Научная статья на тему 'Профильные классы как инновационный компонент системы "школа-вуз-производство"'

Профильные классы как инновационный компонент системы "школа-вуз-производство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СИСТЕМА "ШКОЛА-ВУЗ-ПРОИЗВОДСТВО" / ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ / КАЧЕСТВО / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / INTEGRATION / SUCCESSION / SCHOOL-UNIVERSITY-PRODUCTION SYSTEM / PROFILE CLASSES / QUALITY / CORPORATE EDUCATIONAL SPACE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипова Зульфия Филаритовна

В данной статье представлена концепция профильных классов «Татнефть-АГНИ» как механизма и результата интеграции деятельности школы, вуза, нефтегазового производства в направлении решения проблем повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарипова Зульфия Филаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED CLASSES AS AN INNOVATIVE COMPONENT OF THE "SCHOOL-UNIVERSITY-PRODUCTION" SYSTEM

This article presents the concept of «Tatneft-ASOI» specialized classes as a mechanism and result of the integration of school, university, oil and gas industry activities towards solving the problems of improving the quality of education.

Текст научной работы на тему «Профильные классы как инновационный компонент системы "школа-вуз-производство"»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Зарипова Зульфия Филаритовна

Альметьевский государственный нефтяной институт (г. Альметьевск)

ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ «ШКОЛА-ВУЗ-

ПРОИЗВОДСТВО»

Аннотация. В данной статье представлена концепция профильных классов «Татнефть-АГНИ» как механизма и результата интеграции деятельности школы, вуза, нефтегазового производства в направлении решения проблем повышения качества образования.

Ключевые слова: интеграция, преемственность, система «школа-вуз-производство», профильные классы, качество, корпоративное образовательное пространство, профессиональное самоопределение.

Annotation. This article presents the concept of «Tatneft-ASOI» specialized classes as a mechanism and result of the integration of school, university, oil and gas industry activities towards solving the problems of improving the quality of education.

Keywords: integration, succession, school-university-production system, profile classes, quality, corporate educational space, professional self-determination.

Введение. В настоящее время состояние нефтяной отрасли РТ характеризуется рядом особенностей. Во-первых, резкое снижение мировых цен на нефть и санкции крайне обострили вопросы совершенствования нефтяной отрасли. Во-вторых, текущее снижение цен на нефть, вызванное влиянием баланса спроса и предложения, влияние макроэкономических факторов, конкуренция на нефтяном рынке привели к острой необходимости ответить на ряд бизнес-вызовов, стоящих перед нефтяной отраслью РТ. Уникальность бизнес-вызовов и инновационность предстоящих новых технологических и организационных решений, требующих модернизации отрасли, повышают значимость интеграции вуза с предприятиями нефтяной отрасли. Мы убеждены, что качество принимаемых решений в отношении бизнес-вызовов и эффективность различного рода проектов и планов напрямую зависят от квалификации работников, их профессиональных компетенций и личностных качеств, на начальном этапе проектируемых и формируемых образованием. Вполне очевидно, что на качество модернизации отрасли влияет качество нефтегазового образования.

В-третьих, для отечественного нефтегазового образования процесс биекции в профессию приобретает все большее значение благодаря непрерывному расширению запросов рынка труда. Прагматичность родителей к наиболее желанному с их точки зрения приложению сил их детей в нефтегазовом секторе также внесла свой вклад в данную тенденцию.

В-четвертых, практические потребности нефтегазовой отрасли превращаются в генератор, маховик запуска формализации и алгоритмизации решения теоретических проблем. В свою очередь, достижения в решении теоретических задач нефтегазовой науки способствуют внедрению их в практику нефтегазовой отрасли. Этот процесс также обусловливает континуум требований к работнику нефтегазовой отрасли.

Конкурентоспособное производство может построить только конкурентоспособный работник. В связи с этим в настоящее время нефтегазовое производство диктует новые требования к будущему работнику. Наиболее важные из них - быть самостоятельным, обладать гибким мышлением, способным брать ответственность на себя, быть готовым к внедрению инноваций, способным к проектной деятельности, к непрерывному обучению и саморазвитию. Перечисленные требования можно конкретизировать на языке компетенций.

