МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Диагностика физической подготовленности дает возможность отслеживать состояние физического развития обучающегося, намечать индивидуальную программу его совершенствования, своевременно вносить коррективы в реализацию программы.
©К.И. Жукова
УДК 378
А.Ф. Иванов
К.п.н., доцент
Альметьевский государственный нефтяной институт г. Альметьевск, Российская Федерация О.Г. Миндиярова Альметьевский государственный нефтяной институт г. Альметьевск, Российская Федерация
МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА
Аннотация
Статья посвящена системе профессиональной подготовки кадров с использованием традиционных и информационных технологий, основанной на интеграции образования, науки и производства. Данная система призвана активизировать практическую направленность обучения специалистов, повысить качество подготовки.
Ключевые слова
Профессиональное образование, подготовка кадров, информационные технологии.
Республика Татарстан занимает ведущее положение в развитии нефтяной промышленности всей страны, начиная с 1943 года после открытия Шугуровской площади Ромашкинского месторождения. За прошедшие десятилетия нефтяниками Татарстана накоплен богатый опыт разработки нефтяных месторождений. При этом из нефтяных месторождений Татарстана с начала разработки отобрано более 80% начальных извлекаемых запасов.
До недавнего времени основные усилия нефтяников были направлены на освоение и совершенствование систем разработки высокопродуктивных месторождений. Длительная и интенсивная разработка этих месторождений истощила их запасы, что послужило причиной падения добычи нефти в настоящее время. С целью снижения падения добычи нефти всё чаще начинают вводиться в активную разработку так называемые малоэффективные месторождения.
Таким образом, сложившаяся ситуация в нефтяной отрасли, а также стремительное развитие информационной индустрии и внедрение её разработок во все без исключения области жизнедеятельности с особой остротой ставят проблему улучшения качества образования инженера-нефтяника, повышения его эффективности.
Вместе с тем, в настоящее время одним из проблемных моментов для нефтегазовой отрасли в целом является дефицит высококвалифицированных инженерных кадров. Данная проблема осложняется в связи с переходом вузов в 2011 году на двухуровневую систему подготовки кадров «бакалавр» - «магистр».
Нефтегазовая отрасль - опасное производство, требующая особой подготовки. Однако снижение обучения с 5 до 4 лет привело к сокращению числа часов на теоретическое обучение, уменьшению времени на выполнение выпускной квалификационной работы и т.д. [1, с.225].
Решить кадровую проблему в этих условиях возможно лишь благодаря тесной интеграции науки, образования, производства. В настоящее время на юго-востоке Республики Татарстан успешно реализуется
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
система непрерывного профессионального образования с участием Альметьевского государственного нефтяного института, образовательных учреждений среднего профессионального образования, которые тесно сотрудничают с ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина, малыми нефтяными и сервисными компаниями.
С целью улучшения качества подготовки в АГНИ в 2001 году было достигнуто соглашение о закреплении всех кафедр института за структурными подразделениями ОАО «Татнефть». Это позволило решить многие задачи, одна из них - постоянное обновление оборудования и внедрение в учебный процесс современных технологий, применяемых в компании.
Второе направление сотрудничества - целенаправленная работа со школьниками. Для школьников организуются экскурсии на предприятия, где их знакомят с различными профессиями, рассказывают о новейших технологиях, применяемых в нефтегазовой и машиностроительной отраслях экономики.
Участие в олимпиаде является одним из перспективных видов внеклассной работы, направленной на выявление интеллектуальных и творческих склонностей и способностей школьников. Поэтому для школьников 7-11 классов институт, совместно с ОАО «Татнефть» и при организационной поддержке управления образования Альметьевского муниципального района, проводит предметные олимпиады по математике, физике, информатике, геологии и английскому языку [2, с.6].
Следующий этап сотрудничества - реальное участие работодателей в учебном процессе. Чтобы сделать процесс подготовки прозрачным и понятным для работодателя, институтом было разработано Положение об участии представителей работодателей в образовательном процессе АГНИ. В соответствии с Положением в качестве внешних экспертов при проведении текущего контроля знаний студентов привлекаются представители работодателей.
В целях дальнейшего непрерывного профессионального развития специалистов и отбора талантливой молодежи с использованием инновационных образовательных технологий ОАО «Татнефть» в партнерстве с АГНИ был разработан Электронный корпоративный университет (ЭКУ).
