Научная статья на тему 'Современные направления развития высшего профессионального образования в России и за рубежом'

Современные направления развития высшего профессионального образования в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1152
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT TRENDS / УСИЛЕНИЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / STRENGTHENING THE PROFILE OF THE SECONDARY SCHOOL / ОСОБЕННОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ / THE FEATURES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF HIGHER TECHNICAL EDUCATION ABROAD / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Ольга Сергеевна, Загитова Лилия Расимовна

Осуществление анализа отечественной и зарубежной литературы, исследований в области формирования профессиональных компетенций, а также образовательных маршрутов технической подготовки в вузах РФ и за рубежом, способствовали выявлению существующих недостатков в системе современного технического образования. В ходе социально-педагогического исследования выделены основные способы повышения качества технического образования: усиление профильной подготовки обучающихся средней школы; расширено понятие «технология профессиональной подготовки»; сформулирована тенденция формирования стратегических планов развития современных образовательных технологий на основе интеграции международных и российских программ подготовки специалистов технических профилей. Подготовка высококвалифицированных специалистов технического направления для современного общества, отвечающих требованиям образовательных стандартов нового поколения, возможна при условии актуализации профессиональных компетенций будущих работников промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA AND THE FOREIGN COUNTRY

The analysis of domestic and foreign literature, research in the field of forming professional competencies, as well as educational routes for technical training in higher education institutions of Russia and abroad, helped to identify existing shortcomings in the system of modern technical education. In the course of socio-pedagogical research, the main ways to improve the quality of technical education are identified: strengthening the profile training of secondary school students; the concept of “vocational training technology” has been expanded; the tendency of formation of strategic plans of development of modern educational technologies on the basis of integration of the international and Russian programs of preparation of experts of technical profiles is formulated. The preparation of highly qualified specialists in the technical direction for modern society that meet the requirements of educational standards of the new generation is possible provided that the professional competencies of future industrial workers are updated.

Текст научной работы на тему «Современные направления развития высшего профессионального образования в России и за рубежом»

УДК 54:372.8

Григорьева О.С., Загитова Л.Р.

Альметьевский государственный нефтяной институт, г Альметьевск, Россия

Е-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Grigoreva O.S., Zagitova L.R.

Almetyevsk State Oil Institute, Almetyevsk, Russia Е-mail: [email protected]

MODERN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

IN RUSSIA AND THE FOREIGN COUNTRY

Осуществление анализа отечественной и зарубежной литературы, исследований в области формирования профессиональных компетенций, а также образовательных маршрутов технической подготовки в вузах РФ и за рубежом, способствовали выявлению существующих недостатков в системе современного технического образования.

В ходе социально-педагогического исследования выделены основные способы повышения качества технического образования: усиление профильной подготовки обучающихся средней школы; расширено понятие «технология профессиональной подготовки»; сформулирована тенденция формирования стратегических планов развития современных образовательных технологий на основе интеграции международных и российских программ подготовки специалистов технических профилей.

Подготовка высококвалифицированных специалистов технического направления для современного общества, отвечающих требованиям образовательных стандартов нового поколения, возможна при условии актуализации профессиональных компетенций будущих работников промышленности.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, тенденции развития, усиление профилизации средней школы, особенности устойчивого развития высшего технического образования за рубежом, формирование профессиональных компетенций.

The analysis of domestic and foreign literature, research in the field of forming professional competencies, as well as educational routes for technical training in higher education institutions of Russia and abroad, helped to identify existing shortcomings in the system of modern technical education.

In the course of socio-pedagogical research, the main ways to improve the quality of technical education are identified: strengthening the profile training of secondary school students; the concept of "vocational training technology" has been expanded; the tendency of formation of strategic plans of development of modern educational technologies on the basis of integration of the international and Russian programs of preparation of experts of technical profiles is formulated.

The preparation of highly qualified specialists in the technical direction for modern society that meet the requirements of educational standards of the new generation is possible provided that the professional competencies of future industrial workers are updated.

Key words: higher vocational education, development trends, strengthening the profile of the secondary school, the features of sustainable development of higher technical education abroad, the formation of professional competencies.

