Научная статья на тему 'Региональный опыт подготовки кадров для нефтедобывающей отрасли в системе «Ссуз вуз производство»'

Региональный опыт подготовки кадров для нефтедобывающей отрасли в системе «Ссуз вуз производство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдуллина А. Р.

Шайдуллина А.Р. Региональный опыт подготовки кадров для нефтедобывающей отрасли в системе «ссуз вуз производство» В статье рассмотрен региональный опыт подготовки кадров для нефтедобывающей отрасли в системе «ссуз вуз производство». автор раскрывает особенности региональной системы подготовки кадров, анализирует возможности целевой подготовки специалистов при совместных усилиях системы «ссуз вуз производство» в условиях региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайдуллина А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный опыт подготовки кадров для нефтедобывающей отрасли в системе «Ссуз вуз производство»»

А.Р. Шайдуллина, к.п.н., доцент кафедры «Иностранные языки» Альметьевского государственного нефтяного института

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ В СИСТЕМЕ «ССУЗ - ВУЗ - ПРОИЗВОДСТВО»

В статье рассмотрен региональный опыт подготовки кадров для нефтедобывающей отрасли в системе «ссуз - вуз - производство». Автор раскрывает особенности региональной системы подготовки кадров, анализирует возможности целевой подготовки специалистов при совместных усилиях системы «ссуз - вуз - производство» в условиях региона.

REGIONAL EXPERIENCE OF ENGINEERS' TRAINING IN THE SYSTEM «VOCATIONAL EDUCATION - HIGH EDUCATION

-OIL INDUSTRY»

The article reveals the regional experience of engineers' training process for oil industry. Author describes the regional peculiarities of engineers' training experience, analyses the possibilities of aim-oriented training and joint efforts of education and oil industry in engineers' training system.

Ключевые слова: интеграция, корпорация, работодатели, ссузы, вузы, предприятия, совместные действия, нефтедобывающая отрасль

Интеграция образования и производства - объективная тенденция развития профессиональной подготовки на современном этапе. Она обусловлена увеличением наукоемкости производства и усложнением содержания профессиональной деятельности специалистов среднего звена технического профиля.

По экспертным оценкам [1], подготовленный по традиционным, не ориентированным на конкретное предприятие, учебным планам и программам молодой специалист только в течение двух-трех лет работы на предприятии адаптируется социально и профессионально, то есть становится членом коллектива, заняв в нем свое место.

Дело в том, что адаптация вне связи с предприятием - заказчиком (оно же предприятие - потребитель) непосредственно во время обучения крайне затруднена, а во многом и объективно невозможна. Поэтому в первые годы работы одновременно с социальной адаптацией происходит доучивание молодого специалиста в профессиональной области: он знакомится с конкретной административной схемой управления, воспринимает порядок принятия решения, знакомится с инструментарием и доступным набором типовых для данного предприятия технологий и технологических решений.

При частично же перенесенной на территорию предприятия - заказчика, целевой подготовке для учебного заведения открываются дополнительные возможности, такие как:

- постоянный доступ к информации о рынке труда, что позволяет уточнять структуру специальностей и профессий и объем подготовки кадров;

- учет требований работодателей по содержанию подготовки специа-

листов: совместная разработка стандартов профессионального образования, учебных планов и программ;

- организация практики студентов на оборудовании, действующем в современном секторе промышленности;

- организация систематической стажировки преподавателей для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;

- создание механизма независимой оценки качества подготовки специалистов независимыми экспертными комиссиями по тестам, разрабатываемым совместно с работодателями;

- целевая подготовка специалистов для конкретного предприятия, что повышает возможности трудоустройства выпускников.

Такая подготовка дает возможность учебному заведению выпускать конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Хочет того учебное заведение или нет, но в новых социально-экономических условиях оно становится субъектом рыночных отношений и, как все субъекты рынка, обязано ориентироваться на спрос, который определяет работодатель в лице заказчика кадров, на его потребности.

