Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ТРАНСФОРМАЦИИ НЕФТЕГАЗОВОГО ВУЗА'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ТРАНСФОРМАЦИИ НЕФТЕГАЗОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / НЕФТЕГАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загитова Лилия Расимовна, Бродская Татьяна Анатольевна

В статье представлена проблема трансформации нефтегазового вуза. Выделены основные причины актуализации этой проблемы и обозначены основные пути ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загитова Лилия Расимовна, Бродская Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN ASPECTS OF THE PROCESS OF TRANSFORMATION OF OIL AND GAS UNIVERSITY

The article presents the problem of transformation of an oil and gas university. The main reasons for the actualization of this problem are highlighted and the main ways of its implementation are outlined.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ТРАНСФОРМАЦИИ НЕФТЕГАЗОВОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Загитова Лилия Расимовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Альметьевский государственный нефтяной институт» (г. Альметьевск); кандидат педагогических наук, доцент Бродская Татьяна Анатольевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Альметьевский государственный нефтяной институт» (г. Альметьевск)

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ТРАНСФОРМАЦИИ НЕФТЕГАЗОВОГО ВУЗА

Аннотация. В статье представлена проблема трансформации нефтегазового вуза. Выделены основные причины актуализации этой проблемы и обозначены основные пути ее реализации.

Ключевые слова: трансформация, нефтегазовое образование.

Annotation. The article presents the problem of transformation of an oil and gas university. The main reasons for the actualization of this problem are highlighted and the main ways of its implementation are outlined.

Keywords: transformation, oil and gas education.

Введение. Развитие у студентов интегративных, аналитических способностей, умение продуцировать новое знание, непрерывно совершенствовать и повышать свою квалификацию в течении всей трудовой жизни, оперативно реагировать на изменения на мировом рынке, работать с новыми технологиями - вот основная задача высшего технического образования сегодня [4]. Достичь этого возможно, делая акцент на изменения в обучении (на смену классического подхода в обучении приходит компетентностный [2]), активно привлекая развивающиеся информационные технологии, с помощью которых решаются задачи из реальной практики современных компаний нефтедобывающей отрасли. Они становятся стимулом преобразования среды обучения и ключевой причиной трансформации нефтегазового вуза.

В связи с этим, основная цель статьи - это рассмотреть основные аспекты трансформации нефтегазового вуза, позволяющие включить в образовательный процесс компоненты ее составляющих, обеспечивающие соответствующую профессиональную подготовку студентов.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время возрастает потребность в инженерах нового поколения, которые могут разработать высокоэффективные технологии, владеют самыми современными методами и умеют использовать их в своей профессиональной деятельности.

Обучение в нефтегазовом вузе должно способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, умению приобретать и использовать знания на практике.

В связи с этим, для получения конкурентного преимущества своих профессиональных качеств на существующих рынках труда, следованию внешним обновленным нормам деятельности, соответствию новым стандартам производства, выпускники должны получить в вузе те компетенции, которые бы соответствовали изменившимся условиям. В этом случае, студент, должен быть погружен в процессы цифровизации, новых образовательных траекторий своего обучения, выхода за границы существующей образовательной системы [1].

Трансформация нефтегазового вуза необходима по следующим причинам:

1. Возникновение новых бизнес-вызовов производств, рынков, товаров и сервисов.

В последние десятилетия высокими темпами развиваются технологии во всех сферах общества, наблюдается подъём инновационной деятельности, что в свою очередь развивает экономику страны. Ежегодно меняется спрос на профессии. Многие из них вытесняются автоматами, компьютерами и роботами.

В связи с этим, в процессе трансформации в нефтегазовом вузе, следует делать акцент на подготовку специалистов, готовых к инновационной деятельности, отвечающей требованиям, предъявляемым к ней современными инновационными предприятиями и рынком труда.

2. Становление сетевого общества.

Новый тип информационного общества - сетевое общество. Сетевое общество базируется на трёх основных «китах» - науке, производстве и коммерции. Приходит понимание того, что сегодня мы живём в обществе, где важным ресурсом жизнедеятельности индивида и сообщества становится не просто информация, а оцифрованная информация, т.е. знания, организованные для использования в информационных сетях.

Современные нефтедобывающие компании, проводя исследования, позволяют выделить компетенции, которые характеризуют успешную деятельность сотрудников, включая характеристики предпринимателя.

В связи с этим, в процессе трансформации в нефтегазовом вузе, следует акцентировать внимание студентов, на выработку умений налаживать и эффективно поддерживать вышеперечисленные процессы, уметь применять полученные знания в производственных и деловых ситуациях.