В 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана Болонская декларация. Ведущим направлением Болонского процесса представляется взаимодействие систем образования, прежде всего высшего, стран Европы [1, с. 218]. В сентябре 2003 года Российская Федерация также обязалась до 2010 года, подписав Болонскую декларацию, реализовать основополагающие принципы Болонского процесса в систему образования [2, с. 122].

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», повышение качества образования подразуме-

вает решение приоритетных задач, среди которых - «обеспечение инновационного характера базового образования, реализации компетент-ностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений» [3, с. 165].

Происходящая в 2010-2020 годах модернизация системы российского образования направлена на усиление внимания школы к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры, что обуславливает потребность в реализации профессионального самоопределения современных старшеклассников. Именно поэтому приоритетным направлением Концепции долгосрочного социально-

экономического развития России до 2020 года является увеличение возможностей профессиональной подготовки учащихся, целенаправленное развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению в изменяющихся условиях выбора.

Необходимость подобных изменений в направлении развития системы высшего образования доказывается также и реальными статистическими данными социально-педагогического исследования, организованного силами коллектива авторов на базе ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт».

Используемые методы исследования включали в себя:

- теоретические методы (аналогия, дидактическое проектирование, моделирование, метод обобщения, анализ научно-методической, специальной, педагогической литературы по проблеме исследования) позволили выявить специфические для исследуемого процесса противоречия, их структуру.

- эмпирические методы исследования включали в себя психолого-педагогические, социологические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение опыта преподавания, анализ результатов деятельности студентов и преподавателей, диагностические методики); педагогический эксперимент.

- статистические методы обработки и интерпретации результатов [4, с. 8].

Исследование проводилось среди бакалавров 1 и 2 курса технических направлений обучения: 13.03.01 - Теплоэнергетика и теплотехника; 13.03.02 - Электроэнергетика и электротехника; 15.03.02 - Технологические машины и оборудование; 15.03.04 - Автоматизация техноло-

гических процессов и производств; 15.03.05 -Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств^

Ход исследования, его основные положения и результаты докладывались на научно-практических и научно-методических конференциях: VI Международной научно-практической конференции «Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития» (г. Пенза, 2009); Региональной научно-методической конференции «Теория и практика современного профессионального образования» (г. Альметьевск, 2013).

В процессе анализа результатов педагогического исследования, выяснилось, что более 40% студентов отмечают присутствие мотивации к обучению, как основной фактор, влияющий на усвоение учебной информации, как в российских вузах, так и за рубежом (рис. 1, рис. 2).

Ориентация на формирование профессиональных компетенций будущей деятельности в ходе изучения дисциплин более чем в 20% случаев приведет к успешному их приобретению.

Примерно одинаковое количество респондентов выделили влияние высокого уровня образования профессорско-преподавательского состава вуза, месторасположения вуза и стоимости обучения на конечный результата - высокий уровень технического образования. Однако, по мнению студентов АГНИ, стоимость обучения в вузе в странах ЕС и США в значительной степени оказывает влияние на процесс обучения, вследствие большей величины (полностью платное обучение на высшей ступени доступно не каждому гражданину), чем в России.

□ присутствие мотивации

□ ориентация на формирование профессиональных компетенций

□ высокий уровень подготовки профессорско-преподавтельского состава

□ месторасположение вуза(приоритет - в столице)

□ стоимость обучения

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на повышение качества высшего технического образования в Российской Федерации, по мнению студентов АГНИ

Григорьева О.С., Загитова Л.Р._

Среди способов изменения ситуации в системе высшего технического образования, бакалавры 1-2 курсов выделяют в большинстве -профориентацию в старших классах школы (41%). 23% обучающихся уверены, что уже в школе, а затем и в вузе, более глубокое изучение выбранных дисциплин будет способствовать формированию навыков будущей профессиональной деятельности (рис. 3). Одним из действенных способов преодоления сложившейся ситуации многие опрошенные студенты считают также укрепление материально-технической базы в вузе (18%). Помимо перечисленных факторов упоминается увеличение продолжительности обучения (8%), расширение географии конференций (6%), увеличение проходного балла при поступлении в вуз (4%).

Таким образом, становится очевидно, что вектор развития инновационных реформ современного отечественного высшего профес-

Современные направления развития высшего...

