деятельность с помощью средств физической культуры (2,7±0,32 балла).
Ещё меньше респондентов ориентируются на нравственные ценности физической культуры и спорта (всего 2,24±0,13 балла), а действенность такого мотива как «стремление к соревнованию» оказался неважен почти для 40% студенток 1 курса, что составляет 1,85±0,15 балла.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в результате проведенного исследования можно заключить, что модернизация программного материала по физической культуре в вузе, основанная на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов, должна учитывать мнения, интересы и мотивы студентов, современные образовательные технологии и индивидуальный подход в целях развития потребности в систематических занятиях и здоровом образе жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуреева, А.М. Определение значимых мотивов к занятиям физическим воспитанием у студенток вуза / А.М. Гуреева, Р.В. Клопов // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 2. - С. 27-30.
2. Пащенко, Л.Г. Проявление мотивов занятий физической культурой и спортом у студентов вуза с различной двигательной активностью / Л.Г. Пащенко // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 5. - URL : http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67015 (дата обращения: 01.01.2020).
3. Церковная, Е.В. Интересы и мотивы студентов как основа построения учебного процесса по физическому воспитанию в вузах / Е.В. Церковная, Л.Н. Барыбина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 10. - С. 135139.
REFERENCES
1. Gureeva, A.M. and Klopov, R.V. (2011), "Determination of important motives to engage in physical education of the students of the University", Physical education of student, No. 2, pp. 27-30.
2. Paschenko, L.G. (2016), "Manifestation of motives for physical culture and sports among University students with different motor activity", Modern scientific research and innovation, No. 5, available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67015.
3. Tserkovnaya, E.V., Barybina, L.N. (2008), "Interests and motives of students as the basis for building the educational process for physical education in universities", Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, No. 10, pр. 135-139.
Контактная информация: irinа.grin.97@mаil.ru
Статья поступила в редакцию 21.04.2020
УДК 796.011.3
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МАКРОЦИКЛА ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 15-17 ЛЕТ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Елена Вячеславовна Мачканова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Анастасия Александровна Федотова, методист, Центр педагогического мастерства, Москва
Аннотация
Приоритеты в поступлении в высшие учебные заведения и материальная составляющая победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету
«Физическая культура» с каждым годом все в большей мере повышает мотивацию юношей и девушек 15-17 лет к участию в данном мероприятии. В связи с этим конкурентность между участниками повышается и стать победителем или призером олимпиады становится всё сложнее. Данный факт предъявляет требования к более четкому и эффективному построению процесса подготовки школьников к выступлению на олимпиаде по физической культуре. Так как олимпиада представлена четырьмя этапами на протяжении всего учебного года, то подготовку вполне возможно осуществлять в соответствии с принципами и закономерностями спортивной тренировки. Цель исследования - разработать примерный макроцикл подготовки юношей и девушек 15-17 лет к выступлению на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура». Методы исследования: анализ научно-методических, учебно-методических и информационных источников; педагогические наблюдения; методы математической статистики. Исследование проводилось на группах подготовки учашдхся 9-11 классов г. Москвы к выступлению на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» (n = 109). Все этапы олимпиады представлены в виде системы соревнований, средства подготовки условно разделены по направленности. Исходя из принципа волнообразности динамики нагрузок в зависимости от сроков выступлений представлены мезоциклы и микроциклы тренировки определенных типов. По итогам исследования была определена динамика нагрузки в различные периоды подготовки школьников 15-17 лет к олимпиаде. В работе представлен примерный макроцикл подготовки юношей и девушек 15-17 лет к выступлению на Всероссийской олимпиаде школьников с детализацией величины нагрузки в основных структурных объектах большого цикла подготовки. Его целесообразно использовать как структурную основу ежегодной подготовки школьников для выступления в олимпиаде по физической культуре.
Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура», макроцикл подготовки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p301-306
FEATURES OF BUILDING UP THE MACROCYCLE FOR PREPARING OF SCHOOL-STUDENTS OF 15-17-YEAR-OLDS TO PERFORM AT THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD ON THE SUBJECT OF "PHYSICAL EDUCATION"
Elena Vyacheslavovna Machkanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Anastasi-ya Alexandrovna Fedotova, the methodologist, Center of Pedagogical Skills, Moscow
Abstract
Priorities in entering higher education institutions and the material component of the winners and prize-winners of the final stage of the all-Russian Olympiad of schoolchildren in the subject "Physical education" every year increases the motivation of young men and girls aged 15-17 to participate in this event. In this regard, the competition between the participants increases and it becomes more difficult to become a winner or a prize-winner of the Olympiad. This fact makes demands for a clearer and more effective construction of the process of preparing students to perform at the Olympics in physical culture. Since the Olympiad is represented by four stages throughout the school year, it is quite possible to prepare in accordance with the principles and laws of sports training. The purpose of the research is to develop the approximate macrocycle for preparing the young men and girls aged 15-17 to perform at the all-Russian school Olympiad on the subject of "Physical education". Research methods: the analysis of the scientific and methodological, educational and informational sources; pedagogical observations; methods of mathematical statistics. The study was conducted in groups of preparation of students of grades 9-11 in Moscow to perform at the all-Russian school Olympiad on the subject "Physical education" (n = 109). All stages of the Olympiad are presented in the form of a competition system, the training facilities are conditionally divided by orientation. Based on the principle of undulating dynamics of loads, depending on the timing of performances, mesocycles and microcycles of certain types of training are presented. According to the results of the study, the dynamics of the load in various periods of preparation of students aged 15-17 years for the Olympics was determined. The article presents the approximate macrocycle of preparation of the boys and girls aged 15-17 years to perform at the Olympiads with detailed load values in the main structural objects of a large training cycle. It is advisable to use it as a structural basis for the annual training of schoolchildren to perform in the Olympiad in physical education.
Keywords: All-Russian Olympiad for school-students on the subject of "Physical education", macrocycle of preparation.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» набирает популярность. Об этом свидетельствует возрастающий интерес школьников, что подтверждается увеличением количества участников на первом этапе данного мероприятия. Это отчетливо видно на примере города Москвы, где Всероссийская олимпиада школьников играет большую роль не только для поддержания интереса учащихся к предмету «Физическая культура», но и для рейтинга каждой школы.
2019/2020 уч. год
2018/2019 уч.год
2017/2018 уч.год
1 1 1
59986
59593
58272
I
57000
58000
59000
60000
61000
Рисунок 1
Количество участников города Москва школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»
На рисунке 1 представлены данные, характеризующие динамику изменения количества участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» за последние 3 учебных года. В октябре 2019 года в мероприятии принимали участие 59986 учащихся образовательных учреждений города Москвы, что значительно превышает показатели прошлых годов.
Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» не только дает гармонично и всесторонне развитым юношам и девушкам возможность проявить свои возможности и реализовать себя, но и решить проблемы, связанные с выбором сферы деятельности для последующей жизни. Олимпиада - это не спортивное соревнование как таковое, но в процессе выступления в ней проводится сравнение показанных участниками результатов, поэтому данное мероприятие можно отнести к соревновательному типу.
При наличии соревновательной деятельности можно говорить про необходимость целенаправленной подготовки для наиболее успешного выступления. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» проводится в четыре этапа, каждый из которых является отборочным к следующему, и, соответственно, требования к уровню подготовленности участников становятся выше от этапа к этапу. Первый этап -школьный - проводится в образовательной организации, где принимают участие учащиеся данного заведения. Второй этап - муниципальный, третий - региональный, и, четвертый - заключительный, всероссийского уровня. Выступление на всех этапах олимпиады можно рассматривать в качестве системы соревнований.
