Научная статья на тему 'Компетентностно-деятельностный подход как условие повышения качества подготовки студентов среднего профессионального образования'

Компетентностно-деятельностный подход как условие повышения качества подготовки студентов среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCES / COMPETENCE APPROACH / ACTIVITY APPROACH / QUALITY OF EDUCATION / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харина Наталья Васильевна, Демченко Анна Ростиславовна, Шеховцова Дарья Николаевна

В статье рассматриваются педагогические условия повышения качества подготовки студентов на основе компетентностно-деятельностного подхода. Приводится пример учебного задания, ориентированного на развитие познавательных процессов и компетентностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-ACTIVITY APPROACH AS A CONDITION FOR IMPROVING THE QUALITY OF STUDENTS TRAINING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article considers pedagogical conditions of quality improvement of students preparation on the basis of competence-activity approach. An example of the training tasks that contribute to the development of cognitive processes and competencies of students is given.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-деятельностный подход как условие повышения качества подготовки студентов среднего профессионального образования»

доля педагогических работников, выполняющих все поставленные задачи качественно, на высоком уровне и в срок — 100 % — 10 баллов); модификация деятельности сообщества (связана с достижением цели) (критерии: отсутствие/наличие изменений в составе группы — 2 балла/-2 балла; наличие изменения направления (темы/вопроса) деятельности группы — 3 балла). Обозначенные индикаторы характеризуют объективно-субъективные показатели.

Представленная многокритериальная карта позволяет системно оценить деятельность мезоформализованных групп со стороны их участников, потребителей услуги и педагогического сообщества, учитывая показатели объективного и субъективного характера. Ее использование предполагает разработку двух кратких анкет по выявлению удовлетворенности участников группы и потребителей услуг работой сообщества. Количественный подсчет баллов по перечисленным выше показателям представляется нам приемлемым для промежуточного и итогового оценивания эффективности деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогических работников. Высокий уровень эффективности составляет от 80 баллов и выше, средний уровень — от 50 до 79, низкий — до 49 баллов.

Таким образом, использование предложенной карты оценивания деятельности мезоформализованных неформальных профессиональных сообществ педагогических работников дошкольного образования способствует созданию единой критериально-оценочной системы в области неформального образования. Кроме того, возможность анализа конкретных результатов работы педагогов является мотивационным механизмом развития их профессиональной педагогической компетентности и выработки эффективных стратегических решений обозначенных групп.

1. Блинов В. М. Эффективность обучения. — Москва : Педагогика, 1976. — 191 с.

2. Медник Е. А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — № 2 (18). — С. 80-84.

3. Нерадовская О. Р. Типологизация неформального профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образования // Нижегородское образование. — 2015. — Вып. 4. — С. 139-145.

4. Сидоренков А. В., Сидоренкова И. И. Эффективность малых групп в организации. Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты : моногр. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011. — 256 с.

5. Скрынник И. К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций : дис. ... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2006. — 217 с.

УДК/UDC 377 Н. В. Харина, А. Р. Демченко, Д. Н. Шеховцова

N. Kharina, A. Demchenko, D. Shekhovtsova

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

COMPETENCE-ACTIVITY APPROACH AS A CONDITION FOR IMPROVING THE QUALITY OF STUDENTS TRAINING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

В статье рассматриваются педагогические условия повышения качества подготовки студентов на основе компетентностно-деятельностного подхода. Приводится пример учебного задания, ориентированного на развитие познавательных процессов и компетентностей студентов.

The article considers pedagogical conditions of quality improvement of students preparation

on the basis of competence-activity approach. An example of the training tasks that contribute to the development of cognitive processes and competencies of students is given.

Ключевые слова: компетенции, компе-тентностный подход, деятельностный подход, качество образования, среднее профессиональное образование.

Keywords: competences, competence approach, activity approach, quality of education, secondary vocational education.

Современные требования к уровню профессиональной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования требуют системных изменений в организации учебного процесса, содержании и условиях обучения, в применении методов и технологий обучения. Процесс обучения должен включать не только освоение сложной системы знаний, формирование многих учебных и интеллектуальных навыков, технологическую подготовку, но также ряд надпрофессиональ-ных характеристик, необходимых будущему выпускнику. И если раньше считали, что повышение качества образования связано только с улучшением базовой подготовки студентов, то сегодня, как показывают результаты проведенных педагогических исследований, академическая успешность не всегда находится в тесной взаимосвязи с практической успешностью. При этом предполагается, что в ближайшее время потребуется инновационная методологическая реорганизация оценки качества усвоенных знаний, приобретенных навыков, способностей и компетенций [1, с. 13].