сионального образования должен обратится в направлении усиления профильной подготовки обучающихся еще на ступени средней школы. В процессе последующих этапов обучения в вузе необходимо акцентирование на синтез комплекса профессиональных компетенций.

Положительная динамика изменений в ракурсе повышения уровня подготовки бакалавров и магистров технических направлений высших учебных заведений прослеживается также и в зарубежных образовательных учреждениях, выпускающих высококвалифицированные кадры для своей промышленности.

Во всех странах четко сформировалось понимание того, что состояние образования в стране определяет развитие ее экономики, культуру и уровень жизни населения. В связи с этим развитие образования, и особенно высшего, во многих странах является одним из приоритетных направлений государственной политики. О состоянии

□ присутствие мотивации

□ ориентация на формирование профессиональных компетенций

□ высокий уровень подготовки профессорско-преподавтельского состава

□ месторасположение вуза(приоритет - в столице)

□ стоимость обучения

Рисунок 2 - Факторы, влияющие на повышение качества высшего технического образования в зарубежных странах, по мнению студентов АГНИ

□ профориентация в школе

□ профилизация обучения по выбранным направлениям

□ улучшение технической базы

□ увеличение продолжительности обучения

□ расширение географии конференций и симпозиумов

□ повышение проходного балла при поступлении в вуз

Рисунок 3 - Способы повышения качества высшего технического образования в Российской Федерации

и за рубежом, по мнению студентов АГНИ

образования в стране можно судить не только по количеству вузов, студентов, преподавателей, но и по той роли, которую играет система образования страны в мире, по тому, в какой мере система образования интегрирована в мировое образовательное пространство [5, с. 37].

Одна из важнейших международных тенденций в профессиональной подготовке специалистов технического профиля является также формирование стратегических планов развития современных образовательных технологий, оптимально использующих опыт промышленных центров по становлению ведущих предприятий корпоративного типа [7, с. 36], [8, с. 32], [9, с. 86].

Проблема повышения качества учебно-воспитательного процесса актуальна во всем мире [10, с. 52]. Ее решение невозможно без единой национальной образовательной политики. Во многих экономически развитых странах (США, Великобритания, Франция, Германия и др.) регламентация сферы общественно-государственного регулирования системы образования осуществляется через введение национальных стандартов, в которых нормативно определены и закреплены квалификационные и общекультурные требования к выпускнику того или иного учебного заведения [6, с. 38].

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех рассмотренных государств черты организации обучения на высшей ступени общего образования [11, с. 145]:

1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах являются профильными.

2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.

3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.

4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический) [12, с. 102], три - во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический) [13, с. 35], [14, с. 87] и три - в Германии («язык -литература - искусство», «социальные науки»,

«математика - точные науки - технология») [3, с. 251].

Следует отметить также, что доминирующим компонентом профессионально-технического образования является информационно-предметное обеспечение, включающее в себя научную информацию для студентов и предметные объекты, обеспечивающие формирование у студентов преобладающих учебно-профессиональных умений и навыков [15, с. 129].

В целом, проблемы дефицита высококвалифицированных инженеров для промышленности в России и зарубежных странах решаются путем увеличения численности студентов в технических вузах, расширения выпуска университетов по направлениям с ориентацией на технические профили обучения (Франция, Англия, США, Россия) [14, с. 87]; пересмотра перечня инженерных специальностей и направлений для перспективных отраслей экономики (Франция, Россия); интеграции высшей школы, науки и производства (Франция, Германия, США, Россия) [16, с. 66]; развития научных исследований в системе высшей школы, в том числе в инженерно-технических вузах, по тематике промышленных фирм и производств (Франция, США, Германия, Россия) [1, с. 85]; повышения мобильности перехода учащихся из одного типа школ в другие на основе координации и согласования учебных планов и расширения доступа к высшему образованию (Германия, Россия); создания разветвленной сети университетского сектора: колледжей, профессиональных школ, технологических институтов (Япония, Франция, США, Германия, Россия) [17, с. 153].

