Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Зарипова Зульфия Филаритовна
Альметьевский государственный нефтяной институт (г. Альметьевск)
ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ «ШКОЛА-ВУЗ-
ПРОИЗВОДСТВО»
Аннотация. В данной статье представлена концепция профильных классов «Татнефть-АГНИ» как механизма и результата интеграции деятельности школы, вуза, нефтегазового производства в направлении решения проблем повышения качества образования.
Ключевые слова: интеграция, преемственность, система «школа-вуз-производство», профильные классы, качество, корпоративное образовательное пространство, профессиональное самоопределение.
Annotation. This article presents the concept of «Tatneft-ASOI» specialized classes as a mechanism and result of the integration of school, university, oil and gas industry activities towards solving the problems of improving the quality of education.
Keywords: integration, succession, school-university-production system, profile classes, quality, corporate educational space, professional self-determination.
Введение. В настоящее время состояние нефтяной отрасли РТ характеризуется рядом особенностей. Во-первых, резкое снижение мировых цен на нефть и санкции крайне обострили вопросы совершенствования нефтяной отрасли. Во-вторых, текущее снижение цен на нефть, вызванное влиянием баланса спроса и предложения, влияние макроэкономических факторов, конкуренция на нефтяном рынке привели к острой необходимости ответить на ряд бизнес-вызовов, стоящих перед нефтяной отраслью РТ. Уникальность бизнес-вызовов и инновационность предстоящих новых технологических и организационных решений, требующих модернизации отрасли, повышают значимость интеграции вуза с предприятиями нефтяной отрасли. Мы убеждены, что качество принимаемых решений в отношении бизнес-вызовов и эффективность различного рода проектов и планов напрямую зависят от квалификации работников, их профессиональных компетенций и личностных качеств, на начальном этапе проектируемых и формируемых образованием. Вполне очевидно, что на качество модернизации отрасли влияет качество нефтегазового образования.
В-третьих, для отечественного нефтегазового образования процесс биекции в профессию приобретает все большее значение благодаря непрерывному расширению запросов рынка труда. Прагматичность родителей к наиболее желанному с их точки зрения приложению сил их детей в нефтегазовом секторе также внесла свой вклад в данную тенденцию.
В-четвертых, практические потребности нефтегазовой отрасли превращаются в генератор, маховик запуска формализации и алгоритмизации решения теоретических проблем. В свою очередь, достижения в решении теоретических задач нефтегазовой науки способствуют внедрению их в практику нефтегазовой отрасли. Этот процесс также обусловливает континуум требований к работнику нефтегазовой отрасли.
Конкурентоспособное производство может построить только конкурентоспособный работник. В связи с этим в настоящее время нефтегазовое производство диктует новые требования к будущему работнику. Наиболее важные из них - быть самостоятельным, обладать гибким мышлением, способным брать ответственность на себя, быть готовым к внедрению инноваций, способным к проектной деятельности, к непрерывному обучению и саморазвитию. Перечисленные требования можно конкретизировать на языке компетенций.
Исследованию состояния проблемы интеграции лицея, вуза и производства посвящено диссертационное исследование В.Л. Чудова. В нем раскрыты методологические подходы к разрешению интеграционных связей и организационно-педагогические условия устойчивого развития качества образования в интеграционной системе «лицей-вуз-производство» [1]. В ходе анализа проблемы интеграции школы и вуза и тенденций развития исследователем выявлены причины стремления к системной интеграции: усложнение внешней среды, усложнения производства, изменения в ценностной ориентации самого человека. Это приводит к изменению функций образования и требованиям поиска путей повышения качества образования. Внедрение в образовательный процесс инновационных элементов интегративной системы «школа-вуз-производство», охватывающих среднее общее и высшее нефтегазовое образование требует научного осмысления и разработки концепции организации и управления обозначенными элементами.