3. Цифровизация и роботизация.

Цифровая трансформация становится важным двигателем глобального экономического роста, играет важную роль в формировании новых рынков и отраслей.

Перед нефтегазовым вузом встает задача в воспитании у студентов цифровой зрелости для последующего профессионального роста, социальной и профессиональной мобильности, вступлению в межкультурную профессиональную коммуникацию.

4. Персонализация всех сфер жизни человека.

Масштабной задачей трансформации нефтегазового вуза является создание систем оценивания когнитивного и мотивационно-психологического состояния обучаемого, исследование психологической валидности.

В нефтегазовом вузе процесс трансформации должен быть построен на индивидуализации, самоопределении студента и адаптации под студента. В результате трансформации обучающиеся хотят получить повышенную конкурентоспособность на рынке труда за счет уникального набора компетенций, навыков междисциплинарного общения, возможность решать сложные задачи, умение осознанно принимать решения.

На наш взгляд основными проблемами в результате трансформации нефтегазового вуза могут быть:

1. Непонимание глубины трансформаций в научном сообществе.

Опыт является основным двигателем учебного процесса. Коренное преобразование учебного процесса полностью выходящего за рамки классической школы обучения, а именно образования как процесса трансляции (передачи знаний и навыков), может столкнуться с нехваткой понимания преподавательского состава об особенностях неклассической системы обучения. Изменились требования и к системе обучения -знания не только результат деятельности сообщества. Они должны активно использоваться студентами на практике, решая разноплановые профессиональные задачи.

2. Большие затраты кадровых, материальных, информационных ресурсов.

По статистике среди российских выпускников примерно 75% хотят получить качественное высшее образование. Однако современная Россия отстает от Европы по показателю расходов на НИОКР на душу населения. Наука стала высококонкурентной сферой деятельности, ее поддержка по-прежнему обязательна и актуальна.

В вузе научные исследования должны быть направлены на создание новых продуктов и технологий, развитие новых подходов и решений, основанных на фундаментальных исследованиях и передовых научных достижениях нефтегазовой отрасли [3].

3. Отсутствие разработок оценивания мотивационно-психологического состояния обучаемого.

Данные разработки необходимы для формирования у студентов уникального компетентностного набора,

целью которого является лучшее осознание себя, своих целей и интересов, а также их реализация в условиях изменяющегося мира.

4. Необходимость изменения педагогических технологий, методик, затраты времени и ресурсов на обучение педагогов-наставников.

В штате нефтегазового вуза должен появиться новый сотрудник - педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития.

Основные плюсы в результате трансформации нефтегазового вуза:

1. Организация электронной среды обучения.

Организация электронных курсов по предметам, необходимых для дальнейшего обучения в условиях чрезвычайных ситуаций и применение данных курсов студентами в качестве самостоятельной работы по изучению предлагаемых учебных материалов.

Так, например, для изучения дисциплин, используется система дистанционного обучения АГНИ «Цифровой университет» (СДО АГНИ), созданная да платформе MOODLE, которая позволяет организовать контактную работу обучающихся посредством сети «Интернет» в удаленном режиме доступа. При этом трудоемкость дисциплины и контактной работы, материалы, используемые для проведения занятий, соответствуют учебному плану, рабочей программе дисциплины и позволяют полностью освоить заданные компетенции. Вид и форма лекционного материала и материала для практических занятий определяется преподавателем и размещается в СДО АГНИ «Цифровой университет».

2. Организация индивидуальных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали личностным потребностям и стремлениям обучающихся.

3. Организация и выполнение проектной деятельности, позволяющей построить процесс изучения предметов глубоко и качественно, с применением и развитием практических навыков.

Вовлечение студентов в проектную деятельность дает возможность обучающимся проявлять себя не только в системе общественных отношений, но и способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей практической деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности. Именно проектная деятельность, в настоящее время, является одной из наиболее эффективных методов, позволяющих активно формировать общие и профессиональные компетенции студента [3].

4. Применение «единого деканата» и его приложений для организации качественной учебной деятельности обучающихся.

Единый деканат или, другими словами, «студенческий офис» включает в себя две ключевые функции:

• сопровождение образовательной деятельности, администрирование учебного процесса;

• кадровое сопровождение обучающихся.

Этапы организации структурного подразделения «студенческий офис»:

• анализ и внедрение единого подхода к реализации процессов, сопровождающих административную составляющую;

• реинжиниринг существующих процессов;

• цифровизация административного сопровождения;

• реализация эффективного формата взаимодействия с обучающимися;

• создание и развитие студенческих сервисов, связанных с образовательным процессом.