Наиболее широкое распространение на современном этапе развития педагогической науки и практики приобретает компетентностный подход, ориентированный на применение получаемых знаний в практической деятельности и на умение принимать рациональные решения в различных проблемных ситуациях [7].

Исследованию компетентностного подхода и его фундаментальных основ посвятили свои работы В. И. Байденко, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Петровская, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Ю. Г Татур, М. А. Холодная, Н. Хомский, А. В. Хуторской, G. Hamel, C. K. Prahalad, T. F. Gilbert, J. Raven, W. Hutmacher, L. Spencer, S. Spencer и др.

Для успешного обучения и дальнейшей продуктивной работы студентам требуются определенные компетенции — системы целей, ценностей, способностей, личностных качеств, знаний, умений, навыков, опыта человека, дающие возможность качественно осуществлять ими тот или иной вид деятельности, и компетентности — проявленные и реализованные на практике компетенции человека, показывающие его уровень владения технологиями практической деятельности и развития социально-нравственных качеств [2].

Наряду с общими и профессиональными компетенциями, обозначенными в ФГОС СПО, формирование и развитие которых идет в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей, специалисты в области образования отмечают необходимость развития компетенций и компетентностей, которые будут способствовать дальнейшему профессиональному росту выпускников и помогут повысить их конкурентоспособность на рынке труда.

Тони Вагнер (Dr. Tony Wagner) — мировой эксперт в сфере образования, резидент Инновационной лаборатории при Гарвардском университете и автор книги «Создание инновато-ров: как воспитать молодежь, которая изменит мир» [9], на основании многочисленных опросов лидеров ведущих корпораций разработал классификацию из семи видов профессиональных компетентностей, относящихся к обязательным навыкам будущего. К ним относятся: критическое мышление и решение проблем студентами; сотрудничество в сети и умение общаться с другими; ловкость и способность к адаптации; инициативность и предпринимательство; эффективность устной и письменной коммуникации; оценка и анализ информации; любознательность и воображение.

Единого мнения в отношении данной классификации нет. Так, например, профессор Т. С. Кошманова (США) [5] подробно рассматривает и сопоставляет данные компетентности по отношению к учебному процессу и предлагает варианты их развития в контексте глобальной трудовой экономики.

Делятся своими выводами по этому вопросу и авторы других публикаций [1; 2; 6]. Но все они сходятся в одном, что сегодня роль преподавателя состоит не только в том, чтобы донести информацию до студентов, но и научить с ней работать. Большое количество различных источников новых знаний еще не гарантирует студенту успешное обучение и успех в дальнейшей трудовой деятельности. Поэтому перед преподавателем стоит задача научить студентов ориентироваться и работать с большим массивом информации, развить у них познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, представление), выстроить траекторию обучения на основе познавательного интереса и включить в свою практику задания, помогающие всесторонне рассмотреть проблему и предложить несколько вариантов ее решения.

На сегодняшний день в учебной практике одного из ведущих учебных заведений желез-

нодорожного транспорта — Томского техникума железнодорожного транспорта, филиала Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), ведется большая работа по применению уже существующих методик, нацеленных на решение отмеченных задач, а также разрабатываются авторские подходы, учитывающие тесную взаимосвязь обучения и развития личности в целом [8].

Одним из факторов формирования компетенций и компетентностей студента, целостного развития его личности является реализация деятельностного подхода в обучении (В. П. Бес-палько, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. П. Зин-ченко, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Данный подход позволяет не только осуществить включение студента в целесообразно организованную деятельность и активизировать его учебно-познавательные способности на отдельных этапах обучения, но и учитывает, что все познавательные процессы составляют единую интеллектуальную систему, которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.

Деятельностный подход применяется для создания учебной среды, в которой студент будет сам добывать и конструировать свои знания, принимать решения и нести за них ответственность, научится учиться, а значит, будет подготовлен к жизни в современном, постоянно меняющемся обществе.

В качестве примера рассмотрим учебную ситуацию с позиции деятельностного подхода. Работа предполагает участие группы студентов специальности «Информационные системы» в конкурсе стендовых докладов, проводимом в рамках ежегодной Межрегиональной научно-практической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» на базе Томского техникума железнодорожного транспорта, филиала СГУПС.

Как и любая структура учебной деятельности, данная работа состоит из трех блоков, или этапов: мотивационного, операционально-познавательного, рефлексивно-оценочного [3; 4].

Вначале студентам сообщается учебная задача данной работы. Это мотивационный этап, который, в свою очередь, состоит из трех учебных действий. Во-первых, преподавателю требуется создать проблемную ситуацию, которая подведет студентов к теме. Во-вторых, следует осуществить целеполагание на основании итогов обсуждения проблемной ситуации. В-третьих, нужно разработать план бу-

дущей совместной деятельности и составить прогноз ее возможных результатов.

