Научная статья на тему 'Многокритериальное оценивание эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования'

Многокритериальное оценивание эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / EVALUATION / PROFESSIONAL COMMUNITIES / PRESCHOOL EDUCATION / MUNICIPAL LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нерадовская Ольга Рамазановна

В статье представлены результаты разработки инструментальной базы многокритериального оценивания эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования на муниципальном уровне. Автором выделены группы показателей, критерии и типы индикаторов, валидность которых была подтверждена экспериментально. Материал статьи построен на основе научно-исследовательских методов: теоретического анализа литературы, экспертного метода, опроса (анкетирования), вычисления элементарных статистик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нерадовская Ольга Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICRITERIA EVALUATION OF ACTIVITY EFFICIENCY OF NON-FORMAL PROFESSIONAL COMMUNITIES OF PEDAGOGICAL STAFF IN PRESCHOOL EDUCATION

The article presents the results of the tool base development for multicriteria evaluation of activity efficiency of non-formal professional communities of pedagogical staff in preschool education on municipal level. The author highlights characteristics groups, criteria and indicators, whose validity is confirmed experimentally. The article material is based on application of the following research methods: theoretical analysis, observation, expert method, survey, calculation of elementary statistics.

Текст научной работы на тему «Многокритериальное оценивание эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования»

Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)

• привлечение в систему туристского образования преподавателей-практиков (руководителей и сотрудников туристских предприятий] с целью реализации практико-ориентирован-ного подхода к обучению студентов;

• расширение образовательно-производственного сотрудничества вузов с работодателями (предприятиями туристской индустрии];

• создание и функционирование ресурсных центров туризма в вузах;

• содействие трудоустройству выпускников образовательных организаций региона;

• международное сотрудничество в сфере туристского образования с целью обмена опытом, проведения совместных научно-практических конференций, круглых столов и семинаров, прохождение практик студентами, зарубежных стажировок преподавателями;

• интеграция туристского образования региона в единое образовательное пространство и т. д.

Все эти тенденции помогут вывести туристское образование на принципиально новый уровень, соответствующий международным стандартам качества, сделать его конкурентоспо-

собным и обеспечивающим производство востребованных образовательных услуг, которые могут быть полностью потреблены рынком труда.

1. Брель О. А., Губанова М. И. Современное состояние и перспективы развития туристского образования в Кемеровской области // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 4 (8]. - С. 60-66.

2. Левина М. А. Подготовка кадров для туристского бизнеса // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 1. — С. 63-64.

3. Общее и особенное в подходах к модернизации профессионального образования и участие в ней работодателей в России и в Китае / В. А. Овчинников, Е. Л. Руднева // Непрерывное образование молодежи и рынок труда: отечественный и зарубежный опыт: мат-лы международной науч.-практ. конф. (Благовещенск - Хэйхэ, 17-19 ноября 201 5 г.]. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 201 5. — С. 133-150.

4. Основные направления и «точки роста» системы профессионального образования Кемеровской области / Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, В. А. Овчинников // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. — № 2 (18]. — С. 11-22.

5. Основные направления модернизации системы профессионального образования в Кемеровской области / Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, В. А. Овчинников и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — №4 (12]. — С. 6-14.

УДК/UDC 373.2

О. Р. Нерадовская O. Neradovskaya

МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MULTICRITERIA EVALUATION OF ACTIVITY EFFICIENCY

OF NON-FORMAL PROFESSIONAL COMMUNITIES OF PEDAGOGICAL STAFF IN PRESCHOOL EDUCATION

В статье представлены результаты разработки инструментальной базы многокритериального оценивания эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования на муниципальном уровне. Автором выделены группы показателей, критерии и типы индикаторов, валидность которых была подтверждена экспериментально. Материал статьи построен на основе научно-исследовательских методов: теоретического анализа литературы, экспертного метода, опроса (анкетирования), вычисления элементарных статистик.

The article presents the results of the tool base development for multicriteria evaluation of activity efficiency of non-formal professional communities of pedagogical staff in preschool education on municipal level. The author highlights characteristics groups, criteria and indicators, whose validity is confirmed experimentally. The article material is based on application of the following research methods: theoretical analysis, observation, expert method, survey, calculation of elementary statistics.

Ключевые слова: оценка, профессиональные сообщества, дошкольное образование, муниципальный уровень.

Keywords: evaluation, professional communities, preschool education, municipal level.

В ситуации модернизации системы образования исследование особенностей развития неформальных профессиональных сообществ педагогических работников остается предметом научного интереса специалистов различных направлений обозначенной системы. Активизация деятельности неформальных профессиональных сообществ (групп/объединений) в отечественной системе дошкольного образования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, необходимостью преодоления трудностей в реализации положений новых нормативных документов (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, профессиональный стандарт «Педагог» и т. д.) в современной образовательной практике. Во-вторых, потребностью педагогов в непрерывном образовании. В-третьих, поиском новых форм взаимодействия педагогических работников в области развития их профессиональной компетентности. Вследствие этого актуальными становятся вопросы об особенностях функционирования и оценке эффективности деятельности данных сообществ. При этом тема оценивания деятельности неформальных профессиональных сообществ находится на стыке нескольких дисциплин (психологии, педагогики, управления образованием) и до сих пор в педагогической науке является дискуссионной и малоизученной.