Исследованию состояния проблемы интеграции лицея, вуза и производства посвящено диссертационное исследование В.Л. Чудова. В нем раскрыты методологические подходы к разрешению интеграционных связей и организационно-педагогические условия устойчивого развития качества образования в интеграционной системе «лицей-вуз-производство» [1]. В ходе анализа проблемы интеграции школы и вуза и тенденций развития исследователем выявлены причины стремления к системной интеграции: усложнение внешней среды, усложнения производства, изменения в ценностной ориентации самого человека. Это приводит к изменению функций образования и требованиям поиска путей повышения качества образования. Внедрение в образовательный процесс инновационных элементов интегративной системы «школа-вуз-производство», охватывающих среднее общее и высшее нефтегазовое образование требует научного осмысления и разработки концепции организации и управления обозначенными элементами.

Формулировка цели статьи. Целью данной работы автор ставит обоснование необходимости расширения и обогащения образовательного пространства нефтегазового вуза, адаптации взаимодействия в системе «школа-вуз-производство» к современным социокультурным условиям и потребностям нефтегазового рынка труда, рассмотрение профильных классов как эффективного инструмента повышения качества нефтегазового образования в системе «школа-вуз-производство».

Изложение основного материала статьи. Под нефтегазовым образованием понимают процесс и результат освоения обучающимися систематических знаний, умений, навыков в области нефтегазового производства (дела), которые включают поиск, разведку и разработку месторождений, транспорт и переработку нефти и газа, использование их в качестве важнейших энергоносителей и сырья для химической и других отраслей промышленности, а также создание необходимых для указанных технологических процессов машин и оборудования.

Важность расширения и преобразования образовательного пространства нефтегазового вуза обусловлена проблемой недостаточного качества знаний выпускников школ и абитуриентов, ориентированных на поступление в нефтегазовый вуз. Теоретические предпосылки решения рассматриваемой проблемы лежат в плоскости нескольких теоретических направлений.

Одним из возможных вариантов решения проблемы недостаточного качества образования является интеграция школы и вуза. Ответ на стремление к системной интеграции научного знания в транзитивных условиях представлен в исследованиях В.Т. Фоменко, А.Я. Данилюка, Л.Н. Телалова и др. Интеграция -движение системы к большей органической целостности. В научной литературе под интеграцией понимают процесс объединения в единое целое каких-либо элементов, в результате которого возникают новые свойства. При этом делается акцент на усиление связей между элементами, ведущими к определенному

качественному скачку. Скачок требуется для перевода системы на новый качественный уровень. Чтобы изменить новые свойства системы, необходимо изменить ее структурно-функциональные связи, что достигается процессом управления [2].

Преемственность в обучении - специфическая категория. Проблема преемственности в обучении многоаспектная, ее решения принадлежат пересечению проблемных полей педагогики, психологии, философии, социологии. В дидактике понятие преемственности весьма абстрактное. Оно имеет массу производных понятий: необходимость в преемственности, уровни преемственности, условия достижения преемственности, управление преемственностью, объект и субъект преемственности и т.д. В дидактике проблемы преемственности рассматривались в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, С.М. Годника, Ю.Н. Кулюткина, Ю.А. Самарина, М.Н. Скаткина, Г.С. Сухобской, Н.Ф. Талызиной и др. По мнению С.М. Годника, «преемственность состоит в том, чтобы заставить конструктивно работать три педагогических измерения: прошлое, настоящее и будущее в их взаимосвязи. Кроме того, важно проследить динамику развития личности старшеклассника, абитуриента, студента. Возникает как бы четвертое психолого-педагогическое измерение, существенное для совершенствования динамики учебно-воспитательного процесса и в школе, и в вузе» [3]. Идентификацию понятия «профильные классы» с точки зрения преемственности обучения мы рассматриваем как способ управления динамикой преемственности между средним и высшим нефтегазовым образованием. Причем открытие профильных классов не отрицает школьную систему, направлено на улучшение ее некоторых звеньев. Мы склонны полагать, что суть преемственности между средней и высшей школой как особого педагогического явления заключается в том, что учащийся как объект и субъект учебно-воспитательного процесса переходит в образовательное пространство более высокого порядка.