Формулировка цели статьи. Целью данной работы автор ставит обоснование необходимости расширения и обогащения образовательного пространства нефтегазового вуза, адаптации взаимодействия в системе «школа-вуз-производство» к современным социокультурным условиям и потребностям нефтегазового рынка труда, рассмотрение профильных классов как эффективного инструмента повышения качества нефтегазового образования в системе «школа-вуз-производство».
Изложение основного материала статьи. Под нефтегазовым образованием понимают процесс и результат освоения обучающимися систематических знаний, умений, навыков в области нефтегазового производства (дела), которые включают поиск, разведку и разработку месторождений, транспорт и переработку нефти и газа, использование их в качестве важнейших энергоносителей и сырья для химической и других отраслей промышленности, а также создание необходимых для указанных технологических процессов машин и оборудования.
Важность расширения и преобразования образовательного пространства нефтегазового вуза обусловлена проблемой недостаточного качества знаний выпускников школ и абитуриентов, ориентированных на поступление в нефтегазовый вуз. Теоретические предпосылки решения рассматриваемой проблемы лежат в плоскости нескольких теоретических направлений.
Одним из возможных вариантов решения проблемы недостаточного качества образования является интеграция школы и вуза. Ответ на стремление к системной интеграции научного знания в транзитивных условиях представлен в исследованиях В.Т. Фоменко, А.Я. Данилюка, Л.Н. Телалова и др. Интеграция -движение системы к большей органической целостности. В научной литературе под интеграцией понимают процесс объединения в единое целое каких-либо элементов, в результате которого возникают новые свойства. При этом делается акцент на усиление связей между элементами, ведущими к определенному
качественному скачку. Скачок требуется для перевода системы на новый качественный уровень. Чтобы изменить новые свойства системы, необходимо изменить ее структурно-функциональные связи, что достигается процессом управления [2].
Преемственность в обучении - специфическая категория. Проблема преемственности в обучении многоаспектная, ее решения принадлежат пересечению проблемных полей педагогики, психологии, философии, социологии. В дидактике понятие преемственности весьма абстрактное. Оно имеет массу производных понятий: необходимость в преемственности, уровни преемственности, условия достижения преемственности, управление преемственностью, объект и субъект преемственности и т.д. В дидактике проблемы преемственности рассматривались в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, С.М. Годника, Ю.Н. Кулюткина, Ю.А. Самарина, М.Н. Скаткина, Г.С. Сухобской, Н.Ф. Талызиной и др. По мнению С.М. Годника, «преемственность состоит в том, чтобы заставить конструктивно работать три педагогических измерения: прошлое, настоящее и будущее в их взаимосвязи. Кроме того, важно проследить динамику развития личности старшеклассника, абитуриента, студента. Возникает как бы четвертое психолого-педагогическое измерение, существенное для совершенствования динамики учебно-воспитательного процесса и в школе, и в вузе» [3]. Идентификацию понятия «профильные классы» с точки зрения преемственности обучения мы рассматриваем как способ управления динамикой преемственности между средним и высшим нефтегазовым образованием. Причем открытие профильных классов не отрицает школьную систему, направлено на улучшение ее некоторых звеньев. Мы склонны полагать, что суть преемственности между средней и высшей школой как особого педагогического явления заключается в том, что учащийся как объект и субъект учебно-воспитательного процесса переходит в образовательное пространство более высокого порядка.
«В поиске направления совершенствования массовой общеобразовательной школы значительная роль принадлежит идее корпоративного образовательного пространства, ориентированного на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся и решающего проблему их профессионального самоопределения» [4, с. 64]. Мы убеждены, что подобный подход может получить воплощение в результатах образования старшеклассников средней школы, спроектированных и сформированных в образовательной среде вуза.