Плюсы внедрения «единого деканата» в учебной деятельности:

- формат взаимодействия в онлайн - режиме значительно экономит время;

- единый подход по вопросам администрирования: одно структурное подразделение занимается сопровождением всего учебного процесса;

- налаженное взаимодействие с другими структурными подразделениями.

5. Преподаватель не транслятор и тьютор, а координатор учебного процесса. Ему отводятся функции дружественного наставника. В изменяющихся условиях перед преподавателем встает задача не только в ретрансляции знаний, но и в развитии у обучающихся мотивации, личностной активности, передачи способов применения полученных знаний на практике [5]. В результате, преподаватель и студент - единый целостный организм в системе обучения.

Выводы. Система образования консервативна по своей сути. Она является ретранслятором культурных ценностей, поэтому с учетом современных реалий коренная трансформация нефтегазового вуза не имеет места быть.

Задача нефтегазового вуза - постепенная, постоянная трансформация с учетом новых поколений развития техник и технологий. Имеющийся потенциал должен грамотно направляться на совершенствование существующих методик обучения, создания перспективных систем обучения на основе новых цифровых

потребностей общества. Именно гибкая и индивидуальная траектория нефтегазового образования позволит адаптировать процесс обучения студентов на формирование набора необходимых компетенций.

Литература:

1. Вешнева И.В., Сингатуллин Р.А. Трансформация образования: тенденции, перспективы // Высшее образование в России. - 2016. - № 2 (198). - С 142-147.

2. Бродская Т.А., Зарипова И.М. Профессиональные компетенции: особенности терминологии. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика современного профессионального образования». - Альметьевск: Изд-во Альмет.гос.нефт.ин-та, 2016. - С. 27-30.

3. Загитова Л.Р. Готовность к проектной деятельности как компонент профессиональной компетентности будущего инженера - нефтяника // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. - 2019. - Т. 18. - С. 8-11.

4. Зарипова З.Ф., Загитова Л.Р. Диагностика мотивов выбора профессии у студентов - бакалавров в контексте повышения качества подготовки будущих работников нефтегазовой отрасли // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 5 (130). - С. 141-147.

5. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности. Учеб. Пособие / Под ред. д-ра эконом. наук проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА. - М, 2009. - 389 с.

Педагогика

УДК 37.072

кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы построения модели оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. Описаны особенности конструирования компонентов, диагностических критериев и показателей, процедура оценивания деятельности педагогических ассоциаций.

Ключевые слова: педагогические ассоциации, модель оценки эффективности деятельности педагогических ассоциаций, критерии оценки деятельности ассоциаций.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of constructing a model for assessing the effectiveness of professional pedagogical associations. The features of the design of components, diagnostic criteria and indicators, the procedure for assessing the activities of pedagogical associations are described.

Keywords: pedagogical associations, a model for assessing the effectiveness of the activities of pedagogical associations, criteria for evaluating the activities of associations.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, научный проект № 730000Ф.99.1.БВ10АА00006 «Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» в рамках выполнения государственного задания

№ 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.

Введение. Анализ эффективности деятельности образовательных учреждений показывает, что добиться оптимальных результатов в ходе обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, школьников и студентов возможно только при объединении общих усилий педагогов как в рамках одного образовательного учреждения, так и при взаимодействии нескольких школ, детских садов, вузов.

Таким образом, создание педагогических ассоциаций является одним из средств улучшения качества современного образования.

В России существует большое количество педагогических ассоциаций. Их задачами являются обмен профессиональным опытом, взаимопомощь, совершенствование и самосовершенствование деятельности педагога, диссеминация передового опыта, сопровождение молодых специалистов [1, 3, 4, 8, 12].

Наиболее распространенными ассоциациями являются «территориальные» ассоциации, образованные в рамках одного города, области, региона и т.д. [5] ассоциации предметников, объединение педагогических работников по конкретному принципу (работа с одаренными детьми, участники профессиональных конкурсов) [4]. К особому виду ассоциаций мы относим «сетевые» ассоциации или кластеры, где объединяется большое количество образовательных учреждений и Интернет-ассоциации, предполагающие достаточно свободное участие [6, 12].

Однако практически неизученным остается вопрос об оценке эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций.

Итак, целью нашей статьи является описание особенностей построения модели оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день не существует модели оценки эффективности деятельности педагогических объединений. В процессе конструирования данной модели мы изучили опыт исследователей, описывающих модели оценки эффективности деятельности педагогов. В большинстве работ современных авторов мы обнаруживаем описание мультифакторного, формирующего подхода к оцениванию деятельности педагогов [2, 7, 11, 13].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.