели нечетко выделены, но достижимы 3
цели четко выделены, но труднодостижимы 2
цели нечетко сформулированы 1
цели ассоциации не выделены 0
Задачи деятельности ассоциации задачи ассоциации отражают все направления деятельности, четко сформулированы, ориентированы на конкретный результат 5
задачи ассоциации отражают все направления деятельности, четко сформулированы, не ориентированы на конкретный результат 4
задачи ассоциации частично отражают направления деятельности, достаточно четко сформулированы, ориентированы на конкретный результат 3
задачи ассоциации нечетко сформулированы, не отражают все направления деятельности 2
задачи ассоциации не связаны с целями и направлениями деятельности ассоциации 1
задачи ассоциации не обозначены 0
Выделены направления деятельности ассоциации направления деятельности ассоциации актуальны, четко обозначены, сформулированы корректно 3
направления деятельности четко обозначены, но не актуальны 2
направления деятельности не четко сформулированы и не актуальны 1
| отсутствует информация о направлениях деятельности 0
Критерий 2. Технологический компонент
Многообразие форм работы ассоциации Деятельность ассоциации осуществляется в разнообразных формах: в формате традиционных очных семинаров, консультаций, практикумов, педагогических фестивалей, конкурсов, иных форм коллегиального обсуждения актуальных вопросов 1
в форме выездных семинаров, совместных образовательных поездок, встреч, др. 1
в форме выходных педагогических гостиных, летних/зимних школ педагогического мастерства 1
в наглядно-информационном формате: выставок-презентаций дидактических/ методических ресурсов, др. 1
интерактивные формы: мастер-класс, марафон, воркшоп, дискуссионная площадка, педагогические проекты, обсуждение открытых мероприятий, др. 1
телекоммуникационные формы работы: онлайн-игры, педагогические квесты, создание коллективного банка/электронной методички, др. 1
дистанционные формы: обучающие вебинары, использование ЦОР, Moodle 1
индивидуальные формы: наставничество, тьюторское сопровождение молодых педагогов, педагогические мастерские, др. 1
Наличие инновационной работы/инновационных исследований выявление, обсуждение и продвижение инновационных идей и лучших практик педагогов
стимулирование инновационной активности молодежи путем информационной/организационной поддержки достижений 1
участие ассоциации в деятельности РИП, ИП, ЭП 1
Наличие сайта/ сетевых интернет-ресурсов ассоциация имеет свой сайт, где размещены планы работы, значимые мероприятия, отчеты
на сайте представлены в электронном виде необходимые дидактические и методические материалы 1
предусмотрена возможность обратной связи пользователей сайта (представлены опросники, анкеты) 1
регулярное (не реже 1 раза в 2-3 мес.) обновление сайта 1
создание и использование сетевых интернет-ресурсов 1
Источник финансирования указаны источники финансирования ассоциации, в т.ч., оказание спонсорской помощи, заключение партнерских соглашений с обеспечением финансовой поддержки, др. 2
Критерий 3. Содержательный компонент
повышение квалификации педагогов (курсы в очном и онлайн-формате, вебинары, тренинги, практикумы, стажировки и др.) За каждое из направлений выставляется от 0 до 3 баллов 3 балла- представлено в полном объеме, 2 балла - представлено частично, 1 балл - представлено фрагментарно, 0 баллов - направление отсутствует
обмен опытом работы и диссеминация педагогического опыта (конференции, мастер-классы, дискуссионные площадки, фестивали и др.)