Проблема профессионального самоопределения школьников - одна из тех педагогических проблем, пути и решения которой зависят от социально-экономической ситуации в стране, что ее неизменно актуализирует на протяжении нескольких десятилетий. Научные положения отечественной педагогики и психологии, раскрывающие сущность и содержание профессионального самоопределения школьников, педагогические основы профориентации освещены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Е.А. Климова, С.Л. Рубинштейна. Различным аспектам проблемы профессионального самоопределения и их решению посвящены труды С.И. Вершинина, М.Р. Гинзбурга, С.С. Гриншпун, Е.И. Смирнова, А.А. Пинского, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и др. Проблема профильного обучения рассмотрена в работах М.В. Артюхова, А.Г. Каспржака, А.С. Максимова, А.А. Пинского и др. Как правило, исследователи организацию профильного обучения рассматривают в контексте дифференциации обучения. Идея дифференцированного обучения нашла отражение в трудах Ю.И. Иванова, И.Я. Лернера, М.В. Наяновой и др. Развитием понятийного аппарата, выявлением видов дифференциации, ее содержания, форм и методов занимались В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская.
В 2018 г. в Альметьевском государственном нефтяном институте (АГНИ) открыты профильные классы «Татнефть-АГНИ». Идея введения профильного обучения старшеклассников в образовательном пространстве нефтегазового вуза заключается в основательной довузовской подготовке будущих студентов, в перспективе - работников нефтегазовой отрасли. Ключевая идея открытия профильных классов «Татнефть-АГНИ» - существенное расширение возможностей выбора у старшеклассников, ориентированных на поступление в АГНИ, оптимальное моделирование их индивидуальной образовательной траектории, проектирующейся в плоскость профессии. Обучение в профильных классах «Татнефть-АГНИ» строится в максимально-возможной мере с учетом этапов подготовки к выбору профессии, связанной с нефтегазовой отраслью: пропедевтического, основного, завершающего.
Мы убеждены, что среднее и высшее образование взаимодополняют друг друга в реализации идеи профильного обучения посредством объединения общезначимых целей и ценностей, профилеориентирующей направленности образовательных процессов.
Объединение образовательного потенциала школ, научно-образовательного потенциала вуза, инфраструктуры нефтегазового производства в корпоративное образовательное пространство позволяет решить следующие проблемы:
-недостаток в школах учителей, способных вести грамотно элективные курсы по фундаментальным дисциплинам и организовывать научно-исследовательскую деятельность учащихся, может быть решен привлечением вузовских преподавателей.
- Спектр и характер образовательных программ, в том числе в перспективе на английском языке, может удовлетворять самым требовательным запросам работодателей. Интеграция образовательных программ как на уровне внутри предмета, так и между предметами будет способствовать повышению квалификации преподавателей.
- Особая среда корпоративного пространства будет способствовать построению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, созданию ситуаций их успеха.
- Осознанность при выборе профиля и будущей профессии будет обеспечиваться знакомством с миром профессии, требованиями к специалисту нефтегазовой отрасли, возможностями построения карьеры в нефтегазовой отрасли. Это будет способствовать снятию стресса при выборе профессии и сферы будущей профессиональной деятельности.
- Преемственность обучения в профильных классах как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне обеспечат повышение качества образования.
Профильные классы являются инновационным компонентом системы «школа-вуз-производство». По справедливому мнению М.В. Кларина, понятие «инновации» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но и таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. В данном случае категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений [5, с. 7]. Профильные классы
«Татнефть-АГНИ» являются организационной моделью корпоративного образовательного пространства, в основе которой лежит единство познания, преемственности в обучении фундаментальным основам математических и естественнонаучных дисциплин, увлеченности профессиями, востребованными в нефтегазовой отрасли. Внедрение профильных классов «Татнефть-АГНИ» можно рассматривать в качестве инновационного подхода, так как оно преобразует характер обучения в отношении его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в системе обучения.
Инновации в образовании принято разделять на инновации-модернизации и инновации-трансформации. Инновации-модернизации в большей степени ориентированы на высокоэффективное репродуктивное обучение. В основе таких инноваций лежит технологический подход. Инновации-трансформации направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Здесь в основе лежит поисковый подход, ориентирующий на формирование опыта проблемной творческой деятельности в сочетании со стимулированием ценностных ориентаций.