В ходе осуществления анализа фундаментальной технической подготовки выпускников современных отечественных и зарубежных вузов была выявлена определенная тенденция: выпускником технического вуза должен быть специалист, характеризующийся конкурентоспособностью и социально-ориентированной активностью в овладении профессией технического профиля в непрерывном образовании и совершенствовании на основе различных модификаций как монопрофессиональных, так и полипрофессиональных, инвариантной, так и вариативной компетенций, способный к творческому осмыслению и конструктивной реализации инноваций в профессиональной

Григорьева О.С., Загитова Л.Р._

деятельности специалиста международной квалификации.

В итоге, подготовка высококвалифицированных специалистов технического направления для современного общества, отвечающих требованиям образовательных стандартов нового поколения, возможна при условии актуализации профессиональных компетенций будущих работников промышленности, что подтверждено результатами нашего социолого-педагогического исследования.

Современные направления развития высшего...

Таким образом, Российская Федерация, также как и зарубежные государства, проводя реформирование в системе своего высшего профессионального образования, стремятся приблизить фундаментальные теоретические знания обучаемых к будущей специализации их трудовой деятельности с помощью профи-лизации средней школы и усилением профессиональной направленности всех видов занятий в вузе.

15.11.2017

Список литературы:

1. Шакирова, Д .М. Тенденции в развитии высшего образования в странах Запада: возможности их реализации в России [Текст] / Д.М. Шакирова. - Казань: Школа, 1999. - 124 с.

2. Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России [Текст] / С.В. Луков, Б.Н. Гайдин, [и др.]. - Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 260 с.

3. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы [Текст] / М.В. Ларионова [и др.]. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 524 с.

4. Григорьева, О.С. Формирование профессиональной химико-технологической компетенции у бакалавров (для направления 240100 «Химическая технология» [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 12.09.2012 / О.С. Григорьева. - Казань, 2012. - 182 с.

5. A full-scale program of university development directed at professional education quality improvement [Text] / O.S. Grigoreva [и др.] // Especial. - 2017. - Т. 38. - №56. - С. 20-29.

6. Сазонова, З.С. Проектирование инженерного образования в третьем тысячелетии. Европейские тенденции и российские реалии. [Текст] / З.С. Сазонова // Высшее образование в России. - 2006. - №1. - С. 36-41.

7. Ifrim, M. Accreditation Norms and Procedures for the Institutions of Higher Education in Romania [Text] / M. Ifrim // International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education. - 1992. - №1. - P. 34-36.

8. Manta, M. Universitarii si politica [Text] / M. Manta // Forum. - 1992. - №10-12. - P. 30-34.

9. Zeidmane, A. Science Education Problems in Latvia [Text] / A. Zeidmane // 35 International IGIP Symposium: Book of Abstracts. ТSРU. - Tallin, 2006. - P. 85-89.

10. Григорьева, О.С. Аналитический обзор современных образовательных структур в свете усиления профессиональной направленности обучения студентов технических вузов [Текст] / О.С. Григорьева, Л.З. Рязапова // Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития: сб. статей VI Междунар. науч.-практ. конф-и. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. - С. 52-54.

11. Филатова, Л.О. Профильное обучение в зарубежных странах [Текст] / Л.О. Филатова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2005. - Т. 3. - №1. - С. 144-158.

12. Гриншпун, С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании [Текст] / С.С. Гриншпун // Педагогика. -2005. - №7. - С. 100-105.

13. Бражник, Е.И. Становление и развитие интеграционных процессов в современном европейском образовании [Текст]: дис. ... докт. пед. наук / Е.И. Бражник. - Санкт-Петербург, 2002. - 354 c.

14. Гриншпун, С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции [Текст] / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2004. - №7. - С. 85-91.

15. Хэ, Сяоган. Становление и развитие системы высшего профессионально-технического образования в Китае: 1980-е - начало 2000 гг. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Сяоган Хэ. - Москва, 2004. - 239 c.

16. Гриншпун, С.С. Профессиональная ориентация школьников в США [Текст] / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2005. - №9. -С. 65-72.

17. Гребнев, Л.С. Об организации высшего технического образования в США [Текст] / Л.С. Гребнев, В.А. Попов // Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С. 150-165.

References:

1. SHakirova D.M. Tendencii v razvitii vysshego obrazovaniya v stranah Zapada: vozmozhnosti ih realizacii vRossii [Tendencies in the development of higher education in Western countries: the opportunities for their implementation in Russia]. Kazan': SHkola, 1999, 124 p.