Электронный Корпоративный Университет - это инновационный образовательный ресурс, построенный в рамках корпоративной идеологии на основе единой концепции и методологии, охватывающий все уровни руководителей и специалистов, студентов и школьников [3,с.22].
Координирует работу ЭКУ - методический совет, в состав которого входят ведущие специалисты предприятий и руководители учебных заведений. В настоящее время ЭКУ охватывает три целевые группы: школьники, студенты, молодые специалисты.
В рамках Электронного корпоративного университета реализованы различные интеллектуальные тренинги, проводятся конкурсы и олимпиады. В настоящее время в ЭКУ реализованы более 20 интеллектуальных интерактивных тренингов и 15 дистанционных курсов, в т.ч.: «Энергоэффективная нефтедобыча», «Решения SAP для управления предприятием», «Биржевая торговля», «Создай свое предприятие», «Заказчик-подрядчик», «Управляй проектом» и другие [4, с. 118].
АГНИ одним из первых в России начал практиковать защиты выпускных квалификационных работ студентами всех специальностей в формате видеоконференции. В рамках ЭКУ вся защита транслируется в интернете, и работодатели имеют возможность оценить выступающего и задать вопросы.
Таким образом, тесное взаимодействие АГНИ с работодателями позволило не только значительно упростить взаимоотношения работодателей, преподавателей и обучающихся, но и повысить качество подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями и обеспечить предприятия высококвалифицированными кадрами.
Список используемой литературы:
1. Иванов А.Ф. Научно-образовательный кластер по подготовке кадров для нефтегазового комплекса Республики Татарстан // Теория и практика современного профессионального образования. 2014. Т. 1. № -1. С. 224-228.
2. Емекеев А.А., Иванов А.Ф. Дуальная система подготовки кадров для нефтегазовой промышленности // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. 2013. Т. 11. № 1. С. 4-8.
3. Лавущенко В.П., Даянова А.Р. Предприятие и вуз: новые отношения // Нефть и жизнь. 2009. №6. С. 2223.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070 4. Лавущенко В.П., Иванов А.Ф. Электронный корпоративный университет - инновационный проект в области образования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. №1. С.117-119.
© А.Ф. Иванов, О.Г. Миндиярова, 2015
УДК 378
О.С.Кедровских
Факультет иностранных языков Челябинский государственный педагогический университет
Г. Челябинск, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Аннотация
В статье речь идет о значимости формирования социокультурной компетенции студентов высшего учебного заведения, что продиктовано изменением социокультурного контекста иностранного языка. В процессе обучения необходимо использовать такие приемы обучения иностранного языка, которые обеспечивают возможность выхода за границы учебной языковой среды.
Ключевые слова
Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, социокультурная компетенция, социокультурный подход, культуроведческий компонент.
Присоединение России к Болонскому процессу, вхождение страны в мировое информационное общество, расширение международных связей актуализируют необходимость владения иностранными языками и культурой. Качественное овладение языком позволит осуществить иноязычное общение в целях достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества, установления межнациональных и личных контактов. Перед вузами встала задача обеспечения выпускника не только набором определенных знаний, умений и навыков, но и рядом общекультурных и профессиональных компетенций.
Во ФГОС третьего поколения акцентируется значимость формирования социокультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку.
Актуальность проблемы формирования социокультурной компетенции студентов в процессе изучения иностранных языков обусловлена необходимостью:
- включения социокультурной компетенции в перечень основных требований макета ФГОС третьего поколения;
- усиления гуманитарности ВПО - социокультурного содержания образования, связанного с обогащением студентов универсальными и национально - специфическими ценностями своей и иных культур;
- реализации требований к специалистам, предъявляемых современными социально - экономическими условиями РФ и в мире.
В последнее время изменился социокультурный контекст иностранных языков, что привело к появлению новых потребностей в изучении языков и культур. Поэтому одним из приоритетных направлений современного языкового образования является социокультурный подход. Он предполагает такую организацию обучения иностранному языку, при которой создаются условия для того, чтобы научить студентов ориентироваться в различных типах культур и цивилизаций, соотносимых с ними норм общения, адекватно объяснять явления и факты и использовать эти ориентиры для выбора стратегий взаимодействия при решении личностно значимых задач и проблем.
Таким образом, следует отметить, что студенты должны быть способными строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами общего жизненного пространства, понимая и принимая особенности их общения. Известно, что, осваивая каждый новый язык, человек расширяет границы своего мировосприятия и мироощущения. Его картина мира, созданная с помощью родного языка, его личностное пространство