Научная статья на тему 'Тенденции развития профессионального туристского образования в современном социокультурном пространстве'

Тенденции развития профессионального туристского образования в современном социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА ТУРИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / TOURIST EDUCATION / TOURISM SPHERE / PROFESSIONAL ACTIVITIES / HIGHLY SKILLED EXPERTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брель Ольга Александровна, Губанова Маргарита Ивановна

В статье поднимаются актуальные вопросы развития туристского образования в аспекте современных изменений на туристском рынке. В ходе проведенных исследований авторами выявлены наиболее востребованные направления профессиональной деятельности в туризме, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах. Проведено сопоставление результатов с мнением студентов, обучающихся на направлении подготовки «Туризм», о самых популярных профессиях в туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брель Ольга Александровна, Губанова Маргарита Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRENDS OF THE PROFESSIONAL TOURISTS EDUCATION IN MODERN SOCIOCULTURAL SPACE

The article deals with burning issues of tourism education development from the point of recent changes in the tourist market. In the researching the authors identified the most popular areas of professional activity in tourism, which require highly skilled experts. The results are compared with what the students majoring in Tourism think about the most popular professions in tourism.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития профессионального туристского образования в современном социокультурном пространстве»

Vocational education and youth employment: XXI century. The issue of advanced training for Russian economy (regional aspect)

УДК/UDC 378:796.5 О. А. Брель, М. И. Губанова

O. Brel, M. Gubanova

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

DEVELOPMENT TRENDS OF THE PROFESSIONAL TOURISTS EDUCATION IN MODERN SOCIOCULTURAL SPACE

В статье поднимаются актуальные вопросы развития туристского образования в аспекте современных изменений на туристском рынке. В ходе проведенных исследований авторами выявлены наиболее востребованные направления профессиональной деятельности в туризме, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах. Проведено сопоставление результатов с мнением студентов, обучающихся на направлении подготовки «Туризм», о самых популярных профессиях в туризме.

The article deals with burning issues of tourism education development from the point of recent changes in the tourist market. In the researching the authors identified the most popular areas of professional activity in tourism, which require highly skilled experts. The results are compared with what the students majoring in Tourism think about the most popular professions in tourism.

Ключевые слова: туристское образование, сфера туризма, профессиональная деятельность, высококвалифицированные специалисты.

Keywords: tourist education, tourism sphere, professional activities, highly skilled experts.

Возрастающий интерес населения России к туризму и путешествиям за последние десятилетия привел к расширению туристской отрасли: появлению новых видов туризма, новых направлений путешествий, увеличению количества туристских предприятий, что, в свою очередь, привело к повышению спроса на высококвалифицированных специалистов этой сферы.

Основным недостатком современного туристского образования является то, что оно не в полной мере отвечает динамично меняющимся требованиям отрасли: количественные показатели подготовки специалистов обогнали качественные, программы обучения в вузах нередко рассогласованы с потребностями рынка. Эта проблема особенно обо-

стрилась в 2014-2015 гг., когда Россия взяла курс на развитие внутреннего туризма, так как спрос на международные направления стал стремительно падать. Это обусловлено рядом политических и экономических причин, к основным из которых отнесены:

— падение курса рубля по отношению к доллару и евро и, как следствие, снижение покупательской способности граждан;

— внешнеполитическая и внешнеэкономическая обстановка, одним из следствий которой явились санкции, введенные рядом стран по отношению к России, и ответные российские санкции;

— напряженная политическая обстановка в ряде туристских стран, ранее являющихся популярными направлениями выездного туризма в России;

— террористические акты и угроза безопасности туристам на популярных у россиян туристских направлениях;

— уход с рынка ряда крупных туроператоров и авиаперевозчиков и др.

На фоне перечисленных кризисных изменений происходит постепенная переориентация туристских предприятий на внутренний туристский рынок. Другими словами, импор-тозамещение проникает и в эту отрасль экономики. Стремительно набирающий обороты внутренний туризм требует нового подхода, в том числе и к подготовке квалифицированных кадров. В связи с этим современная система обучения специалистов для индустрии туризма должна быть ориентирована на постоянное развитие, необходимость совершенствоваться и стремление качественно улучшать предлагаемые услуги, в том числе для набирающего обороты внутреннего туризма. Профессиональное туристское образование развивается в таких условиях, которые предъявляют конкретные требования к выпускникам вузов.

Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)

Актуальность туристского образования обусловлена потребностями туристской сферы в специально подготовленных кадрах. Проведенный нами анализ позволил выделить наиболее востребованные направления:

• обслуживание туристов, включающее услуги по их размещению, проживанию, питанию, трансферу, удовлетворению культурных, деловых и научных интересов и потребностей и т. д.;

• туроперейтинг (деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта);

• организация досуга и развлечений, охватывающая анимационную деятельность, организацию спортивных мероприятий, экскурсионное обслуживание;

• оздоровление с применением методов туристики (лечебно-оздоровительный, рекреационный туризм);

• маркетинг в туризме (реклама, РЯ-технологии, продвижение сервисных и туристских услуг на туристском рынке);

• менеджмент в туризме, включающий управление в туриндустрии на всех иерархических уровнях, планирование, прогнозирование и организацию производства и реализации туристских услуг;

• менеджмент в спорте, направленный на эффективное обслуживание туристско-спортивного движения, в том числе выполне-

На вопрос «Кем вы планируете работать после окончания вуза?» (варианты ответов не предлагались, респонденты должны были сами назвать сферы профессиональной деятельности) 43,2 % респондентов ответили — менеджером турфирмы, 32,5 % — руководителем турагентства (турфирмы), гостиницы. На третьем месте по рейтингу оказались менеджеры гостиничного сервиса (12,1%), четвертое место заняли гиды, экс-

ние функций менеджеров спортивных мероприятий;

• организация детско-юношеского туризма (туристско-краеведческая воспитательная и образовательная деятельность);

• самодеятельные формы рекреации и туризма, к которым относятся программы отдыха, путешествий и походов, разработанные самими туристами, а также рекомендованные туристскими клубами и т. д. [1].

В туристской отрасли необходимы не только управленцы, но и профессионалы в конкретных узких сферах туристской деятельности, организаторы туристских цепей, специалисты среднего, младшего звена (обслуживающий персонал), педагоги дополнительного образования в сфере краеведения и детско-юношеского туризма и т. д. Но, как показывает практика, наиболее популярны в сфере туризма специальности, связанные с должностью руководителя и менеджера турфирм. Выпускники, планирующие связать свою профессиональную деятельность с туризмом, чаще всего видят перспективы самореализации именно в этих профессиях. Это доказывают и результаты проведенного опроса среди студентов (1350 респондентов), обучающихся на направлениях подготовки, связанных с туризмом, и слушателей программ дополнительного профессионального образования в сфере туризма (табл. 1).

курсоводы (9,3 %). Оставшиеся 2,9 % пришлись на другие профессии, среди которых были названы инструктор детского туризма, аниматор и др.

В последнее время первокурсники и абитуриенты, поступающие в вузы на направления подготовки, связанные с туризмом, имеют поверхностное, а часто и идеализированное представление о профессиональной деятельности в данной сфере (табл. 2).

Таблица 1

Анализ ответов респондентов на вопрос «Кем вы планируете работать после окончания вуза?»

№ п/п Варианты ответов Количество респондентов ( %)

1 Менеджер турфирмы 43,2

2 Руководитель (директор турфирмы, отеля и других туристских объектов) 32,5

3 Менеджер гостиничного сервиса 12,1

4 Гид, экскурсовод 9,3

5 Другие варианты ответов 2,9

Vocational education and youth employment: XXI century. The issue of advanced training for Russian economy (regional aspect)

Таблица 2

Анализ ответов первокурсников и абитуриентов на вопрос «Почему вы выбрали направление подготовки «Туризм» при поступлении в вуз?»

№ п/п Варианты ответов Количество респондентов ( %)

1 Модно, престижно 24,3

2 Хочу путешествовать по миру 23,7

3 Хочу работать с людьми, помогать в организации их отдыха и путешествий 16,2

4 Хочу работать в турфирме 14,3

5 Не знаю 11,2

6 Другие варианты ответов 10,3

Так, опрос (1686 чел.) первокурсников, обучающихся на направлении подготовки «Туризм», и абитуриентов вузов Кемеровской области, поступающих на данное направление, за последние 5 лет показал, что самым частым ответом на вопрос «Почему вы выбрали это направление?» оказался ответ «Модно, престижно». Так ответили 24,3 % респондентов. На втором месте — ответ «Хочу путешествовать по миру» (23,7 %). Всего 12,2 % респондентов на этот вопрос ответили «Хочу работать с людьми, и помогать организовывать их отдых, путешествия», а 14,3 % — «Хочуработать в турфирме». Из 100 % респондентов 11,2 % не знают, зачем они поступили на направление подготовки «Туризм».

Проведенные исследования показали, что у абитуриентов и студентов-первокурсников представления о профессиях туристского профиля часто оторваны от реальности, они не всегда могут адекватно оценить особенности и сложность выбранной профессии. В связи с этим необходимо не только работать со студентами по формированию понимания истинной картины деятельности в сфере туризма, их адаптации к выбранной профессиональной деятельности, погружению в специальность, но прежде всего начать системно работать с абитуриентами. Абитуриент, а в дальнейшем студент и выпускник, должен понимать, что далеко не каждый человек способен работать в сфере туризма, многое зависит от его личностных качеств, особенностей характера и других показателей. Ведь от хорошего профессионала, высококвалифицированного специалиста будет зависеть эффективная работа и процветание туристского предприятия.