Это непременное условие жизнеспособности учебного заведения и эффективности его функционирования. Поэтому инженерно-педагогический коллектив вынужден проводить во многом необычную для него работу: изучать рынок труда, уточнять квалификационные требования работодателей, отслеживать меняющуюся структуру профессий и специальностей, уяснять конкретные интересы своих социальных партнеров, повышать собственную конкурентоспособность. Это также необходимое условие успешной деятельности учебного заведения.

Адаптация учебного заведения к рыночным условиям предполагает его жесткую нацеленность на конечный результат - трудоустройство выпускников. Востребованность выпускников на рынке труда - одна из основных задач учебного заведения и в то же время - критерий эффективности социального партнерства. Эффективное социальное партнерство позволяет поднять качество профессиональной подготовки за счет совместной с заказчиком кадров разработки и экспертной оценки учебных планов и программ, а также за счет совместного обучения в производственных условиях.

Однако не только новая техника и технология, но и потенциальная способность работника использовать их с максимальной отдачей все более предопределяют эффективность производства и качество работы предприятий и фирм в целом. На передний план выходят качественные параметры «человеческих ресурсов» - способность к высокопроизводительному и высокоинтенсивному труду, психофизиологическая выносливость, высокий уровень квалификации, широкий профиль профессиональной подготовленности и компетентность.

Эффективное использование и повышение активности личностного фактора в производстве невозможно без динамических изменений в содержании труда, в предметах труда и средствах труда, в технологии

производства и т.д. оказывающих влияние на профессиональную деятельность специалистов различных отраслей.

Поэтому к современным социально-экономическим условиям, обусловливающим качество подготовки, а в итоге и конкурентоспособность выпускников средних специальных и высших учебных заведений, мы относим характеристики производства, на котором они проходят обучение: освоение и внедрение новых прогрессивных технологий, модернизацию действующих технологий и оборудования, обеспечение существенного снижения ресурса -и энергоемкости производств, а также высоких экологических характеристик производимой продукции и природоохранных требований к технологиям.

К вышеназванным современным социально-экономическим условиям, оказывающим влияние на профессиональную подготовку в профессиональной школе, мы относим также:

- информационную насыщенность профессиональной деятельности, что придает ей интеллектуальный характер;

- увеличение удельного веса мелких и средних предпринимателей, работников управления и преимущественно умственного труда в целом, что приводит к интеграции трудовых функций;

- децентрализацию производственной деятельности, ее гибкую во времени организацию и автономность участников производственного процесса, что требует самостоятельности и оперативности в принятии решений;

- сложность управления современными производственными, хозяйственными, социальными системами, опасность ошибок и просчетов, возможность выхода из-под контроля технических, природных и социальных процессов, повышение роли воспитательных и здравоохранительных функций в структуре общественного труда. Они предопределяют решающее значение в составе профессиональных требований к специалисту таких качеств, как широкий социальный кругозор, профессиональная компетентность, осознание зависимости личных интересов от удовлетворения общественных потребностей.

Выполнение данных условий позволяет сформировать у студентов адаптивную функцию в профессиональной деятельности, заключающуюся в подготовке к жизни и труду в социуме; реализовать в учебно-воспитательном процессе гуманистическую, воспитывающую, развивающую функции профессиональной педагогической деятельности и сформировать личность, способную к творчеству, самореализации своих потенций; реализовать принцип опережающего профессионального образования; решить актуальные социально-педагогические проблемы с учетом особенностей региона, его прошлого, настоящего и будущего; повысить эффективность и качество профессиональной подготовки студентов.

В данной статье целесообразным считаем рассмотреть региональный опыт интеграции «ссуз - вуз - производство» на примере Альметьевского политехнического техникума (АПТ), Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ) и предприятия ОАО «Татнефть».

