УДК 377.131.11 ББК 74.479 О-534
Оленева Юлия Борисовна, аспирант Автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования», г. Ижевск, преподаватель психолого-педагогических дисциплин Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Сарапульский педагогический колледж», е-mail: [email protected], т.: 8(912)4484538
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ (рецензирована)
В статье рассматривается деятельностный подход как методологическая основа методики профессионального образования. Представлено описание опыта работы по обучению студентов на основе разноуровневых образовательных маршрутов. Приведены примеры заданий базового и повышенного уровня для самостоятельной (практической) работы студентов, описана технологическая карта аудиторного занятия (урока) с использование разноуровневых образовательных маршрутов.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, деятельностный подход в обучении, разноуровневые образовательные маршруты, самостоятельная работа студентов.
Oleneva Julia Borisovna, a post graduate student of the Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education of the Udmurt Republic "Institute for Education Development", Izhevsk, a teacher of Psychological and Pedagogical disciplines of BPEI "Sarapulsky Pedagogical College", e-mail: [email protected], t.: 8 (912) 4484538.
TEACHING STUDENTS ON THE BASIS OF DIFFERENT LEVEL EDUCATIONAL ROUTES (reviewed)
The article considers the activity approach as a methodological basis for the methodology of professional education. An experience of teaching students on the basis of different level educational routes has been described. Tasks for basic and advanced levels for independent (practical) work of students are given, a technological map of a lesson using different level educational routes is described.
Key words: secondary vocational education, activity approach in education, different level educational routes, independent work of students.
Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования предъявляет высокие требования к качеству подготовки выпускников. Прежде всего они выражаются в профессиональном развитии личности, приобретении студентом опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности, формировании общих и профессиональных компетенций.
«Компетенции являются интегральными характеристиками процесса и результата образования, - указывает О.Л. Жук, - определяют способность студента решать проблемы, в т.ч. профессиональные, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей» [1, с. 95].
Успешное формирование компетенций в образовательном процессе возможно только в рамках деятельностного подхода, специфика которого в том, что обучающийся становится активным субъектом учения. В дидактике профессионального образования цель деятельностного подхода определяется как процесс формирования саморазвивающейся, саморегулирующейся личности будущего профессионала с осознанными и гибкими знаниями и умениями. В рамках деятельностного подхода каждый студент активен в усвоении содержания образования, обладает правом самостоятельного планирования и свободы в выборе способов овладения профессиональной деятельностью, использует самоконтроль за процессом учения.
Правильная организация способов учебной работы студента позволяет создать условия, при которых становится возможным индивидуализация профессиональной подготовки (субъектная избирательность к содержанию, виду и форме изучаемого материала, выбор рациональных приемов выполнения учебных действий, гибкое их использование по собственной инициативе).
Сегодня в образовательной практике для индивидуализации обучения предлагается использовать индивидуальные образовательные маршруты. Изучению данного вопроса посвящены исследования М.В. Довыдовой, Н.А. Лабунской, В.В. Лоренц, А.В. Слепухина, А.В. Туркиной, и др.
По мнению Н.Г. Зверевой, индивидуальный образовательный маршрут представляет собой особую вариативную структуру учебной деятельности, проектируемую и контролируемую в рамках отдельной учебной дисциплины и отражающую личностные особенности студентов [2, с. 7]. Каждый педагог, рассматривающий возможность обучения по индивидуальному образовательному маршруту, понимает трудоемкость и временнозатратность такого обучения. Это проведение первичной диагностики обучающихся (исследование исходного уровня сформированности компетенций), проектирование маршрута (с подбором индивидуальных форм и методов обучения), последовательная реализация обучения по маршруту с постоянным текущим контролем, и наконец, отслеживание динамики формирования личностных и профессиональных новообразований.
Считаем, что в существующих условиях массового образования пока затруднительно, и не вполне целесообразно, проектировать индивидуальный образовательный маршрут для каждого обучающегося. Поэтому более реальным, как нам представляется, создавать несколько разноуровневых маршрутов для групп студентов с примерно одинаковым уровнем обученности и сходными индивидуальными особенностями.
Целью данной статьи является описание опыта работы по обучению студентов на основе разноуровневых образовательных маршрутов.
Нами было сформулировано рабочее определение разноуровневых образовательных маршрутов (далее - РОМ), под которыми понимаются продукты
проектирования содержания и процесса индивидуализированного обучения студентов, имеющих разные стартовые уровни обученности (базовый и повышенный), направленные на повышение уровня сформированности общих и профессиональных компетенций.