При этом необходимо помнить, что современному выпускнику необходимо обладать, помимо прочего, стрессоустойчивостью, профессиональной мобильностью, конкуренто-

способностью, умением быть одновременно профессионалом и универсалом, умеющим достигать цели в разных, динамично меняющихся ситуациях, пониманием, что потенциальный работодатель будет рассматривать его как «продукт производства в сфере образовательных услуг». Так как на рынке труда «спрос определяет предложение», то выпускник должен соответствовать этому спросу.

Туристское образование на сегодняшний день относится к разряду престижных, особенно это касается регионов, удаленных от центра, где туризм не является основной статьей доходов региона, и на фоне сложившихся годами систем профессионального образования, связанных с отраслевой специализацией региона, становится привлекательным, отличительным от стереотипных для региона специальностей и направлений подготовки кадров.

Для качественного профессионального туристского образования в регионах необходимо совершенствовать комплексные региональные программы развития профессионального образования с учетом опыта их реализации; разрабатывать новые образовательные программы, направленные на значительное увеличение объема специализированных дисциплин и практических занятий и на подготовку квалифицированных кадров, отвечающих потребностям отрасли в целом и запросам рынка труда в конкретном регионе в частности [2; 3; 4; 5]. Выделяем следующие тенденции развития профессионального туристского образования на современном этапе:

• обеспечение его непрерывности;

• совершенствование уже открывшихся и открытие новых направлений подготовки и программ профессиональной переподготовки кадров для индустрии туризма;

Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)

• привлечение в систему туристского образования преподавателей-практиков (руководителей и сотрудников туристских предприятий) с целью реализации практико-ориентирован-ного подхода к обучению студентов;

• расширение образовательно-производственного сотрудничества вузов с работодателями (предприятиями туристской индустрии);

• создание и функционирование ресурсных центров туризма в вузах;

• содействие трудоустройству выпускников образовательных организаций региона;

• международное сотрудничество в сфере туристского образования с целью обмена опытом, проведения совместных научно-практических конференций, круглых столов и семинаров, прохождение практик студентами, зарубежных стажировок преподавателями;

• интеграция туристского образования региона в единое образовательное пространство и т. д.

Все эти тенденции помогут вывести туристское образование на принципиально новый уровень, соответствующий международным стандартам качества, сделать его конкурентоспо-

собным и обеспечивающим производство востребованных образовательных услуг, которые могут быть полностью потреблены рынком труда.

1. Брель О. А., Губанова М. И. Современное состояние и перспективы развития туристского образования в Кемеровской области // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 4 (8). - С. 60-66.

2. Левина М. А. Подготовка кадров для туристского бизнеса // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 1. — С. 63-64.

3. Общее и особенное в подходах к модернизации профессионального образования и участие в ней работодателей в России и в Китае / В. А. Овчинников, Е. Л. Руднева // Непрерывное образование молодежи и рынок труда: отечественный и зарубежный опыт: мат-лы международной науч.-практ. конф. (Благовещенск - Хэйхэ, 17-19 ноября 201 5 г.). — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 201 5. — С. 133-150.

4. Основные направления и «точки роста» системы профессионального образования Кемеровской области / Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, В. А. Овчинников // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. — № 2 (18). — С. 11-22.

5. Основные направления модернизации системы профессионального образования в Кемеровской области / Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, В. А. Овчинников и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — №4 (12). — С. 6-14.

УДК/UDC 373.2

О. Р. Нерадовская O. Neradovskaya

МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MULTICRITERIA EVALUATION OF ACTIVITY EFFICIENCY

OF NON-FORMAL PROFESSIONAL COMMUNITIES OF PEDAGOGICAL STAFF IN PRESCHOOL EDUCATION

В статье представлены результаты разработки инструментальной базы многокритериального оценивания эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования на муниципальном уровне. Автором выделены группы показателей, критерии и типы индикаторов, валидность которых была подтверждена экспериментально. Материал статьи построен на основе научно-исследовательских методов: теоретического анализа литературы, экспертного метода, опроса (анкетирования), вычисления элементарных статистик.

The article presents the results of the tool base development for multicriteria evaluation of activity efficiency of non-formal professional communities of pedagogical staff in preschool education on municipal level. The author highlights characteristics groups, criteria and indicators, whose validity is confirmed experimentally. The article material is based on application of the following research methods: theoretical analysis, observation, expert method, survey, calculation of elementary statistics.

Ключевые слова: оценка, профессиональные сообщества, дошкольное образование, муниципальный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.