Цель данной статьи — показать инструментальную базу для многокритериального оценивания эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования на муниципальном уровне. Подробнее остановимся на определении дефиниции «эффективность».

В середине 1970-х гг. одним из первых отечественных авторов теории эффективности обучения с точки зрения методологического подхода стал В. М. Блинов, который рассматривал эффективность в качестве показателя того, как в процессе учебной деятельности конкретные результаты преобразуются в результаты, имеющие социальную значимость [1]. Далее вопросы понимания сущности, критериев и методов определения эффективности образования или отдельных ее аспектов разрабатывались в трудах российских исследователей:

— выявлялись компоненты эффективности формального образования (в образовательных

организациях высшего образования — С. И. Архангельский, Е. Б. Виноградова, Т. С. Бендюкова, Т. В. Лукина и др.; в общеобразовательной школе — Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин, В. П. Бес-палько, В. В. Иохвидов и т. д.; в дошкольных образовательных организациях — О. А. Малышева, Е. В. Коточигова, Т. Н. Затинина и др.);

— анализировался механизм оценки эффективности неформального образования (в сфере дополнительного образования детей и взрослых — А. В. Сидоренков, В. А. Дорофеев, И. И. Сидоренкова, И. К. Скрынник, И. М. Дубовик, Е. А. Медник и т. д.) [2].

В научной литературе эффективность рассматривается как показатель обеспеченности необходимым результатом, приближенным к поставленной цели. В этой связи возникает вопрос о том, какие критерии можно принимать в качестве инструмента выявления эффективного результата деятельности неформальных групп.

Психолог А. В. Сидоренков рассматривает эффективность неформальных групп как многомерный конструкт, включающий в себя два вида (предметно-деятельностная и социально-психологическая) и два аспекта (потенциальная и реальная) эффективности, связанных между собой [4, с. 69].

Исследователь в области педагогической науки И. К. Скрынник в оценке эффективности неформальных объединений опирается на два ключевых результата: психолого-педагогический (социокультурный, аксиологический, коммуникативный, познавательный, мотивационный и творческий потенциал личности) и этнопсихологический (этнокультурная компетентность и этническая толерантность участников) [5].

В целом выбор критериев зависит от концептуальной позиции каждого исследователя (индивидуальный субъективный компонент), а также специфики предмета исследования (общечеловеческий субъективный компонент). Это означает, что общечеловеческий субъективный компонент воспринимается личностью как объективная реальность, которая может измениться в зависимости от принятых в данный отрезок времени утверждений и доказательств. Интересно выявить валидность объективной и субъективной индикации при оценке эффективности неформальных сообществ.

Так, в начале 2014/15 уч. г на базе муниципального автономного учреждения ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» (далее — МАУ ЗАТО Северск «РЦО») мы провели опрос, в котором приняли участие 52 (100%)

Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)

неформальных профессиональных сообщества педагогических работников дошкольного образования мезоформализованного типа (28 творческих, 22 рабочих и 2 проблемно-творческих группы с общим количеством респондентов — 452 человека]. При этом мезоформализованные группы имеют среднюю степень формализации в связи с отсутствием федеральных требований к перечню необходимых документов, организации и результатам их деятельности [3].

В качестве экспертов были приглашены 2 преподавателя кафедры дошкольного образования и логопедии Томского государственного педагогического университета и 5 педагогических работников системы дошкольного образования (старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре].

Результаты опроса показали, что большая часть респондентов (72 %] отмечают в качестве критериев эффективного результата деятельности сообщества только локальные нормативные акты и методические продукты — объективные индикаторы (приказы, положения, сборники материалов, методические рекомендации и т. д.]. В качестве значимых эффектов работы сообщества 28 % участников обозначили субъективные индикаторы: удовлетворенность участников группы, потребителей услуги и развитие профессиональной педагогической компетентности. Эксперты отметили недостаточный уровень знаний респондентов в области оценивания результатов деятельности, а также своевременность и валидность результатов проведенного опроса.

Систематизируя опыт отечественных научных исследований и потребности современной образовательной практики муниципального уровня, в качестве инструмента мы предлагаем многокритериальную карту оценивания эффективности деятельности обозначенных сообществ по направлениям их деятельности, валидность которой была подтверждена в условиях экспериментальной работы с творческой группой педагогических работников дошкольного образования МАУ ЗАТО Северск «РЦО» гетерогенного состава. Карта содержит 3 основных взаимосвязанных группы показателей с четкими критериями, баллами и типами индикаторов.