Перед нами поставлена сверхзадача- создание таких условий для развития системы способностей, знаний, умений, компетенций, которые позволили бы обучающимся в профильных классах (10-11 кл.) в дальнейшем, после поступления и обучения в нефтегазовом вузе, полноценно включиться в мир профессии, связанной с нефтегазовой отраслью. Адаптивность, гибкость, вариативность и непрерывность образовательного процесса в профильных классах - это помимо прочего возможность создания и поддержания условий продуктивной работы школьных учителей и научно-педагогических работников вуза.
Под профильным классом понимается организационная модель корпоративного образовательного пространства, или форма дополнительного образования. Тогда под профилем разумно понимать комбинацию обязательных и элективных курсов, отвечающих общим требованиям учебного процесса, проектирующуюся в объем знаний, умений, навыков будущего работника нефтегазовой отрасли. К базовым предметам профиля мы относим математику, физику, химию, информатику, черчение. Материальная база АГНИ способствует организации познавательной и исследовательской деятельности обучаемых. Обучение в профильных классах построено на модульно-компетентностной основе. Мы убеждены, что профильные классы дают возможность обучающимся перемещаться как по вертикали, то есть от одной ступени образования на другую, так и по горизонтали, то есть в рамках одного уровня. Профильные классы способствуют расширению образовательного пространства учащегося за счет введения новых курсов и увеличения доли проектной и исследовательской деятельности. Тем самым создаются условия для успешной самореализации обучающихся. Таким образом, профильные классы максимально обеспечивают развитие тех качеств будущих студентов АГНИ, в перспективе - работников нефтегазовой отрасли, которые позволят им максимально эффективно реализовать личностный потенциал в профессии.
Выводы. Профильные классы «Татнефть-Агни» как объект изучения является фактором, обеспечивающим согласование между средним и высшим образованием, высокотехнологичным нефтегазовым производством. В триединой системе «школа-вуз-производство» профильные классы содействуют взаимодействию, взаимовлиянию, взаимопроникновению компонентов. Исследование учебно-воспитательного процесса в профильных классах в условиях корпоративного образовательного процесса способствует поиску и нахождению управляющих воздействий на систему «школа-вуз-производство» с целью ее улучшения, повышения качества образования.
Профильные классы не только обеспечивают цели образования обучающихся на будущее, но и способствуют развитию зоны их ближайшего развития.
Профильное обучение в данной концепции - наиболее оптимальная с точки зрения достижимости преемственности форма профессиональной ориентации.
Литература:
1. Чудов В.Л. Система интеграции лицея, вуза и производства в интересах устойчивого развития качества образовательной подготовки. Автореф. дис. ...д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Чудов В.Л. - 2005. - 58 с.
2. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе / И.П. Яковлев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 115 с.
3. Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: авторефер. дис.. д-ра пед.наук: 13.00.01 / С. М. Годник - М., 1980. - 32 с.
4. Тавстуха О.Г. Взаимодействие общего и дополнительного образования в реализации предпрофильной подготовки учащихся / О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова // Образование и саморазвитие. № 3. -2007. - С. 64-69.
5. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997. - 223 с.
Педагогика
УДК 37.047
кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич
Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (Новокузнецк); старший преподаватель Обыденников Геннадий Александрович
Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (Новокузнецк)
ЗАНЯТИЯ ТРАДИЦИОННЫМ КАРАТЭ И КОБУДО, КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ОСВОЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЁМОВ БОРЬБЫ КУРСАНТАМИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФСИН РОССИИ
Аннотация. Умение вести рукопашный поединок жизненно необходимо сотрудникам силовых структур, однако подготовить человека к реальному поединку очень сложная задача. В учебных заведениях для этого создаются специальные условия, однако не все курсанты осваивают боевые приёмы борьбы с одинаковой эффективностью. В данной статье рассматривается проблема предварительной подготовки учащейся молодёжи, которая в дальнейшем будет способствовать эффективному освоению боевых приёмов борьбы в процессе обучения.