содействие профессиональному развитию педагогов (конкурсы профессионального мастерства, педагогических разработок и др.) и студентов (будущих педагогов)
информационная и консультативная поддержка педагогов, студентов (будущих педагогов) - интерактивный методический кабинет
экспертно-аналитическая деятельность (общественно-профессиональная экспертиза нормативных и учебных материалов, проектов)
организация научно-образовательных мероприятий для школьников и их родителей (конкурсы и олимпиады для школьников, сопровождение их исследовательской деятельности, педагогическое просвещение родителей)
координация деятельности педагогических ассоциаций или методических объединений, находящихся в соподчинении по отношению к ассоциации
организация или сопровождение научно-исследовательской или инновационной деятельности педагогов
популяризация педагогических специальностей, профориентационная работа, поднятие престижа педагогической профессии
защита интересов педагогического сообщества и отдельных педагогов
Критерий 4. Результативный компонент
Наличие информации о публикациях на сайте ассоциации отсутствие публикаций 0
публикации, не индексируемые в научных базах 1
публикации, индексируемые в РИНЦ 2
публикации, изданные в РИНЦ и/или в журналах ВАК 3
публикации индексируемые в РИНЦ и/или в журналах из списка ВАК, а так же в базах ВоС и Скопус 6
Тиражирование и диссеминация опыта на сайте отсутствуют материалы, способствующие тиражированию передового педагогического опыта 0
материалы, способствующие тиражированию и диссеминация передового педагогического опыта (методические разработки, видеоматериалы, методическая копилка и т.п.) представлены на сайте фрагментарно, обновляются не регулярно 2
материалы, способствующие тиражированию и диссеминация передового педагогического опыта представлены разнообразно, обновляются не регулярно 3
материалы, способствующие тиражированию и диссеминация передового педагогического опыта представлены разнообразно, обновляются регулярно 4
Количество членов/динамика роста количество зарегистрированных членов ассоциации уменьшается по сравнению с предыдущим годом 0
количество зарегистрированных членов ассоциации не меняется по сравнению с предыдущим годом 1
количество зарегистрированных членов увеличивается по сравнению с предыдущим годом менее, чем на 5% 2
количество зарегистрированных членов увеличивается по сравнению с предыдущим годом более чем на 5% 3
Наличие положительных отзывов о деятельности ассоциации отсутствие в открытом доступе данных мониторинга степени удовлетворенности членов ассоциации ее деятельностью 0
данные мониторинга степени удовлетворенности членов ассоциации ее деятельностью присутствуют в открытом доступе, удовлетворенность ниже 40% 1
данные мониторинга степени удовлетворенности членов ассоциации ее деятельностью присутствуют в открытом доступе, удовлетворенность 40-50% 2
данные мониторинга степени удовлетворенности членов ассоциации ее деятельностью присутствуют в открытом доступе, удовлетворенность 50-70% 3
Критерий 5. Сетевое партнерство
Взаимодействие со спонсорами и бизнес-партнерами наличие двух и более спонсоров или бизнес-партнеров 2
наличие одного спонсора или бизнес-партнера 1
отсутствие спонсоров или бизнес-партнеров 0
Взаимодействие с образовательными организациями ассоциация взаимодействует с двумя и более образовательными организациями 2
ассоциация взаимодействует с одной образовательной организацией 1
отсутствие взаимодействия с образовательными организациями 0
Привлечение иностранных специалистов к работе ассоциации привлечены два и более иностранных специалистов 2
к работе привлечен один иностранный специалист 1
к работе не привлечены иностранные специалисты 0
Взаимодействие с профсоюзами взаимодействует с профсоюзом, результаты совместной деятельности представлены в информационных ресурсах 2
декларирует взаимодействие с профсоюзом, результаты совместной деятельности не представлены 1
ассоциация не взаимодействует с профсоюзом 0
Привлечение ведущих специалистов к работе ассоциации привлечены два и более ведущих специалистов 2
к работе ассоциации привлечён один ведущий специалист 1
к работе ассоциации не привлечены ведущие специалисты 0
В настоящее время авторским коллективом ведется разработка технического задания для электронного сервиса, который позволит проводить объективную оценку деятельности ППА разного уровня и направленности.
Выводы. Таким образом, представленные критерии и показатели могут служить инструментом комплексной объективной оценки эффективности деятельности ППА разного уровня и направленности, опираясь на мнение всех субъектов. Алгоритм оценки, по нашему мнению, должен включать оценку сайта, опросники для участников и руководителей, шкалу оценки деятельности.
Литература:
1. Борченко И.Д. Формирование системы оценки эффективности деятельности педагогических работников образовательной организации дополнительного профессионального образования // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 3. - С 10-14.
2. Ковальчук О.В. Методические положения оценки эффективности образовательной деятельности в муниципальных образовательных системах // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5089 (дата обращения: 05.09.2021).
3. Медник Е.А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 2 (18). - С. 80-84.