1. Показатели непосредственных результатов: участие в организационно-методической работе (критерий: наличие утвержденного положения о деятельности группы, годового плана деятельности, подготовленных информационно-аналитических материалов, отче-

тов и других методических продуктов — 1 продукт — 7 баллов]; организация и проведение образовательных событий различного уровня (конференции, конкурсы, семинары и т. д.] (критерий: наличие динамики системного очного участия в организации и проведении указанных событий — 7 баллов]; освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки (критерий: прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки — 1 человек — 5 баллов]; проведение информационно-разъяснительной работы среди граждан, популяризация деятельности сообщества (критерии: наличие на официальном сайте учреждения страницы (раздела] по направлению деятельности сообщества и ее системное сопровождение — 5 баллов; наличие консультаций по направлению деятельности сообщества — 3 балла]; реализация принятого плана деятельности (критерий: доля реализованных задач согласно принятому плану деятельности — 100 % — 7 баллов]. Все предложенные показатели относятся к объективному типу индикации.

2. Показатели процессов: участие в творческой работе (критерий: доля участия всех членов сообщества в поиске решений поставленных задач (генерирование идей, «мозговой штурм»] — 100 % — 10 баллов]; выработка фа-силитирующих установок (критерий: наличие умения удерживать высокий мотивационный и организационный фон — 100 % — 10 баллов]; совместное управление деятельностью сообщества (критерий: наличие процессов совместной выработки плана (обсуждение, принятие решений], контроля, корректировки результатов и т. д. — 7 баллов]. Данные показатели отражают субъективный тип индикации.

3. Показатели конечного эффекта: соотнесенность результатов поставленной цели (критерий: доля соответствия результатов поставленной цели — 100 % — 7 баллов]; удовлетворенность потребителей качеством и доступностью предоставления услуги (критерии: наличие положительных результатов опроса потребителей о качестве и доступности предоставления услуг сообщества — 3 балла; наличие положительных результатов независимой оценки качества предоставления услуг сообщества (рецензии, отзывы] — 2 балла]; удовлетворенность участников сообщества (критерий: наличие положительных результатов опроса участников сообщества о работе в нем — 5 баллов]; компетентность педагогических работников сообщества (критерий:

доля педагогических работников, выполняющих все поставленные задачи качественно, на высоком уровне и в срок — 100 % — 10 баллов); модификация деятельности сообщества (связана с достижением цели) (критерии: отсутствие/наличие изменений в составе группы — 2 балла/-2 балла; наличие изменения направления (темы/вопроса) деятельности группы — 3 балла). Обозначенные индикаторы характеризуют объективно-субъективные показатели.

Представленная многокритериальная карта позволяет системно оценить деятельность мезоформализованных групп со стороны их участников, потребителей услуги и педагогического сообщества, учитывая показатели объективного и субъективного характера. Ее использование предполагает разработку двух кратких анкет по выявлению удовлетворенности участников группы и потребителей услуг работой сообщества. Количественный подсчет баллов по перечисленным выше показателям представляется нам приемлемым для промежуточного и итогового оценивания эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников. Высокий уровень эффективности составляет от 80 баллов и выше, средний уровень — от 50 до 79, низкий — до 49 баллов.

Таким образом, использование предложенной карты оценивания деятельности мезоформализованных неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования способствует созданию единой критериально-оценочной системы в области неформального образования. Кроме того, возможность анализа конкретных результатов работы педагогов является мотивационным механизмом развития их профессиональной педагогической компетентности и выработки эффективных стратегических решений обозначенных групп.

1. Блинов В. М. Эффективность обучения. — Москва : Педагогика, 1976. — 191 с.

2. Медник Е. А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — № 2 (18). — С. 80-84.

3. Нерадовская О. Р. Типологизация неформального профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образования // Нижегородское образование. — 2015. — Вып. 4. — С. 139-145.

4. Сидоренков А. В., Сидоренкова И. И. Эффективность малых групп в организации. Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты : моногр. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011. — 256 с.

5. Скрынник И. К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций : дис. ... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2006. — 217 с.

УДК/UDC 377 Н. В. Харина, А. Р. Демченко, Д. Н. Шеховцова

N. Kharina, A. Demchenko, D. Shekhovtsova

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

COMPETENCE-ACTIVITY APPROACH AS A CONDITION FOR IMPROVING THE QUALITY OF STUDENTS TRAINING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

В статье рассматриваются педагогические условия повышения качества подготовки студентов на основе компетентностно-деятельностного подхода. Приводится пример учебного задания, ориентированного на развитие познавательных процессов и компетентностей студентов.

The article considers pedagogical conditions of quality improvement of students preparation

on the basis of competence-activity approach. An example of the training tasks that contribute to the development of cognitive processes and competencies of students is given.

Ключевые слова: компетенции, компе-тентностный подход, деятельностный подход, качество образования, среднее профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.