Обучение студентов на основе РОМ осуществляется по алгоритму основными блоками которого являются: мотивационно-целевой (диагностика компетенций, выбор студентами уровня следования по маршруту, совместная с преподавателем постановка цели и задач обучения); познавательный (знакомство студента с организационными процедурами обучения на основе РОМ); деятельностный (работа с учебником и дополнительной литературой, выполнение практических заданий, самостоятельной работы, видов работ на производственной практике); рефлексивно-оценочный (самооценка студентом результатов обучения на основе РОМ, сдача квалификационного экзамена по модулю, оценка результатов экзаменационной комиссией).
Остановим свое внимание на деятельностном блоке при обучении на основе РОМ, в частности на самостоятельной работе студентов.
Самостоятельная работа студентов осуществляется в следующем порядке:
1. Изучить учебную информацию по теме в учебнике или других источниках информации.
2. Выполнить самостоятельную (практическую) работу по теме.
3. Оценить выполнение задания по критериям. Критерии разрабатываются на основе основных показателей оценки результата (практический опыт (ПО), умения (У) и знания (З) с указанием индекса каждой дидактической единицы. Например, ПО5 -ведения документации, обеспечивающей организацию деятельности; У1 - умение находить и использовать литературу и др. источники информации; З12 - требования к оформлению документации) и содержания предлагаемого задания.
Изучение учебной информации обеспечивает базовые знания по модулю и осуществляется в соответствие с уровнями (этапами) процесса усвоения (знакомство с информацией, ее понимание и запоминание; использование информации в различных учебных и профессиональных ситуациях, подбор примеров).
Выполнение самостоятельной (практической) работы направлено на закрепление теоретических знаний и отработку практических умений студентов, а также формирование личностных качеств (ответственность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и др.).
Задания для самостоятельно работы содержат методические указания для их выполнения. Приведем примеры практических заданий базового и повышенного уровня для студентов специальности «Преподавание в начальных классах» по профессиональному модулю 02 (ПМ 02) «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».
Тема 1.1 «Определение целей и задач внеурочной деятельности» Требования к результатам:
ОК 4 - осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
У2 - уметь определять педагогические цели и задачи организации внеурочной
деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся; У16 - анализировать организацию внеурочной работы
Базовый уровень Уровень усвоения - репродуктивный Инструкция:
1. Прочитайте тему 1.1. п.1 Общее понятие о внеурочной деятельности. Цель, задачи, принципы организации внеурочной деятельности.
2. Приведите по два примера тем внеурочных занятий к каждому из предложенных направлений внеурочной деятельности.
Например, проблемно-ценностное общение - тема « Умеем ли мы общаться?»; туристско-краеведческая деятельность - тема «Животный мир родного края».
Направление внеурочной деятельности Темы внеурочных занятий
1) Проблемно-ценностное общение
2) Игровая деятельность
3) Познавательная деятельность
4) Досугово-развлекательная деятельность
5) Туристско-краеведческая деятельность
Бланк самооценки к заданию.
Соответствие критерию - да - 1 балл Несоответствие критерию - нет - 0 баллов
Критерии оценки
да
нет
1. По каждому направлению приведено два примера тем занятий
2. Темы соответствуют направления внеурочной деятельности
3. Темы соответствуют возрастным особенностям младших школьников
4. Темы оригинальны, вызывают интерес к их изучению
5. Содержание изложено без орфографических и пунктуационных ошибок
Итого
Продолжение
Повышенный уровень
Уровень усвоения - репродуктивный Инструкция:
1. Прочитайте тему 1.1. п.1 Общее понятие о внеурочной деятельности. Цель, задачи, принципы организации внеурочной деятельности.
2. Напишите три аргумента (объяснения): почему, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО) включена внеурочная деятельность как отдельный образовательный компонент.
п/ № Аргументы о необходимости включения в ФГОС НОО внеурочной деятельности
1.
2.
3.
Бланк самооценки к заданию.
Соответствие критерию - да - 1 балл Несоответствие критерию - нет - 0 баллов
Критерии оценивания да нет
1. Даны три аргумента
2. Аргументы сформулированы четко и ясно
3. Отсутствует прямое цитирование темы
4. Лексически и стилистически сформулировано грамотно
5. Содержание изложено без орфографических и пунктуационных ошибок
Итого баллов
Самостоятельная (практическая) работа студентов для базового и повышенного уровней отличается степенью сложности заданий. Для базового уровня предлагаются задания с минимальными требованиями: конспектирование, структурирование информации, подбор примеров. Для повышенного уровня: сравнительный анализ, моделирование, исследовательская деятельность.
Изучение учебного материала и выполнение заданий для самостоятельной (практической) работы на аудиторных занятиях (уроках) осуществляется по следующей технологической карте (табл. 1).