«В поиске направления совершенствования массовой общеобразовательной школы значительная роль принадлежит идее корпоративного образовательного пространства, ориентированного на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся и решающего проблему их профессионального самоопределения» [4, с. 64]. Мы убеждены, что подобный подход может получить воплощение в результатах образования старшеклассников средней школы, спроектированных и сформированных в образовательной среде вуза.

Проблема профессионального самоопределения школьников - одна из тех педагогических проблем, пути и решения которой зависят от социально-экономической ситуации в стране, что ее неизменно актуализирует на протяжении нескольких десятилетий. Научные положения отечественной педагогики и психологии, раскрывающие сущность и содержание профессионального самоопределения школьников, педагогические основы профориентации освещены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Е.А. Климова, С.Л. Рубинштейна. Различным аспектам проблемы профессионального самоопределения и их решению посвящены труды С.И. Вершинина, М.Р. Гинзбурга, С.С. Гриншпун, Е.И. Смирнова, А.А. Пинского, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и др. Проблема профильного обучения рассмотрена в работах М.В. Артюхова, А.Г. Каспржака, А.С. Максимова, А.А. Пинского и др. Как правило, исследователи организацию профильного обучения рассматривают в контексте дифференциации обучения. Идея дифференцированного обучения нашла отражение в трудах Ю.И. Иванова, И.Я. Лернера, М.В. Наяновой и др. Развитием понятийного аппарата, выявлением видов дифференциации, ее содержания, форм и методов занимались В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская.

В 2018 г. в Альметьевском государственном нефтяном институте (АГНИ) открыты профильные классы «Татнефть-АГНИ». Идея введения профильного обучения старшеклассников в образовательном пространстве нефтегазового вуза заключается в основательной довузовской подготовке будущих студентов, в перспективе - работников нефтегазовой отрасли. Ключевая идея открытия профильных классов «Татнефть-АГНИ» - существенное расширение возможностей выбора у старшеклассников, ориентированных на поступление в АГНИ, оптимальное моделирование их индивидуальной образовательной траектории, проектирующейся в плоскость профессии. Обучение в профильных классах «Татнефть-АГНИ» строится в максимально-возможной мере с учетом этапов подготовки к выбору профессии, связанной с нефтегазовой отраслью: пропедевтического, основного, завершающего.

Мы убеждены, что среднее и высшее образование взаимодополняют друг друга в реализации идеи профильного обучения посредством объединения общезначимых целей и ценностей, профилеориентирующей направленности образовательных процессов.

Объединение образовательного потенциала школ, научно-образовательного потенциала вуза, инфраструктуры нефтегазового производства в корпоративное образовательное пространство позволяет решить следующие проблемы:

-недостаток в школах учителей, способных вести грамотно элективные курсы по фундаментальным дисциплинам и организовывать научно-исследовательскую деятельность учащихся, может быть решен привлечением вузовских преподавателей.

- Спектр и характер образовательных программ, в том числе в перспективе на английском языке, может удовлетворять самым требовательным запросам работодателей. Интеграция образовательных программ как на уровне внутри предмета, так и между предметами будет способствовать повышению квалификации преподавателей.

- Особая среда корпоративного пространства будет способствовать построению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, созданию ситуаций их успеха.

- Осознанность при выборе профиля и будущей профессии будет обеспечиваться знакомством с миром профессии, требованиями к специалисту нефтегазовой отрасли, возможностями построения карьеры в нефтегазовой отрасли. Это будет способствовать снятию стресса при выборе профессии и сферы будущей профессиональной деятельности.

- Преемственность обучения в профильных классах как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне обеспечат повышение качества образования.

Профильные классы являются инновационным компонентом системы «школа-вуз-производство». По справедливому мнению М.В. Кларина, понятие «инновации» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но и таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. В данном случае категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений [5, с. 7]. Профильные классы

«Татнефть-АГНИ» являются организационной моделью корпоративного образовательного пространства, в основе которой лежит единство познания, преемственности в обучении фундаментальным основам математических и естественнонаучных дисциплин, увлеченности профессиями, востребованными в нефтегазовой отрасли. Внедрение профильных классов «Татнефть-АГНИ» можно рассматривать в качестве инновационного подхода, так как оно преобразует характер обучения в отношении его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в системе обучения.