Обсуждение и выбор темы будущей работы позволяют студентам актуализировать имеющуюся у них информацию о компьютерных технологиях, решить вопрос целесообразности освещения новых технологий или, наоборот, устроить экскурс в историю. Выбор того или иного варианта преподаватель просит аргументировать. Каждый студент должен высказать свое мнение по ряду возникших предложений. Только после этого можно переходить к усложнению задачи — связать тематику выступления с региональным компонентом и спецификой учебного заведения, т. е. представить его визитной карточкой области, города, техникума и в то же время не потерять актуальность для широкой аудитории.

Как показала практика, подобные обсуждения и дискуссии способствуют не только развитию умения четко объяснять свою точку зрения, эффективно и конструктивно общаться с людьми, но и выяснить, каких параметров не хватает для решения поставленной задачи (средств, практических умений, теоретических знаний и т. д.).

В нашем случае студенты выбрали тему «Робототехника» как одно из ведущих направлений науки и техники, включающее в себя математику, информатику, системы управления, мехатронику. Данная тема актуальна и для мирового научного сообщества, и для Томска, располагающего большим количеством передовых наработок и достижений в этой области. А знания об инновациях в сфере железнодорожного транспорта помогли студентам расширить информационное поле и привнести не только содержательную составляющую, но и найти отражение в дизайне стендового доклада.

На втором, операционно-познавательном этапе студенты принимают участие в нахождении материала, его структурировании, моделировании. Эта работа способствует открытию новых для них знаний и способов деятельности. Ее характеризует опора на ранее известную информацию по теме, установление связей между новыми и ранее приобретенными знаниями. В результате этого знания становятся прочными и глубокими, появляется возможность выстроить целостную картину на основе имеющихся данных.

В данном случае выбор темы стал отправной точкой для создания макета будущего стенда и распределения обязанностей в группе. Студенты должны определить не только свои сильные стороны, но и указать качества сокурс-

ников, которые могут принести успех команде. После обсуждения каждому студенту предстоит выполнить часть своей работы. Ввиду своей многозадачности и многогранности она требует постоянного диалога и сотрудничества.

Рефлексивно-оценочный этап связан с завершением работы над стендом, когда проводится анализ и сопоставление планируемых и достигнутых результатов, проводится их оценка, анализируется собственный вклад в работу.

«Подведение итогов необходимо организовать так, чтобы обучающиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости», — отмечает Е. П. Ильин [4].

Таким образом, подобная работа, инициированная познавательной потребностью, развивает умственные возможности студентов и качества личности, необходимые каждому специалисту: способность принимать ответственные решения, творческий подход к делу, умение доводить его до конца, постоянно учиться и обновлять свои знания. Приобретение таких качеств в свою очередь способствует повышению

качества профессиональной подготовки студентов, а значит, увеличивает шансы для успешной профессиональной адаптации выпускника СПО к изменяющимся условиям рынка труда.

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вуза как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.

2. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. — М. : Логос, 2011. — 288 с.

3. Иванова Т. А. Теоретические основы обучения математике в средней школе. — Н. Новгород : НГПУ, 2003. — 320 с.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб. : Питер, 2011. — 512 с.

5. Кошманова Т. С. Развитие профессиональных компетенций студентов: опыт США // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 3. — С. 28-29.

6. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 3. — С. 20-26.

7. Чурекова Т. М. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 3(15). — С. 69-73.

8. Шеховцова Д. Н. Формирование информационно-математической компетентности будущего учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — №7. — С. 234-240.

9. Wagner T. Creating Innovators: The Making of Young People Who Will Change the World. — New York : Simon & Schuster, 2012. — 287 p.

УДК/UDC 378 А. А. Никитин, А. С. Марковичев, М. В. Морозова,

О. А. Никитина, Л. Г. Полещук

A. Nikitin, A. Markovichev, M. Morozova, O. Nikitina, L. Poleschuk

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ADVANCED TEACHING OF ENGINEERING STUDENTS BASED ON UNIVERSITIES AND INDUSTRIAL SITES COOPERATION

Статья направлена на изучение объективной необходимости и сущности опережающего профессионального образования, принципов и технологий использования моделей опережающей подготовки инженерно-технических кадров в области реализации основных направлений научно-технического развития государства.

The article focuses on studying the objective necessity and matter point of the advanced vocational training, its management principles and technologies through which the model of advanced vocational training of engineering and technical specialists will be realized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.