Одним из приоритетных направлений деятельности АПТ, реализующего практикоориентированную профессиональную подготовку, является взаимодействие со сферой труда, обеспечивающее значительное приближение подготовки специалистов к требованиям нефтегазовой и нефтедобывающей отрасли экономики и конкретных работодателей, установление связи обучения студентов с такими предприятиями, как ОАО «Татнефть», ОАО «Таттрансгаз», ОАО СМП «Нефтегаз», ОАО «Татнефтегазстрой», и другими, на которых им предстоит работать. Такое взаимодействие является эффективным механизмом приближения профессиональной подготовки специалистов к условиям их будущей работы, что особенно важно в условиях быстрых экономических и социальных перемен.

При этом сфера труда играет двойственную роль. С одной стороны, она определяет заказ на подготовку будущих специалистов в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и определенными видами деятельности и функциями. С другой стороны - создает условия, необходимые для качественной подготовки и развития творческой деятельности студентов, принимая непосредственное участие в их профессиональной подготовке. Подчеркнем, что обеспечение качества профессиональной подготовки в соответствии с потребностями производства является первоочередной задачей развития взаимодействия АПТ и сферы труда. В рамках этого взаимодействия одним из основных требований к содержанию профессиональной подготовки в АПТ со стороны сферы труда является адаптивность выпускников к изменениям на производстве, их профессиональная мобильность в условиях динамичных перемен на рынке труда. Для этого необходимо, чтобы содержание профессиональной подготовки, с одной стороны, отражало конкретные условия будущей работы выпускников, с другой стороны, обеспечивало возможность работы в широком профессиональном поле. Это позволяет выпускникам быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда. Отсюда вытекает, что содержание профессиональной подготовки должно носить вариативный характер. Поэтому преподаватели АПТ при проектировании образовательных программ определяют те знания и умения, которые будут востребованы, разрабатывают в соответствии с этим содержание профессиональной подготовки, отвечающее требованиям работодателя и образовательного стандарта.

Важным компонентом участия работодателя в профессиональной подготовке в АПТ является оценка качества подготовки специалистов технического профиля на этапе итоговой Государственной аттестации выпускников. Представители производства, как правило, возглавляют Государственные аттестационные комиссии, расширяется практика их участия в подготовке дипломных проектов выпускников, основанных на учете конкретных требований производства, специфических особенностей предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности.

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики интеграция образования и производства является существенным фактором развития ресурсного обеспечения учебного заведения. Работодатели понимают, что уровень эффективности производства напрямую связан с качеством рабочей

силы. Поэтому вложение средств в профессиональную подготовку станет выгодным для всех инвесторов, обеспечивая им успех в конкуренции.

Многолетний опыт сотрудничества АПТ с предприятиями г. Альметьевска Республики Татарстан показывает, что поиски средств, форм и методов взаимосвязи учебного заведения и производства ведутся в процессе широкого развертывания совместной организаторской и методической работы по ряду общих для них направлений.

Основными направлениями взаимосвязи подготовки специалистов в АПТ с производством являются:

- совместное определение количества студентов для обучения по специальностям с учетом потребностей предприятий, гарантированный прием на все виды практик и трудоустройство при выпуске;

- профориентационная работа педагогического коллектива и специалистов предприятий с абитуриентами, направленное изучение профессий и специальностей с использованием материальной базы предприятий и АПТ;

- участие специалистов предприятий в работе приемной комиссии;

- разработка учебно-программной документации, определяющей, в том числе, содержание и структуру практической подготовки будущих специалистов;

- определение активных форм и методов обучения для формирования творческой активности, развития познавательной потребности, трудовой самоактуализации специалиста;

- включение в проведение учебного процесса специалистов предприятий;

- совместное обучение студентов преподавателями и мастерами учебного заведения и специалистами предприятий в период учебной, технологической и квалификационной практик, разработка тематики дипломных проектов, руководство дипломным проектированием [3].