Инновации в образовании принято разделять на инновации-модернизации и инновации-трансформации. Инновации-модернизации в большей степени ориентированы на высокоэффективное репродуктивное обучение. В основе таких инноваций лежит технологический подход. Инновации-трансформации направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Здесь в основе лежит поисковый подход, ориентирующий на формирование опыта проблемной творческой деятельности в сочетании со стимулированием ценностных ориентаций.

Перед нами поставлена сверхзадача- создание таких условий для развития системы способностей, знаний, умений, компетенций, которые позволили бы обучающимся в профильных классах (10-11 кл.) в дальнейшем, после поступления и обучения в нефтегазовом вузе, полноценно включиться в мир профессии, связанной с нефтегазовой отраслью. Адаптивность, гибкость, вариативность и непрерывность образовательного процесса в профильных классах - это помимо прочего возможность создания и поддержания условий продуктивной работы школьных учителей и научно-педагогических работников вуза.

Под профильным классом понимается организационная модель корпоративного образовательного пространства, или форма дополнительного образования. Тогда под профилем разумно понимать комбинацию обязательных и элективных курсов, отвечающих общим требованиям учебного процесса, проектирующуюся в объем знаний, умений, навыков будущего работника нефтегазовой отрасли. К базовым предметам профиля мы относим математику, физику, химию, информатику, черчение. Материальная база АГНИ способствует организации познавательной и исследовательской деятельности обучаемых. Обучение в профильных классах построено на модульно-компетентностной основе. Мы убеждены, что профильные классы дают возможность обучающимся перемещаться как по вертикали, то есть от одной ступени образования на другую, так и по горизонтали, то есть в рамках одного уровня. Профильные классы способствуют расширению образовательного пространства учащегося за счет введения новых курсов и увеличения доли проектной и исследовательской деятельности. Тем самым создаются условия для успешной самореализации обучающихся. Таким образом, профильные классы максимально обеспечивают развитие тех качеств будущих студентов АГНИ, в перспективе - работников нефтегазовой отрасли, которые позволят им максимально эффективно реализовать личностный потенциал в профессии.

Выводы. Профильные классы «Татнефть-Агни» как объект изучения является фактором, обеспечивающим согласование между средним и высшим образованием, высокотехнологичным нефтегазовым производством. В триединой системе «школа-вуз-производство» профильные классы содействуют взаимодействию, взаимовлиянию, взаимопроникновению компонентов. Исследование учебно-воспитательного процесса в профильных классах в условиях корпоративного образовательного процесса способствует поиску и нахождению управляющих воздействий на систему «школа-вуз-производство» с целью ее улучшения, повышения качества образования.

Профильные классы не только обеспечивают цели образования обучающихся на будущее, но и способствуют развитию зоны их ближайшего развития.

Профильное обучение в данной концепции - наиболее оптимальная с точки зрения достижимости преемственности форма профессиональной ориентации.

Литература:

1. Чудов В.Л. Система интеграции лицея, вуза и производства в интересах устойчивого развития качества образовательной подготовки. Автореф. дис. ...д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Чудов В.Л. - 2005. - 58 с.

2. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе / И.П. Яковлев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 115 с.

3. Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: авторефер. дис.. д-ра пед.наук: 13.00.01 / С. М. Годник - М., 1980. - 32 с.

4. Тавстуха О.Г. Взаимодействие общего и дополнительного образования в реализации предпрофильной подготовки учащихся / О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова // Образование и саморазвитие. № 3. -2007. - С. 64-69.

5. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997. - 223 с.

Педагогика

УДК 37.047

кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (Новокузнецк); старший преподаватель Обыденников Геннадий Александрович

Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (Новокузнецк)

ЗАНЯТИЯ ТРАДИЦИОННЫМ КАРАТЭ И КОБУДО, КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ОСВОЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЁМОВ БОРЬБЫ КУРСАНТАМИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФСИН РОССИИ

Аннотация. Умение вести рукопашный поединок жизненно необходимо сотрудникам силовых структур, однако подготовить человека к реальному поединку очень сложная задача. В учебных заведениях для этого создаются специальные условия, однако не все курсанты осваивают боевые приёмы борьбы с одинаковой эффективностью. В данной статье рассматривается проблема предварительной подготовки учащейся молодёжи, которая в дальнейшем будет способствовать эффективному освоению боевых приёмов борьбы в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.