Первый старт проходит в октябре, он рассматривается как контрольный, и не предъявляет высоких требований к подготовленности учеников. По статистике каждый седьмой из выступающих попадают на следующий этап, учитывая, что большинство участников рассматривают данное мероприятие как физкультурно-спортивный праздник, и стремятся получить положительные эмоции при выполнении различных заданий, а не победить. Второй старт (муниципальный этап) проходит в конце ноября, требования к уровню подготовленности участников повышаются. Конкуренция возрастает, и для многих выступающих данный старт является отборочным к региональному этапу. Однако по положению центральной предметно-методической комиссии, те участники, которые проявили себя в прошлом году на региональном этапе и стали победителями и призерами,
могут выступать в нем в следующем году без учета выступления на муниципальном этапе. Поэтому для них второй старт будет так же, как и первый, контрольным. Региональный этап является отборочным стартом, на котором необходимо проявить максимальные возможности и использовать направленное подведение к выступлению. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников является главным для всех участников и к данному старту проводится непосредственная предсоревновательная подготовка. Подготовка к соревнованиям различного уровня может происходить циклично, так как данное мероприятие предполагает участие школьников 9-х, 10-х и 11-х классов. Соответственно, процесс подготовки к выступлению на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» можно представить в виде макроциклов.
Исходя из вышеизложенного, цель исследования - разработать примерный макроцикл подготовки юношей и девушек 15-17 лет к выступлению на Всероссийской олимпиаде школьников (далее ВсОШ) по предмету «Физическая культура».
Задачи исследования: 1. Определить динамику нагрузки в различные периоды подготовки школьников 15-17 лет к ВсОШ по предмету «Физическая культура»; 2. Разработать макроцикл подготовки юношей и девушек 15-17 лет к выступлению на ВсОШ с детализацией величины нагрузки в основных структурных объектах большого цикла подготовки (на примере 2019-2020 учебного года).
Методы исследования: анализ научно-методических, учебно-методических и информационных источников; педагогические наблюдения; методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось на группах подготовки учащихся 9-11 классов г. Москвы к выступлению на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» (п = 109).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В период с 2017 по 2019 год нами было выявлено, какие средства и в каком объеме применяются в процессе подготовки школьников к выступлению к олимпиаде, опираясь на комплекс испытаний, выполняемый участниками на заключительном этапе за последние 10 лет [1, 2]. Распределив содержание подготовки по разделам программы, мы определили разделы подготовки школьников: спортивные игры (21% от общего объема средств), гимнастика с элементами акробатики (25%), легкая атлетика (16%), плавание (4%), стрельба (1%), основы знаний по физической культуре и спорту (33%).
Как известно, макроцикл должен разрабатываться соответственно системе соревнований спортсменов. Учитывая, что все этапы ВсОШ всегда проходят примерно в один и тот же период, можно довольно четко выделить периоды - подготовительный, соревновательный и переходный в каждом году. Школьный этап проходит в конце октября, муниципальный - в конце ноября, региональный - в начале февраля, и заключительный в конце апреля. Исходя из того, что самые высокие требования к подготовленности участников ВсОШ предъявляются на двух последних этапах, то соревновательный период целесообразно планировать на период с февраля по май. Примерный макроцикл представлен на рисунке 2.
Подготовительный период логически начинается одновременно с учебным годом -в сентябре. В начале подготовки необходимо подготовится к высоким нагрузкам, для этого используется втягивающий мезоцикл, в основе которого лежит общеподготовительная направленность при выборе упражнений с относительно низкой и средней интенсивностью и объемом. Затем объем нагрузки увеличивается до значительных и больших величин при сохранении средней интенсивности и направленности средств на общую подготовку. Это представляется в виде базового общеподготовительного развивающего мезоцикла, задача которого - повысить уровень общей физической подготовленности школьников. В конце этого мезоцикла проходит первый этап ВсОШ, выступление в кото-
ром носит контрольный характер. Следующий мезоцикл - контрольно-подготовительный - решает задачу этапного контроля, он показывает уровень интегральной подготовленности занимающихся и его динамику по отношению к моменту начала процесса подготовки. В конце этого мезоцикла проходит муниципальный этап ВсОШ. На последующих двух базовых мезоциклах при выборе средств подготовки появляется специально-подготовительная направленность, величина нагрузки в развивающем мезоцикле достигает максимальных значений в данном макроцикле, в большей степени за счет увеличения ее интенсивности. В стабилизирующем мезоцикле идет направленность на сохранение и последующее повышение уровня подготовленности, в нем суммарная нагрузка ниже, чем в предыдущем мезоцикле.