В АПТ при содействии предприятий созданы все необходимые условия для глубокого усвоения студентами новой техники, передовой технологии, экономики и высокопроизводительных методов труда. Специальные лаборатории техникума являются базой для студенческих исследовательских работ, дипломного и курсового проектирования. При этом темы дипломных проектов подбираются только по реальной производственной тематике при участии специалистов предприятий.

По окончании АПТ студенты имеют возможность получить высшее профессиональное образование в Альметьевском государственном нефтяном институте (АГНИ) в сокращенные сроки. В процессе организационно-методической подготовки программы СПО и ВПО были согласованы, что позволило обеспечить хороший качественный уровень выпускников на уровне ВПО. Согласование программ при безусловном требовании соблюдения Государственных образовательных стандартов было облегчено принадлежностью техникума и института единому образовательному пространству.

Гарантом качественной подготовки специалистов высшей квалификации

является выполнение государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствующий подбор профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего реализацию этой программы.

Институт решает эту задачу, ведя подготовку преподавателей высшей квалификации через аспирантуру и в форме соискательства с привлечением средств НИОКР и фонда Совета попечителей. Кроме того, для ведения учебных занятий и руководства дипломными проектами приглашаются ведущие специалисты и руководители ОАО «Татнефть» и других предприятий. Такое сотрудничество дает возможность разрабатывать тематику курсового и дипломного проектирования с учетом насущных проблем предприятий. После защиты более 70% дипломных проектов находят применение на предприятиях нефтедобычи [2].

Наука в институте занимает особое положение, так как не только решает актуальные производственные и социально-экономические задачи и проблемы, стоящие перед нефтяной отраслью и юго-восточным регионом Татарстана, но также обеспечивает подготовку технических и научно-педагогических кадров, активно воздействуя на повышение качества выпускаемых специалистов.

В настоящее время научно-исследовательская деятельность института осуществляется через выполнение исследовательских и опытно-конструкторских работ, соискательство, научно-исследовательскую работу студентов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы как по хозяйственным договорам, так и по госбюджету. В выполнении научных исследований участвуют все преподаватели, штатные научные сотрудники, соискатели. К исследованиям привлекаются также студенты.

Полигоном для проведения исследований и внедрения научных разработок являются производственные подразделения ОАО «Татнефть», ТатНИПИнефть (Татарский научно-исследовательский и проектный институт нефти ОАО «Татнефть») и учебный полигон АГНИ [5].

В ТатНИПИнефть проходят регулярно заседания секции «Волга» Международного общества инженеров - нефтяников (SPE - Society Petroleum Engineers), основу которой составляют ведущие специалисты ОАО «Татнефть».

Одной из основных целей этого международного профессионального объединения является предоставление возможности его членам получать информацию о передовом опыте своих коллег посредством проведения лекций, организации конференций и семинаров, а также через богатейшую электронную библиотеку публикаций SPE за все годы его существования. В заседании принимают участие члены секции из ОАО «Татнефть», ЗАО «Татекс», ЗАО «Татойлгаз», «Роснефть» и т.д. Организуются встречи, на которых присутствуют студенты и преподаватели Альметьевского государственного нефтяного института, студенты - члены студенческих секций SPE из нефтяных университетов городов Уфа и Самара. Иногда на секциях присутствуют специалисты из-за рубежа: США, Канады, Китая, ОАЭ, Ирака, Ливии и т.д. [4].

На заседаниях также присутствуют руководители ОАО «Татнефть», структурных подразделений, начальники управлений и отделов

исполнительного аппарата, ученые из различных регионов страны, представители научных центров российских и зарубежных нефтяных компаний.

Альметьевкий государственный нефтяной институт в течение многих лет поддерживает творческие связи с исследовательскими бюро ТатНИПИнефть, ежегодно в производство на преддипломную практику направляются студенты для выполнения дипломных исследовательских работ по тематике, предложенной производством.