4. Нерадовская О.Р. Многокритериальное оценивание эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2(22). - С. 58-61.
5. Седых Е.П., Житкова В.А. Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 1.
6. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф, Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. -2021. - Т. 9. - №1. - С. 4.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/1a45a123ee3e2f6e74cac4d567d8881ba35fb291/ (дата обращения 05.09.2021).
8. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №2. - С. 4.
9. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-3. - С. 240-243.
10. Эффективность деятельности профессиональных сетевых сообществ // Развитие образования: новости, аналитика, экспертиза. - 11.04.2016. https://vercont.ru/informatsionnye_materialy/ekspertno_analiticheskie_materialy/effektivnost_deyatelnosti_professio nalnykh_setevykh_soobshchest.html) (дата обращения 05.09.2021).
Педагогика
УДК 374.7
кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат философских наук, доцент Шиманская Ольга Константиновна Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова», Международная междисциплинарная научно-исследовательская лаборатория
«Историческая компаративистика и развитие восточно-азиатских территорий» (г. Нижний Новгород); магистрант Перова Анастасия Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЗРОСЛЫХ В ГЕРМАНИИ И РОССИИ
Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ организации системы дополнительного образования взрослых в Германии и России.
Ключевые слова: дополнительное образование взрослых, методы дополнительного образования взрослых.
Annоtation. The article presents a comparative analysis of the organization of systems of additional education for adults in Germany and Russia.
Keywords: additional education for adults, methods of additional education for adults.
Введение. Формирование дополнительного образования взрослых получило свое развитие благодаря вниманию к этой области образования со стороны государства, а также острой потребности социума. В России существует определенный сложившийся круг понятий, форм, методов и инструментов дополнительного образования взрослых. Но для выхода на новую ступень развития национальной системы образования сложившаяся система дополнительного образования взрослых должна быть качественно переработана с учетом общемировых тенденций ведущих стран в этой области.
Образование в течение всей жизни является действующей стратегией ЮНЕСКО. В итоговой декларации 6-й Международной конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых «CONFINTEA-VI» подчеркивается, что «образование взрослых играет важнейшую роль в поиске решений современных проблем в области культуры, экономики, политики и общественных отношений» (http://www.unesco.org/en/confinteavi/, 2009).
Изложение основного материала статьи. Такие отечественные ученые как А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, В.В. Горшкова, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, Г.Л. Ильин, Н.Н. Кузина, И.А. Колесникова, А.М. Митина, Н.А. Морозова, А.М. Новиков, О.В. Павлова, Е.В. Пискунова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и Е.П. Тонконогая посвятили свои научные исследования теоретическим проблемам дополнительного образования взрослых, Н.Е. Воробьев, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, А.М. Митина, М.В. Кларин и Н.Д. Никандров обращали внимание в своих работах на необходимость изучения зарубежного опыта дополнительного образования взрослых.
Германия обладает высокими достижениями в теории и практике в области непрерывного образования. Поэтому анализ именно немецкой системы дополнительного образования взрослых, представляет большую ценность. Сравнительный анализ немецкой и российской систем дополнительного образования позволяет выявить закономерности, тенденции и перспективы их развития.
«Вопросам дополнительного образования взрослых в Германии посвящены труды видных германских ученых (Р. Арнольд, Г. Гизеке, В. Клафки, Э. Нуисл, Х. Зиберт, К. Пель, Р. Типпельт, Г. Титгенс, К. Цойнер, К. Шнайдер, В. Шуленберг) [11]. Анализ работ вышеперечисленных исследователей дает возможность пересмотреть российскую концепцию непрерывного образования взрослых, дополнив ее положительным опытом, так как система дополнительного образования взрослых Германии является наиболее целостной и одной их самых успешно функционирующих в мире. В Германии дополнительное образование взрослых играет важную роль, так как с помощью него реализуется адаптация населения к новым постоянно меняющимся социально-экономическим условиям.
Понятие «андрагогика» появилось в Германии в 19 веке, что делает эту страну фактически основательницей и основоположницей в образовании взрослых. И до сих пор Германия отличается и выделяется своей развитой и эффективной системой образования как в целом, так и в отдельных возрастных категориях.