I I__*_.
II
Щ а
11 11
ПОДГОТОВЕГКПЬНЫЛ
СОрМНЮВЛГСЛЬНЫП
Рисунок 2 - Примерный макроцикл подготовки школьников к выступлению на ВсОШ*
*Условные обозначения микроциклов:
ТОО - тренировочный общеподготовительный ординарный ТОУ - тренировочный общеподготовительный ударный ТСО - тренировочный специально-подготовительный ординарный ТСУ - тренировочный специально-подготовительный ударный
Соревновательный период начинается соревновательным мезоциклом и связан с выступлением на региональном этапе ВсОШ, где необходимо показать высокий, порой максимальный, результат, чтобы пройти отбор на заключительный этап олимпиады. Для реализации данной задачи целесообразно использовать подводящий микроцикл перед соревновательным, который связан со значительным снижением объема нагрузки при большой интенсивности, используя при этом соревновательные, специально-подготовительные и сопряженные упражнения. В связи с тем, что между региональным и заключительным этапами имеется относительно длительный период времени, более двух месяцев, то логично использовать развивающе-тренирующие воздействия специально-подготовительной направленности с целью сохранить и несколько повысить уровень подготовленности занимающихся к главному старту. Для этого целесообразно планировать четырехнедельный базовый специально-подготовительный стабилизирующий мезоцикл, затем предсоревновательный, направленный на достижение состояния оптимальной го-
товности к выступлению, а затем, соревновательный, решающий задачу реализации достигнутой готовности.
После выступления на заключительном этапе ВсОШ в 9-11 классах традиционно начинаются экзамены, подготовка к которым зачастую перемещает на задний план занятия физическими упражнениями, и в основном двигательная активность в течение всего летнего периода связана с активным отдыхом. Эти изменения воздействий на организм, связанные со снижением нагрузки и отказ от специфических упражнений, отражают задачи переходного периода годичного макроцикла подготовки юношей и девушек к выступлению на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура». На рисунке 2 представлена структура макроцикла подготовки школьников к выступлению на олимпиаде. Макроцикл имеет одноцикловую структуру, мезоциклы, представленные в каждом периоде, решают четкие задачи, которые отчасти решаются каждым микроциклом.
ВЫВОДЫ
1. По итогам исследования была определена динамика нагрузки в различные периоды подготовки школьников 15-17 лет к ВсОШ по предмету «Физическая культура». Она соответствует принципу волнообразности динамики нагрузки - с целью повышения уровня тренированности она увеличивается, а затем, непосредственно перед выступлением в том или ином этапе, снижается для наилучшей реализации своей подготовленности.
2. В процессе исследования был разработан примерный макроцикл подготовки юношей и девушек 15-17 лет к выступлению на ВсОШ с детализацией величины нагрузки в основных структурных объектах большого цикла подготовки. Его целесообразно использовать как структурную основу ежегодной подготовки школьников для выступления в олимпиаде по физической культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мачканова, Е.В. Особенности подготовки школьников 9-11 классов к всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / Е.В. Мачканова, А.А. Федотова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 204-208.
2. Подготовка подростков 15-17 лет г. Москвы к выступлению на всероссийской олимпиаде школьников по учебному предмету «Физическая культура» / Е.В. Мачканова, А.А. Федотова, Н.А. Гуделева, А.В. Кучерявенко // Спортивно-педагогическое образование. - 2019. - № 3. - С. 3846.
REFERENCES
1. Machkanova, E.V. and Fedotova, A.A. (2019), "Feature of preparation of school-students of 9-10 grades to all-Russian Olympiad on the academic subject of "Physical Education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 204-208.
2. Machkanova, E.V., Fedotova, A.A., Gudelyova, N.A. and Kucheryavenko, A.V. (2019), "The training of adolescents aged 15-17 for the performance at the all-Russian Olympiad on the academic subject of "Physical Education", Sport and pedagogical education, No. 3, pp. 38-46.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2020
УДК 378
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ АГРАРНОГО
ВУЗА
Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Капиталина Алексеевна Рокитянская, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский госу-