Под руководством опытных инженеров исследователей дипломные работы исследовательского характера обычно выполняются и защищаются успешно. При этом руководители дипломных работ приглашаются на защиту, что способствует повышению ответственности и руководителей работ, и их исполнителей, а также повышению значимости этих работ.

Начиная со второго года обучения, студенты включаются в учебно-исследовательскую работу. Вначале это реферирование, подготовка докладов, сообщение на одну из актуальных тем, затем участие студентов на третьем и четвертых курсах в студенческих Международных конференциях.

Научные достижения кафедр используются в учебном процессе при подготовке учебников, учебных пособий и лекционных курсов, в курсовом и дипломном проектировании, при постановке новых лабораторных работ и установок, испытательных и демонстрационных стендов. С наибольшим эффектом научные достижения и их результаты реализуются в учебном процессе, когда соискатели и студенты участвуют в выполнении научно-исследовательских работ. Ученые института принимают участие в международных совещаниях, симпозиумах и конференциях. Так, ученые института принимают участие в научных конференциях в техническом университете города Кошице (Чехословакия), Амперовской летней школе «Применение магнитного резонанса к магнитным материалам» Нафплеон (Греция), семинаре на кафедре биохимий, молекулярной биологии и биофизики университета Миннесоты (США), в семинаре департамента биофизической химии университета города Умеа (Швеция) и др. [5].

Положение о многоступенчатом непрерывном профессиональном образовании на базе АГНИ - это целостная система, включающая отдельные подсистемы (ступени) образования. Сама идея развития многоступенчатой системы подготовки специалистов нефтяного профиля имеет в своей основе тщательный анализ отечественного и зарубежного опыта. Основная цель её создания - непрерывная качественная подготовка специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием, отвечающая современным потребностям предприятий. При этом каждый субъект этой системы ставит перед собой и более конкретные цели. Если для АГНИ это -отбор профессионально ориентированных студентов, что особенно актуально в период демографического спада, то для учебных заведений начального и среднего профессионального образования - повышение престижности обучения в данных заведениях.

Таким образом, на основе рассмотренных нами взаимодействий ссуз -предприятие, ссуз - вуз, вуз - предприятие, вуз - предприятие - НИИ, вуз -

НИИ в региональной системе непрерывного профессионального образования можно обозначить следующие совместные действия Альметьевского политехнического техникума, Альметьевского государственного нефтяного института и ОАО «Татнефть» в условиях интеграции «ссуз - вуз -производство:

- укрепление и развитие сотрудничества в области подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих потребностям инновационной экономики республики, повышению качества профессионального образования;

- создание современной системы профессионального образования, отвечающей интересам динамично развивающейся экономики республики;

- содействие внедрению современных методов и технологий обучения в учреждениях профессионального образования на основе новых информационных технологий, учебно-лабораторных и учебно-производственных комплексов;

- привлечение лучших инженерно-педагогических кадров для повышения качества подготовки квалифицированных рабочих специалистов;

- обеспечение защиты интересов обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования в ходе обучения и прохождения производственной практики;

- содействие повышению престижа рабочих профессий, повышению профессиональной квалификации персонала базовых предприятий, привлечение молодежи для работы на производстве;

- создание коллегиальной формы управления учреждением профессионального образования, основанной на создание наблюдательного совета при образовательном учреждении, являющимся автономным учреждением.

Литература

1. Дорофеев А., Лукьяшенко А. О подготовке инженеров: бикорпоративная компонента / Об образовании в России. - 2000. - № 1.

2. Емекеев А.А. Альметьевский нефтяной: итоги и перспективы // Высшее образование в России. - № 2, 2005. - С. 48 - 51.

3. Мавлявиева Л.С. Преемственность содержания среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями // Профессиональное образование. - № 3, 2002. - С. 45 - 50.

4. Студенческая секция БРБ «Волга» http://volga.spe.org

5. Фролова В.Н. Наука и производство: региональный контекст // Высшее образование в России. - № 2, 2005. - С. 56 - 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.