Таблица 1 - Технологическая карта аудиторного занятия (урока)
Этап Задачи этапа Методы, Формы Деятельность Деятельнос
приемы взаимо- ть
урока обучения действия педагога студентов
1 2 3 4 5 6
Орг. Приветствие Беседа Фронтальн - Приветствует -
момент Настрой на ая студентов Приветству
урок ют учителя
Мотивацио Вызвать Беседа Групповая - Предлагает - Читают,
нно- мотивацию к прочитать название делают
целевой изучению темы и предположить, предположе
этап темы, о чем пойдет речь. ния
организовать - Предлагает изучить - Изучают
самостоятельн требования к требования
ое результатам освоения
формулирован темы. - Ставят
ие проблемы и - Просит определить задачи на
постановку задачи урока. урок
задач
Ориентиро Организовать Беседа Групповая, - Предлагает познако- - Изучают
вочный изучение фронталь- миться основными основные
этап основных понятий и самостоятель ное планирование деятельности ная понятиями по теме в Путеводителе - Предлагает выбрать способ изучения учебного материала понятия - Определяют способ изучения, составляют план деятельности
Проблемно- Организовать Частично- Индивидуа 1. Просит изучить 1. Читают
исследо- поиск поисковы льная учебный материал по текст лекции
вателький решения й, теме
этап проблемы исследова Фронтальн 2. Организует обмен 2. Отвечают
тельский ая сведениями: задает вопросы о прочитанном на вопросы преподавате ля, обмениваются мнениями
Фронталь- 3. Предлагает 3. Называют
ная выделить ключевые моменты темы ключевые моменты
Парная 4. Просит структурировать учебный материал (способ структурирования по выбору: кластер, схема, таблица, список ключевых слов, план и т.д.) 4. Структурируют учебный материал
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6
Практи- Создать Практи- Групповая 1. Предлагает 1.
ческий условия для ческая познакомиться с Знакомятся
этап выполнения работа практическим с заданиями,
практической заданием (в обсуждают
работы соответствии с условия
уровнем: базовым или выполнения
повышенным) заданий
Групповая 2. Предлагает 2. Читают
познакомиться с требования
требованиями к к
результатам результатам
Групповая 3. Предлагает 3.
познакомиться с Знакомятся
критериями оценки с
выполнения задания критериями
оценки
Индивиду- 4. Предлагает 4. Ставят
альная определить срок дату в
выполнения технологиче
практического задания ской карте
и поставить дату в РОМ
технологической карте
РОМ
Индивидуа 5. Просит выполнить 5.
льная практическое задание Выполняют практическо е задание
Групповая 6. Организует взаимопроверку выполненного задания 6. Осуществля ют взаимопрове ркУ
Рефлексив Осмысление Беседа Фронтальн - Предлагает -
но- процесса и ая проанализировать, Определяют
оценочный результата выполнены ли задачи, степень
этап деятельности поставленные на урок. достижения поставленн
Самооценка Работа с Индивидуа - Предлагает ых задач.
работы на бланком льная обучающимся - Заполняют
уроке самооцен ки самостоятельно оценить по критериям работу на уроке. бланк самооценки.
Оценивание Коммент Фронтальн - Выставляет оценки - Слушают
работы на ирование ая за урок.
Итог уроке, - Объясняет домашнее
урока объяснение домашнего задания объяснен ие задание
При выполнении самостоятельной (практической) работы студент может: обращаться к преподавателю для получения у него разъяснений к выполнению заданий; использовать дополнительную литературу и Интернет-источ-ники; предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки.
Подведем итоги.
1. Деятельностный подход является одной из ведущих идей профессионального обучения.
2. Сделать студентов активными субъектами образовательного процесса позволяет обучение на основе разноуровневых образовательных маршрутов (базового и повышенного уровня).
3. Организационно-педагогическими условиями обучения студентов на основе РОМ являются: использование алгоритма обучения, включающего мотивационно-целевой, познавательный, деятельностный и рефлексивно-оценочный блоки; разработка учебно-методического обеспечения; организация самостоятельной работы обучающихся в сочетании с управлением со стороны преподавателей; осуществление мониторинга результативности учебного процесса.
Таким образом, обучение студентов на основе РОМ переводит процесс обучения на субъективную основу, способствует активному включению студента в процесс учения, в результате этого содержание обучения становится более привлекательным, формируются мотивы собственного труда и социальной значимости профессии, а главное, повышается качество результатов обучения.
Литература:
1. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход.
Минск: РИВШ, 2009. 336 с.
2. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики: автореф. ... канд. педагог. наук: 13.00.08. Ярославль, 2007. 12 с.
Literature:
1. Zhuk O.L. Pedagogical training of students: a competence-based approach / O.L. Zhuk. Minsk: RIVS, 2009. 336p.
2. Zvereva N.G. Designing individual educational routes for students of a pedagogical university on the basis of complex psychological and pedagogical diagnostics: an abstract. ... Candidate of Pedagogicss: 13.00.08. Yaroslavl, 2007. 12p.