2. Lukov S.V., Gajdin B.N. et al. Dialog organizacionnyh kul'tur v sozdanii obshcheevropejskogoprostranstva vysshego obrazovaniya: Realizaciya principovBolonskogoprocessa v mezhdunarodnyh obrazovatel'nyhprogrammah s uchastiem Rossii [Dialogue of organizational cultures in the creation of a common European space for higher education: Realization of the principles of the Bologna process in international educational programs with the participation of Russia]. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2010, 260 p.

3. Larionova M.V. et al. Formirovanie obshcheevropejskogo prostranstva vysshego obrazovaniya. Zadachi dlya rossijskoj vysshej shkoly [Formation of the European Higher Education Area. Problems for the Russian Higher School]. M.: Izd. dom GU VSHEH, 2004, 524 p.

4. Grigor'eva O.S. Formation of professional chemical and technological competence for bachelors (for the direction 240100 "Chemical technology"). Candidate's thesis. Kazan', 2012, 182 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Grigoreva O.S. et al. A full-scale program of university development directed at professional education quality improvement. Especial, 2017, vol. 38, no. 56, pp. 20-29.

6. Sazonova Z.S. Proektirovanie inzhenernogo obrazovaniya v tret'em tysyacheletii. Evropejskie tendencii i rossijskie realii... Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2006, no. 1, pp. 36-41.

7. Ifrim M. Accreditation Norms and Procedures for the Institutions of Higher Education in Romania. International Networkfor Quality Assurance Agencies in Higher Education, 1992, no. 1, pp. 34-36.

8. Manta M. Universitarii si politica. Forum, 1992, no. 10-12, pp. 30-34.

9. Zeidmane A. Science Education Problems in Latvia. 35 International IGIP Symposium: Book of Abstracts. TSRU. Tallin, 2006, pp. 85-89.

10. Grigor'eva O.S., Ryazapova L.Z. Analiticheskij obzor sovremennyh obrazovatel'nyh struktur v svete usileniya professional'noj napravlennosti obucheniya studentov tekhnicheskih vuzov. Mezhdunarodnyj, federal'nyj i regional'nyj rynok obrazovatel'nyh uslug: sostoyanie iperspektivy razvitiya: sb. statej VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf-i [International, federal and regional market of educational services: state and prospects of development: Sat. articles VI Intern. scientific-practical. Conf.]. Penza: Privolzhskij Dom znanij, 2009, pp. 52-54.

11. Filatova L.O. Profil'noe obuchenie v zarubezhnyh stranah. EHkonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta [The economic bulletin of the Rostov State University], 2005, vol. 3, no. 1, pp. 144—158.

12. Grinshpun, S.S. Organizaciya proforientacii shkol'nikov v Velikobritanii. Pedagogika [Pedagogy], 2005, no. 7, pp. 100-105.

13. Brazhnik E.I. Formation and development of integration processes in modern European education. Doctor's thesis. Sankt-Peterburg, 2002, 354 p. (in Russian)

14. Grinshpun S.S. Opyt sozdaniya gosudarstvennoj sluzhby proforientacii vo Francii [Tekst] / S.S. Grinshpun // Pedagogika. - 2004. - №7. - S. 85-91.

15. Heh, Syaogan. Stanovlenie i razvitie sistemy vysshego professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v Kitae: 1980-e - nachalo 2000 gg. [Tekst]: Candidate's thesis / Syaogan Heh. - Moskva, 2004. - 239 c.

16. Grinshpun, S.S. Professional'naya orientaciya shkol'nikov v SSHA. Pedagogika [Pedagogy], 2005, no.9, pp. 65-72.

17. Grebnev L.S., Popov V. A. Ob organizacii vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya v SSHA. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], 2004, no. 11, pp. 150-165.

Сведения об авторах:

Григорьева Ольга Сергеевна, доцент кафедры физики и химии нефтегазового факультета Альметьевского государственного нефтяного института, кандидат педагогических наук

Е-шаИ: [email protected]

Загитова Лилия Расимовна, доцент кафедры математики и информатики энергомеханического факультета Альметьевского государственного нефтяного института, кандидат педагогических наук

Е-шаИ: [email